Соревнования по компьютерным играм зародились еще в 1972 году, но долгое время киберспорт был лишь развлечением. Первые неуверенные шаги индустрия начала делать 20–25 лет назад, когда на фоне выхода Quake и StarCraft стали появляться турнирные операторы и киберспортивные команды.

Многие из тех проектов не смогли преодолеть трудный период и остались лишь на страницах истории. Не выжили MeetYourMakers, mTw, корейская OGN Entus и другие клубы, созданные на рубеже веков. Ряд других продолжает успешное существование до сих пор.

SK Gaming

Почти 24 года назад четыре брата и три их товарища из немецкого города Оберхаузена создали клан по игре Quake. Первое название для команды придумали случайно: один из игроков постоянно выкрикивал «Schröt!», стреляя из двустволки, поэтому весь клан назвали Schroet Kommando. Позднее название сократили до SK Gaming.

Топ5 самых старых киберспортивных клубов мира которые продолжают существовать

До 2001 года штаб-квартирой команды был дом братьев Бимс, но на фоне первых успехов в шутере Counter-Strike клуб стал развиваться. Новые составы, международное сотрудничество, даже собственный портал с платными услугами и торговой площадкой. В 2003 организация подписала первые контракты с игроками, выкупив состав шведского клана NiP по CS.

Краткая история киберспорта от Pinnacle: как все было?

В дальнейшем SK Gaming продолжил расширяться, на следующие 15 лет став одним из лидеров мирового киберспорта. Титулы ESL Extreme Masters и ESWC, победа на мэйджоре ESL One Cologne 2016 по CS:GO, успехи в Warcraft III и Quake... У клуба были составы по всем популярным дисциплинам, включая FIFA, Call of Duty, Лигу Легенд и Dota 2.

После ухода бразильского состава по CS:GO в MiBR организация не так заметна СНГ-болельщикам, но продолжает активную деятельность. Состав по LoL с переменным успехом выступает в европейской лиге LEC, SK Gaming также представлен в дисциплинах Clash Royale, Brawl Stars и NBA 2K. Работают академия и клубный магазин.

Топ5 самых старых киберспортивных клубов мира которые продолжают существовать

Evil Geniuses

Один из главных американских мультигеймингов тоже возник в XX веке. Одноименный клан возник в 1997 году: молодые игроки в Quake познакомились в первом интернет-кафе в Канаде. Первые участники EG вспоминают, что получили доступ к интернету по T1, тогда как весь остальной мир пользовался модемным соединением.

В 2004 году в команду пришел Алекс Гарфилд, которого и сейчас помнят как одного из самых смелых и успешных менеджеров киберспорта. Вскоре коллектив открыл подразделения по World of Warcraft, DotA, Call of Duty и StarCraft. Со временем клуб EG стал лидером американского сегмента и до сих пор удерживает эти позиции.

В активе клуба победы на Intel Extreme Masters IV по WoW в 2010, успехи в Counter-Strike и StarCraft, титул чемпионов The International 2015 по Dota 2. В разное время Evil Geniuses были представлены в 22 различных дисциплинах. Сейчас «злые гении» успешно выступают в Dota 2 и CS:GO, Лиге Легенд и файтингах, а также намерены стать лидерами в Valorant.

Топ5 самых старых киберспортивных клубов мира которые продолжают существовать

KT Rolster

Корейская команда была создана в 1999 году на основе игроков в StarCraft. Обратите внимание, что активное участие в этом принимала компания Korean Telecom. Пока в Европе и Америке появлялись первые независимые организации, в Южной Корее свои клубы создавали такие корпорации; если что, холдинг KT также поддерживает топовые команды по баскетболу, бейсболу, хоккею, гольфу и другим видам спорта.

Со временем место StarCraft в клубе заменила Лига Легенд: время от времени ростер выходит на ведущие позиции в Корее и дважды принимала участие в чемпионате мира (дважды заняв топ-8). В последнее время выдерживать конкуренцию становится труднее, но KT Rolster продолжает оставаться клубом с великой историей и большими амбициями.

Топ5 самых старых киберспортивных клубов мира которые продолжают существовать

Ninjas in Pyjamas

Шведский клан стал известен в 1999 году, а первые успехи были связаны с ранними версиями Counter-Strike. У NiP довольно непростая судьба: команда несколько раз переезжала или меняла название, а в 2003 году слилась с SK Gaming, когда пыталась найти спонсоров. В 2012 команда была реформирована.

Тогда же к «ниндзя» пришел их главный успех — шведский состав был неудержим в новой версии шутера Counter-Strike и выигрывал все турниры, на которых участвовал. Киберспорт набирал обороты, и Ninjas In Pyjamas на два с лишним года стали сверхпопулярными и очень богатыми.

Сейчас NiP более стабилен, в ростер входят подразделения по CS:GO, VALORANT, R6:Siege и FIFA. Однако проблемы остаются: фанаты Доты не забыли кик SoNNeikO и последующий роспуск состава, экс-игрок «пижамных» Fifflaren не так давно рассказывал о мошенничестве со стороны руководителей, а ядовитые цвета нового логотипа рискуют стать главным провалом года.

Топ5 самых старых киберспортивных клубов мира которые продолжают существовать

Team Liquid

Как и другие проекты того времени, основой для клуба стал клан по StarCraft: Brood War. Тэг Liquid появился в 2000 году в Нидерландах — основатель Виктор Гуссенс сам выбрал четырех игроков, а вскоре их число увеличилось до восьми. В следующем году появился смежный проект: сайт новостей по StarCraft и другим играм, который быстро стал популярным.

Более активную деятельность клуб начал после выхода StarCraft II. Первые спонсорские деньги позволили платить игрокам достойную зарплату, а в 2012 году отправить их на буткемп в Южную Корею. Одновременно с этим в США появился первый состав по Dota 2 (ixmike88 и Ко), чуть позже клуб открыл ростеры в других популярных дисциплинах: Лига Легенд, CS:GO и HS.

Сейчас Team Liquid имеет представителей едва ли не в каждой популярной дисциплине, включая VALORANT, Fortnite, Apex Legends и другие игры — всего 18 подразделений! И в каждом из них игроки занимают лидирующие позиции в мире. Кстати, клуб до сих пор представлен в StarCraft II (сразу шесть игроков!) — в дисциплине, с которой все начиналось.

Топ5 самых старых киберспортивных клубов мира которые продолжают существовать

Так появились первые клубы в киберспорте. Скоро соревновательный гейминг начнет развиваться, и к ним присоединятся другие: mousesports и Dignitas, T1 и EHOME, Mineski и Virtus.pro. Но об этом — в следующий раз.