Человек грезит космосом с глубокой древности. Неудивительно, что первые арканоиды конца 1980-ых были о космосе. Мировой игрострой активно поддерживает тенденцию, выпуская ежегодно сотни космических проектов. Но в этой статье мы остановимся на двух жанрах — пошаговые стратегии и RTS.

Серия StarCraft

Разработчик: Blizzard Entertainment

Год выхода: 1998–2010

Если речь заходит о космических RTS, то 9 из 10 геймеров сразу назовут «Старик». Потому что StarCraft — это культовая франшиза, подарившая нам, возможно, лучшую стратегию в реальном времени. Сеттинг классический — научная фантастика с колонизацией других миров, враждебными расами и галактическими угрозами. Но глубокий лор — лишь одна из граней шедеврального опуса «Метелицы».

На данный момент есть три полноценные игры — StarCraft образца 1998 года, StarCraft II и ремейк первой части. Для второй выпущено два крупных дополнения, которые продолжают сюжетные кампании и добавляют новые возможности для сетевой игры. Про сюжет мы ничего говорить не будем, ведь это история на все времена, с которой нужно знакомиться только лично. Действие разворачивается в будущем, где человечество вышло за пределы солнечной системы и встретило еще две разумные расы — протосов и зергов. 

Все расы играбельные и кардинально отличаются по геймплею, у каждой своя история. По игровым механикам все просто и интересно. У игрока есть база, которую он развивает, возводя новые сооружения и модифицируя уже имеющиеся. Для этого нужны ресурсы, которые присутствуют на карте в ограниченном количестве. Определенные здания позволяют производить боевых юнитов. 

Противостояние юнитов выходит далеко за пределы классической схемы камень-ножницы-бумага, потому что у них есть навыки и прокачка. То есть каждый боец важен. Кампании представляют собой связки сюжетных миссий, перемежающиеся кинематографическими вставками. Мультиплеер представлен PvP и PvE режимами в изобилии. По второй части и ремейку регулярно проводятся мировые турниры.

Sid Meier's Civilization: Beyond Earth

Разработчик: Firaxis Games

Год выхода: 2014

Как вы поняли, мы решили начать с тяжелой артиллерии. В серии «Цивилизация» есть несколько игр о будущем, но под жанр пошаговой стратегии в космическом сеттинге подходит только Beyond Earth. Как следует из названия, игроку предстоит покинуть колыбель человечества ради исследования далеких звезд.

В отличие от других частей серии, здесь игрок не выбирает конкретную цивилизацию. Вместо этого он определяет стартовые условия — какой космический корабль повезет колонистов, какая организация решит финансировать экспедицию, каким специалистам будет отдаваться приоритет. На основании предустановок формируется уникальная фракция, во многом определяющая геймплей. Дальше игроку дается неосвоенная планета, которую нужно заселить. 

Добыча ресурсов не представляет особой проблемы, денежного оборота нет, во главе угла — энергия. Второй сдерживающий экспансию фактор — жизненное пространство, третий — пища. Через постройку специальных зданий и улучшение городов игрок увеличивает население планеты. Есть огромное технологическое дерево, представлены такие направления, как здравоохранение, культура, производство, энергетика и т.д. Но развитие колонии — только полдела. 

Периодически игрока будут посещать инопланетные формы жизни, весьма агрессивные. Для борьбы с ними необходимо производить боевых юнитов — их масса, вплоть до орбитальных судов. Плюс дипломатия с колониями других фракций, представленная в многоплановой системе социальных взаимодействий, в которой нашлось место банальному подкупу и промышленному шпионажу. Игра вышла 7 лет назад, но визуал и сейчас на уровне. Правда, на него обращаешь внимание в последнюю очередь.

