«Зайчик» — российская визуальная новелла от разработчиков Saikono и Sokar, первый эпизод которой вышел еще в далеком 2021 году. На релиз завершающей серии создателям потребовалось целых 2.5 года, а потому поклонники игры с нетерпением ожидали ее выхода, строя различные теории.
Вот так история об Антоне и пропавших детях, покорившая сердца не только поклонников в СНГ, разлетелась по всему миру и стала одним из самых ожидаемых проектов 2025 года. В этом обзоре мы поделимся своими впечатлениями как от игры в целом, так и концовок, обзор на которые вы уже можете почитать у нас на сайте.
Начнем традиционно с сюжета.
О чем игра «Зайчик»
Действия происходят в далекие 90-е, во времена СССР. Антон Петров, главный герой новеллы и по совместительству ученик шестого класса, переезжает вместе с родителями и сестрой в небольшой поселок из Москвы, где раньше жила его мама.
Источник: скриншот CQ.ru
Смена обстановки для него — не только про трудности, связанные со школой и проблемы с общением среди сверстников, но и семейные проблемы, которые после переезда лишь усиливаются. Так и получается, что новое место приносит с собой различные трудности, которые наваливаются как снежный ком.
Почти сразу же после переезда Оля, младшая сестра мальчика, начинает видеть сову, которая, по ее словам, постоянно стучится к ней в окно и не дает уснуть. Девочка боится птицу и постоянно жалуется на нее родителям, однако, те не обращают на нее никакого внимания — они больше заняты выяснением отношений между собой.
Источник: скриншот CQ.ru
Антон тоже не верит сестре: она еще маленькая, и верить в страшилки вроде «Бабайки» для ее возраста — дело обычное. Однако все меняется, когда по дороге в школу мальчик встречает девочку с маской лисы по имени Алиса, которая умеет разговаривать.
Тем временем, в поселке продолжают пропадать дети, и главный герой решается расследовать это дело самостоятельно для того, чтобы найти преступника и свозить Олю в Диснейленд.
Пробелы
История про мальчика, который борется с буллингом в школе и эмоционально растет, переживая первую подростковую влюбленность, казалось обычной, но было в ней что-то такое, что цепляло: советская атмосфера, отсылки — чувствовалось, что игра создавалась с душой, и по этой причине, как мне кажется, ее и полюбили. Однако всему хорошему рано или поздно настает конец.
Источник: скриншот CQ.ru
Выход пятого эпизода перечеркнул все те теплые чувства, которые испытывали поклонники по отношению к игре, оставив лишь вопросы, пустоту и разочарование. И дело не в тех 19 концовках, которые нам преподнесли, и даже не в их содержании — тот контент, который должен был превратиться в кульминацию и оставить после себя приятную горечь от расставания, стал чем-то иным, незнакомым и чужим местом, куда совсем не хочется возвращаться.
Пустые выборы
Представьте, идете вы по пути одиночки, не видите в Гараже умершую Катю и не дружите с Ромой. Однако, заснув на кухне вместе с сестрой, вы понимаете, что ваше подсознание играет с вами злую шутку. Оно переносит вас на улицу, где вас хватает преступник, связывает и отправляет в Гараж.
На этом кошмар не заканчивается. Вместо того, чтобы выстроить в голове картину, где близкие люди или же милиция обнаруживают это мистическое место, вы вспоминаете про человека, который буллил вас в школе, и делаете его героем. Звучит правдоподобно? Вот и нам так не кажется.
Источник: скриншот CQ.ru
Да, проблемой выбора грешат многие игры подобного жанра. Вспомнить хотя бы Life is Strange, концовка которой зависела лишь от финального выбора Макс. Но это ведь не 3D-игра, а визуальная новелла, в которой можно логично прописать несколько достойных финалов истории.
Если не взять телефон Тихонова с холодильника, который, кстати, демонстрируется в игре не один раз, на хорошую концовку выйти не получится. А вот если с Ромой не дружить, на происходящее во сне это никак не повлияет. Вот и напрашивается вывод, что к выборам в игре относятся как-то сумбурно, ставя в приоритет одни и вычеркивая другие.
Источник: скриншот CQ.ru
После 4 эпизода нас оставили в эмоциональном напряжении: никто не знал, жива ли Оля, что на самом деле случилось в ночи и, самое главное, можно ли спасти Катю? Однако последний эпизод не то, что не дает ответы на эти вопросы, он становится настоящим плевком в душу. Вместо долгожданной кульминации мы получаем, не побоюсь этого слова, халтуру из 19 концовок. Чтобы получить полную картину истории, необходимо забрать их все.
Только есть один нюанс — почти каждая концовка противоречит другой: шизофрения ребенка, психологическая драма, криминал и связанное с ним убийство, религиозные фанатики или же домашнее насилие. Создается впечатление, что создатели и сами не знают, как закончить историю, которую они начали. В итоге, все это в 5 эпизоде наваливается какой-то кашей, которую разобрать не то что сложно — невозможно.
Странные диалоги
Еще одним спорным моментом в эпизоде стали диалоги, которые иногда не вязались с сюжетом. Взять ту же ветку Кати и прогулку с ней до дома: ее признание в любви понятно, именно это нам показывают и в комиксе, а вот ответ Антона уже вызывает сомнение.
Источник: скриншот CQ.ru
Почему подросток, который перенес столько оскорблений и ненависти в свой адрес, внезапно полюбил виновного? Откуда взяться этим чувствам, когда на протяжении всей истории разработчики рисовали картинку совершенного другого героя? Подождите, а как же дополнительный комикс?
Эта работа не объясняет и не демонстрирует изменения чувств Антона. Она не создает в головах читателей картину постройки мостов между героями и не расширяет образ Кати как персонажа. Комикс просто показывает, как именно Катю похитил преступник, и почему ее кошелек находит Бяша: по сути, никакой новой информации он не дает.
Источник: скриншот CQ.ru
Из-за этого сон, который может для кого-то стать последним кадром перед титрами, является самым настоящим бредом, выбивающимся из тональности всей истории. Игроки, которые принимают таблетку, просто заканчивают свой путь, даже если они до этого шли по пути Алисы и собрали все доказательства. А если сюда добавить внезапно появившиеся чувства Антона к Кате, который, кстати, мог свободно до этого идти по ветке Полины, то появляется внутреннее противоречие и отторжение.
Звери в масках или пустая обертка
Последний, но важный пункт, достойный обсуждения — образы зверей, которые по итогу превратились в религиозный бред. Алиса, девочка в маске, образ которой для многих являлся символом проекта, стала ненужной фигурой, про которую создатели почему-то забыли.
Антон просыпается, и его болезнь дает о себе знать. Галлюцинации, зловещий голос в голосе, все это внезапно смещает фокус с истории обычного мальчика, переживающего трудности и разлад в семье, на какой-то триллер. Антон становится бездушной куклой, которой послушно управляют глюки. Кажется, что от прежней атмосферы игры не остается ни следа, чувствуется лишь неприятное послевкусие пустой оболочки, обертки, главную часть которой у нас бессовестно украли.
Источник: скриншот CQ.ru
Обиднее всего, что нам так и не раскрыли образ Алисы — девочка осталась лишь галлюцинацией Антона, а возможные теории так и не нашли ни подтверждения, ни опровержения. Да, в одной из концовок нам сказали, что звери — души умерших детей, но зачем тогда лисице было помогать нам? Зачем давать в начале игры главному герою жвачку и проводить с ним время после школы? Как связаны истории, рассказанные дедом Полины, с поселком, и при чем тут Гараж?
Хорошо, Алиса по одной из концовок может быть лишь плотью воображения Антона — это еще как-то можно натянуть. Своеобразный защитный механизм, которым мальчик защищается от жестокой реальности — пойдет, верим. Однако откуда тогда взялась Сова, и почему Оля ее видит? Ведь совместных галлюцинаций не бывает: наше подсознание работает по совершенно другому принципу (исключаем коллективный психоз).
Источник: CQ.ru
Напрашивается вывод, что можно было объяснить существование зверей как угодно, но не через религию, которая, будто бы, имеет смысл, но делает эффект от концовки слабее в разы. И от этого ощущается грусть. Вместо приземленного и логичного объяснения событий мы получаем изуродованный конец. Он подтверждает все безумные теории, но не содержит ни одного ответа на вопросы, которые поднимались в новелле.
Безусловно, мнений может быть много, и вы имеете полное право с нами не соглашаться. Но неприятное послевкусие после стольких лет ожидания это никак, к сожалению, не изменит.
А какое у вас мнение по поводу финала истории?
Заглавное фото: CQ.ru
Юлия «Juls» Гузаирова
0 комментариев