На серию Mafia можно смотреть под разными углами. Для одних это франшиза о гангстерах, вобравшая в себя ключевые механики GTA. Для других это игры, которые обнажают глубокие человеческие драмы о выборе между выживанием и моралью. Или о цене амбиций и неизбежности судьбы в мире, где правила пишутся кровью.
C момента выхода Mafia: The City of Lost Heaven прошло 23 года. За это время игроки успели насладиться полноценной трилогией, ремейками оригинальной дилогии с припиской Definitive Edition, а также дождаться полноценного приквела. Поговорим о том, какой путь проделала эта серия.
Истоки. Mafia: The City of Lost Heaven
Разработка началась в конце 1990-х годов, когда индустрия только начинала экспериментировать с трехмерной графикой и сложными нарративными схемами. Команда из Чехии поставила перед собой амбициозную цель — создать полноценную гангстерскую драму в духе фильмов Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы, но в интерактивном формате.
Действие игры происходит в 1930-х годах в вымышленном городе Лост-Хейвен, вдохновленном Чикаго эпохи Великой депрессии. Главный герой — Томми Анджело, проделавший путь от таксиста до полноценного члена мафиозной семьи. Его жизнь кардинально меняется в 1930 году, когда случайная встреча с членами семьи Сальери превращает скромного водителя в участника разборок мафиозного мира.
К моменту выхода проекта геймеры уже были знакомы с концептом игр в открытом мире, ведь к этому времени уже существовала Grand Theft Auto III, а также готовилась к релизу Grand Theft Auto Vice City. Но, в отличие от Grand Theft Auto, где хаос и беззаконие были нормой, Mafia заставляла игрока вести себя как законопослушный гражданин.
Превышение скорости, проезд на красный свет, столкновения с другими автомобилями привлекали внимание полиции. Это создавало немного другое напряжение, из-за чего даже простая поездка через город могла превратиться в проблему. Персонажи были прописаны с психологической глубиной, редкой для игр того времени.
Томми не был стереотипным крутым парнем. Это был обычный человек, вовлеченный в мир насилия случайными обстоятельствами. Музыкальное оформление заслуживает особого упоминания. Композитор Владимир Шимуник создал оркестровую партитуру, которая могла бы украсить любой голливудский фильм? Что дала Mafia: The City of Lost Heaven игровой индустрии и геймерам в частности? Игра рассказывала историю на уровне лучших гангстерских фильмов.
В отличие от GTA III c ее аркадной физикой, автомобили первой «Мафии» вели себя как настоящие машины той эпохи. Проект не романтизировал мафию, в ней не было иронии и сатиры, присущей Rockstar Games. Cкорее, он показывал ужасающие последствия жизни вне закона. Для 2002 года графика, анимация и звуковое оформление опережали то, что реализовала Rockstar Games в GTA.
Mafia II
На этот раз сюжет разворачивается вокруг Вито Скалетта — сына сицилийских иммигрантов, выросшего в бедном районе Эмпайр-Бей. После возвращения с фронтов Второй мировой войны в 1945 году, он видит, как семья по-прежнему бедствует. К этому времени Америка стала заметно процветать, но для таких как Вито «честный» путь к успеху казался чем-то малодостижимым.
И если любая часть франшизы GTA — это карикатура на Америку, то Mafia II, как и первая часть серии, это стилизация под классическое кино. В отличие от сатирического GTA, здесь драмы больше, чем шуток. Персонажи страдают, предают и умирают без хэппи-эндов.
Для 2010 года Mafia II вновь показывала более старательный подход разработчиков к деталям, но к этому времени индустрия научилась делать более интерактивные игры. Из-за этого город создавал впечатление красивого и высокодетализированного, но в нем было слишком мало активностей, помимо основных сюжетных миссий.
К примеру, в издании RPG Codex отметили, что «это скорее декорация, чем живой мир». Но декорация очень красивая. Разработчики сделали ставку на атмосферу, а не на интерактивность, и это работало только до финальных титров.
Концовка Mafia II стала одной из самых обсуждаемых и эмоционально сильных в истории игр. При этом она напрямую пересекалась с концовкой оригинальной The City of Lost Heaven.
Интересное про игру
Кому подойдет и нет
Особенности игры
Интересные факты
Mafia III
Снова другой персонаж. Линкольн Клэй — ветеран войны во Вьетнаме, афроамериканец смешанного происхождения, выросший в черном гетто Нью-Бордо (вымышленная версия Нового Орлеана). В отличие от предыдущих героев, которые стремились войти в мафию, Линкольн хочет ее полностью уничтожить.
1968 год. Это время социальных потрясений в Америке. Движение за гражданские права, протесты против войны во Вьетнаме, расовые конфликты формируют совсем другой исторический фон. Линкольн возвращается с войны в родной район, где его «семья» (преступная группировка) под руководством Сэмми пытается выживать под гнетом итальянской мафии.
Боевая система Mafia III кардинально изменила подход к сражениям по сравнению с предыдущими частями. Вместо осторожной тактической стрельбы из укрытий игра предлагала более агрессивный экшен. Линкольн мог бесшумно устранять противников, используя нож или удушение. Были и так называемые жестокие добивания — система брутальных казней врагов в ближнем бою.