Stellaris

Разработчик: Paradox Development Studio

Год выхода: 2016

Еще один легендарный опус в жанре глобальной 4Х-стратегии. В отличие от «Цивилизации», здесь игрок развивает не отдельную колонию, а целую космическую империю. Причем не обязательно человеческую. Глобальный сюжет и игровые механики, по заявлению разработчика, навеяны произведениями Кларка, Азимова и Хайнлайна. Это чувствуется. Перед нами космическая научная фантастика в своем первозданном беспримесном виде.

Каждая новая партия разворачивается на процедурно-генерируемой карте галактики, которая рандомно наполняется планетарными системами. Игрок выбирает стартовую звездную империю и количество оппонентов, в роли которых могут выступать как живые игроки, так и компьютерные противники с одним из лучших ИИ на сегодняшний день. 

Цель игры — либо уничтожить все остальные империи, либо набрать максимальное количество победных очков, которые выдаются за достижения в различных сферах. Первая фаза игры сфокусирована на исследовании систем, ближайших к материнской системе игрока. Вы осваиваете пригодные для жизни планеты, строите колонии, добываете ресурсы, налаживаете торговлю, повышаете технологический уровень. 

К середине партии большинство систем освоено и звездные империи соприкасаются границами. Тут в ход идет дипломатия и оружие. На поздней стадии, когда игрок явно задоминировал, интерес поддерживается Кризисами. Это может быть восстание древнего ИИ или вторжение из другого измерения. Тут нужна колоссальная экономика и еще более мощная армия. Либо сильные союзники. Без преувеличения, мы сейчас и одной десятой игровых механик не рассказали. В Stellaris действительно много всего, и со всем этим обязательно нужно познакомиться каждому любителю космических стратегий.

Серия Endless Space

Разработчик: Amplitude Studios

Год выхода: 2012–2017

Иногда эту серию называют главным конкурентом Стеллариса в сегменте глобальных 4Х-стартегий. Это ошибочное мнение. Из общего у проектов лишь та самая глобальность. Причем в обеих частях Endless Space боевая составляющая геймплейно упрощена, упор сделан на детализацию управления звездной империей.

По механикам обе игры серии максимально близки. На старте все знакомо — трехтысячный год, человечество вышло за пределы своей космической колыбели и готово осваивать галактику. Но — не только человечество. Игрок выбирают одну из восьми рас и оказывается на большой процедурно-генерируемой карте. У каждой расы свои геймплейные особенности. 

Например, Автоматоны — на удивление мирный ИИ, который умеет ускорять постройку сооружений и кораблей. А Хишшо — это агрессивный птицеподобный разумный вид, который приемлет лишь одну форму социального взаимодействия — войну. Игра пошаговая, длится 300 ходов. Игроку необходимо колонизировать новые системы, налаживать торговлю и дипломатию с другими расами. Если нет иного выхода или очень хочется — можно повоевать. 

Экономическая модель глубокая, есть масса ресурсов, основной — Пыль, местный эквивалент универсальной денежной единицы. Наука представлена огромным деревом исследований, которые различаются в зависимости от выбранной расы. Победить можно аж семью путями — от захвата всех систем до создания Пан-галактического сообщества. С учетом отменной графики и умопомрачительного саундтрека играть в Endless Space можно годами. Как и в Stellaris. Тут они действительно похожи.

Star Wars: Galactic Battlegrounds

Разработчик: LucasArts Entertainment

Год выхода: 2001

Говорить о космической научной фантастике и не затронуть вселенную «Звездных Войн» — настоящее кощунство. По этому самобытному миру, созданному бесспорным гением Джорджа Лукаса, выпущены десятки игр. Но лишь одна покорила сердца миллионов как эталон военной стратегии в реальном времени. И хотя игре минуло уже 20 лет, аналогами она до сих пор не обзавелась.

Сюжетно Galactic Battlegrounds связана с киносагой. Например, можно поиграть за Квай-Гона, который не дает Торговой Федарации захватить Набу. А можно выбрать боевого дроида ООМ-9 и подчинить себе мир, взрастивший принцессу Лею. Всего в игре представлено 6 эпических кампаний, которые так или иначе затрагивают все эпизоды «Звездных Войн», вышедшие к 2001 году. 

