В игровой индустрии ничто не стоит на месте. Иногда появляются настолько уникальные игры, которые не подходят ни под одну существующую классификацию. Это приводит к появлению новых жанров. Рассказываем о десяти подобных проектах. 

Rogue 

Каждый геймер почти наверняка пробовал какой-нибудь «рогалик», даже не зная об этом. Dead Cells, Darkest Dungeon, The Binding of Isaac — эти и другие проекты завоевали любовь тысяч геймеров. А вот игрой, породившей данный жанр, стала простенькая Rogue, вышедшая еще в 80-х годах прошлого столетия.

Источник: Steam / Rogue

Сейчас в абстрактных точках и линиях на экране сложно узнать предка условной Hades, но для тех времен это было что-то новенькое. В основе игры лежало исследование разных комнат и битвы с множеством врагов. В случае смерти начинать приходилось все заново, да еще и уровни процедурно генерировались. Все эти элементы легли в основу самостоятельного жанра, получившего название roguelike.   

Borderlands 

Под названием «лутер-шутер» скрывается жанр, сочетающий в себе элементы RPG и кооперативных экшенов. Их геймплейное ядро держится на постоянном уничтожении толп разномастных врагов и сборе выпадающего из них лута. Но главное, тут огромное … нет, не так, ОГРОМНОЕ количество разнообразнейшего оружия и снаряжения.

Источник: Steam / Borderlands

Родоначальником такого направления стала Borderlands. Творение студии Gearbox Software выделялось стильной графикой, черным юмором, харизматичными персонажами и эффектными пустошами планеты Пандоры. Но все запомнили игру по местному арсеналу. Его многообразие достигалось за счет случайного совмещения разных деталей и стихийных эффектов. Впоследствии эту модель переняло множество проектов, а сама Borderlands немного затерялась на фоне конкурентов.  

Dear Esther 

Раньше почти все игры ассоциировались с чем-то активным, требующим совершать разные действия. Бег, прыжки, стрельба, сражения с множеством врагов, погони — все это не только круто выглядит, но и с легкостью увлекает. Даже в «Тетрисе» приходилось постоянно сохранять концентрацию, а то вдруг фигура упадет в неподходящее место.   

Источник: Steam / Dear Esther

Но в 2008-м вышел мод для Half-Life 2, который сломал стереотипы. Его авторы просто убрали из геймплея все лишнее и оставили один лишь бег по локации. И людям понравились атмосферные прогулки по необитаемым островам, лицезрение пустынных пейзажей и чтение найденных писем. Пусть Dear Esther не была первым тайтлом с подобной механикой, но именно она породила само понятие «симулятор ходьбы».

PUBG

Концепция «королевской битвы», где участников помещали на небольшую сужающуюся локацию и заставляли биться друг с другом до последнего выжившего, пришла прямиком из кино. Сначала зрители увидели одноименный японский фильм, а затем более популярные «Голодные игры».

Источник: Steam / PUBG

А вот в формате видеоигр задумку впервые воплотили в Player Unknown Battlegrounds или сокращенно PUBG. Разработчики взяли данную формулу и соединили ее с шутерной механикой. Игроков высаживали на огромную локацию, после чего отправляли собирать снаряжение и выживать с такими же, как они сами. Успех был грандиозным, что вмиг породило множество успешных и не очень последователей, от Fortnite до Apex.   

Utopia 

Еще недавно RTS считались одним из главных жанров, а сейчас о них вспоминают очень редко. Но еще до своего расцвета долгое время стратегии в реальном времени были нишевыми проектами, на которые почти никто не обращал внимание.

Источник: PC Gamer / Utopia

Корни жанра ведут в 1981-й, к Utopia. Ее нельзя назвать полноценной RTS в современном понимании, но именно здесь и заложили фундамент. Игроки управляли собственным островом, где тратили ресурсы на постройку разных зданий, поддерживали рост населения и обеспечивали их едой, а также старались не допустить восстания у себя и спровоцировать его у противника. Несмотря на пошаговость, многие элементы позже легли в основу всех хитовых стратегий, включая и Dune II, и Starcraft, и Warcraft.

