Хидэо Кодзима, разменявший в этом году седьмой десяток — едва ли не самая противоречивая фигура в игровой индустрии. Геймдизайнер одним из первых начал создавать проекты на стыке кино и видеоигр. А выпущенная им в конце 80-х Metal Gear фактически зародила новый жанр — стелс-экшен.

С другой стороны, Кодзиму нередко обвиняли в самолюбовании, а его игры называли претенциозными пустышками. Правда же лежит где-то посередине. О творческом пути «гения» вы узнаете из нашего материала.

Несостоявшийся астронавт и детектив

Ну кто в детстве не мечтал стать космонавтом? Вот и герой нашего сегодняшнего материала грезил тем же. Позже юный Хидэо передумал и решил податься в полицейские, когда вырастет. Но и эта идея продержалась недолго.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

В итоге отбросивший мысли о карьере художника Кодзима поступил на экономический факультет, но не закончил обучение. «Виновата» увлеченность кинематографом и играми, причем Кодзима хотел как-то подружить два этих мира. По сути, продвигал идеи, которые станут мейнстримом сильно позже.

Начало карьеры геймдизайнера и первый успех

Первым проектом Кодзимы, устроившегося в Konami в качестве дизайнера, стала Penguin Adventure — сиквел хорошо известной пользователям NES Antarctic Adventure.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Позже один из старших сотрудников попросил Хидэо возглавить разработку некоего военного экшена Metal Gear. Для новоприбывшего члена команды это был большой вызов, но, как покажет время, Кодзима прекрасно справился с задачей.

Из-за ограниченных возможностей тогдашнего железа геймдизайнер решил отказаться от прямых стычек с врагами и сместить акцент в сторону тихих расправ. Вот так в итоге и родился жанр стелс-экшенов. Также Metal Gear обладала невиданным для боевиков той поры количеством текста и диалогов. Знаменитый кодек, придуманный в оригинальной Metal Gear, впоследствии возьмут на вооружение многие другие разработчики.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

История про наемника Солида Снейка, которому в одиночку предстояло проникнуть в огромный комплекс и уничтожить сулящего ядерной войной робота, содержала массу отсылок к Холодной войне. Но хитом игру в первую очередь сделал именно необычный геймплей. Metal Gear изначально вышла на компьютере MSX и позже была переиздана для большого количества платформ.

Наибольшую популярность снискала версия для NES, претерпевшая множество изменений и упрощений. Кодзима не участвовал в ее разработке и впоследствии остался недоволен финальным вариантом.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Аутсайдеры

Увлеченность Кодзимы западным кинематографом в полной мере отразилась в Snatcher, вышедшей незадолго до Metal Gear 2. Это был довольно новаторский для конца 80-х проектов, объединивший в себе сразу несколько жанров: приключение, визуальную новеллу и шутер. Здесь же дали о себе знать элементы постмодернизма, которые впоследствии станут авторским почерком «гения».

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Кодзима придумал серьезную историю в сеттинге киберпанка, но все равно нашпиговал ее аллюзиями, отсылками к реальным событиями и иронией. Snatcher не стала большим хитом, как и выполненная в том же ключе Policenauts. Однако в кругах ретрогеймеров и поклонников творчества Кодзимы оба проекта занимают не последние места.

Кстати, об увлеченности кинематографом. Сюжет Snatcher был если не калькой, то слабо завуалированной копией «Бегущего по лезвию» с вкраплениями «Терминатора». Если бы деятели киноиндустрии тогда считались с играми, то Konami наверняка прилетело бы не одно обвинение в плагиате.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Также из-под пера Кодзимы вышла серия симуляторов свиданий Tokimeki Memorial. Геймдизайнер признался, что эта работа была для него эдакой «халтуркой», призванной стабилизировать пошатнувшееся на тот момент финансовое положение Konami.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Metal Gear Solid и всеобщее признание

