Патигеймы, или party-игры, — это видеоигры, основной акцент в которых сделан на локальном или онлайн-мультиплеере для большого количества участников, где главная цель — не столько победа, сколько веселое времяпрепровождение в компании.
Их ключевые особенности — это простота правил, зачастую длящиеся всего несколько минут раунды, соревновательный и кооперативный дух. Эти игры редко требуют от игрока серьезной подготовки или определенных навыков, их геймплей строится на интуитивно понятных действиях, вроде быстрого нажатия кнопок или размахивания контроллером.
Источник: CQ.ru / YandexART
Патигеймы удачно легли на нашу врожденную потребность в совместном досуге. Когда игры усложнялись, имели высокий порог вхождения и требовали много времени, этот формат стал глотком свежего воздуха, мостиком между геймерами и их «неиграющими» друзьями и семьей. В итоге видеоигра превратилась из одиночного занятия в развлечение для всей компании, объединяя разных людей за одним экраном.
Эволюция патигеймов
Прямыми предшественниками патигеймов были настольные игры, созданные для больших компаний. Всеми любимый «Крокодил», где нужно объяснять слова жестами, шумные викторины вроде «Алиас», проверяющие эрудицию, и «Активити», сочетающая в себе рисование, объяснение и пантомиму — все они были прототипами современных цифровых развлечений. В них уже были заложены ключевые особенности жанра: простота, соревновательность, азарт и непринужденная атмосфера.
Источник: скриншот CQ.ru
Еще до массового распространения домашних консолей играть компанией можно было в аркадных залах. Такие автоматы, как «Pong» или «Pac-Man» хоть и были рассчитаны на одного-двух игроков, но именно они создали атмосферу, в которой игровой процесс был неотделим от социального взаимодействия. Аркады были местом сбора, где игроки выстраивались в очередь, чтобы бросить вызов другу или даже незнакомцу, а зрители болели за них, давали советы и просто наблюдали за игровым процессом.
Источник: CQ.ru / YandexART
С появлением телевизионных приставок идея многопользовательской игры получила новый виток развития. Ранние консоли, такие как Atari 2600, уже предлагали простейшие мультиплеерные игры, предназначенные для 2 игроков: Joust, Frogs and Flies, Race и так далее. Однако настоящим прорывом стала Nintendo Entertainment System (NES). Именно на ней вышли, например, «Bomberman» и «Super Mario Bros», одни из самых ярких представителей жанра.
Игры стали хитами благодаря возможности играть вместе на одном экране. Они доказали, что соревнование с живым противником, сидящим рядом, вызывает куда более сильные эмоции, чем битва с компьютерным искусственным интеллектом.
Источник: скриншот CQ.ru / Bomberman
Настоящий расцвет локального мультиплеера случился с выходом Sony PlayStation и Nintendo 64. У последней и вовсе было четыре порта для контроллеров, поэтому она стала идеальной консолью для совместных игр. Этот период подарил индустрии культовые проекты, сформировавшие каноны жанра.
Игры, сформировавшие жанр
Mario Party
В 1998 году на Nintendo 64 вышла первая Mario Party — игра, соединившая формат привычной всем настольной игры, в которой ты бросаешь кубик и перемещаешься по полю, с десятками динамичных мини-игр, запускавшихся после каждого хода. Nintendo создала работающую формулу: четыре игрока, интуитивное управление, баланс между тактикой на игровом поле и неконтролируемым весельем в мини-играх.
С этого момента Mario Party стала эталоном для всех последующих проектов в жанре, определив его развитие на годы вперед.
Источник: CQ.ru / Mario Party
WarioWare
Серия WarioWare пошла другим, но не менее гениальным путем. Она довела концепцию мини-игры до абсурда, предлагая игроку сотни микроигр, каждая из которых длилась считанные секунды.
Этот безумный калейдоскоп, наполненный характерным японским юмором, сменялся с такой скоростью, что игроку приходилось полагаться не только на реакцию, но и на смекалку. Мимолетных подсказок, мелькавших на экране, зачастую не хватало, и чтобы действовать, нужно было сначала догадаться, чего от тебя хочет игра.
При этом в управлении задействована только крестовина и кнопка А. Но именно эта простота в сочетании с нарастающим бешеным темпом и создавала уникальный, не позволяющий заскучать, игровой опыт.
Источник: CQ.ru / WarioWare: Move It!
SingStar и Guitar Hero
Пока другие патигеймы заставляли игроков соревноваться, SingStar и Guitar Hero выбрали другой подход — они превратили гостиную в сцену. Вместо того, чтобы делить игроков на победителей и проигравших, эти игры предлагали вместе создавать музыку и получать удовольствие от процесса.
SingStar стал цифровым воплощением караоке. Два микрофона, подборка популярных песен — и вот уже компания друзей превращается в шумную компанию артистов. Игра не требовала вокальных способностей — куда важнее были эмоции и готовность повеселиться от души. Даже те, кто не решался петь, становились частью шоу в роли зрителей и судей.
Источник: скриншот CQ.ru / Меню выбора песен SingStar
Guitar Hero предлагала другой, но не менее увлекательный опыт. Специальный контроллер в виде гитары с цветными клавишами на грифе давал возможность почувствовать себя рок-музыкантом. Игрокам нужно было вовремя нажимать нужные кнопки, следуя за движущимися нотами на экране.
Настоящая магия происходила, когда несколько друзей объединялись — один на гитаре, другой на барабанах, третий поет. Получалась настоящая виртуальная группа, где успех зависел от слаженности всех участников.
