Первая экономическая стратегия, Hamurabi, выпущена в 1968 году для персональных компьютеров PDP-8. Жанр развивался более полувека, и сегодня у нас на выбор сотни вариантов. Стратегии пошаговые и в реальном времени, градостроительные симуляторы и глобальные, в масштабах отдельного острова, всей планеты и целой галактики. Любые сеттинги, любой уровень реализма и хардкорности. Посмотрим на лучших представителей!

OpenTTD

Разработчик: OpenTTD Team

Год выхода: 2004

Сразу с тяжелой артиллерии. Игре без малого 17 лет, это ремейк легендарной Transport Tycoon Deluxe, вышедшей в 1995 году. OpenTTD выпустила группа энтузиастов, которая до сих пор активно ее допиливает. Игра с открытым кодом, что позволяет всем желающим модифицировать ее по своему усмотрению. Портирована на все платформы, переведена на 40 языков. Признается лучшей экономической игрой.

Задача игрока — развитие транспортного предприятия. Причем он может использовать все виды грузоперевозок: автомобильные, железнодорожные, авиационные и морские. Начинает игрок с паровозов и самолетов типа «Юнкерс», то есть в первых десятилетиях XX века. Со временем технологии развиваются, игрок начинает строить тепловозы, электровозы, «Боинги». На заключительном этапе его транспортная империя включает сеть маглевов, монорельсов и футуристичных «Конкордов». Сначала игрок выполняет частные задачи по перевозкам, но с ростом капитала может автоматизировать процесс, нанимая все больше и больше сотрудников на разные должности. В игре десятки экономических и политических показателей, она требует действительного глубокого погружения. Карты процедурно-генерируемые, есть мультиплеерный режим. А благодаря сотням модов, которые продолжают выходить, потенциал реиграбельности у OpenTTD беспредельный.

Sid Meier's Civilization V

Разработчик: Firaxis Games

Год выхода: 2010

Цивилизация Сида Мэйера — классика глобальных пошаговых стратегий. Со времен пятой части вышло еще четыре игры, не считая дополнений. Но именно пятую фанаты признают шедевральной, в том числе — за самую продуманную экономику.

Геймплей такой же, как в любой части Цивилизации. Перед игроком — планета Земля, на которой у него есть свое место под солнцем. Вначале место небольшое, но с течением времени игрок может завоевать всю планету. В этом и заключается цель игры. У Цивилизации масса аспектов, есть военные столкновения, дипломатия, технологические и научные достижения. Но в основе лежит экономика и управление ресурсами. Потому что и война, и дипломатия требуют средств. В игре несколько десятков ресурсов — от древесины и нефти до сельскохозяйственной продукции. Они идут на развитие государства, постройку Чудес Света, открытие новых технологий. Есть возможность торговать с другими державами. Секрет успеха в грамотном управлении производством, по этому сегменту пятая Цивилизация — определенно один из лучших представителей жанра.

Railway Empire

Разработчик: Gaming Minds Studios

Год выхода: 2018

Продукт уникален в первую очередь сеттингом — Новый Свет образца 1830 года. Игрок берет под управление небольшое железнодорожное предприятие, которое медленно, но верно пробивается вглубь континента. Глобальная цель — полностью захватить рынок, успешно пережив пять экономических эпох вплоть до начала XXI века.

Геймплей многоплановый. Есть глобальная карта, на ней — масса объектов, от крупных городов до отдаленных ферм и лесопилок. Игроку нужно постоянно анализировать обстановку, прикидывая, что, откуда и куда выгоднее возить. Обстановка регулярно меняется в ответ на глобальные события — столкновения с аборигенами, политические пертурбации, неурожаи. Всего в Railway Empire более 300 точек взаимодействия между игроком и игровым миром. Для развития предприятия необходимо прокладывать новые железные дороги, строить мосты и станции, нанимать персонал, договариваться о поставках необходимых ресурсов. Сами поезда — отдельная тема. 40 моделей, воссозданных до мелочей. Составы докупаются и модернизируются по желанию игрока под текущие нужды. Еще один момент — борьба с конкурентами. Тут уже не только экономика, потому что «в конце должен остаться только один». А значит, все средства хороши, включая промышленный шпионаж и саботаж.

Banished

Разработчик: Shining Rock Software

Год выхода: 2014

Это экономическая стратегия с элементами выживания в условно-средневековом сеттинге. По сюжету игрок сотоварищами изгоняется из процветающего поселения, уходит в лесную глушь и начинает строить свое поселение, с блэкджеком и…  Ну то есть азартные игры в местной корчме, конечно, будут, только история не про них.

