«The Game Awards» — это как Оскар для мира видеоигр. Каждый год здесь выбирают проекты, которые не просто хороши, а задают тон всей индустрии.

И в апреле 2025 года молодая французская студия Sandfall Interactive ворвалась на сцену с Clair Obscur: Expedition 33 — ролевой игрой в духе JRPG, которая уже сейчас, за полгода до церемонии, заставляет всех шептаться: «Это оно? Игра года?».

Но действительно ли Экспедиция 33 достойна короны? Давайте разберемся, что делает эту игру такой особенной, и сможет ли она затмить конкурентов.

Какие критерии оцениваются

Чтобы претендовать на звание GOTY, проект должен выделяться среди конкурентов по нескольким ключевым критериям:

  • Инновации — привносит ли игра что-то новое в жанр;
  • Подача и нарратив — насколько глубока и увлекательна история;
  • Визуальная и звуковая составляющая — запоминается ли стиль и саундтрек;
  • Геймплей — удовлетворяет ли игровой процесс как хардкорных, так и казуальных игроков.

Clair Obscur: Expedition 33 заявляет о себе как игра, которая может преуспеть во всех этих аспектах. Но что именно делает ее сильным кандидатом на GOTY?

Визуал и графика

Начну с того, что сразу бросается в глаза — графика. Экспедиция 33 — это визуальный оргазм, который не требует навороченного железа. Каждый кадр — как картина, которую хочется заскриншотить, распечатать и повесить над кроватью.

Разработчики черпали вдохновение из «Прекрасной эпохи» (Belle Époque) — золотого века французской культуры, когда Париж сиял эстетикой ар-нуво, а художники творили шедевры с плавными линиями и цветочными мотивами.

А город Люмьер — это любовь с первого взгляда. Он прекрасно отражает всю красоту игрового мира, как бы говоря нам: «Это Франция, детка!». Погнутая, но такая же величественная Эйфелева башня, узенькие улочки и горожане, одетые по французскому стилю.

Да и загадочный континент, куда прибывают экспедиции,— это коктейль из красоты и депрессии. Пейзажи, словно нарисованные акварелью, то и дело заставляют остановиться и просто любоваться. Визуал здесь — не просто фон, а полноценный персонаж игры, который задает тон всему приключению. Уж в критерий визуала Clair Obscur попадает прямо в точку!

Музыкальная составляющая

Хочется отдельно похвалить саунд-дизайн, он шикарен. Многие игроки даже шутят, что к 8-ми часовому альбому Лорьена Тестара (главный композитор Clair Obscur) зачем-то приложили игру. Еще на момент выхода первых трейлеров, сообщество было в восторге от музыки. И на выходе не разочаровались, практически каждый OST — это эмоции, которые ты проживаешь вместе с героями.

Вот вам пример. Согласитесь, звучит завораживающее!

От боевых треков, которые заставляют чувствовать себя героем легенд, до грустных мелодий, которые выжимают слезу, — саундтрек Clair Obscur — это искусство, которое останется с вами надолго. Bravo, Лорьен Тестар, bravo!

Игровой процесс и инновации

Clair Obscur: Expedition 33 — продуманная RPG с небольшими изменениями. Помимо исследования местных красот, игроку нужно еще и сражаться. И тут в силу вступает боевка, которая берет механики из японских пошаговых ролевых игр (JRPG). В сравнение можно взять старые части Final Fantasy, Honkai: Star Rail или даже покемонов.

Везде механика примерно одинакова: игрок делает ход (неважно, обычная ли атака, использование предметов или умений), а потом наступает черед противника. И основная задача — победить врага, при этом оставаясь в живых.

«Экспедиция» ведет себя так же, только есть существенное отличие: от атаки противника можно уклониться или даже контратаковать, чтобы нанести большой урон. Тут как раз-таки и есть инновация, потому что до сей поры не было ни одной пошаговой РПГ, где такой подход к бою применялся.

Игру нередко называют «пошаговой Sekiro», и это действительно так, потому что от некоторых атак противника увернуться очень и очень сложно, а некоторые комбо так и вовсе длятся на протяжении 30 секунд, а то и больше. Собственно, реакция в игре — главное.

