Мы живем в то время, когда любой крупный разработчик, выпустивший успешные игры, сразу же превращает их во франшизы. GTA, Assassin’s Creed, The Elder Scrolls — мы уже заранее знаем, чего ждать от очередной части этих проектов. Многие геймеры уже пресытились этой сериальностью и ищут новых ощущений среди инди-компаний. Но есть и крупные игровые серии, оставившие след в истории индустрии, а потом прекратившие существование по тем или иным причинам. Каким франшизам стоило бы дать новое рождение?
Prince of Persia
Годы выхода: 1989–2010;
Разработчики: Brøderbund, Red Orb Entertainment, The Learning Company, Ubisoft.
Первый «Принц Персии» поражал воображение реалистичными движениями персонажей. Когда другие геймдизайнеры ограничивались примитивной анимацией из нескольких кадров, Джордан Мекнер подошел к процессу серьезно. Он попросил своего брата-акробата Дэвида прыгать, бегать, подтягиваться на камеру, после чего покадрово оцифровал записи и использовал их для спрайтов в игре. Таким образом, Джордан стал первым человеком, применившим в геймдизайне технологию ротоскопирования.
Сама игра представляла собой платформер, в котором плененный визирем-узурпатором принц должен был выбраться из темницы, пройти подземелье с кучей ловушек, одолеть стражу и спасти принцессу от главного злодея. На все это игроку отводится всего шестьдесят минут, после чего визирь казнил непокорную принцессу, отказавшуюся выйти за него замуж и узаконить его узурпацию, и игра заканчивалась поражением.
Удачный старт породил игровую серию, которая постепенно наполнялась деталями и превратилась в увлекательную восточную сказку с древними сокровищами, коварными заговорами, волшебством и путешествиями во времени. С 2003 года франшиза находится в руках Ubisoft, но после 2010 года новых частей в ней не выходит, лишь ремейки и переиздания. И неудивительно: у компании уже есть франшиза с паркуром и альтернативной историей — Assassin’s Creed. Но почему бы не подарить тем, кому не интересны бесконечные разборки между ассасинами и тамплиерами, продолжение красивой и интересной сказки?
Duke Nukem
Годы выхода: 1991–2016;
Разработчик: Apogee Software (она же 3D Realms).
Одного из самых крутых героев игр уже начинают забывать, а ведь Дюк Нюкем этого не заслуживает. Этот бесстрашный и бескомпромиссный боец с инопланетными захватчиками творит ужасные вещи: расправляется с врагами с особой жестокостью, комментируя это нецензурной бранью, дает чаевые спасенным стриптизершам в клубе и, о боже, курит! Хотя изначально персонаж вел себя и выглядел иначе. В первой игре серии, которая, кстати, была платформером, а не шутером от первого лица, Дюк представлял собой стереотипного молчаливого спецагента ЦРУ и сражался с безумным ученым Доктором Протоном и его роботами-захватчиками. Хотя сражался — это сильно сказано: большую часть времени он бегал по лабиринтам баз и лабораторий злодея в поисках очередной двери.
Свой привычный образ брутального бесстрашного шутника, внешне напоминающего Дольфа Лундгрена, Дюк обрел в 1996 году благодаря Duke Nukem 3D. А дальше его ждала та же судьба, что и героев киношных боевиков 90-х. Каждая следующая игра серии была все хуже и хуже, критики и геймеры отгружали вагоны отрицательных рецензий и низких оценок, а разработчики, похоже, понятия не имели, что делать со своим самым удачным героем. Сейчас серия буксует где-то среди мобильных платформеров, а 3D Realms не предпринимает ничего, чтобы снова вытащить на свет героя, которого мы заслужили. А стоило бы!
Max Payne
Годы выхода: 2001–2011;
Разработчик: Remedy Entertainment, Rockstar Vancouver.
Герою этой нуарной серии не до шуток. После того как банда наркоманов убивает его семью, полицейский Макс Пейн переводится в Управление по борьбе с наркотиками. Он искренне желает, чтобы те, кто разрушил его жизнь, ответили за свои преступления по закону, но обстоятельства складываются так, что герою остается лишь ступить на скользкую дорожку мстителя.
