«Война, война никогда не меняется...» Простая истина, известная каждому с легкой подачи Black Isle. Возможно, именно потому что война — неотъемлемая часть нашей цивилизации, игры о войне — всегда самые популярные.
Первая полноценная компьютерная игра (не крестики-нолики) вышла в 1962 году. В ней не было сюжета, она называлась Space War и технически представляла собой типичного арканоида. Как вы понимаете, это была игра про войну, космическую. И она же стала первой игрой, вышедшей в тираж.
В 1974-м компьютерная война переходит на новый уровень — выпущен первый шутер, Maze War. Дальше в играх появляется сюжет, возникают новые жанры, и в начале 1990-х выходят уже десятки военных игр. Из классики можно вспомнить, например, Stronghold (1993) — одна из первых RTS в средневековом сеттинге.
Сегодня это седая древность по всем фронтам — графика, игровые механики, сюжет. Но главное — разнообразие. Про войну выпущены сотни шутеров, стратегий, тактик, РПГ, квестов, визуальных новелл. Да и война тоже в ассортименте — Великая Отечественная, Первая мировая, времен Античности, от Каменного века до ужасающе далекого будущего (тот же Warhammer 40k). Выбрать из всего этого «десятку лучших» — труд поистине титанический. Но мы рискнем!
Return to Castle Wolfenstein
Год выхода: 2001
Разработчик: Gray Matter Interactive
Безусловно, вся франшиза достойна запечатления в анналах мировой истории компьютерных игр. В период с 1981 по 2019 год вышло 12 самостоятельных шутеров, которые объединены главным героем и общим сюжетом. Сеттинг первых частей — Вторая мировая война, начиная с Wolfenstein: The New Order — альтернативная история в мире, где победил фашизм. Но Return to Castle Wolfenstein — однозначный фаворит серии. Не зря дополнения на него пилят до сих пор, и регулярно подкручивают текстуры, пытаясь приблизить картинку к современным графическим требованиям.
В Return to Castle Wolfenstein мы играем за Уильяма «Би-Джея» Блажковича, который в 1943-м году попал в немецкий плен и оказался в замке Вольфенштейн (реальный прототип — Вевельсбург). Би-Джей успешно сбегает из замка, знакомится с «Кружком Крейсау» (сопротивление), а затем неоднократно решает исход Второй мировой.
Например, мешает выпуску новых «Фау-2», угоняет экспериментальный истребитель «Кобра», но главное – срывает планы Гиммлера по воскрешению первого короля Германии Генриха Птицелова. Что любопытно – на почве универсальной темы в игру гармонично вплетается масса сюжетов, от чистой научной фантастики (убер-солдаты) до откровенной эзотерики (есть там даже колдунья Блаватская, да).
Серия Call of Duty
Год выхода: 2003-2020
Разработчик: Infinity Ward, Treyarch, Raven Software
Еще одна эпичная франшиза, которая за 17 лет выпустила 17 игр. К сожалению, здесь далеко не каждая часть — топ. Последним действительно качественным продуктом в серии была Black Ops III, ставшая в 2015-м самой продаваемой игрой в США. Все что после — сугубая коммерция, что называется — без души. В целом же, серия Call of Duty наряду с Вольфенштейном – золотой стандарт для всех современных шутеров. Но в отличие от истории Блажковича, упор здесь никогда не делался на сюжет, зато уклон в кооп с годами становился все очевиднее.
Сегодня многие до сих пор играют в первую Call of Duty, потому что это классический шутер про Вторую мировую войну с великолепно проработанной атмосферой, простыми и удобными механиками. Остальные игры серии бросают игрока в самые разные времена и эпохи – от Припяти 1996-го года до Египта 2065-го.
То есть, после Call of Duty 2 (2005) на историческую достоверность серия уже не претендует, а с Modern Warfare 3 (2011) повествование переносится в недалекое будущее. Тем не менее, все они действительно хороши – передовая для своего времени графика, запоминающиеся персонажи, масса огнестрельного оружия с закосом в реализм. Плюс кооперативные PvE миссии и карты для PvP с десятками режимов.