При всей значимости оригинального Metal Gear настоящим триумфом и magun opus Кодзимы все-таки стала Metal Gear Solid. В ту пору многие разработчики испытывали проблемы с переводом своих 2D-проектов в трехмерное пространство. Но «гений» мастерски справился с задачей. Metal Gear Solid не просто унаследовала все ключевые черты предшественников, но и мастерски развила их благодаря новым технологиям.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Если забыть про интерктивное FMV-кино, можно сказать, что у Кодзимы получилась самая кинематографическая игра той поры. При этом зашкаливающее количество роликов на движке соседствовало с прекрасным геймплеем, в ту пору не имевшим аналогов. Снейку по-прежнему предстояло действовать скрытно, поскольку поднятая тревога приводила к бесконечному респауну врагов.

MGS не просто стала огромным хитом, но и получила целую серию продолжений и спин-оффов, которые становились все более претенциозными. В какой-то момент даже фанаты перестали понимать, где маэстро пытается донести серьезные мысли, а где откровенно стебется над поп-культурой и собственным наследием.

P.T. и несостоявшаяся Silent Hills

14 августа 2014 года поклонники PlayStation будут помнить еще очень долго. На просторах PS Store появилась странная бесплатная игра под названием P.T. — хоррор от неизвестной студии про человека, угодившего во временную петлю. 

Заканчивался проект демонстрацией персонажа с внешностью звезды «Ходячих мертвецов» Нормана Ридуса и, собственно, анонсом новой Silent Hill от Кодзимы. Да, таких пранков индустрия точно не знала.

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Вот только самой Silent Hills в итоге была уготована незавидная судьба — проект отменили уже через несколько месяцев. Причины решения до сих пор остаются неизвестными. Бытует мнение, что Konami была недовольна работой Кодзимы в последние годы. Дескать, геймдизайнер создавал свои проекты подолгу и тратил на них неоправданно высокие суммы. А еще Кодзима якобы так увлекся разработкой хоррора, что забил на разработку MGS 5, в которую были вложены миллионы.

В итоге внутри Konami произошел серьезный конфликт, который привел не только к отмене хоррора, но и увольнению геймдизайнера и части его команды. И хотя шансов на «воскрешение» Silent Hills почти нет, P.T. оказала большое влияние на инди-хорроры. И многие разработчики впоследствии не раз пытались воссоздать геймплей и клаустрафобную атмосферу проекта в своих играх.

Так почему, собственно, гений?

Апофеозом претенциозности как самого Кодзимы, так и созданных ими игр стала Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Именно тогда начались все разговоры про «гениальность» геймдизайнера, причем по большей части ироничные. А начало всему положил блогер Гуфовский.

После релиза последней номерной части MGS Кодзима возродил свою студию Kojima Productions уже в качестве независимой и принялся создавать Death Stranding

Наверное, свой самый странный, претенциозный и, как покажет время, неоднозначно принятый проект. Пока одни выпускали анализы трейлеров в духе свидетелей культа СПГС, другие продолжали бомбардировать ролики комментами про «гениальность Кодзимы». Позже мем распространился и на самого геймдизайнера, активно ведущего Twitter и столкнувшегося с сотнями таких комментариев в свой адрес.

Кодзима посетил Москву в 2019-м, став гостем «Вечернего Урганта». И ведущий спросил Хидэо о том, «каково ему живется гением». Ответ Кодзимы был прекрасен: «Не считаю себя гением, но раз меня так называют, то, возможно, когда-нибудь я им стану».

Биография Хидэо Кодзимы почему он считается гением

Если же говорить о «гениальности» Кодзимы без иронии, то своя доля правды, как известно, присутствует в любой шутке. Так и с Хидэо. 

Да, в какой-то момент геймдизайнер превысил свою значимость и начал заниматься откровенным самолюбованием в своем творчестве. Но при этом «гений» все же подарил аудитории целый жанр и одну из самых влиятельных в индустрии игровых серий. И с этим определенно стоит считаться по прошествии стольких лет.

Заглавное фото: WIRED