Сравнительно недавно БДТ (Большой Драматический театр в Санкт-Петербурге) показал интересный выход из кризисной ситуации. Коронавирус, отсутствие зрителей, простой оборудования и актёров. И вот, премьера "Вишнёвый сад" в игре "Minecraft". Наша редакция хотела понять, стоили ли затраченные усилия и новое "поле" для работы того, чтобы давать спектакли в игре? А сколько это стоит денег? Есть ли возможность попробовать это в других играх? Так как у нас нет должного образования, мы обратились к заместителю руководителя по Художественно-постановочной части в Александринском театре (новая сцена) Олегу Владимировичу Боброву и попросили дать развёрнутый ответ, на наши вопросы и следующие абзацы будут идти от его лица.


Игры и искусство. Удачная коллаборация? Или разовая акция?

2020 год. Коронавирус. Все сидят по домам, выходят на улицу только по работе или за продуктами, некоторые безумцы решают пожарить шашлыки на природе, но речь в этой статье пойдёт точно не о последних. Но всё же шашлыки это повод вырваться из этого заточения и развлечь себя, да и понятно, что эти люди занимались бы тем же самым и в обыкновенное время без всякого вируса. Что же делать тем, кто провёл бы это время в театральном зале? Ворваться просто так в зал нельзя, да и играть там будет некому. Тут на спасение зрителю пришёл относительно новый жанр «Онлайн – театр».


Виртуальный театр

Давайте для начала разберемся, можно ли такой формат назвать новым. Все, наверное, помнят или на собственном опыте или хотя бы из мемов, что в 90-е по телевизору бесконечно показывали «Лебединое озеро». Но и это было далеко не новинкой, ещё в начале 20го века на плёнку были запечатлены такие спектакли как «Ревизор» и «Псковитянка» (известная партия Ф.И. Шаляпина дошла до нас именно в этой записи). А в 40-50-е годы прошлого века такой формат был вообще очень популярен из-за нехватки игрового кино.

Но вернёмся в наше время. Сейчас довольно сложно завлечь искушенного зрителя даже в классический театр, а тут предлагают ещё и через экран смотреть на действующих онлайн артистов. Тут возникает несколько вопросов: как зрителю, сидящему дома дать ощущение того «живого» артиста, а не просто ощущение записанного на плёнку «кино» и как удержать внимание зрителя у экрана? И тут мы и встречаемся с важным новым понятием «интерактивного-виртуального театра». Конечно же нельзя сказать, что это явление тоже стало новым для театра, но в период пандемии оно стало максимально актуальным. Может быть - это и тупиковая ветвь развития, но она есть и будет развиваться параллельно с классической формой театра с его сценой и кулисами.

Давайте же попробуем разобраться, какие особенности и трудности могут ждать творцов театра в виртуальном мире.

Игры и искусство. Удачная коллаборация? Или разовая акция?











Конечно, стоит начать с пространства. Ведь спектакль, даже виртуальный, нужно где-то играть. В нашем случае вариантов несколько либо в реальном пространстве и создавать трансляцию, либо создать виртуальное пространство и обыграть сюжет в нём. На мой взгляд, наиболее интересным для рассмотрения является именно виртуальный театр. Здесь можно и создать мир, в котором будут существовать артисты и просто создать театр и сыграть в нём настоящий спектакль. Так, например, был создан спектакль театра БДТ - «Вишнёвый сад». В этом проекте было полностью воссоздано здание театра и декорации в нём, а артисты «играли» спектакль «играя» за персонажей игры.


Как подготовить онлайн - спектакль в игре?

Но так ли всё просто? В первую очередь театр это структура, развивающаяся сотни лет в привычной для себя колее: эскиз – чертежи – декорации – репетиции. 

А что делать, если чертить и собирать нечего? Кому заниматься виртуальным строительством? Есть ли такие специалисты в театрах? Конечно же пока нет. Поэтому на данный момент этими вопросами занимаются те кто уже профессионал в виртуальном мире – игроки и конечно же IT специалисты. Поэтому тут театр столкнулся с необходимостью в работе со сторонними людьми. За театром оставалась необходимость свести артистов, режиссеров, художников и программистов и получить достойный продукт.

Но главное, что принцип действия остался прежним: Художник придумывает эскиз, строители строят здание и декорации, режиссёр с артистами уже «обживают» новое пространство. Непривычно, но похоже на реальность.

Конечно, немало важна и стоимость таких проектов. Несомненно, производство реальных декораций обходится в большую сумму денег. Но в реальности на сцене множество дорогих металлических конструкций и прекрасных костюмов. А тут пиксели и килобайты. Но всем мы прекрасно знаем, что за технологии нужно платить, поэтому такие проекты могут стоить и как настоящий спектакль, ведь для проработки пространства может понадобиться целая студия художников. Сейчас, пока это лишь теория, поэтому точно определить стоимость практически невозможно. На данный момент такие проекты можно сравнить с созданием рекламных роликов с использованием графики, так что я могу оценить стоимость такого проекта созданного на игровом движке в 2-3 миллиона рублей. Естественно всё зависит от проработки, качества и масштаба проекта.

Важно отметить и трудовые затраты на такие проекты. Лично мне важна работа постановочной бригады. Вероятно, что если этот формат будет актуальным в будущем, но в театрах появятся отдельные специалисты, отвечающие за подобные спектакли. И тогда разработка, и подготовка будет в потоке и будет полноценным, как говорят в театре «выпуском».

