В 2009 году шведский программист Маркус Перссон написал на Java инди-игру в жанре песочницы, назвав ее Minecraft. Спустя 2 года нерегулярных тестов вышла первая версия для Windows. Еще через 2 года Microsoft купил Minecraft у Перссона за 2,5 миллиона долларов.

На данный момент продано 200 миллионов цифровых копий игры. По заявлению Microsoft, активное комьюнити составляет 132 миллиона человек. Напоминаем - речь об игре, написанной на Java, с простейшей воксельной графикой. Никакого сюжета и глобальных задач, лишь процедурно-генерируемый открытый мир со свободным терраформингом.

В чем причина популярности Майнкрафта? Все просто - игровой процесс не зависит от целей игрока, а творческий потенциал ограничивается лишь его фантазией. Иными словами, в игре можно построить буквально что угодно. А благодаря механике «Редстоун» игроки могут создавать сложные логические цепи (логические вентили), используя игру как виртуальный конструктор.

С момента выхода Minecraft прошло 10 лет. Естественно, у игры появилась масса клонов разной степени удачности. Хотя ни один из них не стал Майнкрафту реальным конкурентом, некоторые получились весьма играбельными, в том числе – за счет оригинальных механик. В этой статье мы рассмотрим лучших представителей сегмента.

Cube Life: Island Survival

Разработчик: Cypronia

Год выхода: 2018 (на ПК)

Первоначально этот инди-проект разрабатывался для Nintendo eShop. Когда в европейском чарте он занял первое место, разработчик понял, что ему удалось. Игру оперативно портировали на другие платформы, до Windows она добрались только в 2018-м. Отзывы в Стиме получила смешанные, хотя проект активно развивается и собрал массу поклонников.

По сути, это клон Майнкрафта в самом прямом смысле. Большой открытый мир с воксельной графикой, где игрок добывает ресурсы и строит, строит, строит… Разница в том, что здесь в основе игровой карты – океан, по которому разбросано бесконечное множество рандомно генерируемых островов. Игроку предстоит путешествовать от острова к острову, сталкиваясь с агрессивно настроенной флорой и фауной. С местными народцами можно договариваться, но с некоторыми проще блицкригом. Есть что-то вроде «мировых боссов», вроде кракена, которого без пушек не завалить.

Stonehearth

Разработчик: Radiant Entertainment

Год выхода: 2018

Тоже инди-проект, и к этому нужно привыкнуть – с майнкрафтовыми песочницами (почти) не бывает иначе. В отличие от Cube Life, Stonehearth  сразу делалась под ПК и ни в каких чартах не лидировала. Зато два года стабильно получает преимущественно положительные отзывы и в целом стоит своих денег.

Сразу к отличиям – это не просто песочница, здесь явно выделяются дополнительные жанры RPG и RTS. Есть даже подобие сюжета – игрок управляет группой поселенцев, которые бежали с родины в неизведанные земли. Теперь их цель – построить свой новый мир. Дальше начинается Майнкрафт, но в масштабах поселения – игроку предстоит развивать целый город, снабжая его ресурсами, необходимыми для выживания, и попутно отбиваясь от агрессивных аборигенов. Поселенцам можно выбирать специализацию, со временем они повышают свой уровень и начинают трудиться на благо социума куда эффективнее.

PixARK

Разработчик: Snail Games USA

Год издания: 2019

Игра вышла относительно недавно, поэтому делать прогнозы рано. Однако с момента выхода в Стиме PixARK получает по большей части положительные отзывы. Отрицательные такие же, как у любой крафтовой ММО с открытым миром. То есть за ночь клан неспящих китайцев может без труда зарейдить даже самую застроенную базу.

Играть в PixARK можно и соло, но это все равно, что играть соло в Conan Exiles или любой аналог. То есть – долго, нудно и опасно. В целом, это Майнкрафт, заточенный под социальное взаимодействие. Здесь тоже огромный процедурно-генерируемый мир с исследованиями, добычей ресурсов и строительством. Но упор – на возведение базы и защиту нажитого скарба от других игроков. Любопытная фишка – приручение местной живности, среди которой явно доминируют динозаврообразные. То есть ARK в названии не случайно – это упрощенный воксельный клон того самого Арка.

Colony Survival

Разработчик: Pipliz

Год издания: 2017

Эту красоту пилит всего пара человек, и на данный момент у них одна проблема – отсутствие грамотной маркетинговой компании. Потому что игра стабильно развивается уже который год, в ней почти не осталось критических багов, отзывы крайне положительные, но… О ней реально мало знают!

