Головоломка — жанр игр, подразумевающий решение логических задач как основу игрового процесса. Эталон — всем известный Тетрис. На ПК первая игра-головоломка вышла в 1991 году, она называлась Lemmings. До этого момента головоломки были прерогативой аркадных автоматов. Сегодня таких игр — сотни. Обратите внимание, что головоломка и квест — это два разных жанра, но зачастую они пересекаются в гибридных проектах.

Серия Samorost

Разработчик: Якуб Дворски

Год выхода: 2003–2016

Первую часть легендарный чех сделал как дипломную работу, когда выпускался из университета. Шедевр прогремел так, что Дворски с ходу замутил студию веб-дизайна Amanita Design и уже с командой выпустил вторую игру. Третья на данный момент — последняя. По геймплею и лору она идентична первым, но закономерно выигрывает в графике. Поэтому сосредоточимся на ней, хотя все плюшки и фишки характерны для серии в целом.

Лор и сюжет глубоко метафорические и философские. Главный герой — безымянный гном. Однажды возле его дома падает волшебная флейта, и гном решает отправиться в путешествие через космос, чтобы понять, откуда эта флейта взялась. Как вы понимаете, история нетривиальная, а приключения гнома ждут поистине эпические. Слова и мысли персонажей передаются выносками в форме «облачков». По геймплею все максимально просто — игрок управляет гномом при помощи мышки, кликая в разных точках игрового пространства. Он может подбирать некоторые предметы и взаимодействовать с большинством объектов окружения. Попадая в новую локацию, игрок практически сразу понимает, что от него требуется. Задача сводится к решению небольшой головоломки или прохождению мини-игры. Порой решение совершенно неочевидное. Усложняется задача тем, что не всегда для решения нужны только предметы. Иногда гному необходимо сначала помочь какому-нибудь персонажу, чтобы получить ответную помощь. В целом игра несложная. Берет она оригинальной рисовкой и великолепным саундтреком.

Portal 1 и 2

Разработчик: Valve Corporation

Год выхода: 2007 и 2010

Действие игры разворачивается во вселенной Half-Life. Главная героиня — девушка по имени Челл, она работает в Лаборатории исследования природы порталов. Ее задача — используя устройство для создания порталов, преодолевать различные препятствия, смоделированные искусственным интеллектом GLaDOS. Такова завязка сюжета, а дальше, как это обычно бывает в HF, события развиваются совершенно непредсказуемо…

Сюжетно вторая часть продолжает первую, жанрово обе игры — головоломки от первого лица. Игровой процесс построен на способности героини открывать связанные порталы на любых плоских поверхностях. Это может быть пол, стена, крыша, стол, плоскость любого другого предмета. В этой механике много нюансов. Например, всегда может быть открыто только два портала разных цветов. Порталы одного цвета могут накладываться поверх друг друга, но портал другого цвета всегда открывается в новой точке. Главная особенность — сохранение кинетической энергии при входе в портал, которую можно потратить на преодоление препятствия при выходе из второго портала. Именно эта механика чаще всего используется для решения головоломок. Также иногда придется применять способность «портальной пушки» — захватывать объекты на расстоянии (телекинез, в лоре называется манипулятором поля нулевого уровня). Задачки к концу игры становятся довольно сложные и требуют сноровки. Сюжет обеих частей определенно стоит того, чтобы дойти до финала.

World of Goo

Разработчик: 2D Boy

Год выхода: 2008

Изначально игра разрабатывалась для приставки WiiWare, но почти сразу ее портировали на ПК. Разработчик позиционирует свое детище как «логическую игру с имитацией физических событий». По жанру это классическая головоломка, но исполнение действительно нетривиальное.

В игре 48 уровней, каждый предлагает свою головоломку. Решается задача при помощи шариков Гуу, которые по лору являются живыми существами. Есть разные типы шариков – липкие, летающие, взрывающиеся и тд. По мере прохождения игрок открывает новые виды Гуу. Шарики можно комбинировать в свободной последовательности, самый простой пример — прилепить к летающему шарику взрывающийся, чтобы поднялся в воздух и уничтожил препятствие. Но даже в первых локациях задачи сложнее — игроку нужно строить из Гуу многосложные фигуры, мосты, башни. Уровень завершается, когда игрок заканчивает строительство макро-фигуры, достигая выхода из локации. Важный нюанс: все шарики, которые собраны на уровне сверх тех, которые игрок задействовал, отправляются в последний, сорок восьмой уровень. Что там с ними будет происходить — не скажем. Игра выполнена в уникальной художественной манере, а уровни крайне разнообразны по стилистике. Так что прохождение оставит массу ярких впечатлений.

