В российском игрожуре хватало талантливых личностей, навсегда вписавших свое имя в историю. Возможно, локальная индустрия не получилось бы такой, какой она до сих пор остается, если бы не эти люди. Ведь многие вчерашние читатели, впоследствии становившиеся игровыми журналистами, равнялись на тех, о ком мы расскажем ниже.
Валерий «Агент Купер» Корнеев
Настоящий «динозавр» российской игровой прессы, начавший свою карьеру в легендарном «Видео-Асс Dendy». Как уже отмечалось в материале, посвященном игрожуру в России, редакция активно принимала в свои ряды людей, способных хоть сколько-нибудь внятно рассказать об играх. Поэтому с трудоустройством у талантливых подростков, коим был и Корнеев, проблем не возникло.
Но Валерий оказался не просто очередным тинейджером, решившим вещать об играх на широкую акдиторию. Уже в лохматые 90-е он выдавал тексты, близкие по духу к традиционным рецензиям. Все благодаря интересу к интернету и зарубежной прессе, которые пусть и ограниченно, но были доступны в Москве даже в те годы.
Большинство читателей и коллег, присылавших свои описания, довольствовались малым. Типичный текст в «Видео-Асс Dendy» и в выродившемся из него «Великом Драконе» — капелька личных впечатлений и литературный пересказ содержимого игры в довесок. Корнеев же анализировал сильные и слабые стороны проектов, сравнивал с конкурентами и делился ценными сведениями, добытыми из вне.
Главред издания Валерий Поляков такой подход не особо одобрял. Он полагал, что инфантильность текстов является ключевой фишкой издания. Мол, авторы наравне с читателями, и рассказывают об играх понятным языком. А искаженные сведения и отсутствие аналитики роли не играют. Как покажет время, такой подход действительно работал на протяжении нескольких весьма успешных лет.
В итоге Валерий, не видевший перспектив в любительском издании, ушел с поста постоянного автора в 2000-м. Впоследствии он лишь изредка мелькал на страницах «ВД, причем уже в те годы, когда актуальность журнала шла на убыль. Дальнейшую и весьма успешную карьеру он построил в журналах издательства Gameland.
Он не только одним из первых начал писать рецензии на игры «как принято», но и освещал новинки из мира японской анимации. Позже занимался тем же в «Стране Игр».
Константин Wren Говорун
Попал в игровую журналистику чуть позже Купера — своего будущего коллеги по «Дракону», Official Playstation Magazine Russia и «Стране Игр». Тоже ориентировался на западную прессу и старался выдавать традиционные рецензии, а не типичный для конца 90-х поток сознания, в который точечно вплетена информация об игре.
В «Стране Игр» довольно быстро дорос до статуса редактора, а с 2006-го Константина назначили исполняющим обязанности главреда. Впоследствии он заступил на эту должность и остался в данном статусе вплоть до закрытия издания в 2013-м.
По воспоминаниям бывших коллег именно Wren спас полюбившийся многим журнал от закрытия во время кризиса 2008-го. Говорун предложил Дмитрию Агарунову (владельцу издательства) жизнеспособную концепцию — оставить в редакции лишь топовых пишущих редакторов и полностью отказаться от услуг фрилансеров.
Впоследствии некоторые отмечали, что «СИ» превратилась в парад самолюбования, но время все расставило по местам. Благодаря этому решению журнал просуществовал до 2013-го. Возможно, он прожил бы еще дольше, если бы не сорвавшаяся партнерка с Microsoft, решившей отложить запуск Xbox One в России на год. Об этом Константин рассказывал в подкасте с участием своих экс-коллег по «СИ».
Еще при «живом» журнале Говорун запустил русскую версию портала IGN, но долго на новой должности не задержался. Так уж получается, что многие игровые журналисты в силу разных обстоятельств со временем уходят в геймдев или PR. Wren пошел по второму пути и почти два года проработал PR-директором российского подразделения Nintendo. С 2019 года занимается тем же, но уже в Gaijin Entertainment.
Владимир Nomad Горячев
Многие (включая автора данного материала) считают, что современный игрожур подстух и стал слишком «стерильным». Среднестатистическая рецензия нередко представляет собой пересказанный пресс-релиз и содержит в себе минимум анализа сильных и слабых сторон, сравнений с конкурентами и так далее.
Авторы то ли боятся обидеть издателей, присылающих ключи для обзоров под эмбарго, то ли просто не обладают достаточным игровым стажем. В общем, мы затронули эту тему лишь по причине того, что в нулевые Владимир Горячев с портала AG.ru прославился на весь интернет благодаря хлестким, подчас разгромным рецензиям даже на те проекты, от которых, казалось бы, в восторге все остальные.
Конечно, аргументация Номада нередко вызывала вопросы и была уж очень специфической. Но вот что занятно — многие люди, перечитывавшие тексты Горячева по прошествии лет, вдруг соглашались с его доводами. Мол, тогда мы просто были недостаточно эрудированными, а Владимир просто опередил свое время.
Покинул проект в 2012 году после конфликта с руководством компании. Вместе с ним ушла и часть команды — впоследствии Номад и сотоварищи создали ресурс Riot Pixels. На новом месте Горячев писал уже не так активно — согласно порталу «Критиканство», последняя рецензия за его авторством вышла аж в 2018-м. Предположим, что впоследствии Владимир сосредоточился на редакторской деятельности.
