«Война, война никогда не меняется...» Простая истина, известная каждому с легкой подачи Black Isle. Возможно, именно потому что война - неотъемлемая часть нашей цивилизации, игры о войне - всегда самые популярные.

Первая полноценная компьютерная игра (не крестики-нолики) вышла в 1962 году. В ней не было сюжета, она называлась «Space War» и технически представляла собой типичного арканоида. Как вы понимаете, это была игра про войну, космическую. И она же стала первой игрой, вышедшей в тираж.

В 1974-м компьютерная война переходит на новый уровень – выпущен первый шутер, «Maze War». Дальше в играх появляется сюжет, возникают новые жанры, и в начале 1990-х выходят уже десятки военных игр. Из классики можно вспомнить, например, Stronghold (1993) – одна из первых RTS в средневековом сеттинге.

Сегодня это седая древность по всем фронтам – графика, игровые механики, сюжет. Но главное – разнообразие. Про войну выпущены сотни шутеров, стратегий, тактик, РПГ, квестов, визуальных новелл. Да и война тоже в ассортименте – Великая Отечественная, Первая мировая, времен Античности, от Каменного века до ужасающе далекого будущего (тот же Warhammer 40k). Выбрать из всего этого «десятку лучших» – труд поистине титанический. Но мы рискнем!

Return to Castle Wolfenstein

Год выхода: 2001

Разработчик: Gray Matter Interactive

Безусловно, вся франшиза достойна запечатления в анналах мировой истории компьютерных игр. В период с 1981 по 2019 год вышло 12 самостоятельных шутеров, которые объединены главным героем и общим сюжетом. Сеттинг первых частей - Вторая мировая война, начиная с Wolfenstein: The New Order - альтернативная история в мире, где победил фашизм. Но Return to Castle Wolfenstein - однозначный фаворит серии. Не зря дополнения на него пилят до сих пор, и регулярно подкручивают текстуры, пытаясь приблизить картинку к современным графическим требованиям.

В Return to Castle Wolfenstein мы играем за Уильяма «Би-Джея» Блажковича, который в 1943-м году попал в немецкий плен и оказался в замке Вольфенштейн (реальный прототип – Вевельсбург). Би-Джей успешно сбегает из замка, знакомиться с «Кружком Крейсау» (сопротивление), а затем неоднократно решает исход Второй мировой. Например, мешает выпуску новых «Фау-2», угоняет экспериментальный истребитель «Кобра», но главное – срывает планы Гиммлера по воскрешению первого короля Германии Генриха Птицелова. Что любопытно – на почве универсальной темы в игру гармонично вплетается масса сюжетов, от чистой научной фантастики (убер-солдаты) до откровенной эзотерики (есть там даже колдунья Блаватская, да).

Серия Call of Duty

Год выхода: 2003-2020

Разработчик: Infinity Ward, Treyarch, Raven Software

Еще одна эпичная франшиза, которая за 17 лет выпустила 17 игр. К сожалению, здесь далеко не каждая часть – топ. Последним действительно качественным продуктом в серии была Black Ops III, ставшая в 2015-м самой продаваемой игрой в США. Все что после – сугубая коммерция, что называется – без души. В целом же, серия Call of Duty наряду с Вольфенштейном – золотой стандарт для всех современных шутеров. Но в отличие от истории Блажковича, упор здесь никогда не делался на сюжет, зато уклон в кооп с годами становился все очевиднее.

Сегодня многие до сих пор играют в первую Call of Duty, потому что это классический шутер про Вторую мировую войну с великолепно проработанной атмосферой, простыми и удобными механиками. Остальные игры серии бросают игрока в самые разные времена и эпохи – от Припяти 1996-о года до Египта 2065-о. То есть после Call of Duty 2 (2005) на историческую достоверность серия уже не претендует, а с Modern Warfare 3 (2011) повествование переносится в недалекое будущее. Тем не менее, все они действительно хороши – передовая для своего времени графика, запоминающиеся персонажи, масса огнестрельного оружия с закосом в  реализм. Плюс кооперативные PvE миссии и карты для PvP с десятками режимов.

Operation Flashpoint: Cold War Crisis

Год выхода: 2001

Разработчик: Bohemia Interactive Studio

Относительно этой франшизы среди любителей реалистичных шутеров споры идут до сих пор – какой части отдать предпочтение, «Холодной войне» или Dragon Rising, которая выпущена в 2009 году совсем другой командой. На наш взгляд, первая часть вне конкуренции, не зря ж ее переиздали в 2011 году под названием ArmA: Cold War Assault. На свое время игра не имела аналогов в плане реалистичности отображения военных действий. Грубо говоря, до Флешпоинта враги не убивали игрока единственной пулей в шею или грудь. Поэтому тактика внезапно начала превалировать над «лобовым экшном». И массовому геймеру это зашло.

Сюжет основной кампании разворачивается на вымышленном острове Малден в 1985 году. Взводу американского спецназа волею случая предстоит предотвратить государственный переворот в СССР и не позволить ввергнуть мир в очередную «великую войну». Два дополнения – Red Hammer и Resistance – рассказывают историю от лица советских военных, и все оказывается куда сложнее, чем полагали наивные американцы... Так как игра изначально имела открытую архитектуру – в первые годы к ней написали сотни модификаций и пишут по сей день. Реализм повреждений, баллистика пуль, поведение военной техники, тактика ИИ здесь на принципиально ином уровне, чем в сериях Wolfenstein и Call of Duty. За эту игру и ценят!

World of Tanks

Год издания: 2009

Разработчик: Wargaming.net

Отходя от шутеров, нельзя не упомянуть этот шедевральный опус – первый и на свое время единственный аркадный танковый симулятор. Появившийся значительно позже War Thunder хотел взять реализмом, да не вышло, и если бы не Radio TAPOK, массы о нем так бы и не услышали. Но World of Tanks сходу обрел колоссальную популярность, завоевав на Golden Joystick Awards 2012 сразу два приза – «Лучшая ММО» и «Лучшая онлайн-игра». В 2018-м WoT удостоился титула «Лучшая игра, в которую всё ещё играют».

Жанрово это смесь симулятора, шутера, тактики и РПГ. Игроки управляют образцами танковой техники (плюс артиллерия и противотанковые самоходки) периода 1930-1960-х годов. Реализм условный, упор на аркадность, например – снаряды у тяжей заряжаются всего несколько секунд. Есть деление на классы техники, у каждого из которых своя роль на поле боя. Столкновения командные, режимов много, но все они так или иначе сводятся к выполнению одной из двух целей – захват флага или полное уничтожение команды противника. По состоянию на 2020 год игра сильно оказуалилась, но поклонников у нее хватает.

Command & Conquer: Red Alert 3

Год выхода: 2008

Разработчик: EA Los Angeles

И снова франшиза, но тут с лидером все просто. Третья часть признана классикой RTS (стратегия в реальном времени). Причем в отличие от коллег по цеху, игра на свое время отличалась колоссальным разнообразием тактических решений, потому что игрок мог создавать все три типа войск - сухопутные, воздушные и морские. Хотя ИИ в Red Alert 3 откровенно посредственный, это с лихвой компенсируется эпической сюжетной кампанией и напряженными битвами в мультиплеере.

Сюжет разворачивается в альтернативной реальности, где Страна Советов проиграла мировую войну Альянсу (условный запад), но не захотела сдаваться. В итоге, благодаря машине времени генерал Черденко (которого играет Тим Карри) возвращается в прошлое, убивает Альберта Эйнштейна и отбрасывает Альянс в технологическом противостоянии. Дальше игрок последовательно проходит кампании Союза и Альянса. В дополнении Uprising на мировую арену выходит третья сторона - Империя Восходящего Солнца с героиней-псиоником и боевыми мехами.

Shogun 2: Total War

Год выхода: 2011

Разработчик: Creative Assembly

В противовес «Красной Угрозе», серия Total War - эталон пошаговых стратегий (TBS) с элементами тактики. Сёгун 2 стоит здесь особняком, потому что игра получилась значительно лучше приквела, и продажи у нее были в разы выше, несмотря на то, что выпустили ее эксклюзивно для ПК. Строго говоря, по периоду феодальной Японии у этой игры просто нет аналогов.

Сёгун 2 переносит нас в так называемую «эпоху воюющих провинций», когда на японских островах воевали буквально все против всех. Игрок берет под управление одну из фракций и начинает непростой путь к объединению страны. Что примечательно - от предыдущих частей игру отличает уникальная атмосфера и внимание к деталям (модели воинов реконструированы с непревзойденным соответствием историческим реалиям). В остальном британцы решили не изобретать колесо, и механики здесь типичные для серии. Например, перемещения войск на глобальной карте происходят в пошаговом режиме, а сами сражения – в реальном времени.

Sniper Elite 4

Год выхода: 2017

Разработчик: Rebellion

Первая игра серии вышла в 2005 году, Sniper Elite 4 - седьмая по счету, на данный момент последняя. Что удивительно - лучшая. Rebellion вообще наваяли массу крутых шутеров, например Aliens vs. Predator. Но серия Sniper Elite стала безусловным хитом, впервые попытавшись показать нам войну через снайперский прицел. И у нее получилось!

Сюжет разворачивается в Италии 1943-го года и вращается вокруг новой (очередной) немецкой убер-разработки - радиоуправляемой авиабомбы Henschel Hs293. Британскому снайперу Карлу Фейрберну надлежит решить проблему посредством устранения ключевых фигур проекта. Дальше игрок все берет на себя, и перед нами открывается тактический шутер от третьего лица с открытым миром (в рамках локации, ограниченной задачами миссии). В игре масса механик - от элементов стелса с отвлечением противника до подавления морального духа солдат через убийство офицеров. Учитывая довольно мощный ИИ, для успешного прохождения кампании придется освоить весь диверсионный арсенал Фейрберна.

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad

Год выхода: 2011

Разработчик: Tripwire Interactive

Игра считается одним из лучших представителей жанра «тактический шутер» с упором на мультиплеерный режим. До периода 2019-2020, когда появился сначала Hell Let Loose, а потом масса его клонов, в «Красную Капеллу» играли миллионы по всему миру. Потому что игра обладает низкими системными требованиями при красивой графике и беспрецедентно реалистичной физике. Причем физика хороша везде - от баллистики пули до «физиологии повреждений».

В сюжете речь идет о Сталинградской битве. Есть одиночная кампания за СССР и Третий Рейх, но она не особенно примечательная и скорее создана, чтобы познакомить игрока с картами и основными механиками. В сетевом режиме Red Orchestra 2 расцветает небывалыми красками. Есть масса отличий от аналогов – уникальная система укрытий, зависимость повреждений от калибра пули, механизм кровопотери, показатель боевого духа. В играх последних двух лет почти все это тоже есть, но на стареньком железе, которому лидеры рынка не по силам, «Красная Капелла» прижилась надолго.

War of Rights

Год выхода: 2018

Разработчик: Campfire Games

Некоторые считают, что определение «хардкорный шутер» к War of Rights не подходит. Потому что перед нами не столько игра, сколько «симулятор реконструкции сражений времен Гражданской войны в США». Отсюда - все прелести проекта, который, кстати, уже два года висит в раннем доступе.

Игра действительно уникальна. На данный момент в ней 30 карт, которые с точностью до метра воссоздают локации сражений Мэрилендской кампании 1862 года. На экране никаких обозначений, прицел через планку, отличить своих от чужих можно только по форме. Плюс система внутриигрового голосового чата для координации действий команды. И без этого никак, потому что один тут в поле не воин, от слова «совсем». Перезарядка кремневого ружья как в реальности, больше минуты. И почти любое повреждение - смертельное. В общем, хардкор на грани реализма. Или фанатизма, тут уж как посмотреть.

Commandos 2: Men of Courage

Год выхода: 2001

Разработчик: Pyro Studios

Сразу отметим, что все нижеследующее не относится к ремастеру 2020 года, который помимо улучшенной графики заодно исковеркал почти все базовые механики. Оригинальная игра - беспрецедентная тактика в реалиях Второй мировой войны, где, чтобы пройти миссию, нужно как минимум полчаса изучать поведение противника, анализировать его действия, искать слабое место и только потом цепочкой продуманных до мелочей приказов реализовать один из множества победных сценариев.

В игре 10 основных миссий, плюс дополнения. Локации самые разные - от Заполярья до островов Океании. Но суть всегда одна - под управлением игрока есть несколько оперативников с уникальными наборами навыков. Например, «сапер» умеет работать со взрывчаткой, а «резидентка» может отвлекать врагов флиртом и отменно управляется со снайперской винтовкой. Игра тактическая, управление ведется в режиме реального времени, вид сверху, как в классических РПГ. Основную цель миссии всегда можно достичь разными путями, но простых среди них нет. Так что победа в любом случае требует продумывания действий и скоординированности оперативников.

А где Medal of Honor и Блицкриг?

Там же, где Battlefield, Hearts of Iron, Brothers in Arms, Company of Heroes, Death to Spies. В наших сердцах! Потому что на военную тему за последние 20 лет вышло множество действительно качественных игр. Причем во всех жанрах. Так что наш Топ-10 гарантировано субъективный.