Платформеры (их еще называют бродилками) отличаются тем, что в основе игрового процесса – перемещение персонажа между (кто бы мог подумать!) платформами, лестницами, лифтами и тд. Появились такие игры в начале 80-х, а на 90-е с выходом легендарной франшизы Prince of Persia пришелся их Золотой Век. Сегодня платформеры переживают новую волну популярности – давайте посмотрим на топовых представителей жанра!
FEZ
Разработчик: Polytron Corporation
Год выпуска: 2012
Это мультиплатформенный инди-проект, разработанный независимой канадской студией. Сначала его выпустили эксклюзивно для Xbox 360, но бешеная популярность фактически заставила разработчика портировать свой шедевр на ПК, «плойку» и «яблоко». На данный момент игре 8 лет, но она до сих пор остается признанным лидером.
Технически FEZ – двухмерный платформер, но существует он по законам трехмерного пространства, а кое-где даже нарушает их. Игрок может в любой момент развернуть камеру вокруг героя на 90 градусов вправо или влево. Это необходимо, чтобы увидеть скрытые объекты или найти альтернативный путь преодоления препятствия. Причем игровой процесс забавно вписан в лор – по сюжету Гомес (главный герой) получает от некоего Гиперкуба магическую фреску, позволяющую видеть его двухмерный мир в трех измерениях. Дальше, естественно, что-то идет не так, но сюжет мы пересказывать не будем. Фишка игры в том, что за счет смены перспективы игрок может перемещать Гомеса так, как в реальном трехмерном пространстве это невозможно. Например, с определенного ракурса можно перейти на платформу, которая ранее располагалась на противоположной стороне экрана. Манипуляции с перспективой и оптические иллюзии – основа игровой механики. И это без преувеличения уникальный опыт!
Mark of the Ninja
Разработчик: Klei Entertainment
Год выпуска: 2012
Это тоже канадцы, и тоже хотели сделать эксклюзив для Xbox 360, но в последний момент передумали. Дружно скажем им спасибо, потому что их «Метка Ниндзя» не зря по сей день считается одной из лучших игр жанра. Как сказал один обзорщик на AG, перед нами действительно двухмерный Splinter Sell Сэма Фишера, хотя это казалось невозможным.
Действие разворачивается в фэнтезийной Японии условно-современного периода. Главный герой, ниндзя клана Хисоми, пробирается на склад организации «Гессен» и похищает секретное оборудование. Ответная реакция организации не заставляет себя долго ждать и перед нами разворачивается эпический сюжет о противостоянии не просто двух кланов, но двух мировоззренческих систем. С точки зрения игрового процесса, это стелс-экшн. Задача игрока – продвигаться по сюжету через двумерные карты, выполняя различные миссии (устранить ключевую цель, собрать данные, украсть предмет). Сражаться с врагами «в лоб» можно, но недолго, потому что у них автоматы, а у героя – меч-ниндзято. Зато он умеет лазать по вентиляции и канализации, перенастраивать камеры видеонаблюдения и убивать бесшумно со спины одним ударом.
Spelunky
Разработчик: Mossmouth
Год выпуска: 2013 (ПК)
Еще один любопытный инди-проект, разработанный и изданный всего одним человеком. Уникальность игры в том, что это типичный платформер, но с элементами рогалика и аркады. Плюс локальный кооператив с безумным PvP. Такие вводные просто не могли не приковать к игре всеобщее внимание, и ожидания геймеров оправдались на все сто.
Игра полностью двумерная, главный герой – искатель приключений, который снует по бесконечным процедурно-генерируемым пещерам в поисках сокровищ и прекрасных принцесс, попавших в беду. Попутно игроку предстоит собирать золото, кристаллы и другие предметы, а заодно разбираться со всевозможными монстрами. В игре есть локальные квесты и много довольно ярких персонажей, не все из которых агрессивны по отношению к игроку. Есть торговцы, помощники и просто любители побалаболить, рассказав что-то из довольно глубокого лора игры. Плюс что-то вроде бестиария, где разъясняется как убить того или иного противника, насколько он силен. При этом, так как перед нами рогалик, смерть персонажа необратима, а сложность прохождения довольно высокая. Разнообразие привносит кооп – есть совместное прохождение и deathmatch.
