Современные игры – это огромная индустрия, общая капитализация которой давно превысила показатели кинематографа, а бюджеты AAA-проектов ничем не отличаются от бюджетов крупных экранных блокбастеров, как и размер аудитории. Почему же в этой индустрии стало меньше привлекательных и даже сексуальных персонажей, а Stellar Blade теперь скорее исключение? Разбираемся, как развивалась сексуализация женских видеоигровых персонажей и куда все движется.
Когда возник пик сексуализации
После кризиса игровой индустрии 1983 года многие из издателей, до этого делавшие ставку на игры, как на семейное развлечение, решают поменять стратегию продвижения проектов. Фокус сместился на аудиторию молодых людей мужского пола. Даже в рекламе основное внимание стали уделять мальчикам, в то время как до этого в промо материалах соседствовали лица обоих полов.
Большая часть массовой культуры того времени стала продвигать образ геймера – это молодой, технически одаренный мужчина, для которого предназначались релизы. И несмотря на то, что в глазах обывателя «типичный гик» далек от идеала мужественности, сами игры с их мускулистыми персонажами стали оплотом маскулинности.
Пика сексуализации индустрия достигает уже в 1990-х годах. В это время женские образы почти всегда были на вторых ролях, изредка выходя за рамки архетипического образа «девы в беде», а порой и вовсе оставаясь лишь объектом сексуального желания.
Данная тенденция начала меняться на стыке веков, когда в игровых проектах все чаще начали встречаться героини, совмещающие в себе силу и желание действовать с привлекательностью и сексуальностью. На ум сразу же приходит образ Лары Крофт, первая игра о которой увидела свет в 1996-м. Именно с расхитительницы гробниц началась история «сильной женщины» в видеоиграх. И именно этот образ со временем приобрел негативные черты в глазах мужской аудитории видеоигр.
Без мисс Крофт не было бы Байонеты, Бладрейн и, возможно, даже 2B, в свое время ставших иконами. Но без появления Лары не случилось бы и гораздо менее любимой игроками Элой из серии Horizon и скандального образа Эбби из The Last of Us 2.
Почему сексуальных героинь все меньше с каждым годом
С каждым годом женская доля аудитории игр растет, при этом значительная ее часть относится к мобильным геймерам или предпочитает проекты не самых популярных жанров. Так что, несмотря на общий рост, присутствие женщин в основной аудитории AAA-проектов увеличилось не столь существенно. Тогда почему же количество обнаженных героинь падает, ведь аудитория игр все еще преимущественно мужская?
В таких условиях места для излишней сексуализации порой просто не остается. Как пример – игра Hellblade: Senua’s Sacrifice. Она поднимает темы психического здоровья и мироощущения людей, страдающих психозом. Для максимального достоверного изображения заболевания на экране разработчики консультировались с исследователями и даже изучали опыт реальных людей на ранних стадиях нарушения.
Грамотное использование доступных инструментов и способов презентации позволило разработчикам создать яркий и глубокий образ главной героини. При этом внешний вид логично продолжает характер Сенуи и отражает процессы, происходящие в ее психике. Тоже самое касается и Эбби из The Last of Us 2, чей необычный внешний вид логично объясняется повествованием. Так что у внимательного игрока наверняка возникнет меньше вопросов, чем у геймера, не желающего погружаться в повествование.
Современные игры уже давно сравнялись с кинематографом и все чаще и чаще поднимают сложные темы, попутно показывая на экране неоднозначных персонажей. В контексте презентации сложных характеров порой излишняя сексуализация выглядит не просто неуместно, но и откровенно пошло.
При этом громкое возмущение игроков о том, что их лишают привлекательных внешне героев, по большому счету беспочвенно. Привлекательные женские персонажи все еще присутствуют в играх, начиная с уже ставшего классикой The Witcher 3 и созданного теми же разработчиками Cyberpunk 2077, заканчивая ремейком Final Fantasy VII.
