Проблема буллинга в подростковом возрасте широко распространена не только в Европе, но и Азии. О травле в Южной Корее нам стало известно благодаря таким работам, как «Слава», «Наследники» и «Школа 2015». Но что насчет Японии, страны восходящего солнца?
Пока вы находитесь в предвкушении новых серий «Первородный грех Такопи», о котором мы вам недавно рассказали в нашей статье, предлагаем погрузиться глубже в эту проблему и посмотреть на нее через призму аниме.
Внимание, в статье присутствуют спойлеры к аниме!
Что такое Идзимэ
В японском языке для слова буллинг существует отдельный термин — идзимэ (いじめ), а сами японцы предпочитают разграничивать данные понятия. Почему? Давайте разбираться!
Под буллингом обычно понимаются регулярные акты физического и эмоционального насилия над объектом. Примерно такое же определение дает и Оксфордский словарь:
Идзимэ — все тот же буллинг, в результате которого жертва получает психоэмоциональную или физическую травму, но с некоторыми отличиями. Если преследователей и жертву может не связывать ничего, кроме травли, то участники идзимэ не только находятся с объектом издевательств в одном социальном институте, но и связаны определенными отношениями. То есть, жертва и ее преследователи — всегда бывшие друзья или знакомые, которые ходят вместе в один кружок или класс, а значит травма, которая наносится человеку — сильнее и глубже.
А.Р. Нурутдинова в своей статье про идзимэ в Японии рассказывает о реальном случае издевательства в школе. Так, 13-летний мальчик не выдержал насилия и покончил с собой. Согласно его предсмертной записке, которая была обнародована СМИ, его заставляли ежедневно умывать лицо в грязной реке и приносить деньги. В итоге, такая жизнь стала для него потеряла всякий смысл и он решился на отчаянный шаг.
Самое ужасное, преследователи даже не понимали, что они делают. По словам одного из участников насилия, он никогда не сочувствовал жертве, поскольку считал, что происходящее — всего лишь игра.
«Стадный» инстинкт
Прежде, чем приступить к аниме, давайте рассмотрим еще один немаловажный аспект — менталитет. В отличие от Европы, где преобладает индивидуализм и собственное мнение, а про такие понятия, как коллективное сознание и разум уже все забыли, Азия, несмотря на высокий уровень технологий, все еще остается в прошлом. В этой части света большое значение придается не собственному «Я», а обществу и его мнению.
Азиаты всю свою жизнь стараются угодить окружающим и боятся, что о них плохо подумают — важно не то, как думаешь о себе ты, а что о тебе подумают другие. Именно поэтому им важно быть частью коллектива и не выступать, даже если мнение общества и его убеждения идут вразрез с их собственным.
Источник: imdb.com / Чанди и Ку Джунпе
Идзимэ в «Первородном грехе Такопи»
Сидзука, главная героиня «Первородного греха Такопи», становится объектом физических и моральных издевательств со стороны одноклассников. Если толпа предпочитает просто обзывать девочку и обходить стороной, то Марина, зачинщица конфликта, не просто истязает ее ментально, но и физически. Ее цель — не просто запугать, а подавить и уничтожить личность Сидзуки.
Источник: fandomwire.com / Марина наступает на Сидзуку
Но сколько бы Марина не терзала Сидзуку, девочка молча терпела все издевательства и покорно их принимала. И дело было в ее собаке по имени Чапи — верном друге, который становится не просто настоящим источником тепла, а тем самым убежищем, в котором девочка может укрываться от бури. Собака была рядом в самые трудные моменты, помогая заглушить боль, справиться с одиночеством и найти силы жить дальше. «Я пройду все, если со мной рядом будешь ты» — именно это говорит Сидзука перед тем, как обнять Чапи.
Источник: fandomwire.com / Сидзука и Чапи
Да, луч света по имени Чапи подарил нам, зрителям, надежду на то, что разумные существа в этом мире все еще не утратили свою человечность. Но увы, счастья было недолгим — жестокость, которая разворачивается в школе, в очередной раз доказывает, что будущего у такого мира нет и быть не может.
«Стадный» менталитет в этой истории играет с главной героиней злую шутку — ни один одноклассник не заступается за девочку. Даже мальчик — член совета, который становится свидетелем истязания Марины над девочкой, — не осмеливается вмешаться, ведь пойти против системы — значит стать следующим.