Operation Flashpoint: Cold War Crisis
Год выхода: 2001
Разработчик: Bohemia Interactive Studio
Относительно этой франшизы среди любителей реалистичных шутеров споры идут до сих пор — какой части отдать предпочтение, «Холодной войне» или Dragon Rising, которая выпущена в 2009 году совсем другой командой. На наш взгляд, первая часть вне конкуренции, не зря ж ее переиздали в 2011 году под названием ArmA: Cold War Assault. На свое время игра не имела аналогов в плане реалистичности отображения военных действий. Грубо говоря, до Флешпоинта враги не убивали игрока единственной пулей в шею или грудь. Поэтому тактика внезапно начала превалировать над «лобовым экшном». И массовому геймеру это зашло.
Сюжет основной кампании разворачивается на вымышленном острове Малден в 1985 году. Взводу американского спецназа волею случая предстоит предотвратить государственный переворот в СССР и не позволить ввергнуть мир в очередную «великую войну». Два дополнения — Red Hammer и Resistance — рассказывают историю от лица советских военных, и все оказывается куда сложнее, чем полагали наивные американцы...
Так как игра изначально имела открытую архитектуру — в первые годы к ней написали сотни модификаций и пишут по сей день. Реализм повреждений, баллистика пуль, поведение военной техники, тактика ИИ здесь на принципиально ином уровне, чем в сериях Wolfenstein и Call of Duty. За эту игру и ценят!
World of Tanks
Год издания: 2009
Разработчик: Wargaming.net
Отходя от шутеров, нельзя не упомянуть этот шедевральный опус — первый и на свое время единственный аркадный танковый симулятор. Появившийся значительно позже War Thunder хотел взять реализмом, да не вышло, и если бы не Radio TAPOK, массы о нем так бы и не услышали. Но World of Tanks сходу обрел колоссальную популярность, завоевав на Golden Joystick Awards 2012 сразу два приза – «Лучшая ММО» и «Лучшая онлайн-игра». В 2018-м WoT удостоился титула «Лучшая игра, в которую всё ещё играют».
Жанрово это смесь симулятора, шутера, тактики и РПГ. Игроки управляют образцами танковой техники (плюс артиллерия и противотанковые самоходки) периода 1930-1960-х годов. Реализм условный, упор на аркадность, например — снаряды у тяжей заряжаются всего несколько секунд. Есть деление на классы техники, у каждого из которых своя роль на поле боя.
Столкновения командные, режимов много, но все они так или иначе сводятся к выполнению одной из двух целей — захват флага или полное уничтожение команды противника. По состоянию на 2020 год игра сильно оказуалилась, но поклонников у нее хватает.
Command & Conquer: Red Alert 3
Год выхода: 2008
Разработчик: EA Los Angeles
И снова франшиза, но тут с лидером все просто. Третья часть признана классикой RTS (стратегия в реальном времени). Причем в отличие от коллег по цеху, игра на свое время отличалась колоссальным разнообразием тактических решений, потому что игрок мог создавать все три типа войск: сухопутные, воздушные и морские. Хотя ИИ в Red Alert 3 откровенно посредственный, это с лихвой компенсируется эпической сюжетной кампанией и напряженными битвами в мультиплеере.
Сюжет разворачивается в альтернативной реальности, где Страна Советов проиграла мировую войну Альянсу (условный запад), но не захотела сдаваться. В итоге, благодаря машине времени, генерал Черденко (которого играет Тим Карри) возвращается в прошлое, убивает Альберта Эйнштейна и отбрасывает Альянс в технологическом противостоянии.
Дальше игрок последовательно проходит кампании Союза и Альянса. В дополнении Uprising на мировую арену выходит третья сторона — Империя Восходящего Солнца с героиней-псиоником и боевыми мехами.
