Брюс Ли однажды сказал: "Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз". Эта цитата отлично применима к Доте, ведь кого мы обычно боимся в матчмейкинге? Спамеров с 25 уровнями Dota Plus! Эти парни знают своих профильных героев лучше всех, так почему бы нам не поспрашивать их о тонкостях того или иного персонажа? Именно этим мы и займемся в нашей новой рубрике — +25. Первым "двадцать пятым" станет Даниэль "Stormstormer" Шоетзау, отыгравший на Invoker 2800 игр и имеющий, на данный момент, 47 место в лидерборде.

Когда брать Invoker?

Учитывая специфику данного героя, хороший Invoker будет полезен почти в любом пике. Герой крайне универсальный, и, учитывая два возможных скиллбилда и стиля игры, его брать можно почти сразу. Конечно, если у вас есть последний пик, лучше его выпросить. Но в целом, Инвокера можно брать довольно рано, потому что против него существует не так много контрпиков.

Контрпики

По словам Даниэля, основными контрпиками для Invoker являются Broodmother, Timbersaw, Lina и Outworld Devourer. Именно против них большинству неопытных игроков на Invoker сложнее всего стоять на миде.

"Также против Invoker очень хороши Naga Siren и Chaos Knight, но в миде эти герои непопулярны"

Против Broodmother у Invoker нет достаточного количества АОЕ урона, чтобы справляться с паучками.

Тимберу вы просто ничего не сделаете. Мана ему особо не нужна, Forge Spirit'ом вы его не пробьете. Кастрюля против Инвокера стоит без особых проблем.

Lina сильно напрягает Инвокера своим спамом и ренджом атаки. Всё-таки разница между дальностью атаки Лины и Инвокера — это половина Dragon Lence.

Outworld Devourer всегда был неплох против героев-интовиков. Да, он уже давно не ворует интеллект астралом и не может так жёстко задоминировать линию, как раньше, но много урона, Астрал (OD с помощью него легко добивает ренджевого крипа (пряча Invoker'a или крипа)) и воровство интеллекта с Arcane Orb мешают Инвокеру уверенно лейнить против OD.

Когда играть Quas-Wex, а когда — Quas-Exort?

Этот вопрос стоит решить сразу после того, как вы увидите все 10 пиков. Как же решить, каким стилем играть?

"Я чередую QW и QE Инвокера где-то 50/50".

От чего зависит выбор Даниэля?

  • Матчап, который вы увидите против себя в миде

Например, для классического QE Инвокера Templar Assassin будет контрпиком, но на QW вы сможете отстоять против неё без особых проблем.

"Против Broodmother стоит играть только Quas-Wex. Во-первых, вам нужно сильное Торнадо против пауков. Если же вы не сможете стоять на миде, и вам придется сместиться на боковую линию, раскачка через Exort вам никак не поможет принести пользу команде".

Quas-Exort не стоит играть против персонажей с большим количеством спама и харраса. Вам просто не хватит регенерации с нераскаченного Quas, потому что большинство единиц прокачки вы вложите в Exort. В итоге, вам придется либо уходить на базу, либо тратиться на расходники. Ни того, ни другого Invoker никогда не хочет. Билд через Quas-Wex в таком случае будет гораздо перспективнее.

"Хорошие примеры героев, против которых стоит играть Quas-Wex — Lina, Kunkka, Templar Assassin". Вы можете использовать Tornado для ластхита ренджевых крипов, чтобы набрать быстрый уровень. С этим уровнем (6-7) вам просто нужно будет постоянно кидать во врага Tornado + EMP, как только его увидите. Такой стиль игры очень сильно мешает многим мидовым героям.

  • Количество героев, с которыми хорош Sunstrike. 

Нет смысла играть через Quas-Exort, если у вас в команде нет достаточного количества станов. Вы, конечно, можете быть гением Invoker'a и попадать всеми Sunstrike'ами без помощи союзников, но по факту так не умеют даже лучшие Инвокеры планеты. Иметь хороший стан — это всегда приятно.

"Лучшие герои с QE Invoker'ом — Faceless Void, Legion Commander и Axe.

Вексовым приятно играть, когда у тебя в команде есть активные герои, способные рано драться. Обычно, самый важный герой для вас — это хардер. Brewmaster, Sand King, линия с Chen'ом — хорошие варианты для поддержки QW Инвокера".

  • Насколько ваш драфт будет жадным с Экзортовым Инвокером?