Серия Trine

Разработчик: Frozenbyte

Год выхода: 2009–2019

Это уникальная в своем роде франшиза от шведской студии, которая в свое время прославилась благодаря шутеру с видом сверху Shadowgrounds. Игры Trine смешали все каноны, объединив ролевой платформер с логической головоломкой. Гибрид удачно дополнился атмосферным лором и великолепной графикой, которая в последней четвертой части особенно эффектная.

У нас три главных героя, которые одновременно выступают архетипами классических сказочных персонажей. Это рыцарь, воровка и волшебник. Артефакт Trine объединил их души, чтобы герои могли спасти королевство, погрузившееся в пучину раздора после смерти правителя. В соответствии с зачином истории игрок управляет тремя персонажами. Но не сразу. В один момент времени он может играть только за одного героя. У каждого из них свои фишки. Например, волшебник может создавать магические кубы и платформы, у воровки есть трос с крюком-кошкой, а у рыцаря — щит. В первых локациях головоломки простые и требуют лишь переключения на правильного персонажа. Со временем задачи усложняются, способности героев приходится комбинировать. Также персонажи развиваются, получая опыт. У каждого несколько веток развития, выбирая, какую из них прокачивать, игрок определяет для себя стиль прохождения. Таким образом, большинство головоломок имеет несколько вариантов решения. Третья часть игры отличается полностью трехмерной графикой, четвертая на данный момент последняя. Поиграть мы рекомендуем в каждую, они все интересные и красивые.

Machinarium

Разработчик: Amanita Design

Год выхода: 2009

Снова тот чех, но Machinarium он выпустил не от себя, а от конторы. Тем не менее, подход угадывается — это тоже квест/головоломка в фантастическом мире, наполненном всевозможными метафорами. Уникален сеттинг — Дворски рисует перед нами мир, где нет людей, только роботы. Но проблемы у них вполне человеческие.

Начинается история с того, что в городе начинает орудовать банда хулиганов. Главный герой — робот Йозеф, по изначально неизвестной причине попадает на свалку. Именно ему придется раскрыть дело хулиганов, найти свою любовь, а в финале… Финал тут очень спорный, дойти до него лучше самому. По геймплею это стандартный поинт-энд-клик. Прохождение представляет собой перечень сюжетно связанных двухмерных локаций, каждая из которых ставит перед игроком определенную задачу. Игрок перемещает героя по локации, берет предметы, использует их на интерактивных объектах. Есть и другие персонажи — они не только для сюжета, с некоторыми придется договориться, чтобы они помогли продвинуться дальше. Ключевая особенность в том, что Йозеф может ужиматься и растягиваться, это сильно разнообразит геймплей и позволяет решать задачки нетривиально. Как и в случае с Саморостом, Машинариум уникален графически — аналогов рисовке нет.

SpaceChem

Разработчик: Zachtronics Industries

Год выхода: 2011

Как вы уже заметили, большинство игр-головоломок представляют собой инди-проекты. SpaceChem — не исключение, ее сделали два человека. У ребят получилось что-то по-настоящему необычное, подобных головоломок вы точно не встречали. В SpaceChem игроку предстоит играть за космического инженера, работающего в реакторном отсеке мобильной колонии.

Игра разделена на эпизоды, которые формируются несколькими сюжетно связанными стадиями. На каждой стадии игрок управляет двумя манипуляторами, его задача — создать определенное химическое соединение. Первая стадия — исследовательская — разъясняет игроку, как создать тот или иной элемент. На второй стадии — производственной — игрок должен синтезировать вещество, используя реакторы химического синтеза. Заключительная стадия — оборонительная. На этой стадии колония подвергается атаке, и игрок должен защитить ее. Большую часть времени занимает вторая фаза, которая как раз представляет собой головоломку с перемещением различных элементов по полю 10х18 клеток. Описать этот процесс невозможно, в нем слишком много нюансов. Достаточно сказать, что на высоких уровнях задачи имеют множество решений. Решив задачу, игрок может увидеть, насколько его решение эффективно в сравнении с решениями других игроков. В последнем обновлении добавилась система достижений и редактор пользовательских головоломок.

Botanicula

Разработчик: Amanita Design

Год выхода: 2012

Опять чехи! Ну что поделать, если умеют они делать крутые квесты-головоломки? В этот раз, в соответствии с названием игры, нас ждет растительный мир. Но теперь под управлением игрока аж пять героев. Все они живут на дереве, которое внезапно начинают захватывать некие паразиты. Как и другие игры Дворски, Botanicula отличается уникальным визуальным стилем и глубокой метафоричностью.