После третьей части игры, разработанной уже не Remedy Entertainment, а Rockstar, историю самого Макса продолжать мало смысла. Но почему бы не создать спин-офф, сделать главным героем, например, неподкупного и благородного Уилсона Да Силву? Это было бы куда лучшим решением, чем перевирающая весь сюжет неудачная экранизация с Марком Уолбергом.
Road Rash
Годы выхода: 1991–2009;
Разработчик: Electronic Arts.
Брутальные мотогонки на выживание были одной из любимых игр на консолях 90-х, и это неудивительно. Попытки доехать до финиша первым, соблюдая все правила дорожного движения и уважительно относясь к противникам, были обречены. В Road Rash для борьбы с оппонентами использовались биты, цепи, куски арматуры и любые другие подручные средства. Сбил противника с мотоцикла ударом по голове? Отлично, одним конкурентом меньше!
Франшиза переехала на мобильные платформы, где благополучно загнулась в 2009 году. А ведь все могло быть иначе, если бы боссы EA Games вспомнили, какой у нее потенциал! Что, например, мешает превратить Road Rash в… королевскую битву на мотоциклах, в которой до конца трассы доедет лишь один выживший? Такого смешения жанров мы еще не видели!
Carmageddon
Годы выхода: 1997–2015;
Разработчик: Stainless Games, Torus Games.
Еще одни гонки на выживание, но уже на четырех колесах. Игра не просто не наказывает гонщика за опасную езду, ущерб частной собственности и причинение вреда здоровью пешеходов, но и вознаграждает за это бонусами! А один из способов выиграть гонку — перебить всех пешеходов на уровне. Неудивительно, что игра вызвала шок у престарелых политиканов разных стран, уверенных, что после заезда в Carmageddon обезумевшие геймеры сразу же бросятся убивать прохожих на улицах. В некоторых странах по соображениям цензуры людей даже заменили на зомби или роботов.
Игра обрела несколько продолжений, но к успеху оригинала ни одна из них не приблизилась. Последней попыткой воскресить франшизу была Carmageddon: Reincarnation, но говорящее название не помогло игре спастись от резкой критики со стороны геймерского сообщества и низких оценок. Будем надеяться, что правообладатели все же смогут найти толковых разработчиков, которые вернут былое кровавое веселье на ПК и консоли.
Total Annihilation/Supreme Commander
Годы выхода: 1997–2010 (с учетом Supreme Commander);
Разработчик: Cavedog Entertainment, Gas Powered Games.
Продолжает нашу подборку детище Криса Тейлора со сложной судьбой. В 1997-м канадский геймдизайнер создает опередившую время стратегию реального времени с уникальными механиками и потрясающей физикой, которая мгновенно обрастает армией поклонников и собирает множество игровых наград. Несмотря на доминирование Star Craft в жанре RTS, Total Annihilation становится культовой и получает шанс на продолжение, которое по непонятным причинам из научно-фантастического сеттинга переезжает в фэнтези с королями, драконами и магией. Увы, Total Annihilation: Kingdoms ждал провал, ведь «Игра Престолов» еще не вышла, а физический движок, приспособленный для расчетов тормозных путей танков и баллистики снарядов оказался бесполезным в сражениях рыцарей и чародеев.
Но Крис Тейлор не сдавался. Он создал собственную компанию Gas Powered Games и выпустил Supreme Commander, игру, которую поклонники воспринимают как продолжение Total Annihilation, хотя технически она таковым не является. Supreme Commander имеет верную аудиторию и сейчас: найти компанию для игры по сети с помощью созданного фанатами приложения Forged Alliance Forever можно за минуту. Однако вторая часть Супримки не оправдала ожиданий геймеров, а Крис, поработав некоторое время на Wargaming.net, ушел в независимый геймдев, пообещав еще вернуться в будущем. И, похоже, фанатам Total Annihilation и Supreme Commander остается лишь ждать его возвращения.
Heroes of Might and Magic
Годы выхода: 1995–2015;
Разработчик: 3DO Company, Ubisoft.
