В конце октября в Санкт-Петербурге прошел ивент Red Bull Flick по CS:GO, одним из участников которого стал Дмитрий finargot Плюснин. Наша редакция не упустила возможности пообщаться с известным стримером о последних событиях в киберспорте и на платформе Twitch.


— Привет! Не ожидал увидеть тебя на таком ивенте. Как тебе происходящее вокруг?

— Привет. Тут все просто: меня позвали на этот турнир в роли интервьюера, общаюсь с участниками после матчей. Я сотрудничаю с Red Bull уже несколько лет, был у них на московском турнире River Runes, поэтому я всегда рад стать частью чего-то подобного.

Во-первых, выбрана интересная площадка — планетарий, он прекрасно подходит мероприятиям такого уровня. Ну и, как обычно, все на высоком уровне. Крутая сцена, много знакомых лиц. 

Стримерша облизывает микрофон а тебе удаляют смайлик собачки с попкой Большое интервью с finargotФото: https://www.redbullcontentpool.com/

— Как ты в целом относишься к таким нестандартным форматам?

— Я считаю, что это интересно. Классическая Дота или Counter-Strike приедается, тем более после турниров уровня The International или мэйджора. Там это отточено на таком высоком уровне, что за условной тир-2 сценой потом смотреть не так весело: уже не те эмоции, не тот уровень игры.

А когда появляются подобные неординарные режимы, всегда любопытно, как игроки с хорошим скиллом будут приспосабливаться и что будут показывать в игре. Ты думаешь, наверное, они будут играть так. А они делают что-то такое, что ты такой: вау! Вспоминается, например, противостояние Leshrac на турнире 1х1. Было забавно и необычно, поэтому такое интересно.

— Почему в киберспорте форматы 1х1 или 2х2 не так привлекательны, как 5х5 или 6х6?

— Когда задействовано больше игроков, успех зависит от перфоманса каждого из них. За этим очень круто наблюдать, как они это сделали вместе, как взаимодействовали и так далее. А когда идет замес «1 на 1» или «2 на 2», то идет полный акцент на индивидуальные навыки участников, но в плане синергии такого не создать. И так получилось, что самые большие призовые разыгрывают на зрелищных турнирах по командным играм.

— Перейдем к одной из них. Ты уже успел отдохнуть после 11-дневного марафона The International по Dota 2? Какие эмоции остались от турнира сейчас?

— Отдохнуть успел, но… об эмоциях говорить еще сложно. 

На следующий день я проснулся с одной мыслью: как? Я примерно понимал, что будет происходить и как себя вести, если победит PSG, либо Spirit не выйдет в гранд-финал. Но после такого исхода ты будто немного в недоумении. Это было сложно предугадать, и это не просто событие. Результат будет кардинально влиять на весь СНГ-киберспорт и, возможно, не только на него. На что еще? Например, на решение Valve о том, где проводить следующий TI.

Эмоции сложно описать, но главное — это гордость. Это очень круто, невероятно. Тем более, когда знаком с некоторыми участниками коллектива: я, например, знаю капитана Miposhka и менеджера Диму Белова, за них рад особенно.

Олимпийская чемпионка обвинила киберспорт в убийстве классического спортаИсточник: flickr.com/photos/dota2ti/

— Насколько команде будет трудно поддерживать чемпионскую форму по ходу сезона?

— Тут сложно. С одной стороны TORONTOTOKYO говорит, что не хочет сбивать темп и двигаться в том же направлении. С другой есть фраза Miposhka: а зачем дальше играть, когда ты уже победил на Инте? Такого запала у команды уже точно не будет. Да, возможно, хочется выиграть второй The International, как OG, либо The International со зрителями, это может помочь. 

Многое будет зависеть не только от команды. Как будут готовы противники, каким будет новый патч, что будет происходить с метой и так далее. Это же киберспорт, все может пойти так, а может иначе. По сути, PSG.LGD должна была выигрывать этот турнир, но в итоге победила Team Spirit.

— Каких решафлов ждешь перед новым сезоном? 

— Рад, что PSG.LGD не стала менять состав. Вообще, хочется увидеть больше наших игроков в топовых европейских коллективах. Либо что сама СНГ-сцена выстрелит и покажет более высокие результаты по ходу сезона. 

