Несколько дней назад стало известно, что студия Maincast приобрела права на эксклюзивные трансляции турниров ESL и DreamHack на русском языке. Вместе с экспертами мы попытались разобраться, что это означает для СНГ-киберспорта, и как может развиваться ситуация в 2020 году.

Это второй материал серии, посвящённый дисциплине CS:GO. Ранее мы опубликовали разбор ситуации на рынке Dota 2, который можно найти тут.

Как было раньше?

Напомним, что мейджоры по CS:GO, в отличие от The International по Dota, полностью отдают на освещение одной из студий.  Для любой из них это прекрасная возможность увеличить рейтинги, получить спонсорские инвестиции и набрать зрителей. В прошлом году весенний чемпионат мира Katowice Major от ESL транслировала RuHub, а осенний провела StarLadder. Чуть продуктивнее оказались вторые из-за лучшего выступления наших команд (финал для Avangar и топ-8 для NAVI против топ-4 для NAVI).

Владевшей правами на ESL и DreamHack студии RuHub также досталась львиная часть аудитории. Студия проводила трансляции таких турниров, как Intel Extreme Masters в Сиднее, Чикаго и Пекине, ESL Pro League (9 и 10 сезоны), чемпионаты серии DreamHack. Добавим к этому ещё и домашний EPICENTER, традиционно собирающий много просмотров.

На втором месте оказалась StarLadder. Помимо собственных чемпионатов в Шанхае и Белеке (плюс мейджор в Берлине), студия транслировала Esports Championship Series и турниры BLAST Pro Series (в том числе московский этап). Догнать лидера в лице RuHub не удалось, но StarLadder сохранила позиции, почти не тратясь на права к других турнирам.

Одной из главных побед Maincast в 2019 году стали эфиры CS:GO Asia Championships в Шанхае с призовым $500,000. Для молодой студии, которая делала упор на турниры по Dota 2 и имеет не столь значительный штат кастеров (для освещения приглашались таланты из других организаций), это уже можно было считать успехом. В то же время реальную конкуренцию RuHub и StarLadder составить не удалось.

Что будет в 2020 году?

После покупки прав на ESL и DreamHack вперёд с большим отрывом вырывается именно Maincast. Одним махом команда получила более 20 LAN-турниров, а объединение в новую серию ESL Pro Tour должно немного увеличить зрительский интерес к этим чемпионатам.

Наибольшие потери понесёт RuHub, который пока не имеет ни одного подтверждённого LAN-турнира в 2020. У студии наверняка останется главный столп (EPICENTER) и другие турниры от Esforce и ФКС России, если они будут. Пока единственным турниром, который может снизить потери, выглядит BLAST Premier (два сезона и глобальный LAN в конце года). Однако, как считает киберспортивный эксперт Роман Чернявский, получить права на него будет не так просто.

Сейчас цены на права оставшихся турниров будут увеличиваться. Представляю, как потирают ручки в Winstrike, у которых есть права на BLAST, и которые будут выбирать подрядчика на трансляции. Отличная возможность монетизироваться.

Чуть меньше потери будут у SLTV, которые всегда могут положиться на три-четыре собственных крупных чемпионата, даже если потеряют права на BLAST и ECS. Таланты студии уже зарабатывают на других проектах, а турнирный оператор StarLadder, как отмечает Роман Чернявский, уже наметил иной путь развития.

В целом у этой компании наметилась стратегия, при которой они больше субподрядчик на трансляциях, чем самостоятельный организатор и студия освещения.

Не слишком ударила сделка Maincast и ESL и по менее крупным игрокам рынка (например, WePlay! и UCC Studio). В то же время Maincast в 2020 году (как минимум в 2020 году) станет безоговорочным лидером и может получить до 80% общего трафика.

Что это значит?

В отличие от рынка Dota 2, где RuHub в теории может поддержать уровень конкуренции, соревновательный CS:GO оказался монополизирован студией Maincast - причем не только в этом году, но и в следующих (контракт действует до 2023 года). Уже сейчас ESL Pro Tour замахнулся на звание основной франшизной лиги в CS:GO, оставляя всё меньше пространства для других турнирных операторов.

Эксперты Марк Авербух и Роман Чернявский уже говорили о том, что Рухабу стоит сосредоточиться на производстве и развитии собственного контента, как это годом ранее сделали Maincast. В ином случае удержать тот уровень, который был в 2019, точно не получится - уменьшение количество зрителей быстро снизит поток инвестиций и пространство для манёвра.