Metroid и Castlevania

Уже из самого названия «метроидвания» понятно, что к его появлению причастны две классические игровые серии — Metroid и Castlevania. Оба проекта появились в 1986 году и заложили основы будущего жанра. В будущем его прославили такие хиты, как дилогия Ori, Hollow Knight, Guacamelee! и многие другие.

Источник: YouTube / Castlevania

В Metroid и Castlevania геймеров отправляли на огромную локацию, где позволялось свободно передвигаться. Но некоторые места на карте изначально были недоступны и открывались только после получения определенных способностей. Только в первом случае все происходило на футуристических заводах, а во втором в замке Дракулы. С той поры жанр значительно развился, но сохранил свои корни.  

Demon’s Souls 

«Соулслайки» сложно назвать полноценным жанром. Это скорее поджанр action/RPG, куда входят все части «душевной» серии от FromSoftware и схожие на них игры. Всех их объединяет высокая сложность и требовательность к скиллу игроков, весомые атаки с неотменяемыми анимациями, большие мрачные миры в стилистике темного фэнтэзи, повествованием не через ролики и диалоги, а окружение.

Источник: Polygon / Demon’s Souls

Моду на все это задала Demon’s Souls, чей релиз состоялся в 2009-м. В последующих своих проектах геймдизайнер Хидэтака Миядзаки активно развивал заложенные в нее идеи. Так появились трилогия Dark Souls, Bloodborne, Elden Ring и Sekiro: Shadows Die Twice. Множество других студий пытались повторить успех японцев, выпуская собственные soulslike, но успеха среди них добились единицы.  

Donkey Kong

Платформеры — один из столпов, на которых держится игровая индустрия. Именно в этом жанре выходили почти все культовые игры старых консолей, а также продолжают выходить современные хиты. В играх легко разобраться даже незнакомым с геймингом людям, поэтому данный жанр никогда не теряет актуальности.  

Источник: YouTube / Donkey Kong

А началось все с культового Donkey Kong от Nintendo, что вышел на аркадных автоматах в 80-х годах прошлого века. Чтобы спасти принцессу от огромной обезьяны, требовалось забраться на вершину башни. Для этого приходилось прыгать по платформам, избегать столкновений с бочками и другими ловушками. Кстати, тайтл примечателен тем, что именно тут впервые появился водопроводчик Марио.

Wolfenstein 3D 

В раннюю эпоху большинство игр представляли собой стандартные 2D-платформеры. А потом пришли трехмерные шутеры и показали, что вид от первого лица это круто и зрелищно. Неслучайно все самые массовые серии выходили именно в этом жанре.

Источник: Steam / Wolfenstein 3D

Родоначальником FPS считается Wolfenstein 3D от студии id Software, которая популяризировала тот самый вид «из глаз главного героя». Разработчики проделали настолько потрясающую работу с механиками, графикой и геймдизайном, что их наработки долгое время служили основой для огромного количества шутеров.  

 Sid Meier’s Civilization 

Сейчас жанр глобальных стратегий известен в первую очередь благодаря творениям студии Paradox и серии Total War. Но первопроходцем, позволившим управлять собственным народом на глобальной карте мира, стала Sid Meier’s Civilization. Для своего времени это был крайне новаторский проект, даривший совершенно новый опыт.

Источник: YouTube / Sid Meier’s Civilization

Для этого геймдизайнер Сид Мейер взял настольную игру и соединил ее с элементами симуляторов, 4Х стратегий и варгеймов. Геймеры получили возможность управлять разными аспектами жизни государства, превратить страну в сверхдержаву и провести человечество по разным этапам истории. Врагов можно было победить военным способом или превосходством в науке или культуре. Последующие игры заметно прибавили в уровне проработки, но именно Civilization задала общий вектор развития.   

Заглавное фото: https://goodtitevs.best/