В 2023 году в ранний доступ вышла Lethal Company — инди-игра, которая быстро завоевала популярность среди игроков. В ноябре 2023 года «леталка» вырвалась в топы просмотров, а в декабре того же года пик онлайна составил более 240 тысяч игроков.

Успех Lethal Company породил целый пласт игр со схожим геймплеем. Они получили название «extraction-хорроров», а на русском быстро переименовались в «квота-хорроры». В этой статье разберем причины популярности этого жанра и посмотрим на других его представителей.

Успех квота-хорроров

Как показывает практика, успех игры может заключаться в нескольких факторах:

  • В крутом сюжете и механиках;
  • В хорошем продолжении популярной франшизы;
  • В крайней простоте, большой реиграбельности и низких требованиях абсолютно никому неизвестной игры.

Вспомните 2019-2020 годы, когда весь мир сидел по домам и взлетела Among Us. Пик ее онлайна в сентябре 2020 года составил более 440 тысяч игроков. И тут сошлось все: игра распространялась бесплатно на телефонах и за пару долларов в Steam, из-за подбора игроков и случайной выдачи ролей имела большую реиграбельность, запускалась практически на любом устройстве и легко расходилась на мемы.

У квота-хорроров ситуация чаще всего такая же. Они недорогие, нетребовательные, дают собраться с друзьями и обеспечивают хорошую реиграбельность. И в них страшно не столько умереть от очередной бабайки, засунутой разработчиками, сколько не выполнить квоту и начать весь прогресс с нуля.

Почему выстрелила Lethal Company

С Lethal Company, которая захайпила в 2023-2024 годах, ситуация как раз такая. Да, монстры тут достаточно стремные и их много, но на мемы и кучу видео «леталка» разошлась потому, что случайно генерировала события на карте.

В игре нет сюжета как такового, по умолчанию вы — сотрудники крупной корпорации, которые должны собирать более-менее ценный хлам на разных планетах и сдавать его. Но также вам придется бегать от местных монстров, бороться с погодными условиями и закрывать квоту по сдаче того самого хлама, пока вас не уволили.

И здесь заключается основной интерес. Чем больше денег накопите — тем больше планет разблокируете. А там выше сложность, больше и разнообразнее состав монстров, и более ценные вещи. А еще за лишние деньги покупаются оружие, фонарики, взломщики и разные улучшения для корабля вроде гудка и телепортатора.

Случайные события в Lethal Company делают ее еще веселее. Открыть дверь и увидеть монстра прямо за ней? Подставить друга, чтобы он пробежал через коридор с турелью? Стать мимиком и бегать за другими игроками, подражая своему же голосу? И не забывайте про скримеры, ловушки и прочие пугалки. Все это — лишь малая часть того, что может случиться с вами в Lethal Company.

Плюсом к этому, для комфортной игры достаточно вас и 2-3 друзей. Максимум в кооперативе может быть до 4-х игроков, и этого хватает, чтобы вы могли исследовать локации и собирать деньги на квоту.

Что было после

В начале 2025 года вышел R.E.P.O — еще один квота-хоррор, одновременно и похожий на «леталку», и отличающийся от нее. Теперь мы играем за полу-ботов, которые должны исследовать разные здания и собирать ценные вещи в тележку, которая автоматически считает их стоимость. После этого все собранное нужно отвезти на точку сдачи квоты, которых может быть несколько за заход.

Особенность R.E.P.O в том, что вы можете давать отпор монстрам. В какой-то момент это вы начинаете их кошмарить, а не они вас. В арсенал можно добавить гранаты, мины, пистолет, дробовик и разных полезных ботов. Одни помогают плавно падать, облегчая ваш вес, другие защищают предметы от поломок при случайных ударах. Ну а с оружием все понятно: убиваете монстров — забираете дорогие шарики, которые из них падают.

Популярность R.E.P.O взлетела после того, как игроки обнаружили, что с ней отлично работает SoundPad из Steam, и TikTok наводнили мемы. Многие видели нарезки из игры, где игроки, включая песни, прыгают вокруг монстров, которые пытаются их укусить.

Ну а после R.E.P.O появились еще десятки игр с подобной системой. О них и поговорим ниже.

Другие квота-хорроры

Content Warning

Content Warning формально вышла чуть раньше R.E.P.O и даже успела получить свой момент славы, хоть и не стала таким же хитом. Это не совсем типичный квота-хоррор, так как вам нужно закрывать не норму по заработанным деньгам, а… по просмотрам.

