Одним из главных событий The International 2017 стал анонс коллекционной карточной игры Artifact по вселенной Dota 2. Но к релизу энтузиазм аудитории сменился разочарованием, а игру ждал оглушительный провал и два года мучительной жизни.

Сегодня ночью это наконец закончилось: Valve сделали обе версии игры и контент в ней бесплатными, а также объявили, что прекращают поддержку продукта: патчей и обновлений Artifact и Artifact 2.0 больше выходить не будет. Мы вспомнили основные моменты жизненного цикла ККИ по Доте и поразмышляли о том, почему игра стала одним из самых неудачных проектов компании.

Надежды перед релизом

После первого анонса в августе 2017 сообщество Dota 2 затаилось в ожидании. На фоне слабого использования вселенной Доты полноценная игра, которая могла в теории стать достойным конкурентом Hearthstone, казалась чем-то прорывным, чем-то невероятным.

Новостей и инсайдов было по минимуму весь следующий год, так как Valve выбрала путь приватного бета-тестирования (в Artifact пригласили комментаторов и игроков из Hearthstone, Magic: The Gathering и Dota 2) и скупо делилась информацией. Artifact теперь точно всё вспоминаем как умирала карточная игра от Valve

Но ажиотаж вокруг игры все рос: летом 2018 года Virtus.pro подписали сразу трех игроков по новой дисциплине, а позднее их примеру последовали другие организации из Китая, Европы и Северной Америки. Впереди были большие перспективы, и просто невозможно было поверить, что игра окажется провалом.

Роман Дворянкин, генменеджер Virtus.pro (июль 2018):

Valve не выпускала игры уже несколько лет, а значит, следующая должна быть мощной. Я уверен, что компания приложит все усилия, чтобы это было именно так. Поэтому мы считаем, что Artifact станет тем самым следующим большим проектом.

На наш взгляд, на рынке есть место для еще одной карточной игры вроде Hearthstone или Gwent. Учитывая, что Blizzard полностью сфокусировалась на Overwatch, а в Hearthstone дела уже несколько лет идут не очень, у Artifact есть все шансы выстрелить.

Релиз был намечен на ноябрь 2018 года, и после TI8 Valve и бета-тестеры стали активнее делиться информацией. v1lat назвал игру «невероятно сложной, но жутко интересной», механики Artifact хвалили профессиональные игроки в HS и MTG. Казалось, нас ждет очень крутая ККИ, но…

Первые ошибки

Теперь уже ясно, что информации в открытых источниках просто было недостаточно, чтобы любители Dota 2 поняли, насколько игра может быть трудной. За неделю до релиза BeyondTheSummit провели первый турнир: для большинства зрителей Artifact показался слишком сложным и непонятным.

Достаточно сказать, что начало трансляции смотрели около 80 тысяч человек, а к концу ивента осталось около 20 000. Люди откровенно скучали и не могли разобраться, как работает механика. Некоторых это разочаровало настолько, что они навсегда отказались от Артифакта. Другие насторожились и сделали это абсолютно правильно. 

Artifact теперь точно всё вспоминаем как умирала карточная игра от Valve

Релиз окончательно расставил все точки «i». Если игровые критики отнеслись к Artifact осторожнее и скорее хвалили ее, то рядовые геймеры в первый же день забросали страничку игры негативными отзывами и выставили ей печальные 2,8/10 на Metacritic.

Наряду с высоким порогом вхождения большой проблемой стала экономика. Привыкшие к free-to-play дотеры теперь должны были заплатить за игру 1400 рублей, и это было только начало: платные режимы и, что самое главное, внутренняя модель, которая позволяла донатерам получить слишком сильные карты и колоды.

Отзыв на Metacritic (ноябрь 2018):

Добро пожаловать в pay-2-pay! Прекрасное качество игры, отличная механика, великолепный лор, но все это создано с одной целью — выжать из вас побольше денег. Все здесь требует оплаты, включая соревновательные режимы. На данный момент здесь нет никакого ладдера, рейтингов или системы прогресса. Нет даже достижений, только представьте! Если вы не собираетесь тратить на игру сотни евро, даже не прикасайтесь к ней.

Позднее геймдизайнер Ричард Гарфилд назвал модель монетизации ошибкой. Он и его команда не хотели делать Artifact условно-бесплатной игрой, так как в этом случае им пришлось бы привлекать новых пользователей ежедневными наградами за вход и разными способами стимулировать людей все-таки тратить деньги. Но установить нужные отношения с игроками авторы Artifact так и не смогли.