Просто все эти игры наполнены сексуально привлекательными образами женских персонажей, за которыми при этом кроется смысловое наполнение. Современный мир не стоит на месте, так что пустые картонные герои и героини, похожие на секс-куклы, – это совсем не выход из ситуации, и подобный подход вряд ли понравится даже недовольным сейчас пластам геймеров.
Скандалы вокруг Stellar Blade
Причиной очередного витка обсуждения темы сексуализации в играх послужила рекламная кампания Stellar Blade. Слэшер от корейской студии Shift Up, ставший эксклюзивом консоли PlayStation 5, получил популярность благодаря внешности главной героини, на чьих формах регулярно заостряли внимание сами разработчики.
Такой подход вызвал очень неоднозначную реакцию у некоторых геймеров, а часть профильных изданий и вовсе назвала главным недостатком игры именно откровенный внешний вид героини. Что же касается игрового процесса, геймплейные механики и атмосфера Stellar Blade большинством журналистов были оценены достаточно высоко.
Новая вспышка скандала разгорелась после публикации превью от IGN France, в котором жесткой критике вновь подверглась внешность главной героини Евы. Автор статьи охарактеризовал ее как «безвкусную куклу», а создателей упрекнул в отсутствии представления о том, как выглядят реальные женщины.
Несмотря на спорное высказывание журналиста, реакцию части игровой общественности тоже сложно назвать адекватной. В адрес редакции полетели угрозы от защитников образа Евы, вплоть до расправы с автором статьи. Именно это заставило IGN France сначала изменить формулировки в тексте, а позднее и вовсе убрать спорное утверждение из заметки, попутно принеся извинения разработчикам из Shift Up.
На самом деле игра не является чем-то из ряда вон выходящим в плане подчеркивания выдающихся форм персонажей – таких игр можно найти десятки. Отличает Stellar Blade лишь то, что авторы сознательно сделали акцент на сексуальной внешности Евы в промо-кампании. В то же время игроки, которые недовольны закономерными изменениями женских образов в играх, подняли героиню корейского проекта на флаг своего импровизированного сопротивления.
Разговоры вокруг излишней сексуализации совсем не новы. Даже если не углубляться в древние времена расцвета индустрии, можно вспомнить проекты той же BioWare. Mass Effect попала в поле зрения консервативной общественности после того, как один из блогеров (Кевин Маккалоу) охарактеризовал ее «порноигрой».
Нельзя отрицать, что игры серии Mass Effect не чурались делать персонажей объектами сексуального желания игрока. Как пример – одна из напарниц капитана Шепарда из второй части франшизы – Миранда Лоусон. Ракурсы камеры во время диалогов даже стали мемом. Когда же в переиздании игры взгляд камеры подвергся небольшим изменениям, некоторые из игроков вновь громко выразили свое недовольство.
Есть ли проблема на самом деле?
В случае со Stellar Blade, как и с темой сексуализации женских образов, больше всего внимания привлекают полярные высказывания радикально настроенных слоев комьюнити. Но игры как продукт и как искусство не стоят на месте, создавая новые проекты с разным подходом к репрезентации разных людей. Поэтому изменений не миновать, и героини будут становиться все более похожими на феминисток и меньше – на ангелов Victoria's Secret. Даже ставшая в свое время секс-иконой Лара Крофт в перезапуске 2013 года примерила на себя более сложный образ.
С усложнением структуры игр внешний вид персонажей, независимо от их пола, расы и самоидентификации тоже должен работать на раскрытие героя, его характера и истории. Если же этого не происходит, а персонаж выглядит определенным образом, так как этого захотелось создателю, то это как минимум не добавляет очков игре. Ну а в худшем случае – может вызвать у играющего чувство раздражения.
Так что ни неудачные ракурсы Мэри Джейн из Spider-Man 2, ни странные скриншоты Элой, скорее всего, не изменят подхода в индустрии. Особенно если вспомнить, что главные проблемы всех приведенных игр кроются не во внешности персонажей.
Заглавное фото: Stellar Blade
0 комментариев