Уже сейчас Dota 2 можно уверенно назвать одной из величайших игр в истории. В нее играют миллионы, у нее огромное сообщество, она активно поддерживается кучу лет, а на главный турнир The International мечтает попасть каждый геймер. 

И тем удивителен тот факт, что проект, который принес Valve миллиарды, не всегда ей принадлежал. Рассказываем, как Гейб Ньюэлл увел Dota 2 из-под носа Blizzard.

Рождение Dota

К началу двухтысячных Blizzard подходила в статусе одной из лучших студий в индустрии. Она стабильно выпускала один культовый проект за другим: дилогия Diablo, StarCraft и, конечно же, Warcraft III: Reign of Chaos, а чуть позже и World of Warcraft.

Источник: foto.imghub / DotA Allstars

Секрет популярности стратегии про орков, людей и эльфов крылся в отличном геймплее, крутом сюжете, хорошо прописанных персонажах, выверенном балансе и глубоком лоре. Но немаловажную роль в успехе сыграл Warcraft 3 World Editor — редактор карт, позволявший любому создавать собственные уровни и миссии. И одним из таких творений и стала та самая модификация Defense of the Ancients.     

Первую версию создал любитель Кайл Eul Соммер. Он взял концепцию другого фанатского мода Aeon of Strife для Starcraft и соединил его с геймплейной основой Warcraft 3. Игрокам оставили контроль только над одним героем, которому предстояло уничтожить главную постройку вражеской базы — Ancients.

Источник: maddoctor / Геймдизайнер Абдул IceFrog Измаил 

Но затем вышло дополнение Frozen Throne, а потом Eul забросил свое творение и выложил исходный код в открытый доступ. Разработку подхватил Стив Фик, известный как Guinsoo. Именно его стараниями появилась знаменитая DotA Allstars, где довели до ума геймплейную формулу и привнесли многие узнаваемые сейчас элементы. 

Но к 2005 году он отошел от дел и основным геймдизайнером стал Абдул IceFrog Измаил. Он в одиночку развивал проект, вывел его на киберспортивную арену и сделал одной из популярнейших модификаций в мире.

Побег к Valve

Шло время, DotA все сильнее устаревала, а ее популярность постепенно падала. IceFrog связался с руководством Blizzard и предложил создать отдельный проект. Однако в «Метелице» ему отказали, поскольку не поверили в DotA ни как в самостоятельный проект, ни как в новый жанр. И это неудивительно, ведь в компании не придавали особого значения успехам мода, радуясь поддержанию популярности Warcraft 3.

И тут очень вовремя пришелся интерес Valve к Defense of the Ancients. Они связались с Абдулом Измаилом, расспросили о дальнейших планах, а затем просто наняли его для работы над полноценной игрой. Об этом геймдизайнер сообщил весной 2009 года в своем блоге, а уже в октябре 2010-го состоялся официальный анонс Dota 2. Серьезность всех намерений закрепил первый The International с призовым в 1 миллион долларов.

Параллельно с 2008 года начали выходить другие крупные тайтлы в данном жанре: League of Legends, Heroes of Newerth и Demigod. Они представляли собой доработанную версию DotA с улучшенным интерфейсом, современной графикой и рейтингом игроков.

Источник: Steam / Dota 2

Глядя на успехи конкурентов Blizzard, наконец-то решила делать собственную MOBA. Для этого авторы решили взять любительскую модификацию, прокачать ее по всем параметрам, разбавить ростер персонажами из своих игр и назвать все Blizzard DOTA. Вот только к их удивлению оказалось, что они не могут использовать слово «DOTA» в названии, поскольку проект с таким названием существует. Успешный релиз Dota 2 и осознание того, какие огромные деньги они теряют, побудили боссов обратиться в суд.  

Судебный процесс

Руководство Blizzard не стеснялось обвинять Valve в воровстве. Свои претензии они обосновывали наличием прав на DotA-Allstars и тем, что оригинальная модификация была создана на движке Warcraft 3. Вот только юристы Гейба Ньюэлла внимательно изучили все нужные документы и не нашли там пункта о том, что все созданные в World Editor карты принадлежат «Метелице». На все прочие обвинения Valve отвечала просто: они заключили контракт с Icefrog и с ним получили все права на игровые механики.

Источник: blizzard / Blizzard Entertainment

После этого Blizzard начала давить на название проекта. Но Valve указала на то, что торговой марки «Dota» раньше не существовало, и что именно они самостоятельно зарегистрировали ее после анонса. На этом фактически все было кончено: отбить зарегистрированный бренд было практически невозможно.

Последней зацепкой Blizzard стали те самые Ancients, которые встречались в названии мода и которые игрокам предстояло разрушить. Вот они действительно были интеллектуальной собственностью «Метелицы» и частью вселенной Warcraft. 

Но и тут юристы Valve умудрились извернуться. Дело в том, что Ancients считались таковыми только если расшифровывать Dota как аббревиатуру. Но Гейб Ньюэлл зарегистрировал марку как отдельное слово, где первая буква заглавная, а остальные строчные. И вот на нее права уже принадлежали именно создателям Steam.

Единственное чего удалось добиться Blizzard — это переименования некоторых персонажей и их способностей из-за скопированных без изменений названий. Если имена героев уже были зарегистрированы как торговые марки, то Valve их поменяли, а если нет, то оставили все как есть. Поэтому Yurnero Juggernaut превратился в Juggernaut.

Источник: blizzard  / Heroes of the Storm

После поражения в суде «Метелица» попыталась выкупить Dota у Valve. Неизвестно, о какой сумме шла речь, но в итоге Гейб Ньюэлл отказал в продаже. И глядя на не спадающую годами популярность, он все сделал правильно. А вот Blizzard все же выпустила собственную MOBA. Однако, несмотря на интересные идеи, Heroes of the Storm так и не смогла добиться каких-либо значимых успехов.

Заглавное фото: assetsio.gnwcdn.com