Видеоигры все чаще становятся ареной для обсуждения философских тем, гендерных образов и культурных архетипов. Stellar Blade, южнокорейский слэшер от студии Shift Up, вышел на эту сцену как эффектный, зрелищный и, на первый взгляд, типично «геймерский» продукт.
Но за визуальным блеском и динамикой скрывается образ, вызывающий вопросы и споры. Ева — просто красивый аватар, призванный радовать глаз? Или за ней стоит идея нового цифрового кумира, способного конкурировать с другими эффектными героинями?
Мы попытаемся разобраться, что делает Еву такой противоречивой фигурой, и почему она вызывает столь бурные отклики, от восторга до жесткой критики. Является ли она символом женской силы или результатом еще одного бизнес-подхода, где на первое место ставится фансервис? Выясняем.
Кто такая Ева
Источник: ignnordic.com / Ева
Ева — член элитного 7-го десантного корпуса. Перед ней стоит цель освободить Землю, захваченную жестокой расой Найтиба, чтобы дать человечеству шанс на возрождение. Боевая единица, посланная с орбитального корабля на разрушенную планету, на первый взгляд кажется хладнокровной, но все не так просто.
В ее движениях легко заметна грация, а во внешнем виде — вызывающая эстетика, явно использованная Shift Up для привлечения внимания к проекту. Аналогичный прием задействовала студия Platinum Games при разработке NieR: Automata — идейной вдохновительницы Stellar Blade, но об этом позже.
По внешнему виду Ева напоминает идеализированный образ корейской поп-звезды. Большие глаза, идеальные черты лица, стройная фигура, стильные костюмы — все это отсылает к визуальным стандартам K-pop и современной манхвы. Важно, что студия Shift Up базируется в Корее — стране, где визуальная культура давно вышла на глобальный уровень.
Источник: forbes.com / Ева
Образ Евы существует не в вакууме. Он вплетен в богатую традицию, берущую свои корни в японской поп-культуре, где женские персонажи часто подразумевают под собой философский контекст. И в этом ключе Ева — новая форма знакомого архетипа.
Основатель Shift Up Ким Хён Тэ пишет, что облик и поведение девушки должны были резко контрастировать с разрушенной планетой. Для это художникам необходимо было намеренно показать разницу между идеальной Евой и руинами вокруг.
Источник: blog.playstation.com / Ева на опустошенной Земле
В одном из интервью Ким Хён Тэ ответил, что тело героини было создано на основе 3D-скана корейской модели Шин Джэ Ын (Shin Jae-eun), а лицо придумали и воплотили разработчики внутри студии. Он подчеркнул, что стремился создать персонажа, отражающего корейские представления о красоте, отличающиеся от западных и японских стандартов.
Источник: onlinestation.com / Выбор Shift Up пал на Шин Дже Ин
Shift Up превратила ее внешность не только в элемент фансервиса, но и в инструмент повествования, подчеркивающий разрыв между постапокалиптическим миром и теми, кто прибыл из высокотехнологичных орбитальных колоний. Но откуда вообще появилась мода на красивых девушек в игровой культуре?
Что такое фансервис
Откуда появился
Корни фансервиса в играх вновь берут начало из японской поп-культуры. В частности, из аниме и манги конца 70-х и начала 80-х годов, где он использовался для удержания внимания зрителей. Визуально привлекательные персонажи вызывали сильный эмоциональный (а иногда и эротический) отклик, и этот прием начали использовать.
Источник: cbr.com / Sailor Moon
Сейлор Мун (1992) и другие махо-сёдзё (дословно «девочка-волшебница») — поджанр японского аниме и манги, где в роли главных героинь выступали юные девушки, наделенные магическими способностями. Именно эта часть поп-культуры показала, насколько сильно визуальные образы (в том числе сексуализированные) могут влиять на популярность героинь.
В 80-х и 90-х появились персонажи вроде Лам из Urusei Yatsura или Фэй Валентайн из Cowboy Bebop, чей дизайн напрямую работал на привлекательность, пусть и в рамках сюжета. С приходом видеоигр как массового медиа, особенно в Японии, элементы фансервиса начали постепенно проникать и в интерактивные формы развлечений.
Источник: gamerant.com / Urusei Yatsura
Тенденция к созданию красивых героинь легко и довольно успешно перекочевала в ранние японские игры. Началось это в первой половине 2000-х годов, когда индустрия постепенно начала переходить в 3D. Трехмерная графика открыла новые возможности для художников.
В XXI веке фансервис стал частью жанров. Он встречался в файтингах, JRPG и визуальных новеллах, а через какое-то время перестал быть исключительно японским феноменом. Разработчики западных проектов, вроде серий Tomb Raider, Mass Effect, The Witcher, периодически добавляли элементы сексуальной привлекательности у персонажей.
Источник: devianart.com / Женские персонажи Mass Effect — и почти всех можно заромансить
В японских играх эта тенденция закрепилась. Образы героинь в сериях вроде Dead or Alive уже подразумевали использование откровенных нарядов, вызывающих поз и акцента на физике тела. Теперь использование «гладкой кожи», обтягивающих костюмов и изящных поз стало нормой при разработке героинь.
Смотреть = покупать
Фансервис — это форма маркетинга. Сексуализация персонажей поднимает продажи мерча, например, фигурок, артбуков, параллельно с этим расширяя пользовательскую фанбазу. Игры, как и аниме, стали эксплуатировать этот прием.
