Несколько дней назад стало известно, что студия Maincast приобрела права на эксклюзивные трансляции турниров ESL и DreamHack на русском языке. Вместе с экспертами мы попытались разобраться, что это означает для СНГ-киберспорта, и как может развиваться ситуация в 2020 году.

Это первый материал серии, посвящённый дисциплине Dota 2. Чуть позже мы опубликуем разбор состояния на рынке CS:GO, а также рассмотрим позиции лидирующих русскоязычных студий в других дисциплинах и общее положений дел в сфере.

Как было раньше?

В 2019 году в русскоязычном сегменте турнирных трансляций Dota 2 с большим отрывом лидировал RuHub. Только на финалах крупных чемпионатов студия собрала около 40 миллионов часов просмотров – это около 67% от общего трафика.

*учитывались турниры уровня Premier и Major на Liquipedia

Для сравнения мы использовали "часы просмотра" (HW) – параметр, который точнее всего позволяет понять, насколько востребованы трансляции студии. 1000 HW означает, что 1000 человек просмотрели по часу эфира, или 500 зрителей – по два часа.

По данным, предоставленным аналитической платформой ESCharts, самыми успешными проектами студии стали EPICENTER (8.2 млн HW) и MDL Paris Major в Диснейленде (6.3 млн HW). RuHub достались четыре из пяти мэйджоров 2019 года (кроме Chongqing Major от студии StarLadder).

Maincast приходилось довольствоваться DPC-турнирами второго уровня. Три майнора, собственные турниры, The Summit – даже после трансляции декабрьского супер-чемпионата World Pro Invitational в Сингапуре (2.0 млн HW) студия осталась далеко позади. Даже с учётом превосходства над RuHub на квалификации к The International 2019 студии досталось около четверти трафика крупных турниров.

Третьим (а по некоторым показателям, вторым) номером на рынке трансляций Dota 2 стал StarLadder, который проводил три оставшихся DPC-турнира 2019 года – мейджор в Чунцине и два ивента StarLadder ImbaTV Dota 2 Minor.

Позади остались WePlay! с рядом локальных онлайн-турниров и UCC, которые заработали около 0.5 млн HW на финалах WESG с участием сборных России и Украины.  

*учитывались турниры уровня Premier и Major на Liquipedia

Что будет в 2020 году?

Уже сейчас известно, что Maincast прокомментирует три из оставшихся четырёх мэйджоров сезона. Речь о DreamLeague и ESL One в Лос-Анджелесе, а также летнем ивенте серии – к ним стоит добавить ещё один нон-DPC турнир этой серии в Джакарте, который пройдёт в апреле. 

RuHub владеет правами лишь на один чемпионат, пусть и самый популярный в СНГ-сообществе. Однако один EPICENTER, даже очень успешный, вряд ли сможет «перекрыть» остальные DPC-турниры. Возможно, студия попробует побороться за майноры, как это в прошлом году сделал Maincast – однако киберспортивный эксперт Роман Чернявский предупреждает, что это может стоить РуХабу очень дорого.

Рынок прав сейчас перегрет. Он был перегрет еще в прошлом году, когда в рамках конкуренции с Maincast RuHub заплатил за права на MDL Major в Париже примерно в два раза больше обычного. Сейчас цены на права на остатки турниров увеличатся.

Роман признаёт, что Maincast просто «выжег конкурентов». RuHub теперь останется позади, а StarLadder и WePlay крупными игроками на рынке прав в 2020 году не будут (хотя непонятно, связано это с собственными планами или действиями Maincast). 

В целом у Starladder как компании наметилась стратегия, при которой они больше субподрядчик на трансляциях, чем самостоятельный организатор и студия освещения. 

Конечно, есть ещё WePlay! Но у них другая стратегия – собственные турниры. Возможно, это разумно, учитывая, что даже стоимость прав отбить сейчас уже нереально. А ведь еще есть затраты на студию, кастеров и так далее.

Мы попытались предсказать, как распределят студии права на крупные турниры в 2020 году. Борьба между Maincast и RuHub пойдёт за четыре майнора и осенний мейджор, если Valve не намеревается внезапно изменить структуру сезона Dota Pro Circuit. 

Помимо DPC, Maincast также владеет правами на ESL One, DreamLeague и The Summit – возможно, эти турнирные операторы проведут новые чемпионаты летом или осенью. Кроме того, специалисты считают, что в этом сезоне перевес за первыми будет и на отборочных к The International. 

Киберспортивный эксперт Александр Заволока:

Фактически, Maincast и раньше переигрывала на равных условиях RuHub (отборочные к TI как пример). Сейчас они докупили себе еще турниры от ESL, Dreamhack и PGL – дополнительное усиление. У RuHub останутся внутренние турниры от ESforce и ФКС.

До 10% HW могут забрать StarLadder и WePlay! за счёт собственных турниров – первые уже анонсировали Tug of War: Mad Moon (февраль 2020) и, возможно, проведут ещё несколько ивентов в течение года. У Maincast окажется более 50%.

Слева указан прогноз с учетом только тех турниров, на которых уже известна студия освещения

Что это значит?

Эксперты скептически относятся к сложившейся ситуации. Роман Чернявский отмечает, что отсутствие конкуренции может снизить уровень развития контента от Maincast – зачем стремиться к хорошему продакшну, если большинство матчей и так будут смотреть на их канале? Не повезло и рынку в целом:

Maincast своим мувом похоронил экономику студий. Покупка прав за сумму х3 от их реальной стоимости. Рынок прав сейчас перегрет. 

Роман также обращает внимание на то, что ситуация в киберспорте повторяет происходящее на рынке спортивных прав.

Яндекс выкупил НХЛ, просто повысив предложение в два раза. Тоже самое сделали в Okko Sport с АПЛ. Посмотрим, как это отразится и на рынке и на студиях.

Но я могу привести один пример. В 2010-2011 годах телеканал Россия-2 начал «заливать» рынок деньгами, выкупая турнир за турниром. Просто перебивая предложения НТВ+. Никто не помнит, как сейчас дела у этого канала? 

Предполагаю, что перегревание рынка в таком слабом экономически регионе как СНГ ни к чему хорошему не приведет.

Другой киберспортивный эксперт Александр Заволова также обратил внимание на то, что рынок Dota 2 в СНГ потеряет просмотры в целом – игра теряет популярность, а команды хуже выступают и, следовательно, раньше вылетают.

Я думаю, что 2020 vs 2019 просмотры упадут у всех, потому что Dota 2 теряет популярность. Кроме того, VP стали играть хуже (пока что), NAVI не претендуют на топ-3, Гамбит еще тоже. Отсюда меньше интереса смотреть до финала. А отсутствие конкуренции никогда не идет на пользу покупателю.