Система захвата территорий, изначально интересная концептуально, быстро превращалась в монотонную рутину. Практически каждое задание следовало одному шаблону «Прибыть в локацию / устранить охрану / выполнить основную цель / убить местного лейтенанта-противника. Если бы разработчикам дали больше ресурсов и времени, этот проект мог бы значимо впечатлить игроков.
Пополнение Steam
Интересное про игру
Кому подойдет и нет
Особенности игры
Интересные факты
Mafia: Definitive Edition
К 2020 году оригинальная Mafia, несмотря на свою культовую репутацию, устарела технически и могла оттолкнуть современных игроков. Графика начала 2000-х, устаревшие игровые механики и некоторые дизайнерские решения требовали переработки. Авторы осознали это, ввиду чего было принято решение сделать ремейки оригинальной дилогии.
Визуальное преображение стало самым очевидным изменением. Лост-Хейвен был построен заново с использованием современного движка, который использовался в Mafia III. Персонажи получили не только новые модели, но и улучшенную анимацию лиц и жестов. Томми Анджело, озвученный новым актером, стал более выразительным. Его трансформация из скромного таксиста в закаленного гангстера теперь читалась не только в диалогах, но и в мимике.
Перестрелки, которые в оригинале часто превращались в испытание терпения из-за неточного прицеливания и неуклюжего управления, стали динамичными и отзывчивыми. Система укрытий, заимствованная из более поздних частей серии, позволила сделать бои более продуманными.
Сюжет остался в основе неизменным, но получил значительные дополнения и уточнения. Некоторые второстепенные персонажи получили больше экранного времени и глубины. Структура некоторых миссий также была изменена. Разработчики убрали или доработали наиболее «фрустрирующие» моменты оригинала, такие как печально известная гоночная миссия, которая ставила в тупик геймеров в 2002 году.
Интересное про игру
Кому подойдет и нет
Особенности игры
Интересные факты
Mafia II: Definitive Edition
В отличие от радикального переосмысления первой части, Mafia II: Definitive Edition представляла собой более скромное обновление. Разработчики подошли к этому проекту с совершенно иной философией. Оригинальная Mafia года нуждалась в полной реконструкции для современных стандартов. В это же время Mafia II 2010 года все еще выглядела и игралась достаточно хорошо, чтобы ограничиться небольшой доработкой существующих элементов.
Это решение было вполне логичным. Mafia II изначально создавалась для консолей и ПК, ее техническая база была значительно более современной, чем у оригинальной игры восьмилетней давности.
Графика, хотя и показывала свой возраст к 2020 году, все еще оставалась вполне приемлемой. Игровые механики не требовали кардинального пересмотра, а история Вито и Джо уже была рассказана достаточно складно.
Основные улучшения касались технической стороны. Разрешение текстур было увеличено, что особенно заметно на лицах персонажей и о уровню детализации одежды. Освещение получило современные эффекты — более реалистичные тени, улучшенные отражения на мокрых поверхностях, естественные переходы между дневным и ночным светом.
Звуковое оформление также получило обновление. Существующий отличный саундтрек получил ремастер для современных звуковых систем. Диалоги стали звучать четче, музыка из радио в автомобилях получила лучшее качество звука. Эффекты выстрелов, звуки двигателей и окружающие шумы города стали более детализированными.
Интересное про игру
Кому подойдет и нет
Особенности игры
Интересные факты
Mafia: The Old Country
Новейшая часть франшизы. Действие разворачивается в вымышленном городе Сицилии начала XX века, задолго до событий оригинальной Mafia: The City of Lost Heaven. Игроки знакомятся с Энцо Фаварой — парнем, которого собственный отец продал на серные рудники. После трагического инцидента он оказывается втянут в криминальный мир, попав под крыло семьи Торриси.
Общий нарратив истории напоминает первые две части франшизы. Энцо начинает с мелких поручений, постепенно втягиваясь в преступную деятельность, формируя связи с членами семьи. Сценарий, хоть и предсказуемый, мастерски исполнен. Персонажи прописаны достаточно детально, а их отношения развиваются органично. Особенно выделяется дон Бернардо Торриси, чей образ отсылает к Вито Корлеоне из «Крестного отца».
В отличие от американских городов прошлых игр, здесь больше преобладает сельская местность. Какие-то вещи авторы черпали у Rockstar. К примеру, NPC обсуждают последние события в игре, из-за чего мир кажется более живым.
Mafia: The Old Country не стремится переизобретать жанр. Игра сохраняет линейную структуру первых частей, предлагая 12-часовое приключение. В основных миссиях чередуют поездки, перестрелки и стелс. Игра не революционна, но она довольно удачно возвращает серию к истокам и к тому, что получалось в этой франшизы лучше всего.
Первая половина игры может показаться затянутой. Настоящая мафиозная драма разворачивается лишь к середине. Несмотря на вторичность истории и ряд недоделанных механик, игра доказывает, что Hangar 13 способна развивать франшизу.
При существующих колебаниях в механиках и экспериментах с сеттингом Mafia, в первую очередь, остается франшизой о людях, власти и предательстве. И если третья часть стала смелым, но не до конца удачным экспериментом, The Old Country позиционируется как возвращение к корням и доказывает, что серия все еще может удивлять. А если не удивлять, то хотя бы удерживать планку.
Как давно вы знакомы с этой франшизой?
Заглавное фото: скриншот СQ.ru
Читайте также:
0 комментариев