Без преувеличения легендарная Дота 2 относится к играм жанра MOBA, являясь его родоначальником. МОВА – это аббревиатура от Multiplayer Online Battle Arena, а если по-русски, то «Многопользовательская онлайновая боевая арена».
Суть МОВА заключается в том, что две группы игроков, управляя персонажами с разными способностями, сражаются за тотальное доминирование на игровой карте. Помимо уникальных скиллов, герои различаются базовыми характеристиками. Один из важных элементов игр жанра МОВА – это прокачка персонажа во время игровой сессии, герой получает опыт за определенные действия на карте, повышая свой уровень и становясь сильнее.
Еще одна особенность дота-подобных игр – наличие у героев снаряжения, которое влияет на их характеристики, и косметических предметов, которые не затрагивают игровые механики, изменяя только внешний вид персонажей. При этом в МОВА не обязательно присутствуют все выше перечисленные характеристики – они есть у Доты 2, которая считается эталоном жанра. В целом же, игры этого типа могут существенно различаться в плане реализуемых механик.
Что важно – Дота 2 не единственная действительно качественная и увлекательная игра жанра МОВА. На ПК есть немало таких игр. В этой статье мы перечислим самые популярные из них.
League of Legends (сокращенно LOL или ЛОЛ в среде русскоязычного комьюнити) начала разрабатываться в 2009 году, как и оригинальная Дота 2. Технически ЛОЛ очень похожа на Доту, но она изначально «затачивалась» под специфику организации киберспортивных мероприятий.
Здесь тоже есть персонажи (на данный момент 154), которые в составе двух команд сражаются друг с другом на арене. Есть типовые классы (ДД, танк, саппорт), у игры мощный глубоко продуманный лор и множество режимов игры. С этой точки зрения ЛОЛ самобытнее Доты, потому что Дота, являясь частью вселенной Варкрафта, не имеет собственного лора, используя как базис варкрафтовские сюжеты.
Лига Легенд исключительно популярна в мире – она трижды номинировалась на Golden Joystick Award в категориях «Онлайн игра года», «Лучшая free-to-play игра» и «Киберспортивная игра года». Из трех номинаций у ЛОЛ две победы и это действительно значимый показатель.
Prime World запущена в открытый бета-тест в 2012 году, релиз состоялся в 2014-м. В целом, это классическая МОВА, где есть карта, на которой сражаются две команды по 5 героев. Но что сходу привлекло к игре колоссальное внимание, так это то, что разработчиком является Nival – старейшая в России компания, создающая порой действительно качественные игры (да, это те самые ребята, подарившие нам Аллодов).
Все игры, похожие на Доту 2, базируются на концепции персонажей, условно разделенных на несколько классов. В Прайме эта концепция тоже есть, на данный момент персонажей 58, все уникальные, со своими характеристиками и особенностями. Отличие от других МОВА в том, что изначально игроку доступно только 5 героев, остальные покупаются за внутриигровую валюту, зарабатываемую в матчах. Также в отличие от Доты, здесь нет предметов на карте, вместо этого у персонажей есть наборы талантов, которые игрок комплектует на своей базе, изменяя перед каждой игровой сессией.
Лор в Prime World действительно неплохой. Настолько неплохой, что на его основе в свет вышла целая серия книг – в межавторском цикле можно увидеть такие имена как Александр Зорич, Вадим Панов, Виталий Зыков и Александр Камзолов.
Smite вышла в 2012 году и на тот момент никого особенно не удивила, потому что была лишь еще одной MOBA, хотя и с некоторыми уникальными особенностями. Но разработчик внезапно стал регулярно выпускать качественные обновления и к 2015 году количество активных игроков превысило 10 миллионов. Сегодня это одна из самых популярных игр жанра, по официальной статистике в нее играет около 35 миллионов.
Базовая механика вполне себе дотовская – есть карта, две команды игроков и диаметрально противоположные задачи для них. Есть даже местный вариант предметов, которые прокачиваются по уровням (как система рецептов в Доте). Но различия значительные. Во-первых, игрок играет за бога – всего их сейчас 111, боги разделены на 12 пантеонов. Во-вторых, в Смайте шесть режимов (плюс три ранговых режима) и они очень сильно отличаются друг от друга как целями, так и игровыми механиками.
По итогу, хотя чисто технически это тоже клон Доты, реально Смайт далеко ушел от своего «первопредка», и многие уверены – в лучшую сторону.
Panzar вышел в открытый доступ в 2012 году. Сложно сказать, насколько эта игра позиционировалась «убийцей Дота 2». На самом деле к моменту выхода она уже отличалась от других игр жанра MOBA, представляя из себя скорее шутер от третьего лица с элементами РПГ в фэнтезийном сеттинге.
К настоящему моменту Панзар прошел большой путь и стал качественной многопользовательской игрой с высокой популярностью. Суть та же, что и в Доте 2 – есть две команды, которые сражаются за доминирование на карте, уничтожая как противников, так и крипов (слабых массовых персонажей, управляемых компьютером). Здесь нет режимов как таковых, но разные карты ставят перед игроками разные задачи. На выбор даются не только классы, но и расы – люди, орки, эльфы и гномы. Мир фэнтезийный, лор проработан не особенно глубоко. Упор на PVP битвы, но есть и PVE.
В 2012 году Panzar получил титул игры года от GMBox. Важно отметить, что изначально этот уникум даже не пытался конкурировать с Дотой, как ЛОЛ. Потому что, как уже было сказано, с точки зрения игровых механик речь идет скорее о трехмерном шутере, чем об RTS, как тот же Варкрафт, на базе которого родилась Дота.
Vainglory вышла в 2014-2015 годах для мобильных гаджетов и в 2018-2019 годах для персональных компьютеров с ОС Windows и Mac. И тут сразу видно, что отличает Вайнглори. Почти все игры, похожие на Доту 2, разрабатывались под одну платформу, но это детище – кросс-платформенное, в игровых сессиях на равных участвуют игроки с ПК и мобильных устройств.
В игре есть две команды по 3 или 5 игроков. На поле игроки убивают крипов, повышая уровень своих героев (всего их 42), собирают золото, предметы и комплекты из предметов. Есть направления, по которым движутся вражеские крипы, задача – уничтожить кристалл на вражеской базе. То есть в плане игровой механики это конкретный клон Доты 2.
Но есть и концептуальные различия (помимо кросс-платформенности). Например, стандартный режим Вайнглори – блиц, длится всего 5 минут. Альтернативный режим (ARAL) имеет среднюю продолжительность игровой сессии около 7-10 минут. Эта МОВА значительно быстрее и агрессивнее Доты 2, что логично, потому что изначально она задумывалась только для мобильных устройств. В целом же, хотя это клон, но клон качественный.
Battlerite вышел в 2016 году и стал одним из первых представителей жанра ТАБ (TAB от «Team Arena Brawler»). ТАБ является идейным наследником игр жанра МОВА, хотя концептуально не отличается от них. Есть карта, две команды игроков и масштабная задача. Разница в том, что здесь речь идет не столько об RTS, сколько о шутере с видом сверху, да еще и с элементами файтинга или даже скорее слешера.
Со стороны, если смотреть ролики, Баттлрайт действительно сильно похожа на Доту 2. Но нюанс в том, что игрок управляет перемещением героя не через мышку, а при помощи клавиш WASD. Мышкой игрок целится и активирует умения. Это вносит в геймплей значительные коррективы, так что клоном Доты эту игру назвать уже не получится. Еще одно отличие – быстрые катки, что обусловлено меньшим числом участников – стандартные режимы подразумевают схватки 3х3 и 2х2.
Все остальное тоже имеется – прокачка, кастомизация. Проблема такая же, как и у Драконов с Титанами, о которых мы поговорим ниже. В последние годы онлайн начал существенно падать в связи с редкостью и незначительностью обновлений. Поэтому единственный объективный минус игры – это относительно небольшое количество игроков, что подтверждается отзывами в Стиме.
Dragons and Titans вышла в 2014 году и сразу покорила сердца миллионов. Это тоже клон доты со всеми комплектующими – есть карта, две команды и задача – уничтожить главное здание на базе противника. Точнее по лору нужно уничтожить не здание, а Нексус – своеобразную клетку, сковывающую вашего Титана.
Главное отличие от Доты 2 заключается в том, что здесь ваши герои сражаются верхом на драконах. На данный момент в игре присутствует 30 драконов, каждый – с уникальными характеристиками и собственной манерой ведения боя. Есть РПГ-составляющая (прокачка навыков), а также различные предметы. Кастомизация в наличии. Основной PVP режим подразумевает сражения 5 на 5. Есть кооперативный PVE и соло для чебурашек, у которых нет друзей.
В первые годы после релиза Dragons and Titans была крайне популярна за счет сеттинга с упором на драконов. На данный момент игра все так же привлекает многих игроков, но популярность ее существенно упала, так как разработчик длительное время не вводил ничего нового.
Выше мы привели игры типа Доты 2, которые существуют уже много лет и до сих пор популярны. Некоторые из них сильнее отличаются от Доты, другие являются почти стопроцентными клонами. У одних онлайн по-прежнему высок и даже растет (как у Смайта), у других постепенно падает (как у Баттлрайта). Но если этих семи игр вам мало, вот небольшой блиц по альтернативам.
Heroes of the Storm
Широко известный, но сегодня уже не особенно популярный аналог Доты 2 от Близзард с героями из ключевых франшиз разработчика – Warcraft, StarCraft, Diablo.
Технически это не МОВА, но суть очень похожа. Разница в том, что героем вы управляете от первого лица, нет прокачки внутри сессии и сбора предметов.
На самом деле именно HoN, вышедший в 2008 году, был первой MOBA. В 2017 году официальная поддержка проекта прекратилась, но в игру все равно еще залипают тысячи игроков со всего мира.
0 комментариев