Представьте себе шахматную доску и вспомните правила этой игры…А теперь забудьте, поскольку Dota не имеет с ними практически ничего общего. В шахматах есть определенный набор правил и тактик, которые точно приведут одного из игроков к победе. В Доте же вы можете выиграть даже тогда, когда башни пали и трон бьют враги. Эту игру можно рассматривать как живой организм, где взмах крыла бабочки (или покупка, казалось бы, обычного предмета) может изменить все на 180 градусов.

Ранее многие пытались объяснить суть Dota 2 на примере шахмат. Мы же сегодня рассмотрим игру в качестве живого, дышащего мира и объясним базовые понятия геймплея на понятных примерах.

Здесь вместо фигур — герои с топорами, магией и непонятной тягой к убийству деревьев. Вместо двух игроков — десять, и все уверены, что именно они умнее остальных.

Пять на пять, башни, крипы — что сложного?

На первый взгляд все легко: две базы — Свет и Тьма, три дороги, они же «лайны», и куча непонятных существ, которые упорно маршируют навстречу смерти. Ваша задача — дойти до вражеской базы и сломать ее. Враги, естественно, против.

Но если бы все было так примитивно, то в Dota 2 не существовало бы 120+ героев, 200+ предметов и миллионов игроков, которые через 10 тысяч часов игры все еще кричат «КАК ЭТО РАБОТАЕТ???».

Почему Dota 2 — это особенная игра?

В первую очередь, она бесплатная (но платить будут ваши нервы). Она честная — здесь нет схемы pay-to-win, только скиллы и ваши прямые руки. Мета меняется каждые пару месяцев с выходом новых патчей и их буквенных версий. Например, недавно вышел большой патч версии 7.39, далее будут 7.39а, 7.39b...до следующего 7.40, 7.41 и так до бесконечности (Дота же не собирается умирать, правда?).

Я также могу упомянуть высокие призовые, интересные турниры и особенное коммьюнити, но здесь возможно только субъективное восприятие, и многие со мной поспорят.

Это не игра про клики. Это игра про понимание. Dota 2 — стратегия 5 на 5, где победа зависит не от скорости пальцев, а от того, насколько хорошо вы понимаете, что происходит и почему.

Сперва вы учитесь, задавая себе вопросы:

  • Где фармить?
  • Когда драться?
  • Как контрить врагов?
  • Как не стать обузой для команды?

И для всего этого есть отдельные подробные гайды. Сначала будет каша. Потом — озарение. А потом — аддикция.

Как разобраться в Dota 2?

Не стоит пугаться большого выбора персонажей. По факту все сводится к одним и тем же механикам, просто в разных комбинациях и под разными «масками».

Основные механики

Всего в игре можно выделить 10 базовых механик, которые встречаются у большинства героев и решают исход боев. Это база, с которой проще всего начать:

  1. Контроль — сюда входят станы/оглушения, снижение скорости, притягивание или отталкивание. Например, Crystal Maiden кидает на тебя свой второй скилл, и ты стоишь, словно новогодняя елочка в снегу, крутишься, но бить не можешь.
  2. Сайленс (запрет способностей) — при такой способности ты не сможешь применить какой-то (или все) свой скилл.
  3. Полиморф (превращение) — трансфигурация в реальном времени. Здесь можно либо стать волком (Lycan), либо превратить врага в курочку (Shaman).
  4. Иммунитет — к магии или физическому урону.
  5. Вампиризм (лайфстил) — как предметный (Vladimir's Offering), так и встроенный у персонажей.
  6. Невидимость и ее развеивание — крыски на карте по типу Riki и Clinkz могут быть обнаружены при помощи синеньких вардов.
  7. Блинк (мгновенный телепорт) полезен при необходимости резко попасть в драку или сбежать из нее.
  8. Лечение и щиты — тут очевидно из названия, это база любой MOBA.
  9. Урон по области (AoE) — массовый ульт или скилл могут решить исход любой драки.
  10. Иллюзии и клоны — в новом патче 7.39 Медуза с Manta Style крайне противная, впрочем, как и извечный Phantom Lancer (Шейкера всем в команду контр-пиком).

Каждый персонаж обычно имеет 1-2 подобных механики, остальное добирается предметами.

Выбор героев

Хочу сразу обозначить, что выбор по принципу «ой, какая мордашка, беру» — заранее провальная идея, но она возможна разве что для веселья в режиме «Турбо». По умолчанию по тексту мы говорим про режим «All pick» в обычных или рейтинговых матчах.

Если же ваша цель — победа, то собирать команду (и выбирать себе героя) стоит, исходя из пика врагов и потенциального распределения персонажей на лайнах.

