В течение нескольких лет подряд чемпионат The International по Dota 2 удерживает рекорд по размеру призовых. На TI10 общий фонд составит более 40 миллионов долларов — и все это благодаря системе краудфандинга. Battle Pass позволяет фанатам материально поддержать любимые команды, турнир и игру, а заодно получить новые предметы и бонусы. Но как все начиналось?

2013: Проба пера

Что-то отдаленно похожее на современный боевой пропуск впервые появилось в Dota 2 в мае 2013 года. За $2,50 любой игрок мог получить зеленую книгу с информацией о турнире — интерактивный компендиум. Там можно было узнать, кто и когда сыграет на The International, сделать прогнозы на отборочные и финальный чемпионат, выбрать участников шоу-матча. Бонусом шел курьер Smeevil.

Развивать свой компендиум было нельзя, и новые награды владельцы получали, только если призовой фонд достигал какой-то круглой суммы. Например, после того как призовой Ti3 превысил $2,000,000, игроки получили тематический HUD. Затем Valve подарила по Immortal-предмету и набор насмешек. Последнюю цель игрокам выполнить не удалось, а жаль: можно было бы выбрать следующего героя, который появился бы в Доте.

2014: Мем с бараками и новые решения

Спустя год Valve вновь выпустила сборник к The International, но теперь купить компендиум было недостаточно. Самые интересные награды можно было получить лишь после увеличения уровня компендиума. Для этого приходилось выполнять различные задания от Valve: собирать карточки всех игроков одной команды, делать точные прогнозы, выигрывать десять матчей за одного героя. Ну или можно было просто докупить нужные уровни за деньги.

Наград в компендиуме The International 2014 было намного больше. Важно, что многие фишки были в новинку игрокам — не просто новый курьер или красивые шмотки, а анимации для телепорта и Dagon, погода, пак музыки. О некоторых обещаниях Valve потом сильно пожалели: квестовая система и переделанная Spectre расстроили игроков, а про те самые новые модели бараков некоторые вспоминают и сейчас. Но не Valve.

Прокачать свой пропуск можно было до тысячного уровня. И хотя действительно интересные награды заканчивались до 100 лвла (дальше можно было апать Гем и фармить Immortal-сокровищницы в надежде выбить ультра-редкий посох на Warlock), призовой фонд увеличился почти в четыре раза и на сей раз превысил десять миллионов долларов.

Эра компендиумов

Успех набора к The International 2014 возбудил интерес к подобным проектам у сторонних организаторов. В ту пору для просмотра любого турнирного матча в Доте нужен был билет — чаще всего он тоже был платным, но крупные чемпионаты договаривались с Valve и включали в стоимость еще и какие-то уникальные предметы типа курьеров или качественного сета. В 2014 году разработчики разрешили вставлять в игру полноценные компендиумы.

Конечно, организаторы StarLadder или ESL One не могли пообещать игрокам новый режим или анимации, но классных косметических предметов и фишек на самом турнире (шоу-матч или косплей-ивент) уже было достаточно. Игроки получали уникальные шмотки и шоу, а турниры зарабатывали и увеличивали призовой фонд в несколько раз.

Увы, вскоре Valve отказалась от этой затеи. В 2016 году просмотр матчей в игре стал бесплатным, а организаторам пришлось выискивать новые (и вспоминать старые) способы заработка. Теперь такой формат остался только на The International и некоторых мэйджорах.

2015: Последний компендиум

Третий набор от Valve претерпел серьезные изменения. Награды за повышение общего призового стали менее затратными для разработчиков, но более приятными для игроков: бонусные сундуки Immortal, варды, еще один курьер. Из необычного можно вспомнить разве что комикс с Axe и конкурс короткометражек. 

Плюшек с компендиума стало в разы больше. Уже на первом уровне игрок получал три разные сокровищницы, набор курсоров, комплект музыки, возможность создать статую и многое другое. Уровень стало апать интереснее: заданий было намного больше, появились полноценные игровые квесты. Чтобы выбить все-все, компендиум нужно было прокачать до 250 уровня — а еще лучше до 1000, который давал физическую копию Aegis of Immortal.

Ивент длился более трех месяцев и не успел наскучить. Сокровищницы и другие награды выпускались постепенно, а игрокам нужно было постоянно закрывать еженедельные квесты и разные задания, чтобы все это получить. Высокая вовлеченность аудитории и очередной рекордный призовой ($18,429,613) заставили Valve задуматься о новом формате.

2016: Новое название и сезонные ивенты

В следующем сезоне впервые появились мэйджоры, и разработчики Dota 2 предложили игрокам еще новый формат — Battle Pass. Компендиум уже давно вырос из формата книги в полноценный ивент, и это напрашивалось. Протестировали боевой пропуск на турнирах во Франкфурте и Шанхае, а уже к The International 2016 выпустили знакомый ивент под новым названием.

Сезонные Battle Pass были скорее развлечением для игроков, чем способом заработать. Наград было совсем немного: в основном косметические предметы и несколько эффектов. Зато в полном объеме остались квесты и задания, что должно было сделать Доту разнообразнее и интереснее. Эти пропуски можно сравнить даже с Dota Plus, которая появилась намного позже.

Совсем другое дело — BP к The International 2016. Valve успешно адаптировали придуманное осенью Колесо Рилай и квестовые линейки, которые кроме очков Battle Pass открывали полноценный набор на одного из четырех персонажей. Также разработчики решились на эксперимент с матчмейкингом: владельцы пропуска могли играть отдельный MMR, а потом заменить свой показатель рейтингом из Battle Pass.

Это и многое другое (краска для реки, ставки, боевой кубок) позволили вновь обновить рекорд: финальный призовой фонд TI6 превысил 20 миллионов долларов. При этом денежные цели исчезли, игроки лишь получили бонусную сокровищницу за превышение прошлогоднего прайзпула. Вместо них появились испытания сообщества: дотеры вместе уничтожали деревья, сбивали телепорты и разбивали статуи на базе.

2017–2020: По отработанной схеме

После этого Battle Pass каждый год радовал игроков в привычном формате без каких-то революционных изменений. Хотя разработчики постоянно пытаются удивить игроков, в последнее время сделать это все сложнее — кажется, что в игре уже есть все, и больше нечего менять.

В 2017 году, например, владельцы боевого пропуска смогли опробовать совместную кампанию «Лихой омут»: отзывы были смешанными, но новый режим заинтересовал многих. Valve также кастомизировала башни и добавила колесо чата с фразочками комментаторов и забавными звуками.

Сезон спустя это смотрелось уже не так весело. «Пещеры пустоши» уступали некоторым кастомным режимам, как и формат Mutation. Но призовой фонд снова бил рекорды! Есть мнение, что намного больше игроков привлекают яркие косметические предметы, возможность поменять MMR и другие старые плюшки.

Кроме того, Valve предоставила владельцам Battle Pass возможность первыми проверять новые фишки: систему тренеров, гильдии, ролевой поиск и многое другое. Опыт показывает, что это прекрасно работает до сих пор.

2021: ??????

Вряд ли что-то изменится и в этом году. Хорошо это или плохо — пусть каждый решит сам. Прежде всего, Battle Pass подарит вам кучу косметических наград (хотя за самые яркие придется доплатить). Играть в Доту тоже будет интересно: будь это тест новой кастомки от Valve или выполнение заданий в матчмейкинге. The International приближается, и совсем скоро нас ждет куча контента, связанного с таким необычным явлением, как боевой пропуск.