Мир Тима Бёртона — это что-то особенное. Вы сразу его узнаете: готика смешивается с черным юмором, а героями становятся те самые странные личности, которые в итоге покоряют сердца зрителей по всему миру. И как раз сейчас, когда все ждут второй сезон Уэнсдей, самое время оглянуться назад и заново оценить наследие великого режиссера.

В этой статье мы не просто пробежимся по его главным работам — шедеврам, которые все знают. Мы отправимся в небольшое путешествие по забытым мирам. Речь о проектах, которые так и не увидели свет или канули в Лету. И да, статья содержит много спойлеров.

Уэнсдей и современный Бёртон

Сериал от Netflix взорвал интернет, став одним из самых громких хитов последних лет. И ключевая фигура здесь — Тим Бёртон. Он не просто «приложил руку»: он выступил исполнительным продюсером и лично снял первые четыре эпизода. Режиссер с головой окунулся в проект, его искренне зацепил пилотный сценарий, и он сильно проникся новой версией Уэнсдей Аддамс.

Сериал стал отличной визитной карточкой для нового поколения, показав фирменный «Бёртоновский коктейль» из стиля и смысла. Кто забудет сцену с пираньями в бассейне? Или как Уэнсдей выдает огненное соло на виолончели под «Paint It Black»? А тот самый невероятный танец на балу Rave'N? Даже отсылка к «Кэрри» со свиной кровью — все это узнаваемый стиль режиссера.

Второй сезон ждут с нетерпением, но не все так гладко. Хотя сериал собрал в основном хвалебные отзывы, а Дженну Ортегу хвалили все, кому не лень, кое-кто насторожился. Взволновалась старая фан-база: «олдов» тревожит, не теряется ли «тот самый Бёртон» в современном потоковом контенте.

Да, визуально сериал красив, фирменные приемы и готические декорации на месте. Однако некоторые заметили, что местами стиль Бёртона может казаться слишком плоским по сравнению с его ранними, более душевными работами.

Попробуем объяснить на примере: просмотр старых работ режиссера — это та самая потрепанная комната страха из вашего детства, которая стояла в дальнем углу парка. Не такая страшная, но с душой и непередаваемым шармом. «Уэнсдей» — это современный «Дом страха» со всеми наворотами: 5D, спецэффекты, лоск. Но чего-то явно не хватает. Наверное, той самой «жути», щемящего чувства, которое так цепляло за живое.

Битлджус (Beetlejuice, 1988)

«Битлджус» — это настоящий прорыв Тима Бёртона, фильм, после которого все поняли: режиссер имеет свой собственный стиль и взгляды на индустрию, с которыми стоит считаться. Изначальный сценарий был куда мрачнее и жестче, чем то, что мы увидели на экране. Например, в сцене гибели Мейтлендов подробно был описан процесс того, как долго и мучительно они тонут. В финальной версии от этого осталась лишь одна фраза Барбары-призрака.

Успех фильма был оглушительным: именно он открыл Бёртону дверь в большой Голливуд и дал ему зеленый свет на «Бэтмена». Забавно, что сама картина, несмотря на название, не выводит Битлджуса на первый план. В центре сюжета — история о непонимании между Лидией и ее семьей, между призраками и новыми жильцами дома. И все это приправлено прекрасной смесью безумия, черного юмора и жути. Чего стоит загробный мир — даже сейчас можно поставить фильм на паузу и рассматривать тамошних обитателей.

А что по наследию? Еще есть одноименный мультсериал и вторая часть, вышедшая не так давно. Стоят ли они вашего внимания? Тут все не так просто. «Битлджус 2» — это веселый и безумный «капустник» со старой гвардией: Майкл Китон, Вайнона Райдер и Кэтрин О’Хара вернулись к своим ролям. Как минимум, ради этого фильм стоит посмотреть. Но сюжетно зрелище немного утомляет: линий довольно много и некоторые из них выглядят лишними. В конце все вообще превращается в какой-то затянутый балаган. Но если вы — большой фанат оригинала, сиквел тоже может подарить вам яркие эмоции.