По геймплею получилось весьма антуражно. Есть несколько играбельных фракций, включая гунганов с Набу, Торговую Федерацию, Галактическую Империю во главе с Дартом Вейдером и вуки, которыми командует милаха Чубака с лазерным арбалетом. Есть четыре типа ресурсов, десятки построек и боевых юнитов. Развитие базы завязано не технологических уровнях, для повышения которых нужно собрать достаточное количество ресурсов и апнуть штаб. 

После этого открываются новые постройки и подразделения. Игра крайне атмосферная, особые похвалы критиков достались озвучке (полная русская локализация в наличии). В плане взаимодействия юнитов все типично, то есть камень-ножницы-бумага со скидкой на превосходство в уровне технологий. То есть, например, тяжелым штурмовым роботам Империи можно противопоставить только венец собственной технологической ветки.

Серия Homeworld

Разработчик: Relic Entertainment

Год выхода: 1999–2015

В свое время это был уникальный проект. Одна из первых космических стратегий, где боевые корабли перемещались по двум осям, а не по одной. Строго говоря, в этом смысле у «Родного мира» аналогов до сих пор немного. Но что действительно всегда завораживало в этой франшизе — уникальная атмосфера в сочетании нетривиальным сюжетом и продуманным лором.

На данный момент в серии пять игр, включая «наземную» RTS Homeworld: Deserts of Kharak и ремейк первой части, который вышел в 2015 году. Мы остановимся на ремейке, потому что он удивительным образом сохранил весь колорит оригинальной игры, переведя ее на современные графические рельсы. Сюжет мы затрагивать не будем, по нашему скромному мнению, это самая глубокая и трагическая история из всех, что встречались нам в стратегических играх. Такие вещи нужно переживать самостоятельно. А вот о геймплее расскажем. 

Есть однопользовательская кампания и несколько сетевых режимов. Под управлением игрока находится флот, который изначально состоит из материнского корабля и нескольких промысловых кораблей. Рабочие лошадки добывают ресурсы из местных метеоритов. Материнский корабль в кампаниях неподвижен, но в сетевых режимах может медленно перемещаться. Ресурсы в игре только одного типа, они так и называются — ресурсы. За них игрок модернизирует материнский корабль, изучает новые технологии и строит боевые корабли. 

С кораблями и связаны основные механики. Судов много — есть легкие истребители, перехватчики, бомбардировщики, эсминцы и фрегаты эскорта, тяжелые линейные крейсеры и линкоры. У каждого судна специализированная задача на поле боя и даже самая короткая схватка — всегда вызов для тактических умений игрока. Малые корабли еще и заправлять нужно! А мы упомянули, что в игре несколько рас и у каждой свои особенности? В общем, вы уже поняли, что нужно срочно идти скачивать Homeworld в Стиме.

Battlefleet Gothic: Armada

Разработчик: Tindalos Interactive

Год выхода: 2019

Суровый ваховский гримдарк ежегодно подкармливает нас игровыми проектами разной степени годности. Франшиза Battlefleet Gothic, основанная на настольном варгейме, стоит в этой вселенной особняком. Почему? Потому что ее считают одним из лучших, если не лучшим симулятором космических флотов. Оно и понятно, ведь во мраке далекого будущего есть лишь война…

Обе части получили на Metacritic 77 баллов. Обе действительно хороши и не слишком отличаются по геймплею. Но сфокусируемся на второй, так как она посвежее. Сюжет завязан на событиях Тринадцатого черного крестового похода, в рамках которого мятежный Абаддон Разоритель стремится разрушить Империум Человечества. В игре три эпические кампании, так что на историю можно взглянуть со всех ракурсов. Игровой процесс разделен на две части — управление флотами на глобальной карте и непосредственное командование юнитами в сражении. 