Источник: скриншот CQ.ru / Guitar Hero
Wii Sports и Just Dance
С появлением технологий захвата движений патигеймы вышли на совершенно новый уровень. Игры буквально заставили игроков подняться с диванов, превратив спокойные посиделки в активные соревнования и танцевальные баттлы.
Nintendo стала первооткрывателем этого направления, представив революционный контроллер Wii Remote. Этот простой пульт с датчиками движения позволил делать то, что раньше казалось фантастикой — играть в теннис, заниматься боксом или выбивать страйки в боулинге не отходя от экрана, просто двигая рукой.
Wii Sports стала настоящим открытием — вдруг оказалось, что видеоигры могут быть не просто развлечением, а полноценной физической активностью. А появление игрового контроллера Wii Balance Board в виде балансировочной доски и игры Wii Fit и вовсе заменили походы в спортзал.
Источник: скриншот CQ.ru /
Wii Sports
Но настоящий прорыв случился с появлением Kinect от Microsoft. Эта система вообще избавила игроков от контроллеров — специальная камера считывала движения всего тела. Теперь для игры достаточно было просто стоять перед телевизором. Такие проекты, как Dance Central и Just Dance, моментально превращали любую гостиную в танцпол — игроки с азартом повторяли движения за виртуальными танцорами, соревнуясь в пластике и координации.
Источник: скриншот CQ.ru /
Just Dance
Игры, которые нас объединяют: как патигеймы переехали в онлайн
Современные патигеймы стерли географические границы, превратившись в гибкий социальный инструмент, который объединял людей где угодно и когда угодно — будь то дружеские посиделки с пиццей возле ТВ или спонтанные игры с друзьями с разных уголков страны.
Пандемия и бум стриминга дали патигеймам второе дыхание. Когда люди не могли встречаться вживую, такие игры, как Jackbox или Among Us, позволяли общаться и весело проводить время будучи в изоляции. Стримеры с радостью подхватили этот тренд, потому что патигеймы — это всегда зрелищно, эмоционально и вовлекает чат во взаимодействие. Жанр адаптировался к новым социальным реалиям, доказав свою гибкость и актуальность.
Jackbox Party Pack
Как мы упомянули ранее, в наше время жанр снова заметно изменился, и большую роль в этом сыграла серия Jackbox Party Pack. Без нее сейчас не обходится ни одна тусовка. Особую популярность серия обрела во время пандемии, когда стримы и созвоны заменили нам живое общение.
Главная идея здесь в том, что для игры не нужны отдельные контроллеры или консоль. Каждый просто берет свой смартфон, переходит на сайт и заходит в комнату к друзьям, а все игровые действия отображаются на экране мобильного устройства. Такое решение позволило снять ограничение по количеству игроков и сделало процесс игры намного удобнее.
Источник: скриншот CQ.ru / Смертельная вечеринка
Остроумные викторины и игры вроде «Смехлыста» и «Смертельной вечеринки» отлично подошли для стримов, онлайн и офлайн посиделок с друзьми. Здесь нет жестких рамок: играть можно даже на расстоянии, а если не успел присоединиться в качестве игрока, становишься зрителем и также влияешь на игровой процесс.
Among Us
В разгар пандемии Among Us из простой мобильной игры превратилась в настоящий культурный феномен. По своей сути это знакомая многим «Мафия», но перенесенная на борт космического корабля. Часть игроков в роли членов экипажа пытается выполнять задания и вычислить предателя, а один или несколько игроков-импостеров стремятся незаметно устранить всех остальных. Механика проста до гениальности: саботаж, выполнение заданий и экстренные собрания, на которых кипят нешуточные страсти.
Именно эти эмоциональные обсуждения, крики «Я видел красного в вентиляции!» и отчаянные оправдания «Это не я!» стали лучшим лекарством от изоляционной тоски.
Источник: скриншот CQ.ru / Анимационный ролик
Overcooked, Moving Out и кооперативный хаос
Сложно обойти стороной еще одних представителей жанра: Overcooked и Moving Out. Эти игры — наглядное пособие по тому, как самый крепкий дружеский союз может дать трещину из-за подгоревшего бургера или дивана, застрявшего в дверном проеме. Готовьтесь к тому, что эти проекты станут стресс-тестом для любых отношений — будь то вторая половинка или лучший друг. Одно можно сказать точно: скучно не будет, а совместное преодоление игровых неприятностей сплотит вас как никогда.
Источник: скриншот CQ.ru / Overcooked
В основе популярности патигеймов лежит обычное желание людей быть вместе. Эти игры стали цифровым продолжением тех самых посиделок с друзьями, где важнее не победа, а общие эмоции. Патигеймы прошли долгий путь: от настолок в кругу семьи до онлайна со стримерами на десятки тысяч человек. Однако суть таких игр остается неизменной: играя, мы смеемся над неудачами или радуемся смешным моментам, подшучиваем друг над другом и именно это запоминается больше всего.
Патигеймы остаются верны принципу «садишься и сразу играешь». Не нужно изучать сложные комбинации или разбираться в хитрых механиках — достаточно пары минут, чтобы понять правила. Поэтому в них могут играть все: и опытные геймеры, и те, кто держит контроллер впервые. Благодаря этой простоте жанр остается живым и понятным, и здесь каждый может найти игру по настроению.
Заглавное фото: CQ.ru
Читайте также:
Александра «Alessa» Дайтхе
0 комментариев