Вы берете на себя роль этаких блогеров, которые лезут в заброшенные места и снимают все подряд на камеру. В итоге у вас получается смешная нарезка того, как вы держите чей-то череп, убегаете от монстров-улиток, которые очень любят обниматься, или пытается взять интервью у другого монстра. Игра записывает даже голос, так что интервью действительно можно заснять, пусть и в одностороннем порядке.

Полученные видео можно посмотреть на большом экране на вашей базе и даже сохранить себе на компьютер. Ну и чем больше просмотров вы набираете, тем больше требований, а потом открывается еще и реклама, новое оборудование, эмоции и все такое. Главное, помните, что запас памяти в камере не бесконечный, и хотя бы один из вас должен вернуться на базу.

The Headliners

Если в прошлой игре вы брали на себя роль блогеров, то в этой придется работать журналистами. Вооружаетесь камерами и идете снимать треш на улицах города. Формально все события игры происходят в Нью-Йорке, но с недавним патчем появилась возможность попасть и в Париж.

У вас есть три попытки, чтобы набрать нужное количество денег. Они выдаются за «качество» фотографии, которое рассчитывается по собственной игровой шкале. Если вы снимите как военные стреляют из базуки в огромного монстра, то получите больше денег, чем если просто снимете как более мелкая тварь доедает кого-то в переулке.

В игре есть система сложности заданий. Чем дальше прошли, тем опаснее станет в городе. Вы также можете заходить в здания, но там пространства для маневров еще меньше, чем на захламленных машинами улицах. Но если вы закрыли квоту, то можете купить новые камеры, шлемы для защиты, рюкзаки и оружие, с которым можно снимать больше крутого контента.

КЛЕТЬ

А эту игру рекомендую тем, кто любит отборную клюкву, мрачную эстетику хрущевок и пердежные шутки. Вы собираетесь в пати до шести человек и начинаете свой забег по бесконечно перестраивающейся хрущевке. Квоты как таковой здесь нет, но нужно не забывать «подкармливать» Клеть, чтобы здание не перекусило вами.

Вам нужно останавливаться на разных этажах Гигахрущёвки и наблюдать за последствиями ее Самосбора — особого события, во время которого помещения перестраиваются. В этом хаосе вы должны собирать предметы, инструменты и оружие.

Все сводится к тому, что рано или поздно вы добираетесь до финального босса — сердца Гигахрущёвки. Нужно сначала разбить цепи, а потом запинать орган монстра, который будет сопротивляться, плеваться кислотой и призывать новых монстров раз за разом.

Mimesis

Mimesis дает все, за что игроки любят квота-хорроры: сбор лута, побеги от монстров, исследование локаций. Но при этом игра добавляет элемент, который существенно отличает ее от остальных — «разумных» мимиков.

Помните мимика из Lethal Company? Тут принцип почти такой же: система записывает ваши фразы, нарезает и перемешивает их, а потом запускает ботов. Они умеют звать вас, шутить, ругаться и выпрашивать лут. Суть сводится к тому, что вам нужно собирать лут, вычислять мимиков, чинить трамвайный вагончик.

Сама по себе игра пока сырая и мимиков довольно легко вычислить, если вы совсем не будете тормозить с этим. В игру внедрена нейросеть, которая постоянно обучается, так что со временем отличать мимиков от настоящих игроков будет все сложнее.

Underward

Закончим подборку одним довольно требовательным проектом. Underward — это квота-хоррор на четверых с приближенной к реалистичности графике, которая при этом выдает перлы не хуже, чем всякое рисованное безобразие.

Тут нужно не искать лут на этажах, а перетаскивать капсулы с особыми лабораторными монстрами, стараясь сделать это как можно быстрее и тише. Некоторые капсулы тяжелые, поэтому придется буквально выстраиваться паровозиком, чтобы тащить их. Как только все монстры окажутся в своих боксах, квота будет считаться выполненной и вы сможете пройти дальше.

Эта игра более пугающая, чем остальные из нашего списка, так как на проработку медсестричек и их поведения разработчики времени явно не пожалели. Да и эффект зловещей долины от графики нагоняет жути. Этажи генерируются случайным образом, поэтому реиграбельность у проекта тоже неплохая.

Конечно, существуют еще десятки игр в подобном жанре, но я выделила 5 самых интересных из них. Делитесь, сколько часов наиграли в R.E.P.O и Lethal Company и обязательно попробуйте одну из предложенных игр.

Заглавное фото: скриншот CQ.ru