В российском игрожуре хватало талантливых личностей, навсегда вписавших свое имя в историю. Возможно, локальная индустрия не получилось бы такой, какой она до сих пор остается, если бы не эти люди. Ведь многие вчерашние читатели, впоследствии становившиеся игровыми журналистами, равнялись на тех, о ком мы расскажем ниже.

Валерий «Агент Купер» Корнеев

Настоящий «динозавр» российской игровой прессы, начавший свою карьеру в легендарном «Видео-Асс Dendy». Как уже отмечалось в материале, посвященном игрожуру в России, редакция активно принимала в свои ряды людей, способных хоть сколько-нибудь внятно рассказать об играх. Поэтому с трудоустройством у талантливых подростков, коим был и Корнеев, проблем не возникло.

Но Валерий оказался не просто очередным тинейджером, решившим вещать об играх на широкую акдиторию. Уже в лохматые 90-е он выдавал тексты, близкие по духу к традиционным рецензиям. Все благодаря интересу к интернету и зарубежной прессе, которые пусть и ограниченно, но были доступны в Москве даже в те годы.

Большинство читателей и коллег, присылавших свои описания, довольствовались малым. Типичный текст в «Видео-Асс Dendy» и в выродившемся из него «Великом Драконе» — капелька личных впечатлений и литературный пересказ содержимого игры в довесок. Корнеев же анализировал сильные и слабые стороны проектов, сравнивал с конкурентами и делился ценными сведениями, добытыми из вне.

Главред издания Валерий Поляков такой подход не особо одобрял. Он полагал, что инфантильность текстов является ключевой фишкой издания. Мол, авторы наравне с читателями, и рассказывают об играх понятным языком. А искаженные сведения и отсутствие аналитики роли не играют. Как покажет время, такой подход действительно работал на протяжении нескольких весьма успешных лет.

В итоге Валерий, не видевший перспектив в любительском издании, ушел с поста постоянного автора в 2000-м. Впоследствии он лишь изредка мелькал на страницах «ВД, причем уже в те годы, когда актуальность журнала шла на убыль. Дальнейшую и весьма успешную карьеру он построил в журналах издательства Gameland.

Сейчас вместе с давним приятелем Алексом Лапшиным ведет подкаст на YouTube-канале Moulture, который преимущественно посвящен японской анимации и культуре. Собственно, популяризация аниме среди россиян стала второй важной заслугой Корнеева в рамках медийной персоны.

Он не только одним из первых начал писать рецензии на игры «как принято», но и освещал новинки из мира японской анимации. Позже занимался тем же в «Стране Игр».

Константин Wren Говорун

Попал в игровую журналистику чуть позже Купера — своего будущего коллеги по «Дракону», Official Playstation Magazine Russia и «Стране Игр». Тоже ориентировался на западную прессу и старался выдавать традиционные рецензии, а не типичный для конца 90-х поток сознания, в который точечно вплетена информация об игре.

В «Стране Игр» довольно быстро дорос до статуса редактора, а с 2006-го Константина назначили исполняющим обязанности главреда. Впоследствии он заступил на эту должность и остался в данном статусе вплоть до закрытия издания в 2013-м.

По воспоминаниям бывших коллег именно Wren спас полюбившийся многим журнал от закрытия во время кризиса 2008-го. Говорун предложил Дмитрию Агарунову (владельцу издательства) жизнеспособную концепцию — оставить в редакции лишь топовых пишущих редакторов и полностью отказаться от услуг фрилансеров.

Впоследствии некоторые отмечали, что «СИ» превратилась в парад самолюбования, но время все расставило по местам. Благодаря этому решению журнал просуществовал до 2013-го. Возможно, он прожил бы еще дольше, если бы не сорвавшаяся партнерка с Microsoft, решившей отложить запуск Xbox One в России на год. Об этом Константин рассказывал в подкасте с участием своих экс-коллег по «СИ».

Еще при «живом» журнале Говорун запустил русскую версию портала IGN, но долго на новой должности не задержался. Так уж получается, что многие игровые журналисты в силу разных обстоятельств со временем уходят в геймдев или PR. Wren пошел по второму пути и почти два года проработал PR-директором российского подразделения Nintendo. С 2019 года занимается тем же, но уже в Gaijin Entertainment.

Владимир Nomad Горячев

Многие (включая автора данного материала) считают, что современный игрожур подстух и стал слишком «стерильным». Среднестатистическая рецензия нередко представляет собой пересказанный пресс-релиз и содержит в себе минимум анализа сильных и слабых сторон, сравнений с конкурентами и так далее.

Авторы то ли боятся обидеть издателей, присылающих ключи для обзоров под эмбарго, то ли просто не обладают достаточным игровым стажем. В общем, мы затронули эту тему лишь по причине того, что в нулевые Владимир Горячев с портала AG.ru прославился на весь интернет благодаря хлестким, подчас разгромным рецензиям даже на те проекты, от которых, казалось бы, в восторге все остальные.

Конечно, аргументация Номада нередко вызывала вопросы и была уж очень специфической. Но вот что занятно — многие люди, перечитывавшие тексты Горячева по прошествии лет, вдруг соглашались с его доводами. Мол, тогда мы просто были недостаточно эрудированными, а Владимир просто опередил свое время.

