В преддверии юбилейного турнира серии The International 10 портал CQ запускает новую рубрику. Каждые две недели мы будем рассказывать о самых уникальных событиях в историях турнира — таких, которые позволили Инту стать легендарным турниром с невероятной историей. 

Появление и развитие шоу-матчей, яркие анонсы и перфомансы от звезд мирового масштаба, потрясающие спортивные результаты андердогов... Каждому аспекту будет посвящен отдельный материал. Сегодня мы начнем цикл TI Best с не самых очевидных, но крайне важных событий. Моментов, связанных с багами игры.

TI Best Хуки под фонтан и другие баги на The International

Как-то так вышло, что ошибки разработчиков Dota 2 стали неотъемлемой частью игрового процесса. На первом-втором Интах это списывали на неготовность игры. Позже игроки привыкли: в игре может произойти все что угодно, даже если это главный турнир года и матч за несколько миллионов долларов. 

О чем можно говорить, если один из главных хайлайтов в истории The International — это баг, который позволял Pudge хукать соперников под фонтан после телепорта Chen? Напомним, именно таким образом NAVI смогли переиграть TongFu на третьей карте и выйти в гранд-финал TI3. На Pudge играл Dendi, который просил Puppey перед каждым хуком телепортировать его на базу. Если он попадал, туда же отправлялся пойманный герой TongFu.

Natus Vincere ощутимо отставали по золоту и пытались за счет этого бага уменьшить разрыв. Игроки TongFu после игры говорили, что сначала не придали этому значения — но в поздней стадии игры китайская команда потеряла слишком много сильных героев, в том числе Hao на Gyrocopter с Aegis of Immortal. После его смерти китайская команда растерялась и в итоге проиграла серию.

Клемент Puppey Иванов, в 2013 — капитан NAVI:

«Dendi сказал — выиграть эту игру мы сможем только так. Ты, я и эти хуки. Я ответил — ну ладно, погнали. Наверное, это была одна из самых невероятных вещей, которые я когда-либо делал. Просто безумие, частью которого я был».

Произошедшее до сих пор вызывает споры: насколько та победа была честной? Китайская команда не стала обвинять соперника, хотя Hao и другие отмечали, что эта механика слишком имбовая. Так или иначе, TongFu признали, что сами были слишком агрессивны и совершили много ошибок, поэтому проиграли по делу. 

Хотя были и другие мнения. Например, будущий чемпион того The International Loda из Alliance после матча на повышенных тонах обсуждал произошедшее с другими игроками и сотрудниками Valve, а его фраза «Is that balanced?» с недавних пор доступна в командном наборе The Alliance.

Джонатан Loda Берг, в 2013 — керри The Alliance:

«Я был очень зол, когда смотрел этот матч. Не так сильно на NAVI, сколько на систему в целом. Есть правила, запрещающие абуз багов — но что считать багом, а что нет? Я до сих пор немного раздражен из-за этого».

Впрочем, в сюжете TI Archives на The International 6, посвященном хукам под фонтан, другие игроки (например, n0tail и ppd) признали — это была очень сложная механика, исполнить которую могли только очень сильные исполнители. К тому же TongFu в теории могли победить, если были бы осторожнее и не допускали других ошибок. 

Оглядываясь назад, нужно признать: неудивительно, что такое регулярно происходит, учитывая количество багов в игре. На самом первом The International таких были десятки. Фанаты из СНГ наверняка вспомнят Gem of True Sight, который не показывал варды соперников. В решающем матче Moscow Five это сыграло с командой злую шутку, хотя позднее Santa и другие игроки M5 признавали, что это вряд ли изменило исход той игры против EHOME.

Александр Santa Колтан, в 2011 — игрок M5:

«Мы узнали после игры, забавная (нет) ситуация. Комментаторы видели этот баг в группах, но не сообщили, ну и по ходу игры никто ничего не предпринимал, как будто так и должно быть.

Но какая сейчас-то разница. Я пересматривал ту игру — гем бы нас не спас. Ставлю 80%, что мы и так бы ту игру проиграли. Китайцы умеют терпеть».

На отборочных к TI8 три года назад Valve и FACEIT пришлось запретить целого крипа: Дикокрыл-потрошитель затруднял продвижение персонажей, хотя не должен был этого делать. Почти сразу баг с нейтральным крипом исправили, но одна из команд успела получить техническое поражение. IG Vitality неверно поняли правила: впоследствии дикокрыла можно было юзать, но не вблизи соперников. Вторую часть они упустили.

А в финальной части The International 2018 Morphling терял силу и ловкость при получении уровня, если получал новый уровень при активированной способности Morph. Ame из PSG.LGD на четвертой карте гранд-финала с OG таким образом имел лишь 142 единицы ловкости вместо 188. О баге знали с июня, но Valve исправила его только после турнира.

TI Best Хуки под фонтан и другие баги на The International

Даже сейчас в игре остаются десятки багов и абузов, которые до сих пор не исправлены. Вполне возможно, что ошибки разработчиков смогут оказать влияние на результаты The International 10, но ситуацию в Dota 2 это вряд ли исправит. А вы как считаете?