Источник: gamestar.de / Bayonetta
Такой подход позволяет сформировать легко узнаваемый стиль. Например, в серии Bayonetta, сексуальность героини переплетена с геймплейной механикой, поскольку ее атаки связаны с раздеванием. Подобные приемы делают проект более узнаваемым в трейлерах, промо и рекламных кампаниях.
Похожим образом удалось поднять продажи у NieR: Automata. В одном из интервью геймдиректор Platinum Games Йоко Таро даже признался, что был удивлен реакции игроков на внешность 2B. Прием с использованием эффектной девушки в роли главной героини вновь сработал.
Источник: bandainamcoent.eu / NieR: Automata
Встречают по одежке, провожают по уму
Имя Ева (Eve) — это не просто красивая отсылка. Оно явно навеяно библейским мотивом, тем самым, где персонажи вкусили запретный плод. Эта ассоциация становится особенно важной, если вспомнить, что сюжет игры вращается вокруг падения человечества и попытки его спасти.
Источник: blog.playstation.com / Ева и ее напарник
Кроме того, сама природа Евы как бойца за новую жизнь на Земле вызывает аналогии с ангелами и нефилимами и мессианскими фигурами. Угадайте, как зовут напарника Евы по сюжету игры? Первая буква «А».
Разработчики из Shift Up открыто признавали влияние культовой Nier: Automata от Square Enix (2017) на создание Stellar Blade. Обе игры объединяет не только научно-фантастическая эстетика, но и центральный образ — героиня, сражающаяся за будущее человечества в постапокалиптическом мире. И даже больше, южнокорейская студия сделала полноценный кроссовер с NieR, в котором добавила новые костюмы для Евы и привлекла хайп к игре.
Что важнее, внешность или содержание
С одной стороны, фансервис — действенный способ расширить аудиторию. С другой, такие проекты часто становятся объектом критики, особенно когда сексуализация мешает восприятию персонажа, сюжета или игрового мира.
Порой фансервис подается без малейшей попытки осмысления или связи с сюжетом. Часто он сводится к демонстрации привлекательных персонажей, чья функция — не развивать историю, а притянуть внимание и продавать продукт за счет внешности.
Одна из типичных проблем в обсуждениях — тенденция рассматривать сексуализацию исключительно как нечто негативное, независимо от контекста и намерений авторов. Это напоминает попытку оценить книгу, посмотрев лишь на обложку — поверхностно и без понимания содержания.
Когда разработчики умудряются уместить за фасадом эффектной девушки-протагониста хороший нарратив и философский подтекст, это немного меняет дело. Многие «купились» на формы 2B в момент выхода NieR: Automata, а потом были поражены сюжетной составляющей. Почти сразу в сети начали появляться обсуждения, где пользователи делились впечатлениями от истории и углублялись в ее смысл.
Источник: polygon.com / Легко манипулировать вниманием, когда ты создаешь таких героинь, как 2B
Игнорирование этих различий сводит сложные образы к примитивному восприятию, лишая дискуссию глубины. Вместо анализа — табу. Такая позиция может привести к отторжению даже тех произведений, где сексуальность используется как инструмент иронии, деконструкции или даже критики самих клише.
Ева из Stellar Blade как пример работающего фансервиса
Неудачный фансервис в играх проявляется, когда сексуализация персонажей разрушает атмосферу, игнорирует контекст, мешает погружению или откровенно оскорбляет игроков своей поверхностностью. Например, в ранних частях Dead or Alive сексуализация часто выходила на первый план, из-за чего терялось ощущение, что перед нами бойцы, у которых могут быть мотивации и истории.
Иногда фансервис проявляется в сценах, где камера намеренно фокусируется на теле героини без повода. Это создает эффект «наблюдения через замочную скважину», особенно если у игрока нет выбора, смотреть на это или нет. И этим Stellar Blade грешит.
Но познакомившись с игрой поглубже, игрок немного меняет фокус. Он видит, что Ева представляет тип героини, где эффектный внешний вид сочетается с трагизмом и философией. Это не просто персонаж для постеров, а в какой-то степени часть жанровой традиции. Нужно помнить, что такая внешность — лишь один из инструментов нарратива и атмосферы, а не его замена.
Заключение
Сегодня фансервис — это не просто сексуализация персонажей. Еще это про удовлетворение зрительских ожиданий и подыгрывание фэндому. В Stellar Blade он сочетается с культом красивого тела, и вопросами идентичности, но все еще равно работает на эмоциональный триггер при виде Евы. И разработчики не хотят этим пренебрегать.
Поначалу Ева предстает перед игроками как натренированный и смертоносный солдат, но скоро становится понятно, что она не бесчувственна. Этот сюжетный твист роднит ее с 2B. Обе сочетают в себе грацию с разрушительной силой. Но по мере развития истории они находят в себе склонность к сочувствию и эмпатии. Этот дуализм и делает девушек живыми в глазах игроков. Так не это ли важно в произведении — раскрытие героя?
Источник: beebom.com / Персонажи Stellar Blade
А как вы относитесь к этому феномену в играх? Пишите в комментариях.
Заглавное фото: gamesradar.com
Читайте также:
- Раскрыты полные системные требования Stellar Blade на ПК
- Stellar Blade получила новый патч с откровенными купальниками и летней локацией
- Stellar Blade получит набор откровенных нарядов для Евы в грядущем обновлении
- Один из главных эксклюзивов 2024 года: почему стоит поиграть в Stellar Blade
- Топ игр, похожих на Stellar Blade
0 комментариев