Почти каждый человек слышал про двенадцать подвигов Геракла, любвеобильность Зевса, лабиринт минотавра или неудачный полет Икара. Древнегреческая мифология — величайшее наследие античной цивилизации, которое оказало огромное влияние на общество — от литературы с музыкой до кинематографа и театра.

Не обошла она стороной и игровую индустрию. Во множестве тайтлов можно найти отсылки на известные сюжеты, знаковых персонажей или магические артефакты. Но как именно легенды из Древней Греции отображены в играх? Разбираемся.

Ранний период

Древнегреческие мифы не просто так обрели популярность в массовой культуре. Их истории масштабны и зрелищны, а боги и герои хорошо узнаваемы. Кроме того, в их основе лежит героический культ с прославлением силы, мощи, храбрости и совершенных подвигов. Боги часто демонстрируют свою человечность, а люди — равность к богам, постепенно стирая грань между ними. Такой материал очень удобно ложится под игровые механики, позволяющие уничтожать толпы ботов.

Все случаи использования античной мифологии в играх можно разделить на две условные категории. В первой категории мифы выступают в качестве фундамента, на основе которого прописывается сюжет, персонажи и сеттинг. Во второй разработчики оставляют в своих проектах разные отсылки на те или иные легенды. Авторы могут перенести в тайтл приключения знаменитых героев без изменений, хотя куда чаще студии собирают коктейль из разных сказаний, создавая собственную версию известной истории.

Игровая индустрия обращалась к древнегреческой мифологии еще в эпоху NES и первых слабых ПК. Чаще всего это были простенькие проекты, которые ограничивались переносом знакомых образов. Одним из первых подобных проектов стала приключенческая игра Labyrinth, где герою нужно выбраться из лабиринта.

В Hercules требовалось совершить двенадцать подвигов Геракла. Но из-за хардкорного дизайна уровней, проработанного геймплея и ужасной графики сделать это было не так просто. Авторы платформера Kid Icarus также вдохновлялись ими, поскольку в дизайне уровней, персонажей, противников, артефактов легко считываются знаковые образы.

Немного другой подход применили создатели Athena и его продолжения Psycho Soldier. В них игрок управлял Афиной — современным воплощением дочери Зевса. Но только здесь воинственная богиня мудрости выглядела как японская школьница в бикини. Кроме имени, древнегреческая тематика больше никак не обыгрывается.

Все они, а также Myth, Wrath of the Gods, Altered Beast и множество других тайтлов не только пытались удивить механиками, но и в разной степени заигрывали с известными сказаниями. И с каждым годом их число только увеличивалось.

Эпоха блокбастеров

Развитие мощностей не только подняло общую планку качества, но и позволило студиям продемонстрировать эпоху античности с новых ракурсов. Появилась целая вереница проектов, позволяющих геймерам с головой погрузиться в мир легенд и мифов.

В 2002 году команда Ensemble Studios решила отойти от упора на историзм. Их игра Age of Mythology сочетала в себе проверенные механики с мифологической подоплекой. При выборе фракции эллинов требовалось выбрать главного из троицы – Зевс, Аид и Посейдон, каждый из которых давал соответствующие бонусы. По мере развития можно было вербовать минотавров, горгон, призывать титанов, бить врагов молнией.

В нескольких частях God of War злой и лысый Кратос с упоением вырезал пантеон олимпийцев, расправлялся с титанами, сокращал численность античного бестиария. В слешере встречались циклопы, минотавры, «Ящик Пандоры», Тартар — разработчики из Santa Monica на все сто процентов отработали тематику мифов.

Действие Assassins Creed: Odyssey также разворачивалось на территории античной Греции. Кассандра или Алексиос проходили путь от ноунейма до героя, которым восхищаются окружающие. Ubisoft взяла за основу реальные исторические события, разбавила их старинными легендами и получила действительно что-то уникальное.

Кроме увлекательной истории, здесь можно наткнуться на минотавра, немейского льва, Медузу Горгону и других существ. Но при этом их появления логично объясняются местным лором и не смотрятся чужеродно.

Концепт другой игры от французов — Immortals Fenyx Rising — возник из-за бага в коде «Одиссеи». Авторы не стали ничего менять и остались в пределах Греции. В роли крылатого полубога Феникса игрокам необходимо спасти олимпийцев от Тифона.

В местном мире встречаются различные мифические существа, боги то и дело отсылают к тем или иным сюжетам, а отдельные задания прямо отсылают к разным мифам. А поскольку игра по тональности больше комедийная, то и следить за ними веселее.

Нашумевший «рогалик» Hades также эксплуатирует мифологическую тематику по полной. Сюжет, локации, диалоги — почти все заимствовано из древних легенд.

Разработчики выбрали данный сеттинг по двум причинам: они хотели добавить в свое творчество что-то новое и им очень нравились сказания про обитателей Олимпа. Решение сделать главным героем Загрея также было взвешенным. Малоизвестный персонаж открывал широкие возможности для новой интерпретации образа.

Отсылки и пасхалки

Множество разработчиков добавляют в проекты различные отсылки к древнегреческим мифам. Подобные реверансы помогают подчеркнуть интересные аналогии или дополнить историю, придав ей дополнительный смысл. Особенно сильно подобным образом отличились серии Mass Effect и Borderlands.

Множество планет из трилогии носят античные наименования. Илос назван в честь основателя Трои. Благоприятный климат Элизиума отсылает к соответствующей области загробного царства Аида, где всегда правила весна и никто не знал горя и печали. Организация «Цербер» наименована в честь трехголовой собаки, охраняющей вход в царство мертвых. В честь перевозчика душ через реку Стикс обозначен ретранслятор «Харон», позволивший человечеству «перепрыгнуть» границы Солнечной системы.

При создании Серого Посредника студия вдохновлялась Аресом. Персонаж относился к воинственной расе Яги и отличался агрессивным характером. В бою он не расставался со щитом, с которым эллины любили изображать бога войны.

История протеан чем-то схожа с судьбой титанов. И те и другие привнесли в жизнь людей много благ. Если Прометей украл для людей огонь, то протеанские технологии позволили совершить скачок. Но по итогу и тех и других ждала печальная судьба.

В Borderlands отсылки к мифам также подобраны не случайно. События первых двух частей происходят на планете Пандора. Так называлась женщина, созданная по приказу Зевса, в наказание людям за украденный огонь. А в «Ящике Пандоры» хранились все беды. Точно также в найденном Хранилище герои находят лишь смерть и ужас.

Во время событий продолжения корпорация «Гиперион» контролирует станцию «Гелиос». Первый был сыном Урана и Геи и относился к титанам, а второй был его сыном, а заодно и хозяином солнечной колесницы. Другая компания с титаническим названием «Атлас» производит оружие «Гидра». Слоган данной продукции весьма красноречив: «Пять голов смерти». И подобными примерами напичканы все части франшизы.

Разработчики и дальше будут черпать вдохновение в древнегреческой мифологии — уж больно велико античное наследие. Потому нам остается только ждать новых вариаций двенадцати подвигов или походов за золотым руном.

Заглавное фото: Ubisoft / Immortals Fenyx Rising