Является героем известного в узких кругах мема про «Ограбление корованов».
Константин Подстрешный
В разгар кризиса 98-го года Константин Подстрешный пришел в редакцию «Навигатора игрового мира» и попросил работы у главреда Игоря Бойко. Впоследствии быстро дорос до статуса редактора и запомнился благодаря обилию шуточек в текстах.
«Навигатор» той поры являл собой нечто среднее между «Игроманией» и «Game.EXE». Авторы издания пытались писать не совсем серо и скучно, но в то же время не скатывались в откровенный полет фантазии. Поэтому подход Подстрешного к созданию материалов идеально совпал с общим настроем.
В середине нулевых был главредом журнала «Консоль», выпускавшегося тем же издательством. Издание во многом примечательно засильем выходцев из позднего «Великого Дракона» и обилием спецматериалов на тему ретро-игр. Однако свой кусок пирога толком урвать не удалось — на рынке уже хватало укрепившихся конкурентов, и большинство читателей просто пропустило новый журнал за ненадобностью.
Сейчас Подстрешный значится главой агентства «Навигатор медиа», занимающегося выпуском роликов для ряда известных людей (например, Дмитрия Goblin Пучкова) и компаний. Редакция «НИМ» несколько лет назад обмолвилась, что ей удалось сохранить печатный журнал именно благодаря деятельности медиаагентства.
Александр Кузьменко
Карьеру в игрожуре начал в конце 90-х. Точную дату установить сложно, поскольку Александр активно пользовался псевдонимами во избежания конфликта интересов. Впрочем, большинству он все же известен как автор, а затем и главный редактор «Игромании». Именно период под руководством Кузьменко принято считать «золотым».
Как рассказывал сам Александр в интервью, которое можно посмотреть ниже, так сложилось по двум причинам. Во-первых, бум печатной прессы выпал именно в нулевые, когда интернет все еще оставался дорогим удовольствием для большинства россиян, а хороших игровых сайтов было всего ничего. Во-вторых, именно в бытность Кузьменко главредом в журнале работала уникальная команда.
Экс-сотрудник «Игромании» охарактеризовал ее так: «Все были немного разные, но одинаково горели общим делом. В большинстве изданий тогда работали за деньги, а мы были идейными — всегда хотели замутить какой-нибудь эксклюзив». Когда популярность печатной прессы пошла на убыль, Кузьменко хотел переориентировать издание на интернет, но не нашел поддержки руководства и покинул «Игроманию».
Впоследствии Александр некоторое время руководил порталом Игры@mail.ru, куда впоследствии перебрались многие его коллеги. Примерно в 2018-м покинул проект, и сейчас проводит стримы на своем канале, а также читает лекции на околоигровые темы.
Антон Логвинов
Личность, едва ли нуждающаяся в представлении. Антон широко известен как старой гвардии читателей и зрителей, так и новому поколению, поскольку после ухода из «Игромании» продолжил деятельность на YouTube. Именно тогда он превратился в мем благодаря своим громогласным «О Боже, 10 из 10». С подачи Логвинова в игровом сообществе все чаще стали поговаривать о продажности среди журналистов.
Оставим эту тему в стороне, но отметим, что после ухода в свободное плаванье критики от Антона действительно поубавилось, зато похвалы было хоть отбавляй. Причем в адрес каждого второго проекта. Но как бы там ни было, нужно отдать Логвинову должное. Он показал, какими должны быть качественные видеообзоры.
Конечно, в нулевые этим занимались редакции многих журналов, но получалось уж очень кустарно. Конечно, первые ролики «Видеомании» сейчас тоже смотрятся наивно, но тогда это был уровень. С точки зрения монтажа, поставленной речи и прочих вещей. По словам Кузьменко, идея пришла его коллеге во время отдыха в Испании, где тот купил местный игровой журнал с диском, на котором тоже были видеообзоры.
После событий 24 февраля 2022 года Антон уехал из страны, практически перестал снимать ролики, и о его текущей деятельности нет достоверных сведений.
Алексей Макаренков
Закрывает наш топ именитых деятелей игрожура Алексей Макаренков — еще один выходец из «Игромании». Тоже «ветеран», поскольку начал сотрудничать с игровыми изданиями с 1996 года. Не будет преувеличением сказать, что именно после ухода Макаренкова закончилась так называемая «золотая эпоха» вышеуказанного издания.
Бренд продолжил жизнь в интернете, но команда частенько менялась, и былой дух начал постепенно улетучиваться. Полагаем, это многое говорит о Макаренкове как о толковом управленце, окружившем себя единомышленниками и долгое время сохранявшем коллектив. Ведь, как известно, забраться легко, но удержаться сложнее.
И хотя Алексей посвятил большую часть сознательной жизни игровой публицистике, продолжать карьеру в других изданиях после ухода из «Игромании» он не стал. Макаренков завел канал на YouTube, где продолжил рассказывать об играх. В среднем его ролики набирают по 100 тысяч. Основной же деятельностью стала работа в компании Innova на должности руководителя редакционно-издательского отдела.
Заглавное фото: YouTube-канал Антона Логвинова
0 комментариев