Между тем, Colony Survival – действительно качественная альтернатива Майнкрафту. Основа та же – открытый мир, ресурсы, строительные блоки. Как и в Stonehearth, здесь нужно развивать свою колонию, только RPG элементов вообще нет, а элементы RTS сведены к минимуму. Выживать в разы сложнее, потому что ресурсов меньше, а фауна агрессивнее. Но главная особенность – экспансия. Когда колония развивается до уровня полноценного государства, появляется возможность создавать новые поселения в принципиально иных биомах. Тут смело начинаем ощущать себя Колониальной державой XVI века. Потом XVII, потом XVIII. Ведь прогресс не стоит на месте…

Trove

Разработчик: Trion Worlds

Год выхода: 2015

Глядя на разработчика, вы делаете верные выводы – большинство майнкрафт-клонов выпускается независимыми ребятами, но не все. Этот клон сваяла та же контора, которая создала RIFT (на свое время – прорыв, но ныне закономерно почивший). Причем опыт Рифта заметен – игра представляет собой действительно уникальную смесь песочницы и ММО в его традиционном понимании. То есть – с РБ и кланварами.

Мир в Trove один на всех, но действительно большой и с ресурсами проблем нет. Тем более, что добыче и строительству уделяется меньше времени, чем у других представителей жанра. Начинается все с индивидуального крафта, а поселения и крепости – уже клановый уровень. Изначально игрок выбирает один из дюжины классов – от рыцаря с мечом до стрелка с пистолетом. А дальше, как в какой-нибудь LA2 времен первых хроник: классическая система подземелий и рейд-боссов, гриндовая прокачка. Есть даже какой-никакой лор! Фишка игры – мобильные базы, что позволяет эффективно защищаться от «зергов». А еще можно создавать внутренние соло и клубные миры, доступ в которые получают только по приглашению.

Voxel Turf

Разработчик: L Twigger

Год выхода: 2017

Самое что ни есть инди – игру делал один человек. Глядя на опыт предшественников, он решил отойти от шаблонов и совместить классический Майнкрафт с… GTA! Причем во всех смыслах – от сеттинга до игровых механик. Но с крафтом и строительством. Получилось свежо и по-настоящему нетривиально.

Voxel Turf позиционируется как «городская песочница». Есть условный лор, воплощенный в биографии главного героя. Сверхцели нет, как и сюжетных цепочек. Задача игрока – построить свою преступную империю. Начинает он с малого – крафтит первую пушку и угоняет первую тачку. С опытом все усложняется – крафтить предстоит дома, а угонять корабли и вертолеты. Причем крафт действительно масштабный – есть 15к разных блоков, а с патчами их число все растет. Недавно разработчик добавил несколько режимов со свободным строительством и режим стратегии, где в процедурно-генерируемом городе у игрока 15 противников ИИ, которые делают то же, что и он.

Total Miner

Разработчик: Studio Forge Ltd

Год выхода: 2017

Изначально ребята планировали просто скопировать Майнкрафт, поставив его на новые графические лыжи. Но в итоге сделали нечто самобытное – сейчас игра позиционируется как среда для разработки RPG и реально может использоваться в этой роли. Хотя в ней довольно много режимов, включая свободное строительство и экшн с элементами выживалки.

Итак, по базе все типично – процедурно-генерируемая карта, воксельная графика, море крафта и никаких ограничений. Отличие от аналогов в том, что можно не просто строить объекты, а «заливать» ими сколь угодно большие территории, задавая определенный алгоритм, по которому игра сама все «достроит». Звучит жутко, но реализовано просто. Например, игрок «заливает» территорию лесом, задавая его густоту, ширину тропинок, их ветвление. Можно выставлять NPC с разными функциями и даже писать квесты. Вот что значит «среда для разработки RPG». А в версии для Xbox 360 еще и ММО-режим есть.

Cube World

Разработчик: Picroma

Год издания: 2019

Смотрите на название и думаете «Ну, тут все понятно!». Не совсем так, потому что клоном Майнкрафта игру можно назвать с большой натяжкой. Схожи они по базовым параметрам – генерируемая песочница, открытый мир, крафт. Но на этом все, потому что Cube World – это приключенческая экшн/RPG, заточенная на исследование фантастического мира с проработанной системой боя, у которой даже среди игр ААА-класса немного аналогов.

Итак, крафтить в Cube World можно и нужно, но это не самоцель. Создавая оружие, снаряжение, всякие зелья, игрок открывает для себя возможность пройти в новые области карты. Есть классовая система, прокачка. Лор большой и проработанный, подается через накопление знаний – нужно собирать артефакты древних цивилизаций, складывая вместе разрозненные сведения. Что касается системы боя с мобами (и другими игроками в онлайновых режимах), то она довольно сложная. Помимо атак и блоков, есть уклонения и комбинации, можно прицеливаться в разные части тела противника. Не совсем уже Майнкрафт, верно? Проблема у игры лишь одна – обновления выходят редко и нерегулярно.