В нормальном обществе следовать толпе — значит участвовать в издевательствах, но перед нами антиутопия, а значит правила, которые работают в обычном мире, здесь работают немного иначе. «Делать вид, что ничего не происходит лучше, чем вмешиваться» — именно так свидетель идзимэ, правда уже из другой работы под названием «Приоритет чудо яйца», охарактеризовал подобную ситуацию.
В конечном счете, перед нами разворачивается картина, от которой становится жутко: страх сковывает окружающих главную героиню людей, а собственная безопасность становится ценой чужого страдания.
Источник: fandomwire.com / Сидзука и равнодушное общество
Однако Марине становится мало физических и эмоциональных травм, которые наносятся девочке. Видеть Сидзуку живой и невредимой становится все невыносимее, и тогда в ход идут более радикальные методы. Доброты в Марине нет, она мертва изнутри — именно это мы видим во время инсценировки нападения Чапи. Пытаясь защитить хозяйку, добрый пес попадает в ловушку, из которой выбраться так и не сможет. В итоге, собаку у девочки забирают, ведь животное, которые нападает на людей, не может жить в городе и подлежит усыплению.
Так и получается, что девочка остается одна наедине с этим безжалостным миром, полном лишь жестокости и безразличия. Пока изнутри все медленно разрушается, Сидзука продолжает волочить свое существование. Она погружается в собственную тишину и не замечает, как начинает в ней захлебываться...
И Марина добивается своего. Потеряв свою опору и поддержку, взгляд Сидзуки резко меняется — ее свет и лучезарность пропадает, а в глазах отображается лишь пустота. Девочка становится лишь оболочкой, а жизнь теряет для нее всякий смысл. Получив в подарок от Такопи — так девочка называет сверхъестественное существо в виде осьминожка, которое прибыло на планету Земля — волшебную ленточку примирения, девочка решается на отчаянный шаг и лишает себя жизни.
Такопи — существо с планеты под названием Счастье — не знает, что такое насилие и не понимает, почему люди проявляют его по отношению друг к другу. Решив, что это он виноват в смерти Сидзуки, он возвращается назад с целью все исправить и сделать так, чтобы девочка была счастлива.
У осьминожки есть еще одна удивительная способность — перевоплощаться в других людей. Именно ею он решает воспользоваться для того, чтобы помирить Сидзуку и Марину, когда та назначает ей встречу. В этот момент и начинает трещать по швам идеализированный мир Такопи.
Мы видим, как невинный ребенок, который только что пришел в этот мир, становится его заложником. Да, Такопи показан создателями работы наивным существом, но в его простых вопросах скрыта болезненная истина, о которой все давно предпочли забыть. Пока на фоне разворачивается настоящая трагедия, реплики Такопи заставляют взглянуть на происходящее совершенно другими глазами.
Источник: fandomwire.com / Одноклассники Сидзуки, Такопи и девочка
Дети, которым нужна помощь, остаются наедине со своими проблемами, а общество, вместо того, чтобы обратиться к моральным принципам, идет против них. То же самое мы видим на примере взрослых — людей, которые демонстрируют равнодушие и полную незаинтересованность: учителя игнорируют издевательства со стороны одноклассников Сидзуки и предпочитают смотреть в пол, а ее мама после нападения Чапи на Марину просит ее извиниться перед ней.
Гиперболизированная антиутопия, которую показывают нам создатели работы, является художественным вымыслом, но нельзя сказать, что подобное — редкость. К сожалению, происходящее в аниме — зеркальное отражение того, что происходит в реальном мире, ведь идзимэ остается одной из социальных проблем национального уровня в Японии.
Для того, чтобы посмотреть на буллинг под другим углом, предлагаем погрузиться в мир аниме и манги, которые вышли в 90х годах. К примеру, «Цветочки после ягодок» — известная работа японской мангаки Камио Юко, которая вышла на этот свет в 1992 году.
Социальное неравенство и буллинг
К сожалению, социальное неравенство является одной из частых причин, по которой дети становятся объектами издевательств. То же самое произошло и с Кимото — одноклассником главной героини по имени Цукуши, который подвергается буллингу со стороны элитной группы под названием F4. Когда она видит, в каком состоянии находится парень, мысли о помощи сразу же проскакивают в ее голове. Но что же мы видим в реплике ее подруги? Все то же самое, что и 20 лет спустя. Не вмешивайся — иначе станешь следующей.
Источник: CQ.ru / Цукуши и ее подруга
Но девочка не сдерживается: она высказывает все, что думает о Домедзи — главаре группировки, — и становится очередной целью детей из богатой семьи. Цукуши, в отличие от большинства учащихся, не из среднего или высшего класса, а низшего, а потому особого статуса в школе у нее нет. Когда F4 переключается на девочку, те, с кем Цукуши раньше общалась либо вообще перестают обращать на нее внимание, либо же предпочитают избегать встреч. Несмотря на то, что в самой манге события не были такими жестокими, в ее корейской адаптации создатели зашли еще дальше.
Жестокость корейской версии возведена до абсурда: велосипед героини поджигают, ее саму сначала закидывают водяными шарами, а потом и вовсе обрызгивают огнетушителем, но важно не это. То, с какой радостью и весельем совершается подобный акт насилия — вот, что вызывает ужас и дрожь. Быть вместе с обществом — значит всецело подчиняться ему, чего бы это не стоило. Даже если ради этого придется отказаться от человечности...
Судьба бывших преследователей — корейских актеров и айдолов
J-pop не так популярен в России по сравнению с K-pop'ом, а потому и случаи, когда айдола выгоняли из группы за прошлое, известны только в Корее. Так же, как и в Японии, проблема буллинга в Южной Корее является одной из острых в стране.
В отличие от соседей, Корея пытается бороться с этим не только на уровне школы, но и в высших слоях общества — там, куда путь человека лежит через тернии. Так, бывшие преследователи порицаются обществом, на их карьерах ставят крест, а университеты все чаще отказываются принимать абитуриентов, которые в школе занимались подобными преступлениями.
Источник: x.com / Джису
Вот лишь небольшой список из людей, которых уже вычеркнули из индустрии благодаря сообщениям жертв о том, чем они занимались в прошлом:
- Джису — популярный актер, который прославился благодаря дораме «Лунные возлюбленные: Алые сердца Коре». После сообщений о его участии в школьном буллинге, актер был вынужден уйти из сериала под названием «Река, где восходит солнце» в 2021 году. Прошло уже четыре года, а Джису все еще не появлялся в проектах. На сегодняшний день известно, что актер подал в суд на людей, распространяющих о нем ложную информацию. Однако свою репутацию актер пока так и не сумел обелить.
- Сом Хеин — одна из участниц шоу «Idol School», которая была вынуждена покинуть шоу из-за проблем со здоровьем. Однако после выпуска первой серии вспыхнул скандал, связанный с ее прошлым. Дело в том, что жертва буллинга выставила у себя в соцсетях историю следующего содержания. По ее словам, Сом привела ее в караоке, заставила встать на колени и подвергала эмоциональным издевательствам из-за ее внешности. А причиной стало недоразумение: Хеин думала, что та плохо отзывается о ее подруге.
- Суджин — покинула известную группу под названием (G)-Idle из-за информации в соцсетях о предполагаемом участии в школьных издевательствах.
- April — после того, как мемберов группы уличили в буллинге ее бывшей участницы Хенджу, популярность группы пошла на спад. Отмыть свою репутацию девочки так и не смогли. Группа распалась в 2022 году.
- Чимин — участница группы AOA, которая покинула группу после того, как бывшая участница группы Мина опубликовала на своей странице в «запретграме» пост о том, что та подвергалась буллингу с ее стороны на протяжении 10 лет. Вскоре Чимин опубликовала ответный пост с извинениями, но их оказалось недостаточно: она покинула группу и прекратила все активности.
Буллинг — одна из острых и, к сожалению, довольно распространенных проблем в Азии. Несмотря на то, что превентивные меры по предотвращению подобных ситуаций применяются в обеих странах, нельзя сказать, что она решена. Просто в каких-то странах она видна больше, а в каких-то меньше, но вопрос остается очень актуальным и освещается с помощью массовой культуры.
Заглавное фото: x.com
0 комментариев