Компания-издатель игр «Иннова» провела исследование на игровой платформе Фогейм и составила портрет типичного игрока в различные MMORPG. Эти портреты собраны на основе аналитической статистики Фогейма и отнюдь не означают точного попадания в каждого отдельно взятого игрока ввиду большой популярности онлайн-игр. Быть их поклонником может каждый.

Массовые онлайн-игры: от школьной скамьи до взрослых посиделок

Аудитория массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (MMORPG) неоднородна и отличается в зависимости от тайтла. Одна из самых популярных MMORPG, издаваемых в России, — это Lineage 2. Многие начинали играть в нее еще в подростковом возрасте. Сегодня средний возраст игрока в «Линейку» — 30 лет, но он разнится от одной версии к другой.

Всего в России и СНГ три версии игры, костяк первой версии Lineage 2 (изначально той, с которой началась игра в 2008-м году на Фогейме) почти полностью составляют мужчины 26–30 лет, игровой стаж многих — более трех лет. То есть многие начали играть уже во взрослом возрасте. В свободное время могут посмотреть кино или сериал, из игр верны «Линейке».

Кто играет в MMORPG фанаты аниме тролли и хардкорные ачиверы

Аудитория более «хардкорной» Lineage 2 Legacy — мужчины 30–35 лет, играют в основном с самого старта проекта. Они узнают новости непосредственно из лаунчера Фогейма, много времени тратят на прокачку персонажа — это трудоемкое, энергозатратное, но увлекательное занятие.

В то же время игроки новейшей версии, Lineage 2 Essence, моложе (25–30 лет) и выбирают ее за самодостаточность классов, каждый из которых можно прокачать без группы. У каждого персонажа есть набор бафов и мощных умений. Даже целители здесь — грозные бойцы. Интересы аудитории Essence распространяются за пределы MMORPG: они любят симуляторы гонок, в свободное время смотрят YouTube, увлекаются спортом и аниме.

Крафт, чистая математика и звезды эстрады

В новейшей MMORPG Crowfall очень важно не только исследовать мир игры, но и крафт — бытовое ремесло. Это такие ежедневные занятия, выполнить которые помогают определенные умения персонажа. Типичный игрок в Crowfall — это мужчина за 35, профессиональная деятельность которого связана с ручным трудом. Среди аудитории можно встретить пожарных, столяров, водителей, даже врачей «скорой помощи».

Причины выбирать конкретные MMORPG могут быть самыми разнообразными. Например, если посмотреть на аудиторию Ragnarok Online Prime, то мы увидим хардкорных игроков, которые посвящают ей очень много времени, сами разгадывают механики и не готовы принимать в свое весьма закрытое сообщество новичков, обучать их. Напротив, игра AION всегда славилась доброжелательной атмосферой, многие приходят в нее, чтобы поиграть за милых летающих существ. Кстати, одним из игроков в AION долгое время являлся певец Юрий Шатунов.

Кто играет в MMORPG фанаты аниме тролли и хардкорные ачиверы

Призвание или хобби?

Если посмотреть на аудиторию другой популярной MMORPG, фэнтезийной боевой игры Blade & Soul, то ее можно разделить на две условные фракции: «любители» и «профи». Как и любые полярные группы, вне зависимости от своих игровых занятий, их участники тянутся к «своим» и ругают «чужих».

К «любителям» (тем, кто в первую очередь играет для того, чтобы насладиться игровым процессом) относятся: 

— эстеты, которые пришли в игру из-за красивого фэнтезийного мира, костюмов и персонажей; на высоких позициях в рейтингах их не увидишь, но у них самые красивые скриншоты, идеально подобранные наряды ко всем игровым аксессуарам, они всегда в топах конкурсов и творческих заданий.

— женщины-воины ведут за собой пати, рейды и кланы в качестве добрых матушек; у нас много таких валькирий, которые создают в игре свою вторую семью, воспитывают ее и поддерживают. 

— хардкорные PvP и PvE ачиверы, которые делают гайды и «вагонят» (гоняют, водят — Прим.ред.) по подземельям всех желающих.

— знатоки игры — пользователи, которые регулярно пишут огромное количество фидбека, приходят на стримы обсудить игру, быстрее всех сообщают не только о багах, но и о любых намечающихся, по их мнению, неисправностях механик. 

— фанаты аниме — сама игра достаточно «анимешная» по рисовке. Для кого-то это спорный факт, а для кого-то — лишний повод почитать мангу по игре, их в Сети сотни.

Кто играет в MMORPG фанаты аниме тролли и хардкорные ачиверы

К «профи» (тем, кто готов помогать разработчикам и предлагать инновационные идеи для геймплея) относятся:

— профессиональные игровые тролли, которых легко встретить и в других MMORPG — достаточно внимательно пролистать комментарии групп в соцсетях. Blade & Soul собрала целый букет из троллей старой закалки (форумы, баш.орг, лепра) и постироничных молодчиков, рожденных после 2000-го, порой их комментарии — настоящее искусство. 

— адепты PvP-рейтингов, которые выжимают любые возможности из игровых механик для достижения победы, периодически банятся, пересекая черту дозволенного, но возвращаются для новых экспериментов. Те, для которых на Арене все баги — это фичи.

— теоретики хардкорного PvE — одни игроки гайды пишут, другие — эти гайды комментируют. В топовых рейдах такие персонажи замечены, но в качестве одолжения всем остальным участникам. 

— непризнанные сценаристы, которые каждый год ожидают продолжения сюжетной линии игры, получают ее и вновь целый год перемывают кости главным героям, авторам диалогов, монтажерам катсцен и азиатской мифологии.

В целом, приведенную нами сегментацию игроков можно назвать внутриигровыми «клубами по интересам». Каждый пользователь индивидуален, и в игру его приводит свой набор причин, поэтому делить комьюнити изначально по группам некорректно. Однако внутри игр, в зависимости от любимых игровых механик, склонностей к коммуникации, стремления к определенным результатам и так далее, у игроков появляются разные цели, которые позволяют выделить классификацию. А она нужна в первую очередь для того, чтобы игроки испытали максимальное количество фана.
Иван Мороз, директор по продукту «Иннова»