Спросите любого фаната этой культовой пошаговой стратегии, какая ее часть является лучшей их всех? Большинство ответит — третья. А ведь вышла она в далеком 1999 году, после чего серию бросало то в жар, то в холод, а более-менее следовать духу оригинала пыталась разве что пятая часть. Дошло до того, что группа фанатов создала неофициальное дополнение Horn of the Abyss, которое новички сейчас воспринимают как каноничную часть серии, а ремастер от Ubisoft предают анафеме.
Стоит сказать, что HotA — действительно качественная работа. Разработчики бережно отнеслись к оригиналу, аккуратно вписали в лор новых героев и целый пиратский замок, создали приятную кампанию с морскими приключениями, происходящими вдали от основных событий франшизы. Разве что в попытках исправить баланс Heroes III они наломали дров, в среднем создав по две новых проблемы, решая одну старую. Но сыграть в Horn of the Abyss все же стоит, мы одобряем и приветствуем этот неофициальный аддон. Остается лишь вопрос к Ubisoft: раз у вас все равно не выходит дать франшизе новую жизнь, почему бы не обратиться к тем, у кого это уже получается?
Legacy of Kain
Годы выхода: 1996–2003;
Разработчик: Silicon Knights, Crystal Dynamics, Square Enix.
Жесткое темное фэнтези, появившееся задолго до этого вашего Dark Souls, с потрясающей атмосферой, дизайном персонажей и крутой историей, в которой зло борется с еще большим злом. В большинстве игр серии героем (а скорее, антигероем) является Каин, вампир, бросивший вызов своей проклятой судьбе. Игровые критики хватались за сердце, находя в истории параллели с Шекспиром, библейскими сюжетами и античной философией. А в 2015 году владельцы франшизы решили сделать из нее MMO-шутер от третьего лица, но их творение было отменено до релиза.
Мир Носгота целен и прекрасен сам по себе, и его с интересом можно исследовать под любым соусом, будь то хардкорная action-RPG или MMO с кровью и расчлененкой. Молодые геймеры вообще ничего о нем не слышали, ведь последней выпущенной игрой серии была Legacy of Kain: Defiance 2003 года, после чего над серией словно завис злой рок. Неужели Каину не под силу побороть это проклятье? Он справлялся и с более серьезными проблемами!
Unreal
Годы выхода: 1998–2007;
Разработчик: Epic Games.
Мало кто из юных геймеров играл в Unreal, зато каждый слышал о движке Unreal Engine. Первой игрой, созданной на нем, был революционный шутер, мгновенно заполнивший все игровые клубы. Вслед за одиночным Unreal последовал и ориентированный на мультиплеер Unreal Tournament. Началось противостояние Epic Games и id Software, о котором можно слагать легенды. Но все это — дела давно минувших дней.
Epic Games, на что же вы променяли вашу культовую серию? Почему отменили Unreal Tournament 4? Мы знаем ответ. Во всем виноват Fortnite, на разработку которого вы бросили все силы. Молодежь ликует, но старые фанаты вам этого не простят. Мода на королевские битвы уже идет на спад, и вы знаете, что это означает, верно?
Dead Space
Годы выхода: 2008– 013;
Разработчик: Visceral Games.
И завершит нашу подборку игровых серий, которым пора бы дать новый шанс, космический хоррор, на голову уделывающий этот ваш Resident Evil с трехметровыми грудастыми вампиршами. Встречу с некроморфами вы запомните на всю жизнь. Dead Space для игровых ужасов — это как «Чужой» для ужасов кинематографических, переоценить вклад этой игры в жанр попросту невозможно. И хотя к концу сюжета франшиза явно свернула куда-то не туда, вернуть ее к жизни с помощью мягкого перезапуска было бы нетрудно, да и создатель игры Глен Скофилд неоднократно признавался, что хотел бы сделать сиквел первой части, игнорируя события последующих.
Не просто так мы завершаем нашу подборку на Dead Space. 22 июля 2021 года долгожданное продолжение серии будет анонсировано в рамках конференции EA Play Live. Выйдет ли оно шедевром или разочарованием загадывать рано, но будем надеяться на лучшее.
Мы помним их имена...
Мы перечислили всего лишь десять игровых серий, которым стоило бы дать новый шанс, но за всю историю индустрии их набралось намного больше. А какую любимую игру из прошлого вы бы захотели продолжить? Расскажите об этом в комментариях!
19 комментариев
Total Annihilation - это прям детство