Были и другие проблемы. Слабый баланс, отсутствие ладдера, каких-нибудь ежедневных квестов и ивентов. Трудная адаптация к игровым механикам. Чересчур долгие матчи. Да, нашлись те, кто смог разобраться и полюбить Артифакт, но большинство игроков разочаровались и закрыли ее навсегда.

Artifact теперь точно всё вспоминаем как умирала карточная игра от Valve

Если в день релиза ККИ располагалась на четвертом месте по популярности в Steam, уже на второй день онлайн Артифакта был ниже, чем у Team Fortress 2. Несмотря на то, что Valve и коммьюнити (про-игроки и турнирные организаторы) пытались спасти игру, популярность падала с катастрофической скоростью.

Крутое пике

Вскоре стало ясно, что это оглушительный провал. Другой проблемой стало то, что Valve на это почти не реагировали, действуя в своем стиле: минимум общения с коммьюнити и своя линия, от которой нельзя отклоняться ни на шаг. Глобальных апдейтов Artifact не получила, и даже скидка на Valve Complete Pack (можно было получить игру в два раза дешевле) без каких-либо причин на следующий день просто пропала.

Игроки отвечали тем же. 9 декабря Artifact покинул топ-30 Steam, а через месяц суточный онлайн впервые опустится ниже пяти тысяч человек. Valve же увольняют команду Гарфилда и «кормят» коммьюнити общими фразами. Спасибо за интерес к Артифакту. Нам очень важна ваша поддержка. Мы трудимся над обновлениями.

Обращение команды Artifact (январь 2019):

Сейчас мы работаем не покладая рук. Нам предстоит еще много работы. У нас большие планы на Artifact, но чтобы их реализовать, нужно время. Сейчас мы не готовы сказать, что ждет игру дальше.

Обращение команды Artifact (март 2019):

Большое спасибо, что играете, и мы рады слышать, что вам нравится. Мы все еще усиленно работаем над тем, чтобы улучшить игру, и впереди нас ждет множество изменений.

Качественные обновления — наш способ выстроить доверительные отношения с сообществом, и мы планируем продолжать выпускать их. Иногда между обновлениями проходит довольно много времени, и если мы молчим — значит, мы полностью в работе. Надеюсь, нам удастся завоевать ваше доверие.

Однако реальных результатов пользователи не увидели. К концу марта онлайн Artifact впервые упал ниже 100 человек, а раздел игры на Twitch вернулся в топ-10 только тогда, когда десятки каналов запустили в нем стримы «гачи», фильмов и аниме. Кстати, после этого платформа ввела двухфакторную аутентификацию для новых стримеров.

Artifact теперь точно всё вспоминаем как умирала карточная игра от Valve

К осени ситуация не изменилась, но появилась надежда: авторы якобы говорили о большом обновлении, которое будет вот-вот. Это немного не стакалось с тем, что над игрой работали два-три человека, но вера в перезапуск оставалась. В итоге к марту 2020 года Valve анонсировали новую версию игру Artifact 2.0.

Последняя попытка

Надо сказать, что шансов у Artifact 2.0 все равно было не так много. О карточной игре давно забыли, и только очень качественные изменения могли спасти игру. Они были, да: Артифакт стал лучше относиться к новичкам, порадовал новым геймплеем и интересными механиками. Даже экономическая модель стала очень приятной.

Но увидеть это смогли уже не все. Valve выбрали путь закрытого бета-теста, причем на этот раз высылали инвайты случайным образом. Приглашения не смогли получить несколько профессиональных игроков и комментаторов, зато письмо счастья получил Lex, который отказался запускать игру.

Да, летом количество инвайтов выросло. Да, были несколько крупным балансных обновлений. Но Artifact 2.0 по какой-то причине так и остался закрытым клубом, куда нельзя позвать друзей. Где нет популярных стримеров и блогеров, которые могли бы продвинуть игру.

Artifact теперь точно всё вспоминаем как умирала карточная игра от Valve

Даже если игра вышла неплохой, стоит ли удивляться, что Valve не удалось привлечь новых игроков? Возможно, в компании другое мнение по данному вопросу, но результат, как говорится, налицо. Сегодня Valve полностью закрыли этот вопрос; и хочется думать, что сделали какие-то выводы. Прощай, Артифакт.