Помимо этого игра предлагает вам создать отряд из 3 героев, которых в игре всего 5, но каждый из них — со своей особенностью и уникальной механикой боя. Один меняет стойки, чтобы атаковать или защищаться, другой жонглирует стихийным уроном, третий копит очки для ультимейта, который разносит врагов в щепки.

Добавьте к этому прокачку оружия, древо навыков, пассивки — и получите простор для экспериментов. Хотите билд для босса? Пожалуйста. Хотите ваншотить толпы врагов? Тоже можно. Главное — не забывайте уворачиваться!

Но есть очень серьезная проблема — баланс. Под конец игры есть два варианта развития событий: ты либо недокачан и наносишь очень мало урона, а враги тебя убивают с одного удара, либо ваншотишь уже ты, из-за чего драться становится неинтересно. Конечно, разработчики вносят небольшие правки в баланс, но ощущение, что тут что-то не то, присутствует.

Игровой процесс интересный, но из-за специфики пошаговых боев игрокам игра может не понравиться (особенно европейской части). Но мы предлагаем хотя бы попробовать, потому что это совершенно новый опыт, который до этого в играх не встречался.

Нарратив

Постараемся обойтись без спойлеров, потому что сюжет игры нужно прочувствовать самому, так что расскажем только завязку. Представьте город Люмьер, где каждый год случается Гоммаж — таинственное событие, когда загадочная Художница рисует число, и все, кто старше этого возраста, буквально стираются из реальности, оставляя только дым и красные лепестки. Чтобы остановить этот кошмар, граждане отправляются в экспедиции на загадочный континент, полный тайн и опасностей.

На протяжении всей игры нам показывают чудесных и харизматичных персонажей, рассказывают про устройство мира через личный опыт и дневники прошлых экспедиций. Основной сюжет и развязка — прекрасный повод для того, чтобы достать бумажные салфетки и вытереть слезы.

Clair Obscur: Expedition 33 — это как интерактивная книга или даже больше. Она способна растрогать, удивить, заставить вас порадоваться и посмеяться. По мере продвижения по основному сюжету игры вас будет осыпать такое количество эмоций, которое ни в одной игре за последние несколько лет не встречалось. Очень рекомендую пройти игру или посмотреть игрофильм, дабы сильнее проникнуться этой историей.

Кто в конкурентах

Ну все же не одна Expedition 33 будет бороться за звание «Игры года» — есть и конкуренты:

  • DOOM: The Dark Ages, которая привнесла многое в серию, расширила инструмент красивого визуала и порадовала хорошей музыкой. Но многие считают, что это уже не тот DOOM, и в игре огромное количество проблем.
  • Death Stranding 2: On the Beach — новая игра от гения Кодзимы. Пока она еще не вышла, но зная геймдизайнера, это будет что-то сложное и философское, красивое и эпичное. Как мы считаем, это главный конкурент на награду, но все покажут оценки критиков и игроков после выхода игры.
  • Elden Ring Nightreign. Новая игра от From Software с кооперативом и механиками Battle Royale, которая тоже может попасть в претенденты из-за любви игроков к souls-like играм. Но все же я не думаю, что такое случится, так как отзывы весьма неоднозначны, да и огромное количество старых моделей, скорее, разочаровывает.
  • Kingdom Come: Deliverance 2. А вот тут чешское RPG уже стоит на входе в номинацию. Много нововведений, подтянутая относительно прошлой игры графика и геймплей, большое количество всевозможных активностей. Но не вытягивает историей, как Экспедиция 33, да и геймплей немного кривоват.

Clair Obscur: Expedition 33 — это не просто игра, а настоящий феномен. Да, баланс боевки хромает, а пошаговые механики могут отпугнуть тех, кто привык к экшену. Но все остальное — визуал, музыка, история, инновации — на таком уровне, что большинство ААА-проектов нервно курят в сторонке. Это игра, которая заставляет чувствовать, рефлексировать и восхищаться. Sandfall Interactive со своим первым проектом создали нечто, что уже называют одной из лучших игр за всю историю.

Будет ли Экспедиция 33 игрой года? Я всей душой болею за нее. Это тот случай, когда ты закрываешь игру, сидишь в тишине и понимаешь: такого ты не видел давно. Жду «The Game Awards» и держу кулачки за Люмьер!

Заглавное фото: reddit.com