Тренер и аналитик Энтони Ходсон решил пролить свет на грязные делишки Mineski, GESC и Entity Gaming.

https://twitter.com/scantzor/status/1056954452282957824?s=21

То, как вели себя организации, в конечном итоге подтолкнуло Энтони не только сменить сферу деятельности, но и высказаться публично о проблемах индустрии.

Два года своих несчастий автор уместил во внушительного размера лонгрид. Опустив предисловия, мы перевели и выделили для вас основные вехи карьеры и ключевые моменты текста. Как и в оригинале, события представлены в обратном хронологическом порядке.

Entity Gaming: Июнь 2018-октябрь 2018 (Манила, мумбаи)

Около двух недель назад я был уволен из Entity Gaming, вместе со всеми игроками. Это было как гром среди ясного неба. Мы неплохо играли на квалификациях к TI8, заняв четвертое место в SEA-регионе. В новом сезоне мы запрягали долго. После плохих результатов на трех квалификациях к ряду, мы решили, что нам нужны изменения в составе. Однако у нас никак не выходило найти пятого игрока. Во время всей этой суматохи менеджмет просто сдался и отказался от команды. Они представили две причины:

  1. Они тратили много денег на команду
  2. Мы показали плохие результаты на старте сезона

Это решение было принято ими на второй месяц моего годового контракта с Entity. Большинство игроков так же имели годовой контракт, и играли всего пару месяцев. Когда я обратился к организации с вопросом о компенсациях, они ответили, что ничего нам не должны по их мнению. Компенсации, сказали они, для тех, кто работал в компании долгое время. Так как мы только начали свою работу, к нам это не относится. Мол, мы были не "уволены", нас просто "отпустили".

...

Менеджмент выразил желание работать со мной в будущем. Они сказали, что планируют вернуться в Dota 2 в следующем году. Я четко дал понять, что если я не получу никакой компенсации, то не стану с ними работать впредь. Взяв время на размышление, они предложили компенсацию за 15 дней работы, делая акцент на том, что это акт щедрости с их стороны, и что они ничего никому не должны.

Это, конечно же, бред. Вот вырезка из контракта, согласно которой, об увольнении организация должна предупредить минимум за месяц. Разрыв контракта же должен быть сопровожден как минимум компенсацией в размере месячной зарплаты:

...

На определенном этапе мои наниматели довольно агрессивно дали понять, что не несут никакой ответственности с точки зрения закона.

...

Почему? Потому что я югоафриканец, "работавший" в Индии по туристической визе (по настоянию моих нанимателей), связанный контрактом по законам Сингапура. Я должен покинуть Индию через несколько дней, и не могу себе позволить оплату судебных тяжб.

Подобная ситуация встречается гораздо чаще, чем можно подумать. Одна из целей этой статьи – дать понять, что иностранец вроде меня, берущийся за работу в сфере Dota 2 в SEA, почти всегда получает контракт символического значения.

Состав Entity Gaming, распущенный без компенсации

Перед тем как мы ушли, меня и игроков вынудили подписать документы, которые гласили, что Entity выплатили нам всё что были должны.

...

Насколько мне известно, никто из игроков не получил никаких компенсаций.

...

Суть в том, что мы оказались в ситуации, когда закон оказался не на нашей стороне. Это одна из причин, по которой я пишу эту статью. Подобные ситуации возникают постоянно со многими людьми.

GESC: Сентябрь 2017-май 2018 (Манила, кейптаун, Джакарта, бангкок)

Начиная с сентября 2017 года, я работал консультантом на GESC. Я напрямую работал с Оскаром Фенгом, СЕО компании. Я подружился с Оскаром за пару лет работы, доверял ему и верил в его виденье индустрии.

...