Shogun 2: Total War
Год выхода: 2011
Разработчик: Creative Assembly
В противовес «Красной Угрозе», серия Total War — эталон пошаговых стратегий (TBS) с элементами тактики. «Сёгун 2» стоит здесь особняком, потому что игра получилась значительно лучше приквела, и продажи у нее были в разы выше, несмотря на то, что выпустили ее эксклюзивно для ПК. Строго говоря, по периоду феодальной Японии у этой игры просто нет аналогов.
«Сёгун 2» переносит нас в так называемую «эпоху воюющих провинций», когда на японских островах воевали буквально все против всех. Игрок берет под управление одну из фракций и начинает непростой путь к объединению страны. Что примечательно — от предыдущих частей игру отличает уникальная атмосфера и внимание к деталям (модели воинов реконструированы с непревзойденным соответствием историческим реалиям).
В остальном британцы решили не изобретать колесо, и механики здесь типичные для серии. Например, перемещения войск на глобальной карте происходят в пошаговом режиме, а сами сражения — в реальном времени.
Sniper Elite 4
Год выхода: 2017
Разработчик: Rebellion
Первая игра серии вышла в 2005 году, Sniper Elite 4 — седьмая по счету. Что удивительно — лучшая. Rebellion вообще наваяли массу крутых шутеров, например Aliens vs. Predator. Но серия Sniper Elite стала безусловным хитом, впервые попытавшись показать нам войну через снайперский прицел. И у нее получилось!
Сюжет разворачивается в Италии 1943-го года и вращается вокруг новой (очередной) немецкой убер-разработки — радиоуправляемой авиабомбы Henschel Hs293. Британскому снайперу Карлу Фейрберну надлежит решить проблему посредством устранения ключевых фигур проекта. Дальше игрок все берет на себя, и перед нами открывается тактический шутер от третьего лица с открытым миром (в рамках локации, ограниченной задачами миссии).
В игре масса механик — от элементов стелса с отвлечением противника до подавления морального духа солдат через убийство офицеров. Учитывая довольно мощный ИИ, для успешного прохождения кампании придется освоить весь диверсионный арсенал Фейрберна.
Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad
Год выхода: 2011
Разработчик: Tripwire Interactive
Игра считается одним из лучших представителей жанра «тактический шутер» с упором на мультиплеерный режим. До периода 2019-2020, когда появился сначала Hell Let Loose, а потом масса его клонов, в «Красную Капеллу» играли миллионы по всему миру. Потому что игра обладает низкими системными требованиями при красивой графике и беспрецедентно реалистичной физике. Причем физика хороша везде — от баллистики пули до «физиологии повреждений».
В сюжете речь идет о Сталинградской битве. Есть одиночная кампания за СССР и Третий Рейх, но она не особенно примечательная и скорее создана, чтобы познакомить игрока с картами и основными механиками. В сетевом режиме Red Orchestra 2 расцветает небывалыми красками.
Есть масса отличий от аналогов — уникальная система укрытий, зависимость повреждений от калибра пули, механизм кровопотери, показатель боевого духа. В играх последних двух лет почти все это тоже есть, но на стареньком железе, которому лидеры рынка не по силам, «Красная Капелла» прижилась надолго.
War of Rights
Год выхода: 2018
Разработчик: Campfire Games
Некоторые считают, что определение «хардкорный шутер» к War of Rights не подходит. Потому что перед нами не столько игра, сколько «симулятор реконструкции сражений времен Гражданской войны в США». Отсюда — все прелести проекта, который, кстати, уже два года висит в раннем доступе.
Игра действительно уникальна. На данный момент в ней 30 карт, которые с точностью до метра воссоздают локации сражений Мэрилендской кампании 1862 года. На экране никаких обозначений, прицел через планку, отличить своих от чужих можно только по форме. Плюс система внутриигрового голосового чата для координации действий команды.
И без этого никак, потому что один тут в поле не воин, от слова «совсем». Перезарядка кремневого ружья как в реальности, больше минуты. И почти любое повреждение — смертельное. В общем, хардкор на грани реализма. Или фанатизма, тут уж как посмотреть.
