Самые интересные игры — это те, что не боятся нарушать правила собственного жанра. Герои этого топа мастерски притворяются чем-то привычным, усыпляют нашу бдительность, а потом переворачивают все с ног на голову. Они резко меняют геймплей, тон и даже цель игры, доказывая, что сильнее всего нас удивляет крушение тех правил, которым мы безоговорочно доверяли.

Evoland 2

Представьте, что вы быстро щелкаете каналами телевизора, где каждый канал — это отдельная эпоха видеоигр. Примерно так ощущается Evoland 2. Сюжет о путешествиях во времени служит идеальным предлогом для постоянных метаморфоз. Главный герой Куро то и дело проваливается в разные временные периоды, и вместе с ним меняется и сама игра: вот мы в 8-битном прошлом, затем в 16-битном настоящем и, наконец, в трехмерном будущем.

Это настоящий шведский стол из игровых механик. Основной геймплей в духе The Legend of Zelda сменяется пошаговыми боями в стиле Final Fantasy, тактическими сражениями а-ля Fire Emblem, двухмерным платформингом, файтингом и даже головоломками. Эти переходы органично вплетены в повествование. Например, упав в канализационный люк, игрок внезапно оказывается в сегменте сайд-скроллера.

Evoland 2 ломает жанр самым буквальным образом, устраивая экскурсию по истории индустрии. Это веселое и амбициозное приключение, которое скорее развлекает, чем пытается затронуть что-то глубокое внутри игрока — в отличие от следующих участников нашего списка.

Pony Island

Бортовой журнал игрока

Запись первая. На экране — милая заставка игры под названием Pony Island. Бегущий по полям пони, радуга... Но что-то не так. Меню «сломано». Чтобы начать игру, приходится копаться в настройках и буквально «чинить» их.

Запись вторая. Игра запущена. Но это не просто игра. Я заперт перед игровым автоматом, одержимым демонической сущностью. Сам Сатана насмехается надо мной из глубин кода. Цель — не набрать очки, а сбежать, удалив три корневых файла системы.

В этом и есть основная суть Pony Island. Игра стирает границу между игровым миром и «реальностью» рабочего стола вашего компьютера. Фальшивые системные сбои, звуки ошибок и даже симуляция сообщений от друзей в Steam. Основной геймплей превращается в головоломку, где нужно манипулировать упрощенным «кодом», чтобы дать своему пони лазеры или обойти ловушки дьявола. Жанр мутирует из бесконечного раннера в мета-нарративный хоррор-пазл.

Игра гениально использует нашу выученную беспомощность. Игрок чувствует себя хакером, «ломая» систему. Но это чувство — тоже часть плана. Разработчик заставляет его поверить в свою победу, хотя на самом деле это он дергает за все ниточки.

Нельзя сказать, что этот трюк безупречен. Местами геймплейные сегменты, особенно сам раннер, могут показаться однообразными, а сама игра достаточно короткая. Однако Pony Island — это не столько про глубину механик, сколько про силу концепции. Сами подумайте, так ли много игр заставят вас усомниться в работоспособности своего компьютера?

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители нестандартных игровых концепций
Игра постоянно ломает четвертую стену и меняет правила по ходу прохождения
goodЛюбители прямолинейного геймплея
Игра намеренно запутывает и сбивает с толку игрока
Особенности игры

graphicsМетаповествование
75
graphicsЛомка четвертой стены
70
graphicsНеобычные головоломки
65
graphicsУникальный атмосферный хоррор
60
graphicsКороткая продолжительность
50
graphicsКреативный сюжет
45
graphicsОтличный саундтрек
40
graphicsСкрытые секреты и коллекционные предметы
35
Интересные факты

Игра создана тем же разработчиком, что и Inscryption - Дэниелом Маллинсом, и это был его первый крупный проект
Несмотря на название "Pony Island", игра вовсе не про милых пони, а представляет собой метафорическое исследование дьявольских сил
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О PONY ISLAND

Doki Doki Literature Club

Давайте проведем эксперимент. Предмет исследования — типичный симулятор свиданий под названием Doki Doki Literature Club! Перед нами классический набор стимулов для игрока: возможность выбрать одну из четырех очаровательных девушек, завоевать ее сердце с помощью написания стихов и правильных ответов в диалогах. Каждая героиня — знакомый архетип, от подруги детства до застенчивой интеллектуалки. Игра полностью следует правилам... до поры до времени.

Внимание: далее следуют спойлеры!