Мультсериал не имеет с самим фильмом ничего общего. По сюжету Лидия и Битлджус вообще закадычные друзья, которые постоянно путешествуют между миром живых и мертвых. Идея интересная, но мультик просто не работает. «Та сторона» выглядит слишком дешево и обычно, дизайны персонажей стали слишком яркими и детскими. Серьезных посылов и тем почти нет — на смену пришла беготня уровня Looney Tunes и шутки про несварение желудка.

Бэтмен (Batman, 1989)

Интересный факт: Тим Бёртон изначально даже не был главным кандидатом на режиссуру! Дали «добро» ему только после того, как «Битлджус» прогремел. Но самый большой скандал разгорелся вокруг выбора Брюса Уэйна. Когда Майкла Китона утвердили на главную роль, фанаты просто взбеленились! В Warner Bros. хлынул поток возмущения. Все кричали: «Он же комик, он не тянет на супергероя!»

Но Бёртон, который уже знал Китона по «Битлджусу», видел в нем нечто большее. Он представлял парня, который надевает костюм летучей мыши для устрашающего эффекта. И Китон всех удивил! Именно он придумал тот самый низкий, хриплый голос Бэтмена — фишку, которая стала эталоном для всех, кто играл Тёмного Рыцаря позднее.

Фильм собрал в прокате феноменальные 411 миллионов долларов (при бюджете в 35!). Но это еще цветочки. Настоящее безумие началось с мерча. Продажи игрушек, футболок, всего подряд принесли больше 500 миллионов — даже больше, чем касса! Это не просто кино, это настоящий культурный вирус. Готический стиль Бёртона стал супер-продающим, хотя... сам режиссер позже признавался, что ему «Фильм, в основном, был скучен».

А еще здесь есть потрясающий Джек Николсон в образе Джокера. Может, этот образ и затерялся на фоне Хита Леджера и Хоакина Феникса, но он крайне сильно выделяется на фоне остальных. Конечно, можно придраться к тому, что от каноничного Джокера осталось не так много, но это тот случай, когда новый образ работает на все сто.

В дальнейшем фильмы получили продолжения. На самом деле, внимания заслуживает только «Бэтмен возвращается» — прямой сиквел первой части. Удивительная ситуация — фильм не только не стал культовым, но и в свое время шокировал неподготовленных зрителей. На студию обрушилась волна писем с жалобами на слишком жесткий контент.

Неужели фильм был плох? Конечно же нет. В определенных моментах он даже обходит первую часть. Просто лента стала мрачнее и жестче, но, если вы читаете эту статью, вам, скорее всего, это по душе, так? В каком-то смысле, сиквел можно назвать более «Бёртоновским», чем оригинал. Чего стоит сцена похорон Пингвина.

Триквел — отдельная история, так как Бёртон не выступал там в качестве режиссера. Откровенно плохим назвать его язык не поворачивается, но если вы ищете фирменный стиль режиссера, готику и шарм — в «Бэтмен навсегда» их не завезли.

Эдвард руки-ножницы (Edward Scissorhands, 1990)

«Эдвард Руки-ножницы» — это больше чем фильм. Для самого Тима Бёртона это личное высказывание, и многие считают его любимой работой режиссера. Идея родилась прямо из его детства в сонном пригороде Бербанка, Калифорния. Фильм собрал в себе весь набор: мрачную сказку, щепотку грусти и острую сатиру на эту самую пригородную жизнь. Это еще и начало легендарного дуэта с Джонни Деппом. Бёртон тогда сразу разглядел в нем нечто особенное, сказав, что Депп выдал «пронзительную игру» в главной роли. И трогательный бонус: здесь же, в роли Изобретателя, мы в последний раз увидели кумира Бёртона — великого Винсента Прайса.

Картина покорила и критиков, и кассу, собрав в четыре раза больше своего 20-миллионного бюджета. Обозреватели не скупились на восторги, называя фильм «готической сказкой». И тут самое важное: прямая ниточка, связывающая личный опыт Бёртона с главными темами фильма — изгой в обществе, удушающее пригородное «благополучие», готическая романтика. Именно поэтому он так глубоко цепляет всех, кто хоть раз чувствовал себя белой вороной. Когда Бёртон черпает из сердца — получаются его самые настоящие и долговечные вещи.

