Хаяо Миядзаки — тот, с чьих мультфильмов многие знакомятся с миром аниме. Кому-то он подарил детство, а кто-то познакомился с ним совсем недавно, но уже ощутил на себе его величие. Еще в декабре прошлого года по миру гремел «Мальчик и птица», первая за последние десять лет полнометражная работа Хаяо. Она стала самым личным произведением автора и подарила фанатам множество теорий и душевных отсылок. 

В честь этого мы решили вспомнить лучшие работы Миядзаки и рассказать, почему с ними стоит ознакомиться каждому фанату аниме! 

Порко Россо (1992)

Взрослая работа через детское восприятие. Тема совести и вины, передающаяся через главного героя. Марко Погод — летчик со свиным рылом, его внешний вид — отражение внутренних переживаний и неспособности отпустить прошлое, а это прошлое — война. Совсем не такого ждешь от детского мультфильма, правда? Но в контексте работ Миядзаки это смотрится очень даже уместно.

О чем: Марко Пагот — летчик и герой Первой мировой войны, который потерял веру в людей. Но есть у него одна особенность — свиное рыло вместо лица. После войны герой занимается тем, что охотится на воздушных пиратов, но выходит так, что теперь охотятся за ним. Теперь герою придется проверить, сможет ли он не попасться, а также вернуть себе человеческую внешность.

Рыбка Поньо на утесе (2008)

Недавно вышел «Ходячий замок», но уже следующей работой режиссера стал, наверное, самый добрый мультфильм в карьере Миядзаки. Помимо резкого перехода от вечных сложных тем, автор решил сделать небольшой шаг назад и, в отличие от недавнего «Ходячего замка», «Поньо» не такая детализированная. Это не плохо, просто она другая. 

Мультфильм получился светлым и чувственным, а простота совсем не делает его хуже, она наоборот делает картинку такой, что та прекрасно гармонирует с сюжетом. 

О чем: Поньо — маленькая рыбка, уплывшая от своей семьи, чтобы посмотреть на человеческий мир. Она настолько привязывается к людям, что со временем начинает сама превращаться в человека. На суше она знакомится с маленьким мальчиком Сосукэ и обретает новых друзей. 

Ветер крепчает (2013)

Одна из последних работ режиссера стала самой реалистичной. В мультфильме нет ни магии, ни волшебников и заклинаний, а привычный детский мир, будто отходит на второй план. Это не делает «Ветер крепчает» плохим произведением, просто оно непривычно фанатам Миядзаки. В очередной раз тема войны и мечт, сталкивающихся с суровой реальностью. Любовь, которая способна пройти через тяжелый, но красивый реализм.

Возможно, через эту работу Миядзаки отражает свои внутренние переживания. С ходом времени оказывается, что его произведения прекрасны, но не способны в глобальном смысле понять мир и избавить его от войн, а как мы знаем, во многих своих мультфильмах режиссер явно показывает свою позицию насчет вечных тем. 

О чем: страсть Дзиро — полеты и самолеты. Мальчик мечтает об этом с детства, но возможности стать пилотом у него нет — герой близорук. Но это не останавливает его от достижения цели. Со временем он становится лучшим авиаконструктором. В ходе истории его жизни Дзиро сталкивается со многими трудностями: страшное землетрясение в Токио, война и болезнь любимой девушки. 

Ведьмина служба доставки (1989)

История, затрагивающая привычные темы, но с капелькой магии. Попытки главной героини ужиться в большом городе, как отражение переживаний любого человека, который переезжает из небольшого населенного пункта. Увлекательные полеты на метле и опять взрослые темы. Возможность преодолеть себя и свои страхи, как это делает главная героиня. Все это до боли знакомо каждому из нас.

О чем: сюжет рассказывает о ведьмочке Кики, которая, достигнув 13-ти лет, должна начать жить с людьми. Оказавшись в городе, девочка находит друзей и устраивается на работу — экстренную службу доставки заказов. За это время она знакомится с обществом и проникается им. 

Принцесса Мононоке (1997)

Хоть аниме Хаяо и наполнены серьезными темами и далеко не детскими эпизодами, но можно сказать, что «Принцесса Мононоке» самая жестокая работа режиссера. Обилие крови на экране, непривычное для зрителя. Темы войны и жестокости взрослых часто поднимаются в произведениях Миядзаки, но на фоне всего остального «Принцесса Мононоке» особенно отличается. Но, в целом, это невероятна красивая и душевная история, где каждый защищает то, что ему дорого. 

О чем: принц Ашитака, убив вепря, навлекает на себя проклятье. Герою приходится отправиться в лес на поиски Хозяина Леса, который поможет излечиться. В пути герой знакомится с девушкой, выросшей с волками, — Сан, она ненавидит все, что связано с людьми и прогрессом, но несмотря на разногласия героям приходится объединиться, чтобы защитить лес. 