Затем начинается активная фаза. Игра наносит первый удар. Несмотря на любые ваши действия, Саёри совершает самоубийство, а после «глюка» и перезапуска просто исчезает из мира игры. В этот момент симулятор свиданий умирает, уступая место безжалостному хоррору. Реальность распадается на глазах, спрайты искажаются, а милые героини превращаются в чудовищ, пока одна из них, Юри, не закалывает себя ножом.

Каков же результат? Полная потеря контроля. Игра доказывает, что ваша свобода выбора была фикцией. Финальный удар наносит президент клуба Моника, ломая четвертую стену. Она признается, что она самоосознающий ИИ, который доводил подруг до гибели, лишь бы остаться с вами наедине. Единственный способ остановить этот кошмар — это свернуть игру, зайти в ее файлы и вручную удалить персонажа monika.chr.

В этом и кроется гениальность DDLC!. Это не просто хоррор в милой обертке, а беспощадная критика всего жанра симуляторов свиданий. Обычно игрок выступает в роли «кукловода», который дергает за ниточки персонажей. Но Моника, захватив власть, переворачивает игру. Теперь марионетка — вы.

Nier: Automata

Если Doki Doki ломает жанр, то Nier: Automata ломает само понятие «пройденной игры». Первое прохождение за андроида 2B ощущается как завершенная история с завязкой, кульминацией и титрами. Большинство игроков на этом и остановятся, даже не подозревая, что это была лишь первая, самая главная ложь.

Загрузив сохранение, игрок видит те же события, но с точки зрения 9S. Знакомая история обретает трагическую глубину. Но и это не конец. После этого открывается прямое продолжение сюжета с новыми локациями и сокрушительным открытием, что вся война была обманом.

Настоящий же слом происходит в так называемой концовке Е. Во время финальных титров начинается невероятно сложный буллет-хелл сегмент. Когда игрок почти неминуемо проигрывает, ему на помощь приходят другие игроки. Их сохранения со всего мира жертвуют собой, чтобы создать щит для корабля игрока. Достигнув этой «истинной» концовки, игра просит совершить высшую жертву — навсегда удалить свой собственный файл сохранения, чтобы помочь незнакомцу в будущем.

В конечном счете Nier: Automata — это история не про андроидов, а про нас. Она ломает не столько жанровые каноны, сколько барьер между игроком и игрой, доказывая, что для понимания истины недостаточно просто наблюдать. Чтобы по-настоящему завершить историю, нужно стать ее частью и совершить реальный акт альтруизма, пожертвовав десятками часов прогресса. И финальный выбор делает не персонаж, а вы сами.

Inscryption

Представьте театр, где после каждого акта на сцену врывается новый режиссер, сжигает старые декорации и ставит совершенно другой спектакль. Именно так ощущается Inscryption. Вы оказываетесь в мрачной 3D-хижине и играете в карты с жутким Лешим, где каждая партия будет битвой за вашу жизнь. Атмосфера и механики работают безупречно, создавая впечатление законченного шедевра. Но это лишь первая из трех масок, которую игра сорвет с себя.

После победы над Лешим игра не заканчивается, а «ломается». Нажав на кнопку «Новая игра», вы собственноручно стираете все, что полюбили. Мрачное 3D исчезает, уступая место красочной 16-битной JRPG в духе старых Pokémon. Это второй акт, в котором мы узнаем о четырех Писцах, сражающихся за контроль над кодом игры. Роуглайк-элементы уступают место линейному RPG-прогрессу, а на сцене появляется новый «режиссер».

Но и это не финал. После победы над другими Писцами контроль захватывает робот P03, и нас снова бросает в совершенно иную игру. Эстетика меняется на холодный сай-фай, а геймплей мутирует в бездушную, ориентированную на чистую механику версию первого акта. И чтобы окончательно сломать игрока, все это безумие перемежается с FMV-вставками в стиле «найденной пленки», где ютубер Люк Кардер пытается разгадать тайну этой проклятой игры.

Как уже можно было понять, Inscryption деконструирует процесс разработки игр, заставляя нас пережить хаос создания и уничтожения. Каждый акт — это отдельная, хорошая игра со своим «режиссером», который ведет войну за ваше внимание. Именно поэтому эти переходы ощущаются так странно и неуютно — одна идеальная игра буквально пожирает другую у вас на глазах.

Игры из этого списка делают то, на что сегодня решаются немногие, — они рискуют. Вместо того чтобы просто вести нас по проторенной дорожке, эти проекты просят думать. И за такую дерзость они вознаграждают самым дефицитным товаром в индустрии — искренним удивлением.

Заглавное фото: eurogamer.net