К сожалению, ресурсы на карте в Dota 2 строго ограничены. Поэтому кому-то всё время приходится "таскать рояль". И иногда эту роль придется выполнять вам, каким бы пианистом вы не были. Имея в команде условных Anti-Mage, Rubick, Enigma и Wynter Wywern вам просто не получится найти фарм. Линии всегда будут отпушены, крипы будут далеко, а лес выфармливать вам никто не даст. Здесь в игру вступает менее жадный Quas-Wex Invoker.

Чтобы определить "жадность" вашей команды, попытайтесь представить на каком уровне или с каким предметами ваши герои станут максимально сильными? Условному Gyrocopter'у достаточно лишь Фейзов-Барабанов, чтобы подключаться в бой. А Lifestealer, который фармит Radiance, но еще его не дофармил, вряд ли поможет в драке, и минут 20 вам придется играть 4x5.

Понимание "жадности" драфта приходит с опытом. Пересматривайте свои игры и делайте выводы. Если вас сломали за 20 минут, пока вы били лес с Forge Spirit, возможно не Anti-Mage виноват, а вам стоило поиграть активнее?

  • Каким героям в вашей команде нужна Urn of Shadows?

Urn of Shadows, а в последствии Spirit Vessel является ключевым предметом для Quas-Wex Инвокера. Комбинация Cold Snap + Spirit Vessel может доставить многим героям большие неприятности.

Но если у вам в команде есть Io, Spirit Breaker или Phoenix, которые тоже хотят сделать Урну, вам стоит либо обсудить покупку в начале игры, либо сыграть через Quas-Exort. Всё-таки с двумя Урнами в команде Invoker не будет получать достаточного количества зарядов, чтобы полностью реализовать потенциал данного предмета.

  • Кого легко поймать на Tornado + EMP?

Если вы хотите сыграть через Quas-Wex, стоит сразу подумать о том, сможете ли вы выжать максимум из вашей главной комбинации — Tornado + EMP? Если в команде соперника есть много медленных героев (например, Crytsal Maiden, Pudge, Sven, Wraith King), которые страдают от этой комбинации, то QW — это ваш выбор.

"Герои, против которых сложно реализовывать Tornado + EMP — Lifestealer и Juggernaut".

В целом, по словам Stormstormer'a, сейчас Quas-Wex Инвокером можно играть почти всегда, тогда как над выбором Экзортового стоит подумать.

"Если выбирать между QW и QE, то QE мне нравится больше только против Outworld Devourer"

Начало игры

Лейнинг стадия зачастую является одной из самых важных, потому что здесь можно очень легко отдать такое преимущество, что потом комбекать будет очень сложно. На что же обращать внимания, стоя линию Инвокером?

Quas-Exort

По словам Stormstormer'а, на линии, играя Quas-Exort Инвокером, главное микрить своим Forge Spirit'ом. Вам потребуется много времени, чтобы научиться правильно использовать этого юнита, но именно Фордж является главным атрибутом QE Инвокера на лейн стадии.

"Мои бинды: 1 — герой, 2 — курьер, 3 — Forge Spirit (и руна Иллюзий), кнопка на мыши для выделения всех юнитов"

Если вы научитесь харрасить оппонента и добивать крипов Спиритом таким образом, чтобы не фидить его — вы почти всегда будете выигрывать свою линию. Также обязательно нужно следить за боковыми линиями и оставлять ману на Sunstrike. Убивая или помогая своей команде по карте, вы сможете ускорить появления своего Midas'a.

Небольшая фишка для лейн стадии от Stormstormer'a.

"На первом уровне я иногда добиваю ренджевого крипа Sunstrike'ом. При появлении первой волны крипов, у вас полные ХП и Мана. Вам никогда не хочется стоять с полным ХП или Маной, потому что тогда вы не получаете пользы от регенераци (маны и ХП). Поэтому вы тратите ману таким способом, чтобы гарантировано получить уровень 2, Quas и Forge Spirit'a.

Делать так стоит, только если вы купили Ring of Basilius на первые деньги, но об этом позже.

Quas-Wex

При игре за Quas-Wex Инвокером, вам нужно выжимать максимум из регенерации здоровья с Quas. Нужно не оставлять соперника в покое, постоянно бить его и размениваться по здоровью. Заставили его принести регены? Замечательно! Попался жаднич? Убиваете через Tornado+EMP.

Но у вексового Invoker'a урона не так много, как хотелось бы, а опыт для него крайне важен. Поэтому не стесняйтесь забирать ренджевых крипов Tornado. В идеале, вы должны забирать крипа и пробивать Торнадо соперника.