В игре нет диалогов, только «облачка» мыслей. Игроку нужно изучать окружение, искать предметы, взаимодействовать с интерактивными объектами, чтобы решать логические задачи. В этот раз Amanita Design попытались нас удивить, дав каждому из пяти героев уникальные способности, необходимые для прохождения. Например, Физалис может освящать темные локации, но только если съест семя света. Гриб может клонироваться и уменьшаться в размерах, а Перо умеет летать. В первых локациях достаточно применения одной из способностей, но в дальнейшем умения разных персонажей придется комбинировать. Из-за этого нюанса прохождение становится значительно сложнее в сравнении с тем же Саморостом. Еще одна особенность Ботаникулы — множество локаций. В игре 150 уровней с десятками пасхалок и бонусов. Прохождение совсем не напрягает, так как саунд написала чешская группа DVA, известная уникальным стилем, для которого даже невозможно определить конкретный жанр.

The Bridge

Разработчик: Ty Taylor and Mario Castañeda

Год выхода: 2013

Вы когда-нибудь задумывались, что получится, если сложить видение мира Исаака Ньютона и Маурица Эшера? Скажете, безумие? И будете правы! В The Bridge к этому добавляется уникальная рисовка в стиле черно-белых литографий и действительно сложные головоломки.

Сюжет есть, но он тут не главное. Главное — игра заставляет вас вспомнить школьный курс физики, а потом забыть его напрочь. Потому что в мире The Bridge эти законы не работают, точнее, работают, но по-другому. Здесь можно ходить по потолку, лететь вверх, даже можно выбраться с Лестницы Мёбиуса! Как вы уже поняли, это и есть основа геймплея — решение логических задач, представляющих собой физические парадоксы. В игре 48 уровней, каждый из которых представляет собой отдельный мир со своими законами. Тут есть параллельные измерения и гравитационные воронки, местами игрок может сам менять направление силы притяжения. Еще один нюанс: механика возвращения во времени, которая позволяет переиграть практически любой момент. А после прохождения основного сюжета половина уровней меняется до неузнаваемости и открывается дополнительная концовка. Игра действительно сложная. На наш взгляд, самая сложная из всех перечисленных в этом обзоре.

Pavilion

Разработчик: Visiontrick Media

Год выхода: 2016

«Мост» бросил вызов вашему интеллекту и реакции, а «Павильон» бросит вызов воображению. Это тоже квест-головоломка, но здесь логика не всегда играет решающую роль. Зачастую, чтобы достичь цели или хотя бы понять происходящее, необходимо прислушаться к интуиции.

Сюжет в игре глубокий и необычный. Рассказывать о нем мы, конечно же, не будем. Достаточно сказать, что он насквозь сюрреалистичный и даже герою не всегда понятно, где реальность, а где его фантазии. Главная фишка с точки зрения геймплея — управление героем от четвертого лица. Игрок не может взаимодействовать с персонажем напрямую, но меняет окружение, чтобы заставить того среагировать. Это может быть, например, удар колокола, или вспышка света. Игроку придется задействовать все органы чувств героя, чтобы провести его через множественные препятствия к финалу истории. Отдельно критики отметили игровое окружение. Игра двухмерная, но нарисована с невероятным вниманием к деталям. Саунд написан Тони Гербером, первопроходцем космической музыки. Еще один нюанс: в игре нет ни руководства, ни интерфейса. Так вот.

The Swapper

Разработчик: Facepalm Games

Год выхода: 2013

По жанру это платформер-сайдскроллер с упором на логические головоломки. Сеттинг — научно-фантастический, игрок управляет женщиной-космонавтом, которая застряла на поврежденной космической станции. Ее задача — понять, что здесь произошло, где все обитатели и как выбраться из этого жуткого места.

В самом начале героиня получает устройство, которое позволяет ей клонировать себя. То есть вот прям в любой момент в любом месте можно создать своего клона. Всего в один момент времени может существовать до четырех клонов, игрок свободно переключается между ними, но только если один находится в прямой видимости другого. Клоны двигаются параллельно тому, которым управляет игрок. Клон может погибнуть, например упасть с большой высоты. Также клоны исчезают, если наткнуться на свой оригинал. Единственное ограничение — клонов нельзя создать на участках с определенным освещением. В остальном полная свобода действий. Например, игрок может создавать клонов над собой, мгновенно переключаясь на них, чтобы таким образом подняться на высокую платформу и активировать там какой-нибудь механизм. Уже чувствуете, насколько это необычная головоломка? В год выхода The Swapper завоевала награду «Лучшая компьютерная игра» на Freeplay. Так что если еще не знакомы с ней — скорее исправляйте это недоразумение!

Мы перечислили лишь несколько головоломок, которые завоевали сердца миллионов игроков по всему миру. Teslagrad, LYNE, The Room, The Talos Principle, Infinifactory — этот список нескоро закончится. А какие игры-головоломки вы считаете лучшими?