Commandos 2: Men of Courage
Год выхода: 2001
Разработчик: Pyro Studios
Сразу отметим, что все нижеследующее не относится к ремастеру 2020 года, который помимо улучшенной графики заодно исковеркал почти все базовые механики. Оригинальная игра — беспрецедентная тактика в реалиях Второй мировой войны, где, чтобы пройти миссию, нужно как минимум полчаса изучать поведение противника, анализировать его действия, искать слабое место и только потом цепочкой продуманных до мелочей приказов реализовать один из множества победных сценариев.
В игре 10 основных миссий, плюс дополнения. Локации самые разные — от Заполярья до островов Океании. Но суть всегда одна — под управлением игрока есть несколько оперативников с уникальными наборами навыков. Например, «сапер» умеет работать со взрывчаткой, а «резидентка» может отвлекать врагов флиртом и отменно управляется со снайперской винтовкой.
Игра тактическая, управление ведется в режиме реального времени, вид сверху, как в классических РПГ. Основную цель миссии всегда можно достичь разными путями, но простых среди них нет. Так что победа в любом случае требует продумывания действий и скоординированности оперативников.
Valiant Hearts: The Great War
Год выхода: 2014
Разработчик: Ubisoft Montpellier
Глядя на мультипликационную графику Valiant Hearts, можно подумать, что это очередная простенькая игра для детей от Ubisoft, сделанная в сеттинге Первой мировой войны. Однако на деле же это мощное произведение с антивоенным посылом, финал которого никого не оставит равнодушным.
Сюжет The Great War крутится вокруг четырех героев и собачки, чьи истории за время прохождения тесно переплетаются. Все они проходят через тяжелые испытания в виде падающих на головы снарядов, линий окопов, танков, атакующих противников и даже собственного командования. Вместо участия в масштабных сражениях геймеров ждут головоломки разной степени сложности, поиск предметов и динамичные эпизоды, реализованные в виде необычных мини-игр.
Несмотря на выбранный визуальный стиль, авторы совершенно не стесняются демонстрировать ужасы войны, включая первую газовую атаку. Больше пугающих подробностей можно узнать из справочных материалов, добавленных в специальное меню.
The Saboteur
Год выхода: 2009
Разработчики: Pandemic Studios, Hands-On Mobile
В свое время The Saboteur заклеймили очередным клоном GTA. Но на деле это крайне самобытная игра с собственными фишками. В ней предстоит управлять ирландским гонщиком Шоном Девлином, невольно застрявшим в оккупированном немцами Париже. Обычная гонка Гран-при превратилась в полноценную историю мести и освобождения Франции.
Разработчикам удалось грамотно выдержать баланс между сюжетными миссиями и открытым для исследования миром. Геймеру предстоит много кататься по французской столице, крушить аванпосты, уничтожать патрули, сбивать дирижабли и освобождать район за районом. Нашлось место даже для шпионских интриг и социального стелса с возможностью переодеться во вражескую форму и пробраться в тыл врага.
Особый шарм проекту придает необычный визуальный стиль. С каждой новой освобожденной областью черно-белая картинка наливается цветом, а сам город словно оживает от черноты режима нацистов.
Hearts of Iron IV
Год выхода: 2016
Разработчик: Paradox Development Studio
Студия Paradox прославилась на весь мир глобальными стратегиями, охватывающими разные хронологические промежутки. Досталось и Второй Мировой, которой посвящена серия Hearts of Iron. С каждым новым релизом механики дорабатывались и улучшались, а заодно становились более приветливыми к новичкам. Квинтэссенцией развития серии стала четвертая часть.
В HoI IV можно взять под контроль любую из конфликтующих в тот момент стран мира и привести ее к победе. Каждая фракция обладает набором характерных особенностей, различных бонусов, и недостатков. Поэтому жизненно важно обзавестись союзниками, прокачать экономику и промышленность, усилить армию и флот, выбрать курс развития, включая идеологию.