Пик силы

У Инвокера в начале есть два пика силы, когда герой становится значительно мощнее. Это 3 и 5 уровни, когда вы получаете ещё один Quas или Exort. С прокачкой еще одной сферы, герой либо получает значительную прибавку к урону, либо к регенерации здоровья.

В этот момент вам стоит играть чуть активнее и агрессивнее по отношению к сопернику. Не бойтесь размениваться здоровьем. Либо вы восстановите его раньше за счёт лишнего Quas, либо вы нанесете больше урона, чем вам враг, за счёт Exort. В любом случае, вы в плюсе.

"Старайтесь бороться за каждый ластхит и играйте агрессивнее с 3/4/5 уровней, пытаясь доминировать линию".

Мидгейм

Quas-Exort

Играя за QE Инвокера в мидгейме, старайтесь, как и в начале игры, по возможности помогать команде Sunstrike'ами. Также носить с собой телепорт, чтобы подловить соперника на каком-то неудачном ганге, но в целом, в конце ранней/начале средней стадии игры QE Инвокером сложно подключаться в драки.

Если вы чувствуете, что соперник вас давит, и вы пока ничего не можете ему противопоставить, вашей основной задачей становится фарм. Старайтесь как можно сильнее увеличивать ваш нетворс. Толкайте линии, сплитьте, фармите лес. Вам нужно получить ранние предметы как можно раньше, чтобы иметь возможность включиться в игру.

Quas-Wex

В этом случае ваш геймплей кардинально отличается. QW Инвокер почти не умеет фармить, зато он отлично помогает вашей команде в ранних сражениях. Малое количество героев спокойно переживут раскаченное EMP минуте так на 20-25.

Когда вы получили Phase Boots и Urn of Shadows, ваша задача — ловить соперника на неудачных гангах или перемещениях. Задайвили глубоко под вышку? Телепорт, прокаст, заряды в урну. Саппорт перетягивается по реке, чтобы поставить вард? Прибежали, сделали быстрый фраг, побежали дальше.

Если вы имеете возможность убить вражеского керри, никогда ей не пренебрегайте! Да, Lifestealer'a или Juggernaut'a вы не убьете, но для условных Chaos Knight или Wraith King ваш ганг легко может стать фатальным.

Лейтгейм

Здесь вам придется проявлять все ваши способности пианиста. Главное, о чем стоит помнить — не зацикливайтесь только на поиске драки 5х5. Ваш герой может отлично сплитпушить или находить соло убийства. После мидгейма многие об этом почему-то забывают, стараясь зафорсить ненужную команде драку. Не надо так!

"Мешайте ворваться вражеским инициаторам с помощью Icewall'a, сжигайте ману корам соперника EMP'шкой, юзайте Катаклизм под станы союзников и не забывайте бафать Alacrity вашего керри".

Предметы

Начальные предметы

Одной из главных фишек Инвокера от Stormstormer'a являются именно начальные предметы. Например, сейчас Даниэль всегда на первые деньги берет Ring of Basilius вместо привычного Null Talisman.

"Этот предмет удваивает твой мана реген, а также позволяет играться с крипами на линии (включая и выключая Basilius вы мешаете оппоненту добивать крипов, а также пушите линию, когда вам это нужно). Также он сильно укрепляет Forge Spirit. Еще +2 брони от Basilius приятно иметь против харассящих героев, вроде Kunkka".

Начальный закуп Даниэля выглядит так:

Далее на первые деньги он приносит Mantle of Intelligence.

Об этом моменте стоит упомянуть отдельно. Дело в том, что Stormstormer в большинстве игр не доделывает Null Talisman. Он просто привозит Мантию, а потом Circlet.

"Рецепт для Null Talisman — слишком неэффективный. За свою большую стоимость даёт лишь +1 слот в инвентаре. За 1 дополнительный атрибут вы переплачиваете четырежды. В начальной игре +3% к усилению способностей не даёт так много. Есть смысл докупать Null, только когда вам понадобится дополнительный слот.

Мидгейм + Лейтгейм

Дальше есть два варианта билда, в зависимости от раскачки.

Quas-Wex

Здесь пока лучше билда с Spirit Vessel + Phase Boots ничего не придумали. Фейзы восполняют нехватку урона с руки, а Spirit Vessel отлично синергирует с Cold Snap. Затем идёт Aghanim's Scepter. После этого Stormstormer обычно покупает Blink Dagger, а потом игра заканчивается, хе-хе. Но если серьезно, то в таком билде неплохо смотрятся Black King Bar, Scythe of Vyse или Octarine Core.