Покинул проект в 2012 году после конфликта с руководством компании. Вместе с ним ушла и часть команды — впоследствии Номад и сотоварищи создали ресурс Riot Pixels. На новом месте Горячев писал уже не так активно — согласно порталу «Критиканство», последняя рецензия за его авторством вышла аж в 2018-м. Предположим, что впоследствии Владимир сосредоточился на редакторской деятельности.

Является героем известного в узких кругах мема про «Ограбление корованов».

Константин Подстрешный

В разгар кризиса 98-го года Константин Подстрешный пришел в редакцию «Навигатора игрового мира» и попросил работы у главреда Игоря Бойко. Впоследствии быстро дорос до статуса редактора и запомнился благодаря обилию шуточек в текстах.

«Навигатор» той поры являл собой нечто среднее между «Игроманией» и «Game.EXE». Авторы издания пытались писать не совсем серо и скучно, но в то же время не скатывались в откровенный полет фантазии. Поэтому подход Подстрешного к созданию материалов идеально совпал с общим настроем.

В середине нулевых был главредом журнала «Консоль», выпускавшегося тем же издательством. Издание во многом примечательно засильем выходцев из позднего «Великого Дракона» и обилием спецматериалов на тему ретро-игр. Однако свой кусок пирога толком урвать не удалось — на рынке уже хватало укрепившихся конкурентов, и большинство читателей просто пропустило новый журнал за ненадобностью.

Сейчас Подстрешный значится главой агентства «Навигатор медиа», занимающегося выпуском роликов для ряда известных людей (например, Дмитрия Goblin Пучкова) и компаний. Редакция «НИМ» несколько лет назад обмолвилась, что ей удалось сохранить печатный журнал именно благодаря деятельности медиаагентства.

Александр Кузьменко

Карьеру в игрожуре начал в конце 90-х. Точную дату установить сложно, поскольку Александр активно пользовался псевдонимами во избежания конфликта интересов. Впрочем, большинству он все же известен как автор, а затем и главный редактор «Игромании». Именно период под руководством Кузьменко принято считать «золотым».

Как рассказывал сам Александр в интервью, которое можно посмотреть ниже, так сложилось по двум причинам. Во-первых, бум печатной прессы выпал именно в нулевые, когда интернет все еще оставался дорогим удовольствием для большинства россиян, а хороших игровых сайтов было всего ничего. Во-вторых, именно в бытность Кузьменко главредом в журнале работала уникальная команда.

Экс-сотрудник «Игромании» охарактеризовал ее так: «Все были немного разные, но одинаково горели общим делом. В большинстве изданий тогда работали за деньги, а мы были идейными — всегда хотели замутить какой-нибудь эксклюзив». Когда популярность печатной прессы пошла на убыль, Кузьменко хотел переориентировать издание на интернет, но не нашел поддержки руководства и покинул «Игроманию».

Впоследствии Александр некоторое время руководил порталом Игры@mail.ru, куда впоследствии перебрались многие его коллеги. Примерно в 2018-м покинул проект, и сейчас проводит стримы на своем канале, а также читает лекции на околоигровые темы.

Антон Логвинов

Личность, едва ли нуждающаяся в представлении. Антон широко известен как старой гвардии читателей и зрителей, так и новому поколению, поскольку после ухода из «Игромании» продолжил деятельность на YouTube. Именно тогда он превратился в мем благодаря своим громогласным «О Боже, 10 из 10». С подачи Логвинова в игровом сообществе все чаще стали поговаривать о продажности среди журналистов.

Оставим эту тему в стороне, но отметим, что после ухода в свободное плаванье критики от Антона действительно поубавилось, зато похвалы было хоть отбавляй. Причем в адрес каждого второго проекта. Но как бы там ни было, нужно отдать Логвинову должное. Он показал, какими должны быть качественные видеообзоры.

Конечно, в нулевые этим занимались редакции многих журналов, но получалось уж очень кустарно. Конечно, первые ролики «Видеомании» сейчас тоже смотрятся наивно, но тогда это был уровень. С точки зрения монтажа, поставленной речи и прочих вещей. По словам Кузьменко, идея пришла его коллеге во время отдыха в Испании, где тот купил местный игровой журнал с диском, на котором тоже были видеообзоры.

После событий 24 февраля 2022 года Антон уехал из страны, практически перестал снимать ролики, и о его текущей деятельности нет достоверных сведений.  

Алексей Макаренков

Закрывает наш топ именитых деятелей игрожура Алексей Макаренков — еще один выходец из «Игромании». Тоже «ветеран», поскольку начал сотрудничать с игровыми изданиями с 1996 года. Не будет преувеличением сказать, что именно после ухода Макаренкова закончилась так называемая «золотая эпоха» вышеуказанного издания. 

Все, кто приходил на пост главреда после Алексея обычно не задерживались на нем. А в конце 2018-го закончилась история журнала.

Бренд продолжил жизнь в интернете, но команда частенько менялась, и былой дух начал постепенно улетучиваться. Полагаем, это многое говорит о Макаренкове как о толковом управленце, окружившем себя единомышленниками и долгое время сохранявшем коллектив. Ведь, как известно, забраться легко, но удержаться сложнее.

И хотя Алексей посвятил большую часть сознательной жизни игровой публицистике, продолжать карьеру в других изданиях после ухода из «Игромании» он не стал. Макаренков завел канал на YouTube, где продолжил рассказывать об играх. В среднем его ролики набирают по 100 тысяч. Основной же деятельностью стала работа в компании Innova на должности руководителя редакционно-издательского отдела.

Заглавное фото: YouTube-канал Антона Логвинова