Все события разворачиваются на глобальной карте, а самое главное: умение планировать на долгую дистанцию. Игрокам дается полная свобода действий, позволяющая переписывать историю по собственному усмотрению. Но следует признать, что геймплей за главные мировые державы куда содержательнее, чем за условную Бразилию или Югославию.
Ил-2 Штурмовик
Год выхода: 2001
Разработчики: 1C: Maddox Games, Team Fusion Simulations, 1С, Gaijin Entertainment, 777 Studios
Если попросить любого случайного геймера со стажем назвать самый детализированный авиасимулятор в истории индустрии, то почти наверняка это будет «Ил-2 Штурмовик». Это и неудивительно, учитывая, насколько в ней были захватывающие и эффектные воздушные сражения в небе Второй Мировой войны. Игровой процесс наделен такой глубиной, что даже маленькая ошибка может привести к фатальным последствиям.
Основные достоинства экшена кроются в проработанных самолетах, хорошей физике и огромных картах. Можно пройти сюжет как в одиночку, так и с друзьями, разделив обязанности по управлению судном. Каждая кампания состоит из набора отдельных заданий, зависящих от выбранного самолета и стороны конфликта.
В местном редакторе миссий можно создавать собственные сценарии. Их масштабность напрямую зависит от компьютера: чем мощнее PC, тем больше самолетов одновременно окажется в небе.
DEFCON
Год выхода: 2006
Разработчик: Introversion Software
После просмотра фильма «Военные игры», британцы из Introversion Software загорелись идеей игры, воссоздающей атмосферу паранойи времен Холодной войны, когда ставки были высоки как никогда, и когда любая ошибка могла привезти к фатальным последствиям. Из такой концепции выросла DEFCON — одно из самых необычных произведений жанра.
Здесь на выбор представлены шесть соперничающих друг с другом стран. Сам герой прячется глубоко в бункере, откуда принимает судьбоносные решения, касающиеся жизни миллионов людей. Главная задача проста: уничтожить всех врагов, не раскрыв собственные позиции и не позволив нанести ответный удар. Оригинальный геймплей и простая, но крайне стильная графика способны затянуть на десятки часов.
Spec Ops: The Line
Год выхода: 2012
Разработчики: Yager Development, Darkside Game Studios
Spec Ops: The Line относится к числу тех творений, которые обрели культовый статус уже после провала продаж. С точки зрения механик у студии Yager получился стандартный шутер от третьего лица, без каких-либо уникальных фишек. Однако сильный сюжет и неожиданный финальный твист превратили его в мощное антивоенное высказывание. Да и редко какая игра настолько откровенно и честно поднимает столь серьезные темы.
На YouTube или на профильных сайтах можно легко найти с десяток видео и статей, детально разбирающих все нюансы сюжета Spec Ops. Главный герой, Мартин Уокер, с двумя бойцами отправляется в засыпанный песками Дубай. Отряд должен выяснить, что же именно случилось в городе и остановить полковника Конрада.
Однако с каждой новой миссией события приобретают все более мрачный оборот. Отряд несет потери, обозленные местные крайне агрессивны, а Уокер начинает творить неоднозначные поступки. Больше всего в памяти отпечатываются самые тяжелые эпизоды, будь то сцена с белым фосфором и мирными жителями или момент повешенья одного из героев.
Insurgency: Sandstorm
Год выхода: 2014
Разработчик: New World Interactive
Творение New World Interactive переносит игроков в самое пекло вымышленного конфликта на Ближнем Востоке. Хотя разработчики и не говорили об этом напрямую, чувствуется, что они вдохновлялись многочисленными столкновениями, случившимися на самом деле. Обоснование творящегося на экране простое и понятное: фракции «Безопасность» и «Повстанцы» противостоят друг другу, они тоже явно списаны с реальных вооруженных формирований.
Этот тактический мультиплеерный шутер от первого лица впечатляет детально проработанным геймплеем, отточенным до максимума дизайном локаций и продуманным звуковым сопровождением. А перестрелки в запертых пространствах отлично воссоздают клаустрофобную атмосферу. Отдельное наслаждение доставляют плавные и четкие анимации персонажей.
Такой набор элементов обеспечивает геймерам матчи на хардкорной сложности, где первостепенное значение уделяется командной работе. Из недостатков можно отметить отсутствие сюжетной кампании, потому лучше заранее подбить друзей.
This War of Mine
Год выхода: 2014
Разработчик: 11 bit studios
Все как-то привыкли, что игры про войну посвящены бравым подвигам подготовленных и вооруженных до зубов солдат. Однако студия 11 bit пошла в противоположном направлении, выдав один из важнейших тайтлов с антивоенным посылом. Вдохновившись реальной осадой Сараево (столица Боснии), авторы выпустили This War of Mine.
Здесь главные герои — обычные жители, оказавшиеся в осажденном городе. Еще вчера они жили мирной жизнью, но сегодня им приходится выживать. Днем персонажи скрываются в полуразрушенном доме. Там они постепенно обустраиваются, укрепляют стены, строят мебель, обзаводятся инструментами, охотятся на крыс, готовят пищу, торгуют и просто отдыхают.
Ночью же кто-то выбирается в город в поисках ресурсов, пищи, медикаментов и оружия. Главное: соблюдать осторожность и избегать встреч с военными, мародерами и снайперами. Выживание часто сопровождается тяжелым с моральной точки зрения выбором. Например, украсть еду у стариков и обречь их на смерть, либо же забрать себе и пережить еще несколько дней. Все это демонстрирует изнанку войны, где, прежде всего, страдает именно мирное население.
Verdun
Год выхода: 2015
Разработчики: BlackMill Games, M2H, Abstraction Games B.V.
Первая мировая война появляется в видеоиграх довольно редко. И даже с учетом этого хороших вариантов предостаточно. В их число и входит шутер от первого лица Verdun.
Разработчики сильно постарались, чтобы детально воссоздать образцы оружия, окружение и декорации, практически полностью аутентичные далекой эпохе. Под стать получился и игровой процесс, который суров и беспощаден. Его усложнили намеренно, чтобы максимально погрузить геймеров в атмосферу ужасов сражений на Западном фронте.
Героям то и дело придется прятаться от вражеских пуль в грязных окопах и пробиваться сквозь пороховой дым. Дополнительное веселье обеспечивает кооператив, позволяющий объединяться с друзьями во взводы.
Titanfall 2
Год выхода: 2014
Разработчик: Respawn Entertainment
Многие студии любят пофантазировать на тему войн будущего. Respawn Entertainment собрала воедино множество различных наработок, разбавила их своими идеями и получила Titanfall, где люди сражаются плечом к плечу с огромными титанами.
Если первая часть заложила основы местной вселенной и экспериментировала с механиками, то в продолжении авторы доработали геймплей, значительно прокачали мультиплеер и добавили полноценную одиночную кампанию. По мере прохождения главному герою Джеку Куперу предстоит взять под управление титана БТ-7274. Этим двоим придется наладить отношения друг с другом, ведь иначе пробиться через многочисленных врагов будет крайне проблематично.
В итоге игра радует динамичными и зрелищными сражениями, хорошо проработанным балансом и разнообразными уровнями, включая эпизод с прыжками во времени. Ну и следует отдать должное сценаристам, сумевшим так мастерски прописать химию между человеком и машиной.
Warplanes: WW1 Fighters
Год выхода: 2021
Разработчик: Home Net Games
Главная фишка Warplanes: WW1 Fighters кроется в заточенности под VR. Благодаря этому, а также крайне гибким настройкам, пользователь может погрузиться атмосферу напряженных воздушных боев Первой мировой войны.
