Среди множества классов в Baldur’s Gate 3 Плут выделяется как настоящий мастер на все руки — ловкий, хитроумный и порой просто незаменимый член отряда. Эти мастера теней с легкостью вскрывают замки самых неприступных сундуков, обезвреживают коварные ловушки и крадут всё, что плохо лежит. А ещё они — короли скрытности и обмана, способные разведать местность или выкрутиться из любого разговора. Кажется, что Плут — простой класс для новичков? Не спешите! В его прокачке хватает тонкостей и ловушек, о которых мы расскажем в этой статье.

Из нашего гайда вы узнаете, как собрать идеальный билд для Плута в BG3: какую расу и подкласс выбрать, какое снаряжение приоритетно и с кем лучше мультиклассировать, чтобы выжать максимум. И, конечно, мы не обойдём стороной каноничный билд для Астариона — вампира-плута, вероятно, самого любимого персонажа Baldur's Gate 3 среди геймеров!

Особенности Плута

Если вы хоть раз играли в Baldur’s Gate 3, то знаете, что без Плута в партии никуда. Эти хитрецы — лучшие воры и разведчики, которые остаются невидимыми для врагов и с легкостью выпутываются из диалогов благодаря мастерству «Обмана». Но важно заранее решить, для чего вы берете Плута, и как компенсировать его слабости в бою и выживаемости.

Почему Плут так хорош? Вот его плюсы:

  • Воровство и вскрытие замков? Легко!
  • Мастерство «Обмана» в разговорах? Проверено!
  • Обезвреживание ловушек и мин? Без проблем!
  • Ловкость в бою и скрытные критические атаки? Это их конек!
  • С ростом уровня Плуты становятся ещё изворотливее, уклоняясь от ударов и снижая входящий урон.

Но есть и минусы:

  • Выживаемость хромает — Плуты не танки.
  • Зависимость от оружия и условий для атак, а ротация в бою может наскучить.
  • Урон в сравнении с другими «физическими» классами растет медленно.
  • В поздних актах их атаки теряют эффективность против врагов с иммунитетом к колющему урону.

Ключевые параметры

Все в Плуте крутится вокруг «Ловкости» — основы их умений. Качайте ее в первую очередь, а затем добавляйте «Выносливость» для живучести и «Интеллект» для защиты от магии и усиления магических билдов.

Как распределять статы

Ловкость — основа этого класса. Она отвечает за скрытность, акробатику, ловкость рук, точность атак, инициативу и даже класс брони. С высокой ловкостью Плут уклоняется от ударов, остается незамеченным и реже промахивается издалека.

Также важны:

  • Выносливость добавляет здоровья и устойчивости к дебаффам и окружающей среде.
  • Харизма пригодится для обмана в диалогах, а Мудрость — для исследования мира и поиска скрытых зон.

Фирменная фишка: «Атака исподтишка»

Ключевая способность Плута — «Атака исподтишка», наносящая мощный урон на ближней или дальней дистанции, если у вас есть преимущество над врагом. Для этого нужно активировать стелс-режим («Спрятаться»). Но работает она не всегда — вот условия:

  • Вы прошли проверку скрытности, и враг вас не видит (высокая «Ловкость» позволяет скрываться даже на виду у врага).
  • Враг ослаблен дебаффом (отравлен, ослеплён и т.д.).
  • Рядом с целью (в радиусе 1,5 м) стоит ваш союзник.

Происхождение

Лучшие варианты происхождения усиливают обман, скрытность или ловкость рук:

  • Шарлатан [обман/ловкость рук] — идеально для Астариона, каноничного вампира-плута.
  • Преступник [обман/скрытность] — для тех, кто хочет создать настоящего злодея.
  • Бродяга [скрытность/ловкость рук] — мастер выживания в любых условиях.

Главные умения Плута — скрытность, акробатика и ловкость рук, а также обман и выживание.

  • Связанные с Ловкостью: скрытность (оставаться невидимым), акробатика (устойчивость к урону и отталкиванию), ловкость рук (воровство, взлом, обезвреживание) и обман (хитрость в диалогах). Это делает Плута универсальным бойцом и мастером взаимодействия с миром.
  • Связанные с Мудростью: выживание, проницательность и внимание помогают замечать скрытые детали и намерения собеседников.

Лучшие расы

Для Плута нет строгой «идеальной» расы, но есть те, что усиливают его стиль. Например, Астарион — эльф, и это неспроста! Именно эльфа можно назвать идеальным плутом. Но есть и другие варианты:

  • Эльфы: Высшие (как Астарион) устойчивы к дебаффам и мастерски владеют мечами и луками. Лесные быстрее двигаются, что помогает в манёврах.
  • Глубинные гномы: бонус к проверкам скрытности.
  • Дроу: улучшенное ночное зрение и заклинание «Тьма» на 5 уровне — идеально для скрытных билдов.
  • Полуэльфы и Тифлинги: в подклассах дают скорость или «Тьму».
  • Полурослики: как гномы, хороши в скрытности.
  • Полуорки: для тех, кто хочет больше критов и живучести.
  • Гитьянки: бонус к мастерству на 1 уровне и «Туманный шаг» для побега из боя.

Подклассы

Плуты делятся на три подкласса:

  • Вор: король вне боя. Универсальный, с бонусами к устойчивости, маневрам и дополнительным действиям.
  • Мистический трикстер: гибрид мага и плута. Использует заклинания (иллюзии, очарование), не ограничиваясь физическим уроном.
  • Ассасин: мастер соло-игры. Наносит сокрушительные критические удары и растворяется в тенях.

Дальше мы разберём билды на основе подклассов «Ассасин» и «Вор» для Астариона.

Мультиклассовость

Чтобы усилить Плута, комбинируйте его с классами, которые добавляют атаки, устойчивость или выживаемость, сохраняя ловкость.

  • Бард (минимум 6 уровней, подкласс «Коллегия мечей»): усиливает дальний бой росчерками.
  • Монах (9+ уровней, «Путь открытой ладони»): дает атаки с уязвимостями, оглушением или сбиванием врагов.
  • Воин (3+ уровня): подкласс «Чемпион» снижает порог критов, а «Мастер битвы» добавляет маневры для атак после «Атаки исподтишка».
  • Колдун («Бестия»): отличный выбор для Астариона, о чем расскажем ниже.
  • Следопыт (5+ уровней, «Сумрачный охотник»): бонусы к инициативе, скорости, урону (1d8), а также «Туманный шаг» и «Бесследный шаг» для скрытности.

Прокачка и билд

Рассказываем о плуте подробно по уровням. 

Уровень 1

Плут с первого уровня получает «Атаку исподтишка», добавляющую урон против врагов, над которыми есть преимущество. Проще всего его получить, уйдя в скрытность или невидимость. Учтите: скрытность невозможна, если враг вас видит (проверьте его поле зрения через левый Shift).

Уровень 2

Теперь «Рывок», «Спрятаться» и «Отступление» тратят бонусное действие, а не основное. Игра не обновляет иконки автоматически, поэтому откройте меню навыков (K), уберите старые версии и перетащите новые на панель. С «Спрятаться» за бонусное действие можно в бою найти зону вне красного вражеского поля зрения (левый Shift), скрыться и нанести мощную «Атаку исподтишка».

Уровень 3

Берём подкласс «Ассасин» с тремя крутыми пассивками. Атака из скрытности до боя позволяет ударить дважды: первая — «Атака исподтишка», вторая — критический удар, так как враги «Застигнуты врасплох» и пропускают первый ход. Это дает вашему отряду огромное преимущество.

Уровень 4

Получаем черту «Меткий стрелок». Она убирает штраф за стрельбу по врагам на высоте и даёт переключаемую пассивку: +10 к урону, но -5 к шансу попадания. Поначалу штраф может мешать (особенно после 1-го хода), так что отключайте пассивку (перетащите на панель через K). Позже она станет незаменимой. Для точности используйте масло для оружия (бонусное действие).

Уровень 5

Плут исчерпал ключевые бонусы, поэтому берем мультикласс — Следопыт. Если играете на начальной сложности, временно переключитесь на вторую, выберите мультикласс и верните сложность. Следопыт даёт доступ к средней броне и щитам. Щит повышает класс брони даже с луком! Пассивки оружия ближнего боя тоже влияют на дальние атаки. Например, дубина из 1-го акта (сила 19) с луком, зависящим от силы, добавит +4 урона.

Выбираем тактики: «Следопыт-рыцарь» (умение носить тяжёлую броню, но она мешает скрытности, зато шлемы и перчатки доступны) и «Странник пустошей – яд» (устойчивость к яду; если раса уже даёт её, берите огонь).

Уровень 6

На 2-м уровне Следопыта берём пассивку «Стрельба». Из заклинаний — «Скороход» (если нет у других; бесконечный каст вне боя до отдыха) или «Опутывающий удар».

Уровень 7

Подкласс «Сумрачный охотник» даёт невидимость в тени до боя, ночное зрение (24 м) и атаку «Грозный мастер засад» на 1-м ходу. Теперь из скрытности до боя вы наносите 3 атаки, две из которых — критические.

Уровень 8

Новая черта: +1 к Ловкости (до 18) и +1 к Силе (для чётного значения, устойчивости и переносимого веса). Если уже есть +1 к Ловкости из квеста 1-го акта, качайте Ловкость до 20.

Уровень 9

Получаем ещё одну атаку. Теперь в 1-м ходу из скрытности — 5 атак: две «Атаки исподтишка», «Грозный мастер засад» и две любые. С зельем ускорения их больше. Заклинания: «Туманный шаг» (телепорт за бонусное действие) и «Бесследный шаг» (+10 к скрытности, концентрация, длится до отдыха, усиливает урон с магическим кольцом). С «Высшей невидимостью» от союзника можно атаковать из невидимости до 10 ходов (до 20 с Чародеем), пока враги не используют «Обнаружение невидимости». Это позволяет убивать врагов вне боя, даже боссов, перезапуская невидимость после отступления.

Уровень 10

Переходим в Воина: получаем «лечилку» и «Боевой стиль — Защита» (+1 к броне).

Уровень 11

«Порыв к действию» раз в отдых даёт 2 доп. атаки. В 1-м ходу из засады — до 7 атак без зелий, все с критами. Используйте в серьезных битвах сразу.

Уровень 12

Подкласс «Мастер битвы» дает 4 кубика превосходства для маневров: «Обезоруживающая атака», «Угрожающая атака», «Атака-подсечка». На врагах «Застигнутых врасплох» они наносят доп. урон с критами. Ваш Плут сеет хаос в 1-м ходу, обезоруживая, пугая или сбивая врагов, пока отряд добивает их.

Иллитидские способности для Плута

Для дополнительного преимущества используйте личинки Иллитидов в эти умения:

  • Удача Дальнего Предела: превращает успешную атаку в критический урон.
  • Псионическая отдача: 1d4 психического урона за заклинания врагов в радиусе 9 м.
  • Отбраковка слабых: мгновенно убивает врагов с низким ХП и наносит 1d3 психического урона вокруг.
  • Черная дыра: замедляет и притягивает врагов к центру.
  • Обворожение: заставляет врага пропустить атаку против вас (если он провалит проверку Мудрости).

Экипировка и зелья

Для Плута подбирайте предметы с бонусами к ловкости, скрытности, критами и мобильности.

Лучшая экипировка для первой половины игры:

  • Клепаный доспех дроу [скрытность]: тайник Ллос, Гнойная бухта [точное расположение X:71, Y:-220].
  • Перчатки лучника [урон луком]: у Грата в лагере гоблинов.
  • Тень Мензоберранзана [шлем на невидимость]: около дроу в загоне миконидов [точное расположение X:50, Y:75].
  • Ночные шаги [устойчивость, «Туманный шаг»]: с Нере в Гримфордже.
  • Кольца: Хруп (+2 скорости, лагерь гоблинов) и Едкое (+2 кислоты, микониды).
  • Оружие: Лук из титановой струны (Брем/Ланн Тарв, Лунные башни) или Дубина холмового великана (сила 19, Подземье [точное расположение X:-19, Y:-283]).

Лучшая экипировка для второй половины игры:

  • Охотничий обруч (урон с «Меткой охотника»): Арай Облодра, Лунные башни, или Шлем Адских Сумерек [Дом надежды, точное расположение X:-6482, Y:2939].
  • Плащ истребителя теней: Липкий Дондо, канализация [точное расположение X:-17, Y:755].
  • Элегантная кожа с шипами (скрытность, инициатива, удар щитом): банк, Нижний город.
  • Адские сапоги (огненный телепорт): Драконий Перекресток [точное расположение X:-32, Y:219].
  • Амулет хирургического покорения (паралич от критов): Малус Торм, Дом Исцеления.
  • Кольца: Любовь убийцы (100% крит после убийства, Храм Шар [точное расположение X:-833, Y:-729]) и Переменчивое («Невидимость», «Размытие», Маркус, таверна «Последний свет»).
  • Оружие: Гонтр Маэль (лук, Литейная), Кровожадность (кинжал, уязвимость, Орин), Рапсодия (кинжал, кровотечение, Касадор) — все в 3-м акте.

Вот, какие зелья важны для Плута:

  • Зелье скорости.
  • Эликсир кровожадности.
  • Зелье невидимости.
  • Яд дроу.
  • Стрела множества целей.

С этим гайдом у вашего Плута есть все шансы стать настоящей легендой в Baldur’s Gate 3 — хитрым, смертоносным и готовым к любым приключениям!

Заглавное фото: Deltias Gaming