В 2009 году шведский программист Маркус Перссон написал на Java инди-игру в жанре песочницы, назвав ее Minecraft. Спустя 2 года нерегулярных тестов вышла первая версия для Windows. Еще через 2 года Microsoft купил Minecraft у Перссона за 2,5 миллиона долларов.
На данный момент продано 200 миллионов цифровых копий игры. По заявлению Microsoft, активное комьюнити составляет 132 миллиона человек. Напоминаем – речь об игре, написанной на Java, с простейшей воксельной графикой. Никакого сюжета и глобальных задач, лишь процедурно-генерируемый открытый мир со свободным терраформингом.
С момента выхода Minecraft прошло больше 10 лет. Естественно, у игры появилась масса клонов разной степени удачности. Хотя ни один из них не стал Майнкрафту реальным конкурентом, некоторые получились весьма играбельными, в том числе – за счет оригинальных механик. В этой статье мы рассмотрим лучших представителей сегмента.
Cube Life: Island Survival
Разработчик: Cypronia
Год выхода: 2018 (на ПК)
Первоначально этот инди-проект разрабатывался для Nintendo eShop. Когда в европейском чарте он занял первое место, разработчик понял, что ему удалось. Игру оперативно портировали на другие платформы, до Windows она добрались только в 2018-м. Отзывы в Стиме получила смешанные, хотя проект активно развивается и собрал массу поклонников.
По сути, это клон Майнкрафта в самом прямом смысле. Большой открытый мир с воксельной графикой, где игрок добывает ресурсы и строит, строит, строит… Разница в том, что здесь в основе игровой карты – океан, по которому разбросано бесконечное множество рандомно генерируемых островов. Игроку предстