Казалось бы, в мире, где есть Red Dead Redemption 2, The Witcher 3: Wild Hunt и Detroit: Become Human, пиксельным играм места нет. Ведь современные графические движки способны выдавать немыслимые красоты, и далеко не всегда это идет в ущерб сюжету и геймплею. Но пиксельная графика сегодня столь же популярна, как и в 80-е. Почему — тема другого разговора. Сегодня посмотрим на топовых (по мнению редакции) представителей пиксель-арта для ПК.

Terraria

Разработчик: Re-Logic

Год выхода: 2011

Изначально эта приключенческая песочница вышла эксклюзивно на ПК, но почти сразу ее портировали на другие мобильные устройства и игровые приставки. За минувшие с момента релиза 10 лет Террария разошлась тиражом в 30 миллионов копий и продолжает оставаться одной из самых продаваемых пиксельных игр.

Чтобы погрузиться в фантастический мир магии и тайн, игроку нужно создать персонажа в лучших традициях классических РПГ и задать параметры для процедурно-генерируемой карты локаций. Террария огромна, в ней множество биомов — от заснеженных горных пиков до подземных джунглей. На начальном этапе игра чем-то напоминает Майнкрафт, здесь тоже нужно добывать всевозможные ресурсы, чтобы крафтить снаряжение. 

Простейшие вещи вроде факела изготавливаются на коленке, но чтобы переплавить руду и отковать доспех потребуется полноценная кузница. На базе игрока со временем появляются неигровые персонажи, с которыми можно торговать и узнавать что-то об окружающем мире. Локации плотно заселены мобами, есть мировые боссы и уникальные внутриигровые ивенты. Например, при «Кровавой Луне» число монстров увеличивается, они получают возможность врываться в строения. Цель игры — победить Лунного Лорда, финального босса. Есть несколько режимов, включая многопользовательский с открытым PVP.

To the Moon

Разработчик: Freebird Games

Год выхода: 2011

Одногодка Террарии и тоже приключенческая. Здесь элемент РПГ тесно переплетен с жанром визуальной новеллы, что дает непередаваемый уровень погружения. Эффект усиливается благодаря уникальному саундтреку, участие в котором принимала легендарная Лаура Шигихара.

Главные герои — врачи Ева Розалин и Нил Уоттс. Они разработали технологию, которая позволяет умирающим людям переживать искусственные воспоминания. Очередного пациента зовут Джонни, его мечта — слетать на Луну. Игрок вместе с врачами проходит по воспоминаниям Джонни от детства до настоящего момента, чтобы понять источник его необычного желания. Дальше историю мы спойлерить не будем, скажем лишь, что GameSpot по праву вручил To the Moon награду «Лучший сюжет». 

С геймплейной точки зрения перед нами классический квест с элементами визуального романа и интерактивного кино. Особенность подачи сюжета в том, что он развивается очень быстро, поэтому, несмотря на отсутствие экшена как такового, игра крайне динамичная. Боевой системы нет. Сюжетно игра линейная, но игрок свободен в плане перемещения по карте воспоминаний и взаимодействия с игровыми объектами. Между отдельными пластами воспоминаний придется решать несложные головоломки.

Gunpoint

Разработчик: Suspicious Developments

Год выхода: 2013

Единственный в своем роде стелс-шутер от независимой конторы со сложными головоломками и десятками вариантов прохождения каждой миссии. Жанр игры определен условно, потому что здесь есть и платформер, и диалоги с последствиями.

Недалекое будущее, главный герой — Ричард Ковейн, шпион по найму. На деле — что-то вроде урезанной версии инспектора Гаджета. Например, у Ковейна есть Гиперштаны, которые позволяют прыгать на огромные расстояния и падать с высоты без ущерба. Также в его распоряжении имеется Кросслинк — устройство, позволяющее отслеживать электрические сигналы в цепи безопасности здания и перенаправлять их. Благодаря этим прибамбасам Ричард может вытворять невероятные кульбиты

Например, можно просто отвлекать охранников, а можно заманивать их в смертельные ловушки или заставлять стрелять друг в друга. Между миссиями Ковейн общается с клиентами через смс-чат. Игрок может менять течение диалога, выбирая разные варианты. Зачастую это влияет на доступные варианты прохождения миссии и глобальный сюжет. Игрок может убить всех персонажей на уровне, а может никого не тронуть. Стиль игры вариативен, но стелс предпочтительнее с точки зрения нуарной атмосферы.

Papers, Please

Разработчик: Lucas Pope

Год выхода: 2013

Этот шедевр сделал один человек. Идея пришла к нему, когда он путешествовал по Азии со своей женой. Кто бы мог подумать, что работу сотрудника миграционной службы можно превратить в забавную и увлекательную игру!

Действие разворачивается в 1982-м году в вымышленной стране Арстотцка. Главный герой побеждает в лотерее рабочих мест и получает должность на одном из пограничных КПП. Его задача — проверять документы мигрантов на соответствие требованиям Арстотцки. Поначалу все кажется просто, но со временем требований становится больше, а проверки усложняются. Герой учится выявлять поддельные документы, находить подозрительные связи среди родственников мигранта. 

Дальше игроку предстоит ловить контрабандистов и даже предотвращать теракты. Чем успешнее он работает, тем больше кредитов получает. В конце трудового дня он возвращается в квартиру к семье и решает, на что потратить заработанное. Игровой процесс действительно уникален, а сюжет сложнее, чем кажется. В игре предусмотрено 20 концовок, что открывает огромный потенциал реиграбельности. По мотивам игры даже снята короткометражка «Ваши документы!», за участие в которой Игорь Савочкин получил «Лучшую мужскую роль».

Nidhogg

Разработчик: Messhof

Год выхода: 2014

Это двухпользовательский микс сайд-скроллера и файтинга, который изначально разрабатывался для ежегодного кибершоу в Нью-Йоркском Университете. Проект вызвал бурю эмоций, поэтому разработчики доработали его и выпустили полноценную игру на ПК, в дальнейшем портировав ее на другие платформы. В 2017-м вышла вторая часть, которая отличается от первой улучшенной графикой и расширенным игровым миром.

В игре есть однопользовательский режим, но сказать о нем нечего, игра делалась под мультиплеер. На выбор для дуэли дается несколько локаций. Интерактивных объектов в них нет, но есть уступы, возвышенности, опасные зоны (вроде воды или лавы). Персонаж может бегать, прыгать, совершать подкаты и атаковать оппонента мечом. Меч можно держать в трех позициях, позиция определяет возможность атаки в клинок противника, чтобы обезоружить его. 

Для победы игрок может использовать окружение, например, взбегать по стенам и прыгать на врага сверху. Помимо мечей, есть другие виды оружия, включая бумеранги. Когда один из игроков умирает, ему нужно время для возрождения, в этот момент другой игрок может свободно перемещаться по локации. Задача заключается в том, чтобы добраться до конца локации на стороне противника. Игра яркая и динамичная, тактика боя и окружение сильно влияют на доступные варианты победы. При чем здесь дракон Нидхёгг? При том, что он съедает проигравшего!

The Binding of Isaac

Разработчик: Nicalis, Edmund McMillen

Год выхода: 2014

Это ремейк оригинальной The Binding of Isaac, выпущенной в 2011 году. Ремейк от оригинала отличается улучшенной графикой, новыми сюжетными элементами и персонажами. В основе лежит одноименный библейский сюжет, но в оригинальной интерпретации.

Главный герой — ребенок по имени Исаак. Он прячется в подвале дома, потому что его матери «голос бога» сказал принести сына в жертву. Задача Исаака — выбраться из подвала, который оказывается настоящим лабиринтом из процедурно-генерируемых комнат, населенных всевозможными монстрами. В комнатах игра превращается в двухмерный шутер, Исааку нужно уничтожать монстров своими слезами, избегая прямого контакта с ними. Гибель персонажа необратима, каждый раз нужно начинать с первого уровня подвала. 

Сюжет в игре глубокий и нетривиальный, он затрагивает спорные вопросы. Например, как религия может навредить ребенку. Несмотря на резонансность проблематики, The Binding of Isaac получила крайне положительные отзывы. Считается, что именно этот опус привлек широкое внимание геймеров и разработчиков к жанру рогалик. Игра нелинейная, есть несколько играбельных персонажей, предусмотрено 12 концовок. Дополнение Wrath of the Lamb открывает новых героев и еще две концовки.

Lisa: The Painful

Разработчик: Dingaling

Год выхода: 2014

Это двухмерная пошаговая РПГ, действие которой разворачивается в постапокалиптическом мире, где вымерли практически все женщины. Игру особенно хвалят за глубокий сюжет с изрядной долей черного юмора. Однако общая сложность игрового процесса выступает спорной стороной.

Главный герой — Брэд Армстронг, мужчина средних лет, страдающий от психологических травм детства и наркотической зависимости. Сюжет начинается с того, что Брэд отправляется на поиски своей приемной дочери Бадди, которая предположительно оказалась последней женщиной на Земле. По ходу игры персонаж перемещается между разноплановыми локациями, которые заселены множеством врагов — от бандитов до мутантов. Также есть мирные персонажи — с ними можно торговать, брать у них задания и даже нанимать их. 

Всего есть 30 компаньонов, каждый со своим стилем боя. В бою можно использовать обычные удары или комбинировать их в уникальные атаки, нажимая клавиши управления в определенной последовательности. Схватки тактические и очень сложные, игроку нужно продумывать буквально каждый шаг. Сюжет в игре нетривиальный, следить за ним интересно. На локациях много скрытых предметов, которые раскрывают историю мира и прошлое героя. Есть много геймплейных фишек. Например, можно заставить одного из компаньонов играть в русскую рулетку. Стоит ли потенциальный куш окончательной смерти персонажа — решать игроку.

Blasphemous

Разработчик: The Game Kitchen

Год выхода: 2019

Многие считают Blasphemous лучшим пиксельным платформером. Мы не беремся судить, насколько эта оценка справедлива, но признаем уникальность проекта. Кровавая метроидвания, которую позиционируют как нелинейный экшен-платформер в духе серии Dark Souls. Одного этого описания достаточно, чтобы пойти играть демо в Стиме.

Игра основана на христианском средневековом фольклоре, многие персонажи и сюжеты навеяны библейскими прототипами. Действие происходит в вымышленной глубоко религиозной стране Кастодия. Главный герой — Кающийся, вооруженный мечом Миа Кульпа, единственный выживший в битве на «Безмолвной горе». Он оказывается в своеобразном лимбе, перерождаясь после каждой гибель. Герой берет обет молчания, его цель — поиск корня зла и его уничтожение. Геймплейно это классический платформер с элементами РПГ. 

На двухмерных картах множество противников с уникальными стилями боя, масса интерактивных объектов, которые рассказывают историю мира, помогают продвинуться по сюжету и открывают новые способности Кающегося. Есть расходуемые предметы и сторонние квесты, выдаваемые мирными персонажами. Упор сделан на продуманную боевую систему, которая основана на комбинациях различных ударов и способностей героя. В Blasphemous сложные не только боссы, но и рядовые противники. Однако любого из них можно победить, если изучить его повадки и подстроиться под тайминги атак.

Hyper Light Drifter

Разработчик: Heart Machine

Год выхода: 2016

Как и Blasphemous, эту мультиплатформенную экшен-РПГ нам подарил Кикстартер. Игроки, знакомые с The Legend of Zelda: A Link to the Past, сразу поймут, чем вдохновлялись разработчики. А фанаты Sword & Sworcery увидят схожесть графики. Но, несмотря на целый ряд успешных заимствований, Hyper Light Drifter — продукт во многом неповторимый.

Главный герой — Бродяга, имеет в своем распоряжении технологии, которые для окружающего мира утрачены. Он бродит по постапокалиптическим руинам сгинувшей цивилизации в поисках лекарства от болезни, которая его убивает. Бродяга вооружен энергетическим мечом, который можно модернизировать, если игру удастся найти силовую батарею. 

Также у персонажа есть пистолеты и бомбы, которые применяются ситуативно. По ходу сюжета Бродяга переходит из одной локации в другую, где сначала истребляет орды врагов, затем сражается с боссом. В игре вообще нет диалогов, состояние и мотивы персонажей передаются музыкой и анимацией. Главный разработчик игры, Алекс Престон, пытался сымитировать пиксельные игры Super Nintendo Entertainment System. Учитывая 76 баллов на Метакритике, у него неплохо получилось.

The Final Station

Разработчик: Do My Best Games

Год выхода: 2016

Пиксельный сурвайвл-хоррор — звучит безумно? Но именно так свой опус позиционирует отечественный разработчик. Игра представляет собой экшен-платформер с элементами симулятора управления поездом. Все это происходит в постапокалиптическом мире с армиями зараженных и непростым моральным выбором.

В распоряжении главного героя — тысячетонный локомотив, на котором он путешествует по городам, уничтоженным в недалеком прошлом тотальной пандемией инопланетного вируса. Во время путешествий герой модернизирует свой транспорт, находит выживших, раскрывает секреты катастрофы и постепенно понимает, что есть в этом мире что-то кроме выживания. Геймплейно игра делится на две части. Первая часть — путешествие на поезде. Пока поезд движется от одного города к другому, игроку нужно следить за электричеством, вентиляцией и другими коммуникациями, которые регулярно ломаются. 

Если вы подбираете выживших, то их нужно лечить и кормить. Вторая часть геймплея — города. Это многоуровневые локации, на которых можно найти выживших, снаряжение и пищу. Также в локациях много зараженных, которых герой нещадно истребляет, используя разнообразное огнестрельное оружие. Если игроку удается довести выживших до поезда — они остаются с ним. Помимо оригинального геймплея, стоит отметить сюжет, который можно охарактеризовать одной фразой — все не то, чем кажется.

Пиксельных игр на ПК сотни, перечислить их все мы не можем. Более того — мы не можем перечислить даже все лучшие игры этого направления. Поэтому предлагаем помочь нам в комментариях!