Еще совсем недавно считалось, что фильм обязан пройти «полный путь»: от красной дорожки, звезд в стилизованных к фильму образах на премьере до полных залов в кинотеатрах и лишь потом — к домашнему просмотру. Золотое правило индустрии гласило: 90 дней в кинотеатре до цифрового релиза.

Теперь этот стандарт устарел. В 2020-х кино все чаще выходит в цифру уже через 17–45 дней. В 2016 вообще шла речь о том, чтобы сократить это окно до двух недель. Universal, например, заключил с сетью AMC историческое соглашение: фильмы можно переводить в премиальный онлайн-ренд (PVOD или Premium Video-on-Demand) всего через 17 дней после старта. Это компромисс: кинотеатры сохраняют право на первые сборы, а студии — шанс заработать на цифре максимально быстро.

Мы проследим, какие тренды и мировые коллапсы подтолкнули студии и кинотеатры пересмотреть старые традиции. И почему сегодня фильм можно быстрее получить на стриминге.

И правда стало быстрее

Цифра действительно стала выходить раньше. К примеру, один из недавних фильмов с Педро Паскалем, «Материалистка», в России пробыл 49 дней в кинотеатрах до своего цифрового релиза на «Кинопоиске». Блокбастеры вроде «Барби» или «Оппенгеймера» оказывались в цифре через 45 дней, а некоторые премьеры и вовсе минуют большой экран.

Недавний «Супермен» Джеймса Ганна провел в кинотеатре всего 40 дней — цифровой релиз ленты состоялся 15 августа, хотя с премьеры 8 июля фильм шел в прокате весьма уверенно. У Ганна такой ход нужен был, чтобы объединить проект со вселенной «Миротворца», но у большинства релизов причины более прагматичные.

Пандемия изменила все

Помните COVID-19? Локдаун, удаленка, маски, выход из дома по SMS и ощущение неопределенности. Эта эпоха превратила старую систему в груду воспоминаний. Когда залы по всему миру закрылись, студии были вынуждены экспериментировать.

«Тролли. Мировой тур» от Universal не попал в кинотеатры вовсе — вместо этого фильм сразу появился онлайн и побил рекорды цифрового проката. Disney запустил «Мулан» напрямую на Disney+, взяв дополнительную плату с подписчиков. Для кинотеатров это стало контрастным душем: зрителей нет, фильмов нет, денег нет. The Guardian назвал решение Disney «шоком», который разрушает привычные правила. Именно пандемия доказала: аудитория готова платить за новинки дома — и готова делать это сразу.

Зритель уже не тот

В отчете Deloitte (за 2023 год) сказано, что более половины миллениалов и зумеров предпочитают смотреть премьеру дома, а не в кино. PwC добавляет: глобальная выручка онлайн-сервисов уже догоняет кинотеатры — 100 миллиардов долларов против 90 миллиардов. Студии это понимают и перестраивают бизнес.

Disney, например, тестировал стратегию «премьеры одновременно в кино и в цифре» еще в 2021 году. Warner Bros. выкатила весь свой лайн-ап на HBO Max в день релиза — и да, это не понравилось режиссерам. Но зрители были довольны.

Почему студии торопятся в цифру

  • Деньги. В кинотеатрах студии делятся до 50% выручки с прокатчиками, тогда как онлайн-билеты или PVOD идут почти полностью в их карман.
  • Борьба с пиратством. Ученые из Journal of Law and Economics показали: чем дольше задержка, тем активнее распространяются нелегальные копии. Если же фильм доступен легально в течение пары недель, зритель скорее купит его, чем будет искать пиратку.
  • Соцсети. TikTok, Instagram и X живут короткой жизнью. Мемы на тему фильма устаревают через неделю, а спойлеры появляются почти сразу. Студиям важно поймать волну хайпа.
  • Подписки. Для стримингов вроде Disney+ или HBO Max быстрый релиз — способ удержать и расширить базу клиентов. Bloomberg отмечает: «Онлайн-премьеры стали инструментом конкурентной борьбы стримингов».

А как же кинотеатры

Они, разумеется, бьют тревогу. И небезосновательно. Исследование Journal of Cultural Economics (Brennan et al., 2025) показало: ранние цифровые релизы действительно съедают часть дохода кинотеатров, особенно у фильмов среднего бюджета.

Если у Marvel зритель все равно купит билеты ради эффекта IMAX и мускулов Криса Хемсворта на большом экране, то драма с известным актером рискует раствориться на общем фоне новинок от Netflix.

В России картину подтверждает практика: «Чебурашка» держался в кинотеатрах почти три месяца и собрал более 6 миллиардов рублей. Но большинство проектов уходит в цифру быстрее — иначе зритель просто забудет о них в бесконечной ленте TikTok.

Что получает зритель

Прежде всего — удобство. Можно пересматривать любимый фильм хоть сразу после премьеры, устроить показ дома в любое время, хохотать над комедиями или обсуждать ужастики вслух — и никто не сделает замечания.

Но есть и минус: исчезает событийность. Поход в кино перестает быть «главным моментом сезона» и превращается в опцию «если останется время».

Что там у стриминга

Сегодня стриминг стал тем, чем когда-то было кабельное телевидение премиум-класса. Только раньше зрителям приходилось ждать по девять месяцев, прежде чем новый фильм попадал, например, на HBO. Теперь же свежий блокбастер доходит до нас меньше чем за три месяца.

Стриминговые гиганты начали объединять свои подписки — почти как кабельные сервисы, которые продавали пакеты с несколькими киноканалами. Теперь зрителям проще и выгоднее получить доступ сразу ко всему.

Зачем идти в кино, если уже через пару недель можно устроить премьеру дома — с диваном, чаем и паузой на перекус?

Последствия видны: «Каскадеры» от Universal собрали в США лишь 74 миллиона долларов при бюджете 130 миллионов, выйдя на стриминге через 18 дней. Warner Bros. столкнулась с похожей проблемой: «Фуриоса» стартовала с 35,3 миллионов долларов в США при бюджете в 168 миллионов. Да, «Дюна 2» доказала, что зритель все еще готов платить за большое зрелище. Но «Годзилла и Конг: Новая Империя» и «Кунг-фу Панда 4» так и не дотянули до планки в 200 миллионов долларов.

Сегодняшний рынок напоминает гонку: студии стараются выжать максимум и в кино, и онлайн, пока зритель не переключился на другой контент.

Заглавное фото: скриншот CQ.ru