GESC должны были провести четыре ивента DPC-сезона 2017/2018. На стадии планирования стало ясно, что времени для подготовки двух первых турниров просто не хватает. К тому же, были опасения о недостаточном финансировании. GESC взяли на себя ответственность отменить оба первых ивента, дабы сфокусироваться на последующих в марте и мае. Хотя это и было воспринято сообществом негативно, изнутри я воспринял это как хороший знак – компания сделала взрослое решение с точки зрения бизнеса.

Позже Оскар предложил мне поучаствовать на мартовском и майском турнирах в качестве таланта освещения.

...

Мартовский турнир прошел очень гладко. Особенно учитывая, что это первый турнир от GESC. Но между мартом и маем кое-что начало меняться. Выплат за турнир в Джакарте не было.

...

За неделю до турнира в Бангкоке начали распространяться слухи, что турнир отменяется из-за проблем с финансированием.

...

Некоторые таланты обсуждали бойкот ивента, пока им не заплатят за Джакарту. В конце концов, турнир прошел как планировалось.

...

Вот уже почти ноябрь, а я всё еще не получил зарплату за работу в Джакарте в марте, и за работу в Бангкоке в мае. Насколько мне известно, оплату не получил никто, включая талантов и игроков.

На данный момент GESC задолжала сотни тысяч долларов игрокам, талантам и прочим работникам

...

Мой опыт работы с Entity показал, что контракт не дает никаких гарантий. Опыт работы с GESC показал. что даже контракт с хорошим, умным и достойным человеком всё равно не является гарантией. Я не сомневаюсь, что Оскар хочет выплатить всё, что должен, чего не могу сказать об Entity. Но в конце концов, у него нет денег, нам не заплатят, и я не знаю, что мы можем с этим поделать.

Mineski: Октябрь 2016-октябрь 2017 (Манила)

На Mineski я работал гораздо дольше, чем на GESC или Entity. Технически, они не уволили меня. И они технически не должны мне денег. Так почему я включил их в эту статью? Во-первых, не смотря на все технические моменты выше, я работал на Mineski почти шесть месяцев после истечения контракта, без продления оного, не смотря на мои бесчисленные попытки. Во-вторых, потому что у компании всегда намного больше возможностей плохо обращаться с работниками, кроме как невыплат и увольнений.

...

культура внутри компании

Mineski стараются убедить людей, что они работают как семья. На деле это больше похоже на культ. Компания очень подозрительно относилась к любым моим взаимодействиям с кем бы то ни было, и старалась взять это под контроль. В первую неделю прибытия я получил список людей, с которыми не должен был взаимодействовать и говорить. Например, я не должен был общаться ни с кем, кто работал на Tier One Entertainment, TNC или Execration – по сути ни с кем, кто не был частью Mineski  в регионе. Я помню, как получил выговор за то, что обедал с кем-то из Fallout Gaming.

Все, кто работают на Mineski, обязаны беспрекословно защищать своих больших боссов, Рональда Робинса и Дара Эндрю Кэйбаба. Никто никогда в них не сомневается и ни о чем их не спрашивает. Другие сотрудники предупредили меня делать то же самое. Хотя Рональд в итоге сам подталкивал меня к критике, позже я понял, что делал он это из личных побуждений, а не из скромности.

отношение к персоналу

Между тем, когда я только присоединился к Mineski, я чувствовал, что обо мне заботятся, меня уважают. Рональд регулярно встречался со мной, и интересовался моими делами, серьезно относясь к фидбеку. Впрочем, это было в то время, когда я помог компании достичь блестящих результатов.

...

Я взял отпуск перед началом сезона, но, к сожалению, заболел, и моё возвращение сильно затянулось. В результате, когда я вернулся в Манилу, Mineski изменились как команда, и у них уже был новый тренер. Я же должен был тренировать второй состав организации, Happyfeet. К сожалению, моё тренерство Happyfeet было обречено на провал: игроки плохо владели английским, и совсем не пытались улучшить ситуацию.