Игра довольно хардкорная и привносит нечто новое в жанр. Одна из особенностей — любое здание можно построить в любой момент времени, если на это хватает ресурсов. Любого горожанина можно послать заниматься любым делом, но выросший на ферме парень вряд ли станет хорошим кузнецом и тем более учителем. В игре масса экономических показателей, есть подробные графики с кривыми по сегментам — от добычи камня до притока новых горожан. Нужно учитывать сезонность событий. Например, летом логично делать упор на сельское хозяйство, чтобы были запасы на зиму. При этом в регионе может расти далеко не все, какие-то культуры придется закупать. Потому что если рацион горожан недостаточно разнообразен, им будет не хватать витаминов и они начнут болеть, а это — новые расходы. В общем, в Banished действительно много всего, но как раз своей хардкорностью эта своеобразная экономическая выживалка и подкупает.

Offworld Trading Company

Разработчик: Mohawk Games

Год выхода: 2016

Еще один нетривиальный представитель жанра. В этот раз нам предстоит развивать колонию на Марсе. Главная особенность в том, что игрок — не единственный авантюрист, рискнувший строить новое общество на Красной планете. Таких тут еще трое, и с ними придется конкурировать.

Геймплейно в Offworld Trading Company два равнозначных направления — развитие собственной колонии и устранение конкурентов. По развитию все довольно интересно, например, игрок не может начать строить новое здание в понравившемся ему месте. Для этого нужно сначала договориться с администрацией, потому что каждый квадратный метр марсианской земли — на вес золота. По ресурсам стандартно — добываем редкие металлы в шахтах, еду выращиваем на агрофермах. Есть несколько десятков производственных цепочек. Отдельно стоит выделить каналы экономического противостояния с другими колониями. В игре нет военных столкновений, но есть фондовые рынки. То есть можно потихоньку прикупать акции какого-нибудь производственного концерна, который в колонии конкурента доминирующий. А потом просто поглотить его или разорить. Еще есть черные рынки и контрабанда. Хакерскими атаками можно нарушать работу конкурентных предприятий. То есть, в принципе, человек даже на Марсе остается человеком…

Nebuchadnezzar

Разработчик: Nepos Games

Год выхода: 2021

Свежак про Древнюю Месопотамию. По жанру — чистая экономическая стратегия в реальном времени. По сеттингу не имеет аналогов, вообще. В Египте, Греции, Риме мы строили. Даже по варварской Европе игры есть, и про кроманьонцев. Но в эпоху Навуходоносора до завоевания Вавилона нас еще не закидывало!

Итак, под управлением игрока — рандомное поселение где-то между Тигром и Евфратом. Задача — превратить его в передовой полис своего времени. Начинаем с простого: строим лачуги для новых поселенцев, возделываем поля, ловим рыбу. Но потом оказывается, что все не так просто. Вот работяга не может тянуть груженую телегу на многие километры, лишь пару улиц. А караванщикам нужны склады на маршрутах. Есть еще масса нюансов. Например, горожанин, заказав какой-то товар на рынке, сам за ним не пойдет, когда товар прибудет на склад. Это будет делать разносчик, который по мере накопления заказов начинает разносить их по домам. Маршрут ему придется указывать вручную. Разные культуры на полях вырастают в разное время, за этим нужно следить, чтобы не нарушать производственные цепочки. Иногда наем дополнительной рабсилы выгоднее постройки нового источника ресурсов. Таких моментов десятки, и каждый из них логически обоснован. Так что залипнуть можно на много вечеров.

Factorio

Разработчик: Wube Software LTD

Год выхода: 2020

Еще одна новинка, выпущенная летом минувшего года независимой чешской студией. Альфа-версия висела в Стиме аж с 2016-о! Но годы тестов пошли проекту на пользу. Сегодня это самый масштабный экономический симулятор из существующих.

По сеттингу все максимально условно. Корабль некоего прогрессора терпит крушение на неизвестной планете. Сначала улететь он просто не может, а потом не хочет. Начинает игрок с рубки деревьев и добычи руды. Вручную. Потом, накропав ресурсов, делает пару первых манипуляторов и станков с ЧПУ. Процесс автоматизируется сначала частично, потом полностью. Дальше — нефтедобывающие платформы, солнечные фермы, колоссальные производственные комплексы. Но мы ведь помним — на всю планету у нас один живой человек! Он не в состоянии все делать самостоятельно, поэтому начинает клепать роботов, оставляя себе только глобальную логистику. Потом встает новая проблема — ресурсы не бесконечны, шахты истощаются, леса кончаются. Можно сажать новые, но быстрее и проще расширять экспансию. Условный финал истории — когда герой строит ракету и запускает ее в космос. Но, как мы уже сказали, улетать он больше не хочет. Ведь ракета позволяет добывать ресурсы из космоса, а нам нужно больше фабрик! Что планета при этом неуклонно превращается в индустриальный ад, по сюжету нас мало волнует.