— Должны ли Virtus.pro последовать примеру LGD?

— У них неплохой результат, топ 5-6, при этом они вылетели от другой СНГ-команды. 

Могли как минимум быть в топ-4. У них молодой состав, чем-то похожий на Team Spirit. Игроки никогда не играли на The International, но показали крутой результат, дошли дальше OG и EG. Я думаю, состав можно сохранить. Вопросы больше к тренерскому штабу: я не очень вижу, чем boolk усилил команду перед The International 10.

— Поражение конкретно Спиритам не будет давить?

— Мне просто сложно представить, что у них в головах. Скорее всего, есть какой-то осадок, что ты топ-1 региона и отлетел от состава, который едва вышел на Инт. Тут вопрос в отношении каждого из них, какой у кого менталитет. Я надеюсь, что это просто «даст им пинка» — в том плане, чтобы они были мотивированы показать результат лучше, а не чтобы обижались друг на друга и тильтовали.

— Каким видишь состав OG?

— Пока я вижу только развал состава. Думаю, для Topson это будет последний The International. n0tail, мне кажется, до конца карьеры будет гореть игрой. Говорят, Suma1L перейдет в мид… но он очень необычный молодой человек, и из-за своих амбиций может покинуть коллектив. Saksa мне совершенно не понравился на турнире. Вот и выходит, что костяка как такового у OG сейчас нет.

Стримерша облизывает микрофон а тебе удаляют смайлик собачки с попкой Большое интервью с finargotИсточник: flickr.com/photos/dota2ti/

— Глядя на результаты Инта, можно ли сказать, что сейчас в Доте опыт значит не так много?

— Результаты молодых команд показывают, что да. Но есть моменты, когда опыт невероятно важен. Когда сказывается, что ты знаешь об игре больше, значительно больше, чем оппонент. В каких-то играх это может зарешать, просто таких ситуаций на TI10 не произошло. 

Мета очень странная: не было ни одной затяжной игры по 70-80 минут, когда вы переходите в суперлейт. А это ведь самое сложное, это крутая возможность проверить команды на прочность! Если бы мета была другой, на турнире все могло быть иначе.

— С чем ты можешь связать то, что на юбилейном турнире почти не было контента от Valve?

— Я ждал от Valve максимально иного подхода. Мало того, что со зрителями не получилось, так могли придумать какие-то интерактивы, что-то еще... Хотелось увидеть больше анонсов, но, как я понял, разработчики Dota 2 просто опять не укладываются в сроки, и в ближайшее время мы узнаем больше. О новых Battle Pass, патчах, Dota Pro Circuit, новых фишках и так далее. Я лично ждал, что Valve может продавать Steam Deck на турнире, сам хотел поехать по этой причине.…

Да, очень скудно. Кроме конкурса видеороликов почти ничего и не было. Понятно, что условный конкурс косплея ты не проведешь, потому что пандемия, но можно было как-то иначе разнообразить происходящее. Шоу-матчи, которые появились без какого-то анонса, и сначала в расписании стояли на 4 утра… В общем, это точно не уровень TI, тем более юбилейного.

— Немного об освещении турнира. Есть мнение, что киберспорт будто бы свернул не туда: на фоне официальной трансляции в костюмах популярность и любовь сообщества получают любительские стримы. Что ты думаешь об этом?

— Сложно сказать. Нужно популяризировать киберспорт, а как привлечь аудиторию, которая не имеет отношения к играм? Новые зрители не смогут понять трансляцию NS так, как опытные игроки.

При этом я считаю, что шоу — это хорошая идея. Игры и киберспорт все-таки выросли на плечах обычных работяг, стримеров, игроков. Поэтому коммьюнити-касты должны жить, должна быть такая альтернатива. NS и другие делают крутой контент и имеют шанс хорошо заработать. 

Тут скорее вопрос к разработчикам: Valve практически отказалась от коллабораций, хотя тот же Fortnite или мобильные игры делают совместные проекты с новыми фильмами или мировыми звездами. Такого Доте и CS:GO не хватает. Впрочем, освещение турнира по Доте, хоть и выглядит официально, но все равно проще для обывателя, чем аналогичные трансляции футбольных матчей. 

Стримерша облизывает микрофон а тебе удаляют смайлик собачки с попкой Большое интервью с finargot

— Поговорим о Twitch. Тебя устраивает, в какую сторону двигается контент и платформа?

— Мне не совсем нравится политика. Особенно после всех этих сливов, когда обнаруживается, что к некоторым стримерам не применяются правила, которые применяются ко всем остальным. 

Еще смущает эта жесткая «охота на ведьм», которая только порождает массовые нарушения. Если бы не было тотального контроля запрещенных слов и изображений половых органов, никто бы не создавал аккаунты с запретной аватаркой или ником, чтобы подставить стримера.

Это крайность, и мне это не нравится. Не говоря уже о том, что Twitch до сих пор не может определиться, что для них сексуальный контент, а что нет. Стримерша в лосинах на соседнем канале облизывает микрофон, а тебе удаляют смайлик собачки с попкой. 

— Региональные цены на подписки — это хорошо или плохо?

— Это прям супер. Система тут же показала себя с положительной стороны, когда у нас смог Денис WELOVEGAMES побить рекорд. Да, в формате марафона — так, пожалуйста, есть VooDooSh, который никаких марафонов не проводил, но у него огромное количество подписок. У того же NS резко выросло количество сабов, у многих других. 

Это не телевидение, здесь стример должен взаимодействовать со своей аудиторией. Если мы посмотрим на зарубежных стримеров, то при меньшем онлайне они популярнее и зарабатывают больше. Просто за счет более активной коммуникации со зрителями. В СНГ до корректировки цен почти не было стримеров, у которых больше 500-1000 сабскрайберов.

— Было много споров, что из-за этого русскоязычные стримеры могут резко потерять прибыль.

— Лично у меня число подписчиков выросло так, что заработок стал даже больше. К тому же на первое время Twitch предложил компенсацию: в случае, если среднемесячный доход снижается, но при этом ты стримишь определенное количество часов, то платформа компенсирует эту разницу. 

Серьезно, раньше сабка была слишком дорогая, сейчас 130 рублей, и это прекрасная цена. Понятно, что сейчас это на хайпе и люди залетают-дарят по 100-200 сабок. Но все это будет привлекать новую аудиторию и вопрос лишь в в том, как она приживется. Надеюсь, что в долгосрочной перспективе это решение тоже можно будет назвать успешным.

Стримерша облизывает микрофон а тебе удаляют смайлик собачки с попкой Большое интервью с finargot

— Каких функций или сервисов тебе не хватает на платформе?

— Мне кажется, очень не хватает функции перемотки в плеере, как на YouTube. Да, ты можешь зайти в видеозаписи, открыть текущий стрим и там его перематывать, но это просто лишние манипуляции. Но, насколько я слышал, они уже начали тестировать и вводить что-то подобное. 

Вводят новые возможности рекламы, чтобы стример больше зарабатывал. Здорово. Но меня больше смущает взаимодействие менеджеров со стримерами, особенно в СНГ. Их тут можно посчитать по пальцам одной руки, и нельзя сказать, что коммуникация налажена хорошо. Понятно, что грандам стриминга полегче, но чтобы продвигать стриминг в регионе, Twitch нужно побольше людей.

— Расскажи, что интересного в ближайшее время будет происходить на твоем канале?

— Вот планировался «Бункер» в студийном формате, с заранее подготовленными профилями и интересным составом участников. Но, к сожалению, в студии начался ремонт, и это переносится на середину ноября. Не могу точно сказать, будет это или нет. Хотя очень бы хотелось.

А так, вероятно, сделаю финал победителей «СинеФина», моей киновикторины. В последнее время я играл в FIFA и смотрел Инт, так что сейчас постараюсь делать побольше коллабораций и совместных игр. Хочется вернуться к каким-то коллективным движухам, соскучился по ним.

— Завершим интервью приветами и пожеланиями коммьюнити, если они у тебя имеются.

— Кто-то правильно сказал, что у нас в регионе почему-то любят преуменьшать значение наших побед. Да, Team Spirit в какой-то момент повезло. Да, на дистанции PSG.LGD побеждала бы гораздо чаще. Но от этого достижение СНГ-команды не становится менее важным. Я считаю, что такие моменты нам только на пользу и должны нас объединять. Нужно уметь радоваться таким победам.  

Заглавное фото: instagram.com/finargoth