Где-то на этом этапе, когда результат пошел на спад, компания перестала запариваться с заботами обо мне. Встречи с Рональдом стали редкостью. В один прекрасный день мы проснулись и узнали, что команду ждут изменения. Некоторые игроки были кикнуты, а меня переводили на другую должность.

...

Меня перевели в дом, который был по сути офисом бухгалтерии Mineski, хотя там были и спальни на втором этаже, одну из которых мне и выделили. Там не было смыва в туалетах, не было питьевой воды, не было плиты или холодильника. Не было никакого кухонного оборудования для готовки еды. Везде были тараканы и комары. После того, как я начал жаловаться на этот счет в кадровую службу, мне ответили что я "требовательный иностранец". Я настаивал снова и снова, и наконец они начали понемногу исправлять ситуацию. Не раньше, чем я прожил в этих условиях больше месяца.

Отношение к другим

Хуже, чем условия моего содержания, были зарплаты игроков Happyfeet. Игроки получали 150 долларов в месяц. Это меньше, чем минимальная зарплата в Филиппинах, которая и без того крайне низка.

Happyfeet на Galaxy Battles 2017. Минимум двое из них тогда получали 150 долларов в месяц

Когда я пришел с этой претензией к Рональду, он сказал мне что я "не понимаю менталитет филиппинцев", и что они бы потратили все деньги, плати он им больше.

...

В те два месяца, когда я был тренером Happyfeet, я настоял на минимальной зарплате в 300 долларов. Насколько я знаю, они выплачивались. Однако ситуация вернулась на круги своя, как только я был уволен поста тренера.

...

Ситуация с контрактом и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА моего увольнения

На момент, когда Mineski уволили меня, у меня не было с ними контракта. Но не было его только по причине моих постоянных попыток продлить контракт. Мне постоянно подсовывали "неправильные" контракты, которые я отказывался подписывать.

...

Это было не просто увольнение, ничего не бывает "просто" с Mineski. Ко мне подошел незнакомец, и сказал, что я и кое-кто из игроков уволены.

...

Так закончился год моих отношений с Mineski Corporation.

вывод

Я написал этот текст по нескольким причинам. Одна из них личная – я должен был поделиться своим опытом и должен был постоять за себя.

Компании должны быть в ответе за свои проступки, особенно в этой молодой индустрии. Меньшее, что я могу сделать, это предупредить будущих сотрудников об этих и других компаниях.

В конце концов, я чувствую особую привязанность к Dota 2 сцене в SEA регионе. Я думаю, вы вряд ли сможете найти кого-то, кто с большей страстью относится к развитию сцены в регионе, чем я. Иронично, что это заставило сомневаться меня в написании этой статьи. Но это сомнение было ошибочным. Статья должна помочь перестать притворяться, что в регионе всё хорошо.

Факт в том, что SEA-регион невероятно нестабилен, ненадежен и небезопасен для работы в данный момент. Особенно для иностранцев. Эта проблема должна быть решена, и она не решится, если притворяться, что её нет.

Что касается меня, я собираюсь вовсе отойти от Dota 2. Или так, или искать работу тренером в Dota 2 где-то на западе. Последние два года были не только самые стрессовые за всю мою карьеру, но и самые сложные для меня лично, в плане моего психологического здоровья. Поэтому мне нужно найти работу, которая предложит хоть какое-то подобие стабильности и безопасности. Я думал, что получу это от всех нанимателей, представленных выше. Я был наивен и доверчив. В будущем я должен стать умнее, и внимательнее подходить к тем, с кем буду иметь дело.

UPD.

Сегодня на сайте dota.gg было опубликовано открытое письмо, адресованное Valve, в котором таланты, игроки, агенства и прочие причастные жалуются на отсутствие выплат со стороны GESC. Если коротко – мистер Фенг задолжал $750,000. Авторы письма просят обратить на это внимание, а так же отстранить GESC от дальнейших ивентов, пока долг не будет погашен.