Подробнее можно ознакомиться с нашими гайдами на специальной странице.

У них много магов? Антимаг в помощь. Команде не хватает контроля? Берем персонажей со станом или дизейблом. Выбор героев — это паззл, и здесь важно не испортить свой кусочек. Ну, или камень-ножницы-бумага, только круче. Один герой контрит другого, но слаб против третьего.

Карта крайне важна

Не героями едиными строится система Доты — на карте вы практически играете в экономический симулятор в мире фэнтези.

Смотрите сами:

  • Крипы (они же «золото») идут по линиям каждые 30 секунд.
  • Нейтральные крипы в лесу — как бонусные акции.
  • Рошан — босс, который дает вторую жизнь.
  • Башни стреляют, казармы рожают крипов, руны дают бафы.

Вы не просто «бегаете по карте» — вы влияете на ее баланс. Снесли башню? Ваши герои и крипы идут дальше. Захватили аванпост? Теперь можно быстрее телепортироваться до вражеской стороны.

Игровой цикл: от нуля до разрушения базы

Выучите 10 основных механик, хотя бы с позиции «понимаю, как это выглядит». Далее потренируйтесь на нескольких персонажах из четырех основных атрибутов (сила, ловкость, интеллект и универсальный), выберите того, на котором более уверенно себя чувствуете.

Построение вашего времени в каждой катке выглядит так:

  1. Пик героев — выбираем лучшую комбинацию на свой лайн или контр-пик врагам.
  2. Первые 10 минут займет лейнинг — тут мы фармим золото для покупки предметов (собственно, покупаем нужные) и опыт, убивая крипов и врагов, по возможности.
  3. Мидгейм (10–25 минута) — контролируем карту, убиваем Рошана.
  4. Лейтгейм (25+ минут) — ломаем казармы, толкаем линии.
  5. «ГГ» — либо ваш трон взрывается, либо их.
Самое важное: смотрите на карту чаще.
Читайте также: Гайд на саппортов в Dota 2

Звучит вроде просто, но каждый шаг — пласт взаимодействий: тут фарм, позиционка, контроль карты, обман и просчет. Поэтому Дота — это игра про решения, принятые в хаосе.

Также поймите и примите: первые 100 часов вы будете нубом, и это нормально.

Почему Dota 2 популярна?

Dota 2 — это когда после 10 поражений подряд вы говорите: «Ща еще одну»… и это не сарказм.

Эта MOBA не пыталась изменить мир. Она просто показала, каким должен быть жанр. До нее были робкие попытки, после — бесконечные подражания. Но именно Dota стала тем самым эталоном, на который все оглядываются, но повторить успех не могут.

Она взяла простые идеи — одного героя, три линии, предметы, нейтралов — и превратила их в идеально сбалансированный хаос. Вслед за оригинальной DotA появилась League of Legends — яркая, удобная, местами попсовая. Она получила мировое признание и любовь миллионов игроков. Но если рассматривать только наш регион — СНГ, то Dota 2 все же популярнее как среди любителей, так и на про-сцене.

Dota не стала продуктом эффективных менеджеров. В ней нет этого противного ощущения, что из тебя пытаются выжать максимум денег или времени. Она росла естественно — как растет дерево или как рождается легенда. Ее не «разрабатывали» на совещаниях, не «оптимизировали» под целевую аудиторию. Она просто была. Игроки делали ее для себя, а Valve, к счастью, вовремя подхватили эту идею и дали ей крылья.

Именно Valve вовремя заарканили Icefrog и превратили DotA в то, чем она стала — не просто игра, а культурный феномен. Никакого маркетинга, никакой навязчивой рекламы. А потом случился The International 2011 с его безумным призовым фондом в $1,6 миллиона. Мир ахнул. Киберспорт перестал быть забавой для гиков — он стал профессией, карьерой, способом изменить жизнь. Dota 2 доказала, что игры — это не просто «развлечение для пацанов», а нечто большее.

Но настоящую душу игры показали документалки True Sight. Это не были сухие турнирные отчеты или пафосные промо ролики. Это было кино про людей — про их страх, сомнения, триумфы и поражения. Про то, как дрожат руки перед решающей битвой, как срываются голоса в моменты победы.

Dota не гналась за модой, не упрощалась ради масс (впрочем, этот вопрос тоже можно назвать спорным), не продавала душу за цифры в отчетах.

LoL — это поп-музыка. Яркая, простая, для всех. Dota 2 — это джаз. Кажется, что хаос, но на самом деле — гениальная импровизация. И если ты хоть раз понял ее вкус, даже если ты решил от нее отказаться — ты рано или поздно к ней вернешься.

Заглавное фото: hardcoregamer.com