Сонная лощина (Sleepy Hollow, 1999)

Шанс наконец развернуться на любимой классике ужасов, но сделать это по-своему — вот чем стала для Бёртона «Сонная лощина». Это уже третий дуэт с Джонни Деппом (вторым был фильм «Эд Вуд»), хотя студия Paramount яростно проталкивала других звезд — Брэда Питта или Лиама Нисона. Но Бёртон стоял на своем.

Создание Безголового всадника — это целая эпопея! Мастера из Industrial Light & Magic (ILM) применили тогда супер-инновацию: снимали каскадера Рэя Парка в синем капюшоне, а потом просто стирали его голову на компьютере. Чтобы добиться нужной жути, съемки организовали в реальном месте — мрачноватом городке Марлоу под Лондоном.

А саму деревню отстроили с нуля — это была самая большая декорация в Англии на тот момент! Депп сам выполнял все трюки, даже когда его тащила лошадь. Под костюмом был пуленепробиваемый жилет, конечно, но адреналин-то зашкаливал. Критики фильм приняли тепло, хваля игру актеров (особенно Деппа), режиссуру, мрачноватый юмор, эффекты и эту неповторимую давящую атмосферу.

Крупная рыба (Big Fish, 2003)

Этот фильм не так примелькался, как «Битлджус» или «Кошмар перед Рождеством», но он занимает особое место в карьере Тима: один из самых личных и по-настоящему душевных. Лента доказывает, что режиссеру под силу не только готические сказки, но и что-то куда более человечное.

В основе лежит роман Дэниела Уоллеса «Крупная рыба: Роман мифических пропорций» (1998). Изначально за него хотел взяться сам Стивен Спилберг и даже прочил Джека Николсона на роль старого Эдварда Блума. Но когда сценарий попал к Бёртону, он влюбился. Для него это была «первая по-настоящему уникальная история» со времен «Битлджуса».

Продюсер Ричард Д. Занук (они вместе делали «Планету обезьян», которую Бёртон позже возненавидел всей душой и сердцем) тоже прицепился к проекту. А все потому, что у него самого были непростые отношения с отцом — прямо как у героя фильма.

Чтобы передать дух южной готики, фильм сняли целиком в Алабаме. А волшебный город Мираж построили с нуля на острове Джексон-Лейк! Однако самое интересное — стихи Нортера Уинслоу в фильме написаны самим Бёртоном, его собственным почерком.

В прокате картина собрала неплохо, а критики приняли ее тепло (75% на Rotten Tomatoes — хороший результат!). Она схватила четыре номинации на Золотой глобус и одну на Оскар — за музыку верного соратника Дэнни Эльфмана. Весь фильм — это ходьба по канату между реальностью и вымыслом. Преувеличенные истории Эдварда, искаженные воспоминания, сюрреализм на каждом шагу — авторский стиль режиссера узнаваем даже без привычной готики.

Чарли и шоколадная фабрика (Charlie and the Chocolate Factory, 2005)

«Чарли и шоколадная фабрика» для Тима Бёртона — это путешествие в собственное детство. Возможность прикоснуться к книге, которая его сформировала. Мало кто знает: он взялся за проект в том числе из-за того, что зачитывался Далем в детстве. Роальд Даль казался ему особенным — взрослым писателем для детей, который не сюсюкал и не боялся быть жестким. Эту суть Бёртон и хотел передать, считая свою версию ближе к духу книги, чем добренький фильм 1971 года.

Личное — прежде всего. Студия настаивала: сделай Вонку отцовской фигурой для Чарли! Но Бёртон уперся. Более того, он добавил Вонке собственную предысторию — того самого отца-дантиста (блестящий Кристофер Ли), чья тирания объясняла всю эксцентричность кондитера. Кроме того, для съемок компания Nestle предоставила огромное количество настоящего шоколада — целых 1850 плиток. И еще больше бутафорских — 110 000 штук!

Джонни Деппа на роль Вилли Вонка предложила студия, и Бёртон сразу согласился. Он видел в актере редкий тип, готовый к любым метаморфозам. Визуальные решения тоже били в цель: всех Умпа-Лумпов сыграл один человек — Дип Рой. Бёртон нашел это решение одновременно жутковатым и экономически выгодным.

Фильм собрал восторги критиков за свою неподражаемую картинку и фирменный мрачноватый тон, а в прокате стал настоящим монстром — $475 миллионов, 8-е место в мире за 2005 год.

Труп невесты (Corpse Bride, 2005)

Первый режиссерский опыт Бёртона в полнометражной анимации (не продюсерский, как в «Кошмаре перед Рождеством»), хоть и в тандеме с Майком Джонсоном. Последний кропотливо выверял каждый кадр, а Тим задавал общее настроение, историю и видение. Проект вынашивался целое десятилетие!

Справедливости ради отметим, что сам процесс анимации занял «всего» 55 недель — невероятный скачок вперед по сравнению с тремя годами работы над «Кошмаром перед Рождеством». Забавный факт: Джонни Депп разрывался между съемочной площадкой «Чарли» и студией озвучки «Невесты», так как фильмы выходили примерно в одно время.

Картина получила номинацию на Оскар (лучшая анимация), но уступила «Уоллесу и Громиту» в получении статуэтки. Зато безоговорочно взяла Сатурн в той же категории! Критики влюбились в визуальную поэзию, мастерскую анимацию, музыку Эльфмана и особенно в героев — их хвалили за проработанность.

Виктор, Эмили, Виктория — все они продолжают любимую Бёртоновскую галерею изгоев и чудаков. Неважно, монстр ли ты или просто вечный неудачник по жизни — Бёртон находит в таких душах отклик. Готические декорации, темы любви за гранью смерти — все это роднит «Невесту» с его ранними шедеврами. Ну, а идея выкрасить мир живых в черно-белые тона, в то же время представив мир мертвых ярким и «живым» местом — вообще вне всяких похвал.

Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street, 2007)

Бёртон жаждал утопить зрителя в самом настоящем, удушающем викторианском Лондоне — грязном, промозглом. Это первый по-настоящему мрачный фильм режиссера со времен «Сонной лощины». Никакой сказочности — мрак, депрессивность и реки крови. Чтобы добиться этого, он бросил в бой тяжелую артиллерию визуальных эффектов от студии MPC. Темза, доки, мрачные улочки — все это буквально дышит гнилью.

Критики захлебывались от восторга перед актерским составом: Джонни Депп, Хелена Бонэм Картер, Алан Рикман — тут собрались только свои. Особенно хвалили Деппа за его многослойную, психологически выверенную игру маньяка-цирюльника.

Стоит ли смотреть фильм сейчас? Не растерял ли он весь этот шарм, учитывая, что это мюзикл? Да, однозначно стоит! При чем без перевода оригинальных песен, максимум — с субтитрами. Фильм прекрасно выстроен и ничуть не устарел.

Однако стоит отметить одну деталь. Сама легенда о «Демоне-парикмахере» восходит аж к 1846 году — тогда эта история буквально жила в виде газетных публикаций. И она достаточно сильно отличается от фильма 2007 года. Бёртон, скорее, вдохновлялся бродвейским мюзиклом Сондерхейма, чем оригиналом — еще более мрачным, жутким и безнадежным.

Франкенвинни (Frankenweenie, 2012)

Не все знают, но «Франкенвинни» 2012 года — это ремейк небольшой короткометражки 1984, которую Бёртон в свое время сделал для Disney, после чего начальство пришло в ужас и выгнало молодого режиссера. Фильм буквально пропитан его юностью. Виктор — это молодой Бёртон на экране. Каждый персонаж и каждая рожица срисованы с его старых, нацарапанных от руки рисунков.

То, что он вернулся к своей студенческой работе спустя почти 30 лет, говорит о многом. Для Бёртона копание в корнях — ключ к самой чистой творческой энергии. Вымышленный город Нью-Холланд почти копия Бёрбанка, где он вырос.

Технически — это чудо ручной работы. Черно-белая покадровая анимация в 3D! Команда создала больше 200 кукол и декораций. Только у Виктора было 17 сменных кукол, а у его пса Спарки — 12. На съемочной площадке даже дежурила «Кукольная больница» — чинить сломавшихся актеров.

Но и это не все! Существует теория (надеваем шапочки из фольги), что Виктор из «Франкенвинни», Виктор из «Труп невесты» и Джек из «Кошмар перед Рождеством» — это один и тот же персонаж в разные периоды жизни (ребенок, взрослый и… усопший). Подкрепляется это, как ни странно, собакой, которая меняет свое агрегатное состояние от истории к истории. В «Франкенвинни» Спарки погибает, но оживает стараниями Виктора. В «Трупе невесты» мы встречаем Скрэпса — пса-скелета, а в «Кошмаре перед Рождеством» Зиро — собаку-призрака. Совпадение? Скорее всего, да.

Но почему столько собак? Кроме вышеупомянутых четырехлапых, можно вспомнить чихуахуа из «Бэтмен возвращается» и даже безымянного пса из «Битлджус», который и стал виновником событий.

Для режиссера это отдельная тема. Он очень любил своего пса-дворняжку Пепе, который появился в жизни Бёртона, когда тому было три. К сожалению, питомец страдал от чумки и умер спустя шесть лет. Если у вас было домашнее животное, с которым вы выросли — вы знаете, насколько тяжело его терять. Смерть Пепе сильно потрясла режиссера, и, сняв «Франкенвинни», он, в какой-то мере, вернул к жизни старого друга.

Винсент (Vincent, 1982)

Ранее мы уже упоминали «Бёртоновский коктейль», и «Винсент» — это та самая смесь в чаше Петри. Всего шесть минут черно-белой покадровой магии — но каких! Бёртон сделал его в 1982-м, когда числился художником у Диснея. Он сам написал стихи, набросал образы и снял эту жемчужину (спасибо продюсеру Рику Хайнрихсу).

Но главное чудо — голос. Озвучил мульт сам Винсент Прайс — живой идол Бёртона, кумир с детства! Для режиссера это было как поймать молнию в бутылку. Так завязалась их дружба, и именно она привела к тому, что Прайс позже сыграл Изобретателя в «Эдвард Руки-ножницы». Сам актер называл мультфильм одним из самых приятных событий, случавшихся в его жизни.

Давайте вкратце пробежимся по сюжету. В центре внимания семилетний Винсент Маллой — тощий, бледный, с безумными глазами (вылитый юный Бёртон). Он помешан на Эдгаре По, пытает свою собаку во имя науки и грезит, что он — сам Винсент Прайс из старых ужастиков. Снято в духе немецкого экспрессионизма 20-х: рваные тени, угловатые декорации, гнетущая атмосфера.

Фильм почти не видел зрителей — две недели в одном лос-анджелесском кинотеатре в паре с подростковой драмой. Но! Он получил заслуженное внимание в Лондоне, Чикаго, Сиэтле и взял Приз критиков в Анси (Франция).

Продюсерские Проекты: Влияние Бёртона за Кадром

Тим Бёртон — не только режиссер. Как продюсер он здорово продвигал проекты, которые делились его любовью к странному.

9 (2009)

Это мрачный постапокалиптический мультик, где Бёртон выступил продюсером вместе с Тимуром Бекмамбетовым. В такие моменты понимаешь, что действительно мало знаешь о мультивселенной.

«9» — это разросшаяся версия небольшой короткометражки. Фишка в подходе: хоть мультфильм и компьютерный, в его основе — ручная работа. Персонажей сначала лепили из глины и рисовали на бумаге, а уже потом переносили в цифру. К сожалению, одобрения критиков или народной любви мультфильм не получил — и очень зря. Настоятельно рекомендуем к просмотру, если пропустили.

Сеттинг для Бёртона довольно нетипичный — разбомбленные города, элементы стимпанка — в других работах такое почти не встречается. Но что самое удивительное — оригинал «9» имеет значительные отличия от той истории, которую увидели в кинотеатрах российские зрители! Все дело в том, что у нас к мультфильму приложил руку Дмитрий Глуховский (признан иноагентом) — он дописал несколько сцен и даже добавил литературную предысторию. Услышать «нововведения» можно в финале, где голос Девятого вещает на заднем плане: в оригинале здесь мертвая тишина.

Кошмар перед Рождеством (The Nightmare Before Christmas, 1993)

«Кошмар перед Рождеством» — наверное, самый популярный мультфильм режиссера, своеобразная визитная карточка. Комичность ситуации в том, что Бёртон не снимал эту работу. Да, в основе лежит его трехстраничная поэма, написанная еще в 1982 году, когда Тим работал аниматором в Disney. Но когда дело дошло до съемок, Бёртон увяз в «Бэтмен возвращается». Режиссерское кресло занял Генри Селик, а Тим остался продюсером и консультантом — подкидывал идеи, но не стоял за камерой.

Но на этом путаница не кончается: фильм вышел под названием «Кошмар перед Рождеством Тима Бёртона». Этот ход маркетологов аудитория поняла буквально. Годами зрители были уверены: Бёртон снял ВЕСЬ фильм. Заодно ему приписали и другие шедевры Селика — «Джеймс и гигантский персик» и «Коралина в стране кошмаров».

Почему так вышло? Disney знали: имя Бёртона после «Бэтмен» и «Битлджус» — магнит для кассы. Его прилепили как гарантию успеха. Кстати, мульт был слишком мрачным для семейного бренда Disney, поэтому его выпустили под менее известным лейблом Touchstone.

Отдельно отметим Дэнни Эльфмана — он не только написал тексты всех песен, но и исполнил музыкальные номера Джека Скеллингтона в оригинале.

Утерянные (и не совсем) работы

Помимо всемирно известных фильмов, у Тима Бёртона есть небольшая вселенная невоплощенных или утерянных проектов. Кратко пробежимся и по ним.

Остров доктора Агора (The Island of Doctor Agor, 1971)

Пока другие дети в 13 лет ограничивались рисованием в тетрадке, Бёртон снял полноценную короткометражку. Да, это ранняя, немного диковатая адаптация «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса. Сам Тим играл доктора Агора, а друзей-актеров снимал на камеру Super 8. В качестве локаций и декора юный режиссер использовал клетки в зоопарке Лос-Анджелеса и пляжи Малибу. Долгое время фильм считался мифом, но сам Бёртон подтвердил его существование в своей книге.

Гудини: Нерассказанная история (Houdini: The Untold Story)

Еще одна школьная самоделка — немой фильм про Гудини. Бёртон как-то обмолвился, что снял его вместо того, чтобы читать книгу о фокуснике.

Король и осьминог (King and Octopus, 1979)

Во времена учебы в CalArts Бёртон нарисовал карандашом 4-минутный мультик. Именно он (вместе со следующей позицией в подборке) стал пропуском в Disney — студия пригласила его на стажировку. Жаль, но подробности сюжета канули в Лету.

По следам монстра-сельдерея (Stalk of the Celery Monster, 1979)

Полторы минуты карандашной анимации о безумном ученом и его ассистенте-дантисте вызвали у однокурсников Тима такой восторг, что Disney тут же схватили Бёртона на стажировку. Долгие годы мульт считался потерянным... пока в 2006-м его обрывки не всплыли на испанском ТВ. Сейчас эти драгоценные кадры хранятся в Библиотеке Конгресса США.


Конечно, в нашу статью попали не все картины режиссера. Некоторые из них — удачные, но выделяющиеся из общего стиля («Эд Вуд», «Большие глаза»). Некоторые — спорные и странные («Планета обезьян», «Дом странных детей»). Есть и такие, которые подходят под оба критерия («Марс атакует»). Но что в итоге? Если проследить всю фильмографию Тима, вы начнете замечать огромное множество вещей, всплывающих то в одной ленте, то в другой. Будь то одиночество, неприятие обществом, сложные отношения с семьей или любовь к собакам.

На протяжении всего творческого пути Бёртон не боялся идти против системы, и путь к успеху был тернист. Многие работы были забракованы студиями или не приняты обществом — иногда режиссер вообще снимал с целью «сделать фильм, который будет максимально непонятен зрителю» (загуглите «Луау 1982»). Но что показательно — он не сдавался и не отступал. Некоторые из его идей и проектов ожили спустя десятилетия после того, как он впервые представил их в своем воображении.

Режиссер показывает, что не нужно бояться кому-то «не понравиться» или показаться «слишком странным» — наоборот, принятие себя как личности может открыть дверь в совершенно неожиданный и непохожий ни на что другое мир. Ну, а мы будем ждать второй сезон Уэнсдей и надеяться увидеть в нем больше из классического «Бёртоновского коктейля».

Заглавное фото: скриншот CQ.ru