Но важнее отметить нагрузку на артистов. Общаясь с артистами, которые сами принимали участие в таких проектах, я сделал вывод, что нагрузка на артиста ложится не меньшая, чем, когда артист играет на реального зрителя, скорее даже наоборот. Актёр на сцене получает контакт со зрителем, что его подпитывает и помогает сыграть нужную эмоцию, тут же ты сидишь перед монитором и играешь просто по сценарию. Опять же очень важен язык тела, ведь артист не просто разговаривает - он жестикулирует, танцует, а как это показать в виртуальном мире? Если даже представить графику уровня голливудских блокбастеров, невозможно передать движение, так как это может передать настоящее человеческое тело, во всяком случае, в реальном времени -  пока, это не возможно. Туда же можно отнести и вопрос передвижения в пространстве, артист репетирую проходит точки, на уровне своего тела проходит сцену и запоминает как и куда он перемещается, здесь же в его распоряжении джойстик или клавиатура, то есть запоминать всё приходится исключительного глазами. А какой бред увидят зрители, если всё будет работать не по чёткой схеме? А ведь в этот момент артисту ещё и про текст нужно не забывать и не просто его читать, а передать мысль и эмоцию!


Интервью с актёром

Мне посчастливилось поговорить с артистом Александринского театра Дмитрием Бутеевым и он поделился своими мыслями о сложностях интерактивного театра:

Игры и искусство. Удачная коллаборация? Или разовая акция?Какие трудности в первую очередь встречаются при работе онлайн?

Основные трудности связаны с тем, что Театр, на мой взгляд, пока не очень готов к выходу онлайн. Технически и идейно. Кроме онлайн показов спектаклей, трансляций, я не видел чего либо принципиального нового или цельного - всё это робкие попытки. Да и театральные режиссеры, по-моему, пока не очень охотно лезут в эту сферу. Им скорей после пандемии хочется вернуться в родные театральные коробки, тогда как интернет-пространство требует от них мобильности, изобретательности и поворотливости, если так можно выразиться. Мне кажется, что если театр отнесется к этому вызову серьезно, то в свое время появится что-то новое, некий новый театральный формат. Как с развитием кино и телевидения появился формат телеспектаклей. Я думаю, что и сейчас есть над чем подумать. Это может быть очень интересно.
Есть ли ощущение "игры в игру" при такой работе?
"Игра в игру" звучит скорей как название нового жанра в онлайн-театре, название какого-то единого виртуального пространства, на котором встретятся зритель и актер. Как раз здесь и может появиться симбиоз виртуального и интерактивного театра.
На данном же этапе артист просто перестал слышать и общаться со зрителем, пропало живое общение, а это мало чем отличается от того, чем мы занимаемся в кино, на съёмках.
И театром это трудно назвать.
Как Вы считаете, есть ли будущее у такого направления театра?
Я думаю, что "театр онлайн" не сможет когда-либо в полной мере выдавить настоящий, живой, "оффлайновый" театр, но то, что на этом "поле", в каждодневном "высиживании" человека в соцсетях, театру есть сейчас что предложить - это однозначно так. Просто пока это не нашлось, этот язык еще не сформировался. Я уверен, со временем театр найдет в интернете своего зрителя и смею предположить, что это может быть весьма популярно.
Интерактивный театр или виртуальный театр или их симбиоз?
И виртуальный,и интерактивный,и симбиоз и, все что угодно, только чтобы это оставалось театром. Не кино, не видеоблогом, не медиаконтентом, а именно театром. Местом, где останется воздух для человека с его мыслями, чувствами, воображением. Сейчас об этом трудно говорить, всё ещё впереди, я думаю.
Артист в виртуальном театре, сможет ли любой артист работать в таком формате или всё же необходимо что-то добавлять в систему образования для артистов для работы в виртуальном пространстве?
Мне не кажется, что интернет требует от артистов чего-то такого особенного, чего он не делал до этого. Это такое же общение, диалог, только в другом формате. Перенимать опыт современных блоггеров я не вижу смысла. Скорей Театру и артисту есть что "добавить" в нынешнее интернет - пространство. Театр останется домом, институтом, коим и был всегда, куда приходит зритель, чтобы поговорить о чем-то важном и насущном, только на этот раз этот дом будет виртуальным. Вот и всё 

А что театру может предложить игровая индустрия в ответ?

Конечно, в первую очередь в голову приходят песочницы как тот же Minecraft. Но в данной ситуации игра используется как движок. То есть можно создать театр и в Unreal Engine или Unity и возможно это даст больше гибкости в создании без ограничений правилами самой игры.

На мой взгляд в качестве такой платформы может быть практически любая игра с открытым миром. Но тут мы понимаем, что все роллплей сервера это в своём образе и есть театр. Любительский, но театр.

Есть ли смысл Театру играть в игры? Конечно есть, потому что зритель в них охотно играет. Есть ли смысл давать поиграть зрителям с профессиональными артистами? Я считаю, что несомненно – да. Артист в этом случае это герой кат сцены или NPS только живой и настоящий с настоящим интеллектом и эмоциями.

Театр - это живой организм – искусство, которое не может существовать без контакта со зрителем. Так почему же если мы пьем в онлайн барах, работаем, творим, любим, дружим и занимаемся сексом онлайн, мы не можем пойти в онлайн театр и пообщаться с любимыми артистами хоть и не напрямую, но по - театральному с откликом и живой эмоцией?

Подводя итог. Так получилось, что в этот период жизни нашли свой симбиоз 2 вещи, которые я люблю - это игры и театр. Надеюсь, что этот союз будет интересен и не пропадёт в зачатке.

Ходите в театр, играйте в игры и главное общайтесь!


Спасибо за внимание!

Заместитель Художественно-Постановочной части Александринского театра - Бобров Олег Владимирович.