Braid
Разработчик: Number None
Год выпуска: 2008
Это платформер-головоломка, который рассказывает, на первый взгляд, типичную историю – главный герой по имени Тим отправляется на поиски принцессы, которую украл монстр. Но по ходу сюжета приключения Тима раскрывают истинную подоплеку событий, в которой уже становится непонятно, кто тут герой, а кто злодей…
Сюжет в игре действительно невероятный, во многом – сюрреалистичный, но не перегружает восприятие. Тим путешествует по шести мирам, где главными противниками героя выступают не мифические чудовища, а вполне реальные – алкоголизм, предательство любимой, война. С точки зрения игрового процесса, все начинается как Super Mario Bros, но затем персонаж учится управлять временем, а потом уже полноценно пространственно-временным континуумом. Это позволяет ему выполнять безумные финты с физикой (похлеще, чем в FEZ), но не делает всесильным. Причем у каждого мира своя особенность, например – в пятом мире каждый раз, когда герой отматывает время назад, чтобы пройти очередную головоломку, на экране появляется дублирующая «теневая» реальность. В этой реальности есть второй, «теневой» Тим, который живет своей жизнью, принимая совсем другие решения и мешая игроку достичь цели. В общем, вы уже поняли, что никогда не играли в подобные игры. Пора исправить это недоразумение!
Rayman Legends
Разработчик: Ubisoft Montpellier
Год выпуска: 2013
По названию понятно, что это одна из игр одноименной франшизы, повествующей о приключения фантастического персонажа Рэймана, который одно время был талисманом Ubisoft. Первоначально игру сделали для Wii U, но в том же году портировали на ряд других платформ, включая ПК. Rayman Legends получил несколько наград «Платформер года», а на Метакритике его оценили в 91 балл.
Игра продолжает сюжет предыдущей части (Rayman Origin) – Рэйману и его друзьям вновь предстоит спасать мультивселенную от темного мага и кошмаров, которые он насылает. Геймплейно это традиционный 2D платформер – игроку нужно преодолевать препятствия, обманывать врагов, решать головоломки. Сложность постепенно возрастает и к финальным уровням (всего их 120) становится откровенно хардкорной. У игры много фишек, например – в конце некоторых уровней есть боссы. Есть музыкальные уровни, где Рэйману нужно двигаться в такт задорной композиции. Еще одна особенность – онлайновые режимы. Есть кооп до четырех игроков и рейтинговые состязания на скорость и ловкость. В комплекте – оригинальный саундтрек и стильная узнаваемая рисовка.
LIMBO
Разработчик: Playdead
Год выпуска: 2010
Удивительно, но этот во многих смыслах уникальный продукт – первый опыт никому не известной датской конторы, которая за последние 10 лет выпустила всего одну игру (хотя и неплохую). Лимб существует на стыке жанров, помимо собственно платформера он позиционируется как головоломка и сурвайвл хоррор. И да, герою здесь действительно нужно выживать и бояться…
Первое, что бросается в глаза, это оригинальный визуальный стиль Limbo, который рисует перед нами невероятно колоритный и детализированный мир в трех цветах – черный, белый и серый. Главный герой – безымянный мальчик, который ищет свою сестру. Где происходит действие – понятно из названия, но на деле все оказывается куда сложнее. Игра полна метафор и философских отсылок, при этом игровой процесс вполне стандартный для платформера. Игроку нужно преодолевать различные препятствия и разгадывать несложные головоломки, чтобы побеждать неожиданных противников или открывать путь через различные преграды. Атмосферный саундтрек идеально вписывается в этот готический мир, полный жестокости и недосказанности. И хотя пройти игру можно всего за пару часов, стоит растянуть удовольствие. Потому что каждая локация здесь – настоящий художественный шедевр.
Guacamelee
Разработчик: DrinkBox Studios
Год выпуска: 2013
Учитывая количество и разнообразие платформеров, удивить ветеранистого геймера тут довольно сложно. Кто-то углубляется в философию, кто-то делает ставку на необычные механики. А ребята из DrinkBox решили сыграть на визуале. В итоге, получилась невероятно яркая и динамичная метроидвания, основанная на мексиканском фольклоре.
Главный герой игры – Хуан, спасает дочь Эль Президенте, пробиваясь через толпы врагов, многие из которых – неожиданные гости из мира мертвых. Геймплейно упор сделан на динамичное продвижение по двумерным уровням с множественными рукопашными схватками. Причем Хуан может не просто бить противников, но и выполнять различные комбинации. Новые комбо открываются за счет накопления монет, выпадающих из врагов. Еще одна особенность – в некоторых локациях Хуан может свободно перемещаться между миром живых и миром мертвых, чтобы решить очередную головоломку. Но все это было бы довольно средненько, если бы не уникальная рисовка, аналогов которой просто нет. Хотя, честно говоря, в этом смысле Guacamelee сильно напоминает Grim Fandango. Как с точки зрения атмосферы, так и в плане визуального стиля. Но это определенно плюс!