В стратегическом режиме все плюс-минус просто, главное — умело создавать перевес на фронтах. С тактическими схватками все сложнее. Есть масса типов кораблей — боевые баржи, капитальные линкоры с крейсерами, эскортники, мелкие истребители с перехватчиками. Плюс возможность взять вражеское судно на абордаж. Каждый тип корабля уникален по параметрам скорости, инерции, мощности силовых установок и пустотных щитов. 

Из орудий — лэнсы, макро-пушки, зенитные турели и еще Бог-Император знает что. Из сочетания всех этих показателей и рождается победа. То есть просто обвести кучу кораблей и натравить на противника — прямой путь к разгрому. В игре действительно мощная тактическая составляющая, за что ее и хвалят. А крутая графика и мощный сюжет здесь скорее как приятный фон.

Sins of a Solar Empire

Разработчик: Ironclad Games

Год выхода: 2008

От свежака к классике. «Закат Солнечной Империи» — это стратегия в реальном времени, которая на старте была воспринята спорно, но сегодня считается одним из лучших представителей жанра. Сюжета как такового нет, только стартовый ролик и пара мувиков из дополнений. Технически это глобальная песочница, в которую можно играть, играть, играть…

Карты генерируются рандомно, они полностью трехмерные. То есть, как и в «Родном мире», корабли могут перемещаться по всем осям. Игрок выбирает одну из трех играбельных рас, получает в свое распоряжение стартовую планету и небольшой флот. Задача — добывать ресурсы, повышать технологический уровень цивилизации, осваивать другие миры. Само собой, параллельно строим флот, потому что оппоненты, как Дормамму, не всегда готовы договариваться. 

Явного разделения между глобальным управлением и микроменеджментом нет. Колесиком мыши игрок может в любой момент максимально приблизить планету, космическую станцию и даже самый маленький корабль. На глобальной карте нужно заниматься экспансией и дипломатией, локально развивать производство на мирах, задавать пути следования конвоев, распределять патрули. 

У каждой расы несколько десятков боевых кораблей со своими особенностями. Перемещение между звездными системами осуществляется посредством фазового пространства (местный аналог гипера или варпа).  Отдельная фишка игры — осваивать можно не только планеты, но также луны, астероиды, космических скитальцев и прочие объекты, зачастую — самого таинственного происхождения.

Master of Orion

Разработчик: NGD Studios

Год выхода: 2016

Завершить топ мы решили ремейком легендарной игры 1993 года, вдохновившей миллионы геймеров, включая Сергея Лукьяненко, который не постеснялся скопировать игровой мир для ряда своих произведений. MOO 2016 оживила классику и местами даже сделала ее лучше.

Это великолепно сбалансированная пошаговая 4Х-стратегия про покорение галактики. Есть 10 играбельных рас с уникальными чертами, определяющими геймплейные особенности. Например, люди торгуют всегда, со всеми и везде, а силикоидам не нужна атмосфера, поэтому они могут колонизировать планеты любого типа. Сюжет в игре есть, но он скорее для галочки. 

Тут завораживает не история, а атмосфера. Все персонажи озвучены голливудскими актерами, фоновые композиции исполняет симфонический оркестр, а графический движок выдает немыслимые красоты на уровне современный проектов класса ААА. О масштабах игры говорить сложно, потому что вряд ли действительно есть фанаты, заглянувшие под каждый камень. 

Здесь больше сотни солнечных систем с рандомным числом планет, лун, астероидных полей и объектов, оставленных древней цивилизацией Орион. Ни одна из сторон геймплея явно не доминирует — экономика продуманная, дерево технологий большое, воевать придется много и интересно. Есть дипломатия, торговля, шпионаж, исследования и масса других фишек. Можно даже самому конструировать корабли!

Что мы забыли? Франшизы Supreme Commander и Galactic Civilizations, культовую Battlestar Galactica Deadlock, необычную Offworld Trading Company и десятки других стратегических игр в космическом сеттинге. У вас наверняка есть свои лидеры в этом жанре! Поделитесь с нами в комментариях?