Идеальный билд на QW Инвокера от Stormstormer'a:

Phase Boots, Spirit Vessel, Aghanim's Scepter, Blink Dagger, Scythe of Vyse, Black King Bar.

Quas-Exort

С Экзортом всё немного сложнее. Существует классический билд через Hand of Midas и Boots of Travel, и, в принципе, его можно использовать в 90% случаев, но также существует билд через Power Treads + Drums of Endurance.

"Билд через Power Treads побыстрее, чем через Мидас/Тревела. ПТ и барабаны дают вам начальные статы, с которыми вкупе в раскаченным Экзортом вы можете драться в начале игры.

Билд через Мидас больше нацелен на выход в лейт. Но, соответственно, этот билд вас замедляет, пусть и фармите с ним вы в разы быстрее".

Как же выбрать нужный билд? На что обратить внимание, если не знаете, уйти ли в лейт с Мидасом или сделать акцент на ранние драки с ПТ и барабанами?

"Билд зависит от того, как ты отстоял линию и от того, сколько станов есть у тебя в команде. Если в команде достаточно станов, тебе будет легче попадать санстрайками. Это значит, что ты сможешь больше удариться в сплитпуш, что подразумевает Boots of Travel + Midas.

Если вы проиграли обе боковые линии, и вас начинают давить, есть смысл взять PT + Drums, чтобы ты смог навязать ранние драки.

Трэвела хороши тогда, когда у тебя стоит много вышек => у вас есть контроль карты".

Идеальный билд на QE Инвокера от Stormstormer'a:

Aghanim's Scepter, Boots of Travel, Blink Dagger, Scythe of Vyse, Black King Bar, Octarine Core.

Прокачка способностей

Quas-Exort

Классическая раскачка способностей на QE Invoker'е выглядит так:

Таланты:

10 — -CD на Ghost Walk

15 — -CD на Cold Snap

20 — Катаклизм

25 — AOE Deafening Blast

Первый шарик Wex'a обычно появляется на 8 уровне. Таланты берутся на 14 и 15 уровнях.

Quas-Wex

Здесь существуют разные вариации. Иногда Stormstormer берет первый шарик Exort'a на 6 уровне, иногда на 8, иногда на 10 (как на скриншоте).

Здесь многое зависит от того, насколько вам нужен на линии реген от Quas. Например, на скриншоте сверху матчап против Kunkka — Quas в 4 просто необходим.

Раскачка против Lina — снизу.

Таланты на Вексовом Инвокере берутся точно такие же, как и на Экзортовом.

"Талант на урон от Meteor не делает такой разницы, как -CD на Ghost Walk. Плюс Cold Snap с талантом слишком хорош. Он позволяет форсить врагов на использование Black King Bar'a Cold Snap'ом + одной другой способностью". Беру второго Спирита только в случае, если драться — совсем не вариант и приходится только сплитить (в 0,1% случаев).

4 совета от Stormstormer'a

  1. Не недооценивайте Alacrity и Ice Wall. Alacrity, кинутое на керри до замеса, может легко выиграть вам драку. Ice Wall после Tornado почти всегда заставит соперника нажать Black King Bar.
  2. Forcestaff — одна из самых серьезных контрмер Инвокеру. Помните об этом и не вкидывайте сразу много способностей в одну цель. Постарайтесь забайтить соперников на скиллы, кидая в них по одной способности друг за другом.
  3. Всё время общайтесь с командой и напоминайте, что у вас есть Sunstrike.
  4. Не думайте, что Invoker — слабый лайнер. Он может выиграть линию у множества героев, если всё делать правильно.

Послесловие

"В любом спорте многое зависит от вашего майндсета, и Дота — не исключение. Вы сможете стать лучше и добиться своих целей только с правильным отношением к делу, а также с желанием стать лучше. Не нужно ставить MMR во главу углу, поднять рейтинг — не главное. Вы должны сосредоточиться на своей игре, именно на улучшении своего перфоманса. Именно так незаметно для себя вы начнете поднимать своей рейтинг.

Социальные сети Stormstormer'a

Подписывайтесь, он очень клёвый парень. На стримах Даниэль всегда объясняет множество моментов в игре на Invoker и не только. Парень не просто бездумно спамит одного героя, а рассказывает свои мысли об игре, множество из которых помогут вам стать лучше.

Twitchздесь.

Twitterздесь.