Super Meat Boy
Разработчик: Team Meat
Год выпуска: 2010
Перед нами снова инди-платформер, который интересен тем, что пытается не изобрести новые механики, а отточить старые, признанные и горячо любимые. По словам самих разработчиков, они вдохновлялись классическими консольными платформерами вроде Mega Man и N. Отсюда две ключевые особенности игры – ретро-стилистика и хардкорность.
Сюжет максимально упрощен – игрок управляет героем по имени Meat Boy (Мясной Парень), которому нужно спасти свою подругу от злодея. Дальше на протяжении 350 уровней нужно идеально рассчитывать каждое движение персонажа, чтобы преодолевать реально сложные препятствия и решать хитрые головоломки. После завершения уровня игроку показывают его последние 40 попыток прохождения с упором на то, как персонаж погибал. В игре очень много контента, причем 2/3 из него – это скрытые уровни. Например, чтобы попасть в «темный мир», нужно пройти все уровни «светлого мира» за время меньше расчетного. Плюс везде разбросаны варп-порталы, которые перемещают героя в мини-игры «золотой эры игровых автоматов». А еще в Super Meat Boy масса отсылок, например, одним из персонажей является хедкраб, знакомый нам по серии Half-Life.
Oddworld: New 'n' Tasty
Разработчик: Just Add Water
Год выпуска: 2015
Многим эта игра известна под названием Abe's Oddysee, она вышла в 1997 году на PS, став первым классическим платформером, сумевшим подвинуть Prince of Persia. В 2015-м ее переиздали, не забыв портировать на ПК. Причем версия для персональных компьютеров получила обновленную графику, которая даже в 2021 году смотрится на уровне.
Главный герой – Эйб, странный парень из странного мира, где центр вселенной – мясная фабрика Муллока. Эйб рожден в неволе, он раб фабрики и не знает жизни за ее пределами. Но когда по воле обстоятельств ему удается выбраться, Эйб узнает, что он – представитель древнего народа с богатой культурой, и ему непременно нужно привести свою расу к процветанию. По технической части это типовой платформер с ловушками и головоломками. Характерная особенность – задачи решаются нетривиально с использованием предметов окружения, а также собственных способностей Эйба вроде речи и магии. Противники в игре тоже есть, но сражаться с ними непросто. Эйб может подобрать любое оружие, но ни одно из них не работает по принципу «выстрелил-убил». Оружие нужно использовать в сочетании со способностями героя и окружением. Редкие вкрапления стелса и динамичного экшна существенно разнообразят и без того интересный геймплей. Игра обладает на удивление глубоким и продуманным лором, а ИИ врагов был оценен критиками как самый многоплановый среди всех платформеров. Так что легкой игры не ждите!
Hollow Knight
Разработчик: Team Cherry
Год выпуска: 2017
Этот платформер получил народное признание сразу за все. Оригинальный лор, необычные механики, стильная картинка, запоминающиеся персонажи. Отдельный пункт – музыка от великолепного американского композитора Кристофера Ларкина. Это тот уникальный случай, когда порой хочется поставить игру на паузу и просто слушать…
Безымянный герой живет в городе Грязьмут, под которым лежат руины колоссального мегаполиса. Ведомый жаждой приключений, он спускается в эти руины, где сталкивается с наследием некогда великой, но ныне сгинувшей цивилизации. Причем это абсолютно открытый мир – у игрока есть глобальная карта, и он волен перемещаться между локациями по собственному желанию. Боевая система построена на комбинации ударов мечом и уникальных навыков, плюс по ходу дела игроку придется решать головоломки и искать альтернативные пути в обход препятствий. Есть стандартные враги, а есть боссы, которых не победить наскоком. И везде вокруг – древние артефакты. Какие-то дают герою новые способности, другие просто рассказывают историю мира. У игры еще масса особенностей, перечислить их все можно только в отдельном обстоятельном обзоре. Если кратко, по исполнению этот платформер всецело отвечает современному уровню развития индустрии видеоигр. Шедеврально, и нечего добавить.
Пара слов в заключении
Есть много хороших проектов в этом жанре, например – INSIDE, Gris, Swapper, Trine 1-3, Dust: An Elysian Tail. Из наиболее свежих (2020-2021) стоит отметить Noita, Carrion, Creaks, Dead Cells: The Bad Seed. Порой встречаются действительно необычные опусы, которые по атмосферности и идейной составляющей сложно даже играми назвать. Идеальный пример – Blasphemous, экшн-платформер, основанный на мифологии Севильи. Резюмируя, жанр, некогда созданный для игровых автоматов, сегодня великолепно чувствует себя на ПК и не планирует с нами расставаться.
0 комментариев