После официального выхода VALORANT в середине июня, всё сообщество пристально наблюдает за тем, что случится с игрой дальше. Многие ожидают, что игра "взорвет" киберспортивную сцену, но "взорвет" ли? Какой подход выберут Riot Games? Станет ли VALORANT настоящим конкурентом CS:GO? Сегодня мы немного поразмышляем на эти темы.

Киберспортивный VALORANT на данный момент

К чести Riot, им удалось создать FPS на основе классов, который одновременно прост для понимания и в который весело играть. Им удалось взять лучшие элементы из CS:GO (механики стрельбы и экономика), а также внести в игру элементы MOBA (персонажи с особыми способностями). Это влияние MOBA не сильно отличается от другой похожей игры — Overwatch.


Эту смесь веселья и простоты в свое время упустили Activision Blizzard, когда выпускали Overwatch. Наблюдать за киберспортивным Overwatch с его огромными картами, носящимися туда-сюда на разных скоростях персонажами и множеством битв в воздухе очень сложно. Битвы в VALORANT же, в основном, проходят на земле, персонажи двигаются с одинаковой скоростью, а карты — в разы меньше и более закрытые, чем в Overwatch. Благодаря этим отличиям, за матчами в шутере от Riot проще наблюдать и, в целом, проще понимать, что вообще происходит на карте.


Пока киберспорт в VALORANT представлен рядом небольших турниров от независимых организаций. Некоторые из них проводили организаторы, знакомые сообществу по CS:GO и League of Legends. Например, G2, Fnatic и 100 Thieves. На данный момент, призовые у таких турниров крутятся в районе $5,000. Больше $10,000 призовых имела лишь малая часть турниров.


Турниры представляли собой смесь "шоуматчей" и серьезных соревнований, где стримеры и экс-игроки из других дисциплин сражались в первом типе матчей, а игроки, которые стараются сделать себе карьеру в VALORANT — во втором. Поскольку Riot предоставила возможность каждому создать свой собственный турнир с призовым менее $10,000, если он будет отвечать правилам сообщества, скорее всего оба типа турниров будут популярны после запуска игры.


Вряд ли у кого-то вызывает удивление факт, что множество игроков приходят в VALORANT из других дисциплин: например, CS:GO и Overwatch. Но если не брать в расчёт редкие исключения, большинство таких "перебежчиков" — это либо игроки на излёте своей карьеры, либо тир-2-3 игроки, которые в своей прошлой дисциплине не могли добиться чего-то весомого.


Но это лишь начало развития экосистемы VALORANT. Реальный же вопрос заключается в том, смогут ли Riot и дальше поддерживать рост VALORANT и хайп вокруг него, а также какой дорогой пойдут Riot при развитии своей новой игры.

Каков подход Riot?

Пока зарождение киберспортивной VALORANT сцены не сильно отличается от того, как Riot запускали League of Legends. Турниры от сообщества, работа со сторонними организаторами и постепенное внедрение контролируемой Riot системы. Но есть и несколько ключевых отличий в том, что делали Riot в 2009 и что делают в 2020.


Пока Riot еще не уделили достаточно времени именно киберспортивной составляющей. Этим им еще лишь предстоит заняться. Но это нормально. Игра появилась на радарах лишь недавно, а посему Riot стоит сначала заняться наращиванием базы игроков, а затем уже ударяться в киберспорт.


Естественный способ это сделать в 2020 году — использовать различных медийных личностей в продвижении своего продукта. Чтобы конкурировать на сцене долгие годы, например, с CS:GO игре потребуются известные лица. Также нужно удостовериться, что в игре присутствует смесь "фана", соревнования и доступных многим системных требований.


На данный момент Riot следуют тем принципам, которые они описани в Community Competition Guidelines. До середины июня почти каждый турнир в VALORANT расценивался как "небольшой турнир". Их максимальный призовой достигал $10,000, а VALORANT никак не участвовал в создании турнира.


Серия турниров Ignition может породить первые турниры "среднего тира". Призовые превысят $10,000, а также на соревнования будут влиять сами Riot Games. Однако, как отмечается в их документе, такие турниры, как Ignition Series, не окажут никакого влияния на более широкую экосистему VALORANT.


Турнир от G2 — один из первых Ignition турниров. Благодаря свободе от прямого взаимодействия на широкую экосистему, турнир от G2 стал своеобразной смесью медийных лиц, стримеров и игроков, которые хотят выбиться в про. Этот турнир — не какой-то супер серьезный и соревновательный. Одно участие в нём CEO G2 Карлоса "ocelote" Родригеза на это как бы намекает...


Подобные турниры ведут нас дальше, к третьему шагу в план Riot — Major турнирам. Организация сразу открыла все карты, заручившись поддержкой таких грандов как ESL, DreamHack и OGN при создании будущих Major турниров. Для тех, кто знает историю League of Legends, это не стало неожиданностью. Riot работали со всеми тремя компаниями с самого зарождения соревновательного LoL.


По собственному признанию Riot, Major турниры не предназначены для того, чтобы быть финальной итерацией турниров VALORANT, скорее они станут чем-то вроде соревновательной "прелюдии". 


Так что нас ждет после третьего шага Riot? Пока компания ничего не анонсировала, но нельзя не заглядываться на LoL в поисках ответа. Многие ожидают, что разработчики пойдут по проторенной тропе своей первой успешной игры. После нескольких лет развития игры с помощью сторонних организаторов, они скорее всего приберут всё к своим рукам и будут собственноручно контролировать киберспортивную сцену.

Как много времени это займет?

Многие задаются вопросом, как скоро Riot начнут сами заниматься киберспортивной составляющей и станут непосредственно управлять основными турнирами? Здесь снова следует посмотреть на LoL. Сама игра была выпущена в 2009 году, но первый ЧМ прошел лишь в 2011, а LCS появился в 2013.


Но Riot Games из 2020 уже куда опытнее, чем они же образца 2009-2010. В нормальных условиях они вполне могли бы организовать крупный турнир до конца 2020 или в начале 2021, чтобы следом запустить подобие LCS в середине года.


Но из-за коронавируса условия сложно назвать нормальными. Киберспорт в VALORANT без LAN ивентов развивать очень сложно. Без контента и игроков со всего света, собранных в одном месте, игра не взлетит так высоко.


Но даже если не задаваться вопросами о времени, к Riot есть вопросы. Например, какими буду трансляции VALORANT? Будут ли Riot придерживаться такой же политики, как в LoL: серьезные, похожие на спортивные трансляции. Либо они возьмут пример с CS:GO, где стримы чуть более расслабленные, и где комментаторы и таланты имеют больше простора для креатива и веселья?


С точки зрения жизнеспособности, VALORANT имеет все необходимое, чтобы стать успешной киберспортивной дисциплиной. У неё есть разработчик с большим опытом в проведении киберспортивных соревнований, поддержка от медийных лиц и хайп, подкрепленный чередой турниров и тщательно разработанным планом. Но самое главное, VALORANT - это веселая и простая игра, которая проста как для игры, так и для просмотра.