Production Line : Car factory simulation

Разработчик: Positech Games

Год выхода: 2019

Выше нам предложили ад индустриальный, здесь будет ад административный. В целом, это экономическая стратегия, но точнее ее жанр невозможно определить. Под управлением игрока оказывается производственная линия автомобильного завода. И вы пока даже представить себе не можете, с какими сложностями приходится сталкиваться авто-магнатам!

Изначально под управлением игрока маленький заводик, который берет частные заказы и работает в ноль. Хочется большего? Берем новых рабочих, обучаем производственным нюансам, закупаем новые станки для каждого сегмента производственной линии… И продолжаем работать в ноль, потому что разделения труда недостаточно, даже с учетом глубокой иерархии, штрафов и бонусов за переработку. Тогда покупаем патенты на новые технологии, автоматизируемся. Уже лучше! Но мы забыли про дизайн автомобилей, ведь нужно делать не так, как хочется нам. Нужно делать так, как хочется потребителю. Дальше анализ продаж, нарезание целевой аудитории, попытка ей угодить. Без преувеличения, в игре сотни экономических параметров, которые нужно анализировать. Благо графики и диаграммы игра строит сама, нужно только задать параметры. Говорят, в этой игре даже можно возродить «Москвич» и завоевать на нем мировой автопром…

Rise of Industry

Разработчик: Dapper Penguin Studios

Год выхода: 2019

Необычный проект, который представляет собой классическую экономическую стратегию, но с беспрецедентно широким выбором победных стратегий. Например, игрок может сфокусироваться на добыче и продавать чистое сырье. А может пойти в производство и предлагать потребителю конечный продукт. Причем это может быть все что угодно – от пищевых продуктов до автомобилей.

Первое, что бросается в глаза, это карта. Она действительно большая! На карте множество городов, в одном из них стартует игрок. Будучи начинающим предпринимателем, он может выбрать любую область производства и постепенно осваивать ее, изучая новые технологии, расширяя рынок сбыта. Но в какой-то момент одного города становится недостаточно. Тогда игрок едет в следующий, находит дилеров, организует поставки. В новом городе тоже можно открыть производство, либо по уже имеющемуся сегменту, либо что-то другое. Чаще приходится открывать новое, потому что у каждого города свои особенности. Есть передовые индустриальные, а есть с чисто фермерской «ментальностью». Плюс конкуренты, которые себя в этих городах уже зарекомендовали. Тут можно подключить PR, чтобы сделать из конкурентов партнеров. Rise of Industry предлагает несколько сценарных режимов и бесконечную песочницу. Реальное разнообразие вносят случайные события (стихийное бедствие, новый президент), которые могут кардинально изменять локальные рынки. Так что рутиной здесь даже не пахнет.

span class="fr-video fr-deletable fr-fvc fr-dvb fr-draggable" contenteditable="false" draggable="true">

Foundation

Разработчик: Polymorph Games

Год выхода: 2019

Игра на данный момент в раннем доступе, но уже выглядит впечатляюще. Это экономическая стратегия в условно-средневековом сеттинге с упором на особенности урбанизации древних городов. Реализована на движке Hurricane, уникальной разработке Polymorph Games.

Итак, по сюжету игрока назначают лордом (правителем) отдаленного региона, где не ступала нога человека. У него в кармане немножко базовых ресурсов для строительства и чуть-чуть денежек для торговли. Начинаем с рубки леса и добычи камня в ближайших горах, потом возделываем поля, строим фермы… Казалось бы, мы это видели миллион раз, что тут необычного? Даже с продуманной экономической моделью, глубокими производственными цепочками и микро-менеджментом игра действительно не привносит в жанр ничего нового. За одним исключением. Движок Hurricane симулирует жизнь каждого вашего жителя. Каждого. Даже если их будут сотни. Захотел житель поесть — пошел на рынок. Захотел воды — двинулся к колодцу. Это значит, что у вас должны быть рынок и колодец. Или корчма, которая эти проблемы тоже решает. Вот только после корчмы мельник не мелит, а рудокоп не копает. Это лишь частный пример. Еще в игре есть полностью моделируемые здания. Например, рынок или родовой замок игрок может строить из сотен компонентов по своему усмотрению. Эти компоненты носят не только декоративную функцию. Например, больше прилавков на рынке — больше продажи. А дополнительную комнату в замке можно отвести под казну и увеличить верхний лимит по денежкам!

В заключение

Почти любая глобальная стратегия или градостроительный симулятор так или иначе затрагивают экономику. Но есть в этом жанре проекты с конкретным упором на экономику, их немало. Кроме вышеприведенных, можем вспомнить Industry Giant II, Evil Bank Manager, Transport Fever, Planetbase. Если посвежее — Surviving Mars, Tropico 6, Startup Company. Знакомы эти названия? В какие экономические стратегии играете вы?