Соревнования по компьютерным играм зародились еще в 1972 году, но долгое время киберспорт был лишь развлечением. Первые неуверенные шаги индустрия начала делать 20–25 лет назад, когда на фоне выхода Quake и StarCraft стали появляться турнирные операторы и киберспортивные команды.
Многие из тех проектов не смогли преодолеть трудный период и остались лишь на страницах истории. Не выжили MeetYourMakers, mTw, корейская OGN Entus и другие клубы, созданные на рубеже веков. Ряд других продолжает успешное существование до сих пор.
SK Gaming
Почти 24 года назад четыре брата и три их товарища из немецкого города Оберхаузена создали клан по игре Quake. Первое название для команды придумали случайно: один из игроков постоянно выкрикивал «Schröt!», стреляя из двустволки, поэтому весь клан назвали Schroet Kommando. Позднее название сократили до SK Gaming.
До 2001 года штаб-квартирой команды был дом братьев Бимс, но на фоне первых успехов в шутере Counter-Strike клуб стал развиваться. Новые составы, международное сотрудничество, даже собственный портал с платными услугами и торговой площадкой. В 2003 организация подписала первые контракты с игроками, выкупив состав шведского клана NiP по CS.
В дальнейшем SK Gaming продолжил расширяться, на следующие 15 лет став одним из лидеров мирового киберспорта. Титулы ESL Extreme Masters и ESWC, победа на мэйджоре ESL One Cologne 2016 по CS:GO, успехи в Warcraft III и Quake... У клуба были составы по всем популярным дисциплинам, включая FIFA, Call of Duty, Лигу Легенд и Dota 2.
После ухода бразильского состава по CS:GO в MiBR организация не так заметна СНГ-болельщикам, но продолжает активную деятельность. Состав по LoL с переменным успехом выступает в европейской лиге LEC, SK Gaming также представлен в дисциплинах Clash Royale, Brawl Stars и NBA 2K. Работают академия и клубный магазин.
Evil Geniuses
Один из главных американских мультигеймингов тоже возник в XX веке. Одноименный клан возник в 1997 году: молодые игроки в Quake познакомились в первом интернет-кафе в Канаде. Первые участники EG вспоминают, что получили доступ к интернету по T1, тогда как весь остальной мир пользовался модемным соединением.
В 2004 году в команду пришел Алекс Гарфилд, которого и сейчас помнят как одного из самых смелых и успешных менеджеров киберспорта. Вскоре коллектив открыл подразделения по World of Warcraft, DotA, Call of Duty и StarCraft. Со временем клуб EG стал лидером американского сегмента и до сих пор удерживает эти позиции.
В активе клуба победы на Intel Extreme Masters IV по WoW в 2010, успехи в Counter-Strike и StarCraft, титул чемпионов The International 2015 по Dota 2. В разное время Evil Geniuses были представлены в 22 различных дисциплинах. Сейчас «злые гении» успешно выступают в Dota 2 и CS:GO, Лиге Легенд и файтингах, а также намерены стать лидерами в Valorant.
KT Rolster
Корейская команда была создана в 1999 году на основе игроков в StarCraft. Обратите внимание, что активное участие в этом принимала компания Korean Telecom. Пока в Европе и Америке появлялись первые независимые организации, в Южной Корее свои клубы создавали такие корпорации; если что, холдинг KT также поддерживает топовые команды по баскетболу, бейсболу, хоккею, гольфу и другим видам спорта.
Со временем место StarCraft в клубе заменила Лига Легенд: время от времени ростер выходит на ведущие позиции в Корее и дважды принимала участие в чемпионате мира (дважды заняв топ-8). В последнее время выдерживать конкуренцию становится труднее, но KT Rolster продолжает оставаться клубом с великой историей и большими амбициями.
Ninjas in Pyjamas
Шведский клан стал известен в 1999 году, а первые успехи были связаны с ранними версиями Counter-Strike. У NiP довольно непростая судьба: команда несколько раз переезжала или меняла название, а в 2003 году слилась с SK Gaming, когда пыталась найти спонсоров. В 2012 команда была реформирована.
Тогда же к «ниндзя» пришел их главный успех — шведский состав был неудержим в новой версии шутера Counter-Strike и выигрывал все турниры, на которых участвовал. Киберспорт набирал обороты, и Ninjas In Pyjamas на два с лишним года стали сверхпопулярными и очень богатыми.
Сейчас NiP более стабилен, в ростер входят подразделения по CS:GO, VALORANT, R6:Siege и FIFA. Однако проблемы остаются: фанаты Доты не забыли кик SoNNeikO и последующий роспуск состава, экс-игрок «пижамных» Fifflaren не так давно рассказывал о мошенничестве со стороны руководителей, а ядовитые цвета нового логотипа рискуют стать главным провалом года.
Team Liquid
Как и другие проекты того времени, основой для клуба стал клан по StarCraft: Brood War. Тэг Liquid появился в 2000 году в Нидерландах — основатель Виктор Гуссенс сам выбрал четырех игроков, а вскоре их число увеличилось до восьми. В следующем году появился смежный проект: сайт новостей по StarCraft и другим играм, который быстро стал популярным.
Более активную деятельность клуб начал после выхода StarCraft II. Первые спонсорские деньги позволили платить игрокам достойную зарплату, а в 2012 году отправить их на буткемп в Южную Корею. Одновременно с этим в США появился первый состав по Dota 2 (ixmike88 и Ко), чуть позже клуб открыл ростеры в других популярных дисциплинах: Лига Легенд, CS:GO и HS.
Сейчас Team Liquid имеет представителей едва ли не в каждой популярной дисциплине, включая VALORANT, Fortnite, Apex Legends и другие игры — всего 18 подразделений! И в каждом из них игроки занимают лидирующие позиции в мире. Кстати, клуб до сих пор представлен в StarCraft II (сразу шесть игроков!) — в дисциплине, с которой все начиналось.
Так появились первые клубы в киберспорте. Скоро соревновательный гейминг начнет развиваться, и к ним присоединятся другие: mousesports и Dignitas, T1 и EHOME, Mineski и Virtus.pro. Но об этом — в следующий раз.
0 комментариев