Навсикая из Долины ветров (1984)

Многие привыкли считать именно «Навсикаю» дебютом Миядзаки, эта работа, в отличие от «Люпена», полностью самостоятельная, где и режиссером, и сценаристом выступил великий аниматор. Уже с «Навсикаи» начинает чувствоваться стиль Миядзаки. 

Долгие и размеренные сцены, позволяющие вместе с главной героиней насмотреться на пейзажи постапокалипсиса. Это произведение, безусловно, стоит внимания. Чего уж говорить, просто хорошая работа мастера. 

О чем: мир будущего, планета пережила ужасную экологическую катастрофу. Навсикая — принцесса Долины ветров, царства, стоящего на руинах прежних городов. Но все окажется не так спокойно, ведь мирной жизни угрожает опасность — соседние государства становятся воинственными и готовят оружие, способное уничтожить жизнь на планете, но в этот раз окончательно. 

Небесный замок Лапута (1986)

Как мы говорили ранее, «Навсикая» положила основы мультфильмов Хаяо, но, в отличие от нее, «Лапута» стал именно той работой, создавшей референсы, которым режиссер будет следовать из раза в раз. Здесь привычная тема столкновения взрослого и детского миров, отношение человека к природе и многое, из-за чего еще мы любим дедушку Хаяо. Картина стала откликом режиссера на забастовки британских шахтеров 1984-1985 годов. Он с добротой изобразил рабочие поселки. 

О чем: сюжет расскажет о девочке Сите и мальчике Падзу, у которых в руках оказывается таинственный Летающий Камень. За ребятами охотятся агенты правительства и пираты, ведь артефакт представляет огромную ценность. Чтобы узнать все тайны Камня, герои отправляются на летающий остров Лапута. 

Мой сосед Тоторо (1988)

Кто не хотел себе тайное логово с очень добрым и пушистым существом? Мы добрались до одной из самых знаковых работ режиссера. «Мой сосед Тоторо» смог обратить на себя внимание мировой общественности и вывести студию Ghibli на новый уровень, а Хаяо получить признание огромного количества людей. 

Невероятно добрая и милая история, которая не грузит зрителя общественными проблемами, а дает вспомнить о детских шалостях. Но так кажется. Детские игры и волшебный мир грез — возможность отвлечься от пустого мира родительского дома. 

О чем: Сацуки и Мэй переезжают вместе с отцом в деревенский дом, где натыкаются на лесных духов и их повелителя — Тоторо. Со временем между ними завязывается дружба, а Тоторо становится их верным спутником. 

Ходячий замок (2004)

Проработка деталей — отличительная фишка мастера Миядзаки. Чего только стоит внешний вид самого Замка, а комната Хаула? Также мультфильм был создан по мотивом одноименной книги от Дианы Уинн Джонс. С одной стороны у нас есть история о Софи, превратившейся в старуху и ее цели избавиться от проклятия, с другой — война. В очередной раз мы видим, как в творчестве Миядзаки фигурирует эта тема. 

На момент создания «Ходячего замка» шла война в Ираке, против которой выступал режиссер, отчего смешение основного вектора повествования в аниме уходит в сторону ужаса военных действий. Но нельзя сказать, что из-за этого произведение не выглядит целостным, оно все также динамично смотрится и цепляет своими образами.

О чем: Злая ведьма обрекает молодую Софи на жизнь в теле старухи, от чего героине приходится бежать из города. В ходе своего путешествия она встречает загадочный замок на ножках, где знакомится с волшебником Хаулом, который, как считает девушка, может помочь ей избавиться от проклятья. 

Унесенные призраками (2001)

Наверное, самое известное аниме Миядзаки, изменившее отношение мирового сообщества к неанглоязычной анимации. Захватывающий сюжет, колоритные персонажи и множество действий, которые не сливаются в одно, потому что всегда есть сцена для выхода и успокоения, привычная для Хаяо. Чего только стоит эпизод поездки Тихиро на поезде, который стал поистине культовым и узнаваемым всеми. 

В каждой работе мастера есть душевная и сложная тема, способная найти отклик в сердцах зрителя. История девочки, пытающейся спасти родителей — невероятно чуткая, а проработанный дизайн персонажей отлично смотрится и спустя 20 лет. 

О чем: Тихиро с родителями переезжают в новый дом, но, заблудившись в лесной местности, герои находят загадочный городок, где нет никого, кроме свежеприготовленной еды. Мама и папа девочки отправляются пировать. За это колдунья Юбаба наказывает родителей Тихиро и превращает их в свиней. Теперь девочке предстоит отыскать их и найти способ как вернуть им прежний облик. 

Для каждого Хаяо Миядзаки совершенно разный. Он может поднимать вечные и тяжелые темы, а может рассказывать невероятно легкие детские истории. Мы знакомы с его произведениями еще с тех времен, когда были совсем маленькими. 

Истории Миядзаки продолжают жить в наших сердцах и каждый раз, натыкаясь на один из его мультфильмов, стоит обязательно остановиться и насладиться тем спокойным течением истории и невероятно красивой картинкой. 

Заглавное фото: сборник аниме Хаяо Миядзаки