Gnomoria

Разработчик: Robotronic Games

Год выхода: 2016

Маркус Перссон (разработчик Minecraft) неоднократно утверждал, что вдохновлялся Dwarf Fortress. Игру выпустили в 2002 году, она давно признана классикой, а воинство ее поклонников кажется воистину бессмертным. Взглянув на это, ребята из Robotronic Games решили, что опыт Перссона можно переложить на ту самую классику, допилив его до современных стандартов.

И получилось неплохо! Gnomoria – это воксельная песочница, но с видом от третьего лица и упором на RTS-составляющую. Мир, как мы уже привыкли, генерируется рандомно, а игроку предстоит управлять группой гномов, которые строят себе новый дом. Гринда и крафта действительно много, но он не надоедает, потому что управление непрямое – игрок только раздает приказы. Развитие гномьего города – отдельная тема. Тут все заточено на механику – для развития нужно создавать сложные паровые машины, которые позволят автоматизировать производство ресурсов. Ну а глобально – никаких ограничений. Можно в дипломатию, можно в войну. Агрессоров на карте хватает.

ClassiCube

Разработчик: ClassiCube Team

Год выхода: 2019

Внезапный ремейк Майнкрафта образца 2009 года, когда игра еще не была портирована на большинство платформ и определялась просто – «про строительство». Здесь нет элементов RPG, RTS и прочих новшеств, все максимально просто – есть кубики и желание что-то из них строить. А что именно – определяет фантазия игрока.

ClassiCube предлагает только онлайновые сервера, без соло режимов. Боевки нет, но гриферы есть – никто не мешает одному игроку начать достраивать/перестраивать здание другого игрока. Ключевая особенность игры – возможность заливать собственные текстуры строительных блоков. Можно взять их хоть из оригинального Майнкрафта или нарисовать самому. Создатель сервера может заливать готовые текстурные паки, которые смогут использовать все игроки. То есть в данном случае фраза «никаких ограничений» используется по прямому назначению. Плюс открытые исходники – раздолье для кодеров.

Cubic Castles

Разработчик: Cosmic Cow LLC

Год выхода: 2014

Майнкрафт, которому добавили мимимишности и подкрутили графику. А еще - сменили управление, добавили по щепотке RPG и RTS. В итоге, получилась безумная смесь градостроительной песочницы, стратегии в реальном времени и динамичного платформера.

Cubic Castles заточена под онлайн – здесь один колоссальный мир, в котором игроки взаимодействуют на экономическом уровне. То есть можно производить ресурсы и продавать их другим игрокам – не EVE конечно, но в целом экономика в игре есть, и она работает. Представлены десятки биомов с сотнями ресурсов, из которых можно строить абсолютно любые конструкции. Разнообразная фауна привносит свой колорит. Можно, например, разводить бабочек или жирафов. Еще одна фишка – возможность создавать полосы препятствий, при прохождении которых игра резко становится платформером.

Creativerse

Разработчик: Playful Corp

Год выпуска: 2017

Завершим наш топ не вполне клоном Майнкрафта, но определенно его идейным наследником. Здесь тоже среди жанров можно перечислить песочницу с открытым миром, но в целом это скорее приключенческая ММО с динамическим, свободно изменяемым окружением. А еще это единственная бесплатная игра в нашем топе.

Основа социального взаимодействия в Creativerse – PVE рейды по данжам, где можно найти особо ценные ресурсы. Крафт простой и интересный одновременно – игрок при помощи «особой силы» может сходу трансформировать один ресурс в другой, но не в любой, было бы слишком просто. Сейчас в игре 400 разных блоков для строительства, но с каждым патчем их число растет. Важный нюанс – строить можно как в общем мире, так и в локальных закрытых мирах, так что гриферы не опасны. Есть система технологических уровней и даже цепочки квестов. Плюс красивая графика – самая красивая из всех игр в этом рейтинге.

Игры, не вошедшие в ТОП

У Minecraft десятки клонов, многие успешны и популярны. Помимо выше приведенных – Starbound, Craft The World, Dragon Quest Builders, Crafting Dead, Boundless, список можно продолжать. У каждой игры – свои фишки и особые механики. Некоторые действительно оригиналы, а кому-то даже удалось создать самобытный жанр (например, Cubic Castles или Voxel Turf). Но все эти проекты объединяет одно – свободное творчество, фантазия без границ. Наверное «майнкрафты» – это самые добрые игры, попробовать которые стоит каждому. Благо – есть среди них бесплатные.