«Пилоту» придется научиться вручную взлетать и сажать летающий аппарат, а также быстро принимать решения в бою. Всего на выбор доступны около двух десятков крайне детализированных самолетов, со своими особенностями и недостатками. Также есть несколько режимов, включая кооператив и PvP, так что заскучать точно не получится.
Terminator: Resistance
Год выхода: 2019
Разработчики: Teyon, Teyon Japan G.K.
Поскольку в фильмах «Терминатор» подробности самой войны людей и машин раскрыты далеко не полностью, закрыть этот пробел берется Terminator: Resistance. И хотя многие фанаты ожидали, что шутер постигнет проклятье игр по фильмам, на выходе получился лучший тайтл про Терминатора.
События разворачиваются в постапокалиптическом 2028 году в Лос-Анджелесе, а главным героем выступает рядовой солдат Сопротивления Джейкоб Риверс. Простой, но добротно прописанный сюжет одновременно интригует и затягивает. К тому же, польским разработчикам удалось связать воедино всех ключевых персонажей вселенной.
Кроме непосредственно игрового процесса можно отметить саундтрек и общую атмосферу, где надежда на победу перемешана с отчаянием и безвыходностью. Нашлось место и ролевым элементам со сбором ресурсов, торговлей, модификациями и даже несколькими концовками. Можно смело утверждать, что Terminator: Resistance, пожалуй, лучшее, что случилось с франшизой за последние годы.
A Total War Saga: Troy
Год выхода: 2020
Разработчики: Creative Assembly, Feral Interactive, Crytek Black Sea
За свою долгую историю Total War переносила фанатов во множество разных исторических периодов со своими войнами. Но отдельно хотелось бы отметить именно Troy, потому что в ней Creative Assembly удалось грамотно совместить реализм с древнегреческой мифологией.
События сосредоточены вокруг Троянской войны, которая случилась на рубеже 13-12 веков до нашей эры. Авторы взяли за основу «Илиаду» Гомера и разбавили повествование реальными историческими событиями, происходившими в регионе в тот период.
Игровой процесс в своей основе остался прежним. Пользователь берет под контроль один из городов-государств и постепенно захватывает соседние территории. Для этого доступны не только дипломатия, но и хорошо подготовленные воины, легендарные герои, мощные юниты с чертами минотавров, циклопов и других мифических существ. Поскольку местная карта довольно компактна, партии получаются динамичными.
Brothers in Arms: Road to Hill 30
Год выхода: 2005
Разработчики: Gearbox Software, Demiurge Studios
Максимально аутентично и достоверно передать ужасы войны и условия, в которых велись бои, — задача крайне сложная. Однако разработчики Brothers in Arms справились на отлично, выпустив один из наиболее самобытных шутеров в данной категории.
В Road to Hill 30 авторы продолжили историю парашютно-десантного полка 101 Воздушно-десантной дивизии США, начатую еще в оригинале. Заброшенные в тыл врага солдаты выполняют опасные задания, попутно преодолевая сопротивление превосходящего противника.
Во время создания уровней студия использовала исторические фотографии Нормандии, снятые разведкой в 1940-х, и изучила огромное количество дополнительной информации, включая интервью с ветеранами и занятия по тактике боя.
Hidden & Dangerous 2
Год выхода: 2003
Разработчик: Hangar 13 Czech
На волне популярности игр про Вторую мировую в начале нулевых студия Illusion Softworks выпустила тактический шутер Hidden & Dangerous. Если первая часть ощущалась технодемкой, то в продолжении авторы смогли довести до ума оригинальную задумку. Они совместили в одном проекте огромные локации, ролевые элементы и свободу действий в рамках отдельно взятых миссий.
Под управление выдается отряд из четырех солдат, проводящий опасные боевые операции на различных участках фронта, от Азии до Норвегии. Даже сейчас игра впечатляет весьма хардкорным геймплеем, оформлением уровней, детальной проработкой оружия и транспорта. Особое внимание уделили физике, благодаря которой пули рикошетят от стен и пробивают деревянные препятствия.
2 комментария