Уходящий год стал по-настоящему прорывным для соревновательного гейминга на постсоветском пространстве. Наши команды доминировали сразу в нескольких популярных дисциплинах, в других — показали яркую игру на отдельных крупных стартах. Перед праздниками мы предлагаем еще раз вспомнить самые яркие моменты российского киберспорта в прошедшем сезоне. 

The International 10

На протяжении многих лет Dota 2 остается самой популярной дисциплиной в русскоязычном сообществе, но после гегемонии NAVI в начале прошлого десятилетия СНГ-команды показывали хорошие результаты лишь на мэйджорах и коммерческих ивентах. На главном старте года даже золотой состав Virtus.pro не поднимался выше 5-6 места.

Учитывая кризис региональной Dota 2 в последние несколько лет, триумф российской команды на юбилейном турнире серии The International стал настоящим чудом. Team Spirit развивалась по ходу турнира и, показав невероятный уровень, забрала Аэгис и главный приз в размере 18 миллионов долларов — рекордный для киберспорта. До этого наши команды побеждали на Инте лишь однажды, в 2011-м. Тогда чемпионами мира на самом первом ивенте в Кёльне стали игроки NAVI.

PGL Stockholm Major

Другая популярная в СНГ дисциплина — Counter-Strike — тоже переживает расцвет. Связано это не с одним ярким достижением, а доминацией на про-сцене в течение всего года. Из 13 крупных турниров наши команды выиграли 11, при том лидер мирового рейтинга Natus Vincere заполучил сразу семь трофеев. И, пожалуйста, не цепляйтесь к слову «российский» в названии: если удобнее, связывайте эту часть материала не с клубом, а с отдельными звездами CS:GO из России.

И самым важным для парней, само собой, стал триумф на мэйджоре, который до этого покорялся только Gambit в 2017-м. В этот раз NAVI не оставила ни шанса конкурентам — в роли явного фаворита она уверенно вынесла всех конкурентов, не проиграв ни одной карты за турнир. Более достойного чемпиона мира представить, откровенно говоря, тяжело.

Intel Extreme Masters XV

Не потерялись на фоне NAVI и Gambit, которые в этом сезоне победили на трех крупных ивентах по CS:GO. Мы решили отметить победу на Intel Extreme Masters XV World Championship в феврале — тогда молодой состав российского клуба доказал, что способен побеждать команды самого высокого уровня. И получил неплохой денежный бонус в $ 400 тысяч.

Между прочим, на том турнире сразу четыре места в плей-офф (из шести) заняли наши команды, а Virtus.pro тоже смогла дойти до финала. Но если «медведи» с Team Spirit по ходу сезона немного просели, то для Gambit триумф стал отправной точкой к месту в топ-3 мирового рейтинга. 

BLAST Pro Series World Final 2021

А заканчивая тему CS:GO, хочется выделить еще и последний глобальный ивент ушедшего года. NAVI подошла к нему в роли действующего чемпиона мира, а Gambit успела стать командой, которая способна показать потрясающую игру не только на онлайн-турнирах. В итоге оба коллектива выглядели мощно и почти не встретили достойного сопротивления в отдельно взятой серии, а стартовый матч NAVI с Liquid спишем на случайность.

Кстати! Для киберспортивного сообщества в целом неважно, кто в итоге победил — СНГ-финал уже стал жирной точкой в сезоне 2021 года. Перед новым периодом в жизни соревновательного Counter-Strike у нас есть две очень сильные команды, догнать которые соперникам из Европы и других регионов будет невероятно сложно. Хотя стоит отметить, что фаворитом в этой паре пока выглядят игроки NAVI, которые и взяли финал BLAST вместе с призовыми в размере $ 500 тысяч.

VALORANT Masters Berlin

Хватит о CS. Самая популярная киберспортивная игра в мире (если что, мы о League of Legends) по ряду причин почти не популярна в СНГ. Похожую историю предсказывали другой, новой игре от Riot Games — шутеру VALORANT, которому бороться с CS:GO в русскоязычном сегменте невероятно трудно. 2021 год в чем-то подтвердил опасения аналитиков — финал чемпионата мира смотрели несколько тысяч человек при общем онлайне около миллиона зрителей.

Но положительный рост все же есть. По большей части благодаря Gambit. Новое подразделение клуба в течение года оставляло за собой место в мировом топе. Более того, российская пятерка смогла победить на LAN-турнире серии Masters в Берлине — одном из трех главных ивентов года. Наша команда выиграла пять матчей из шести и в финале не оставила шансов американцам из Team Envy со счетом 3:0. За победу коллектив получил $ 225 тысяч.

Устроить второй трофей, увы, не вышло. На чемпионате мира по VALORANT команда заняла второе место, уступив Acend в острой борьбе 2:3 по картам. Для игроков финал, конечно, стал разочарованием, но для СНГ-киберспорта результат все равно достойный и крайне важный.

ALGS: 2021 Pro League

Стрельба в компьютерных человечков стала основой для еще одного успеха московского клуба. С августа состав Gambit по Apex Legends выиграл четыре турнира, а главной победой для нашего трио стал успех в первом сплите европейского этапа AGLS. Первое место принесло ребятам $ 30 тысяч и статус фаворита на глобальном турнире, который пройдет в январе.

«Королевская битва» от EA может стать еще одной успешной дисциплиной для Gambit и нашего киберспорта — в топе Европы находится стак 69iQ, есть перспективы у NAVI и СНГ-состава японской организации Zeta Division. Остается лишь закрепить успех на межрегиональных LAN-ивентах.

Fortnite Champions Series C2 S7

В самом популярном battle-royale определить сильнейшего пока невозможно: после грандиозного чемпионата мира авторы Fortnite временно отказались от LAN-формата в пользу большого количества онлайн-турниров для всех желающих.

Но не отметить успех русскоязычного трио kiryache32, stormyrite и Toose нельзя — парни взяли один из важнейших турниров, заработав по $ 100 тысяч каждый. Как минимум, это главная победа нашего Fortnite в истории дисциплины. Как максимум — заявка на статус одной из лучших команд Европы.

 DreamHack Open 2021 Finals

Легендарный Happy все еще в прекрасной форме! Помимо 40 фаст-капов серии ESL Open Cup, Дмитрий взял еще десять онлайн-турниров по Warcraft III, а вишенкой на торте стала победа на DreamHack Open в ноябре. Интриги почти не было: играя за нежить, которая является едва ли не слабейшей расой в игре, Костин не отдал ни одной карты и сверхуверенно выиграл самый большой призовой в истории игры. Финал против эльфа LawLiet из Южной Кореи занял меньше часа.

Жаль только одно, что турниры по Warcraft III привлекают все меньше зрителей и становятся менее популярны у нас и в Европе. Сам Happy писал, что после закрытия серии ESL Pro Tour соревновательная сцена «умерла», и рассматривал различные варианты. Через пару недель лучший игрок в WC3 нашел выход — сейчас он выступает в азиатских турнирах и на шоу-матчах. 

Было близко

В нашу подборку не попали десятки других крутых выступлений от наших парней. Но нам кажется, что очень важно отметить, что в других дисциплинах киберспортсмены и команды из России тоже способны бороться за первые строчки. Пусть даже иногда им не хватает совсем чуть-чуть, как Gambit в финале VALORANT Champions или King of the Desert 4 по стратегии Age of Empire — Дмитрий Vinchester Смирнов получил более $ 10 тысяч за второе место.

Вашего внимания, например, достойны успехи СНГ-команд в мобильных дисциплинах. Прежде популярные лишь в Азии, они захватывают весь мир, и наш участок суши исключением не стал. NAVI заняла второе место на чемпионате мира по Brawl Stars, а в главной соло-лиге по Clash Royale третье место взял российский игрок Егор Ахметзянов.

Доминация Team Empire в Rainbow Six ослабла, конкуренция выросла, но вырвать «серебро» Six Mexico Major у «всадников» получилось. На чемпионате мира по PUBG российский квартет Virtus.pro смог занять третье место, получив $ 344 тысяч. Глобальный чемпионат по Free Fire запомнится третьим местом российской Silence, а на осеннем европейском ивенте победу одержала Trident Clan.    

Игры на вынос

В конце — ложка дегтя. Может показаться, что русскоязычные геймеры находятся в топе каждой киберспортивной игры, но это не совсем так. В League of Legends СНГ-регион после провала на MSI и чемпионате мира стал слабейшим в мире. В Rocket League (если что, это тот самый футбол на машинках) вообще нет русских составов, которые могли бы конкурировать хотя бы в Европе.

Главные ивенты по карточным играм, Starcraft II и Overwatch тоже обходятся без наших игроков. Впрочем, и без успехов в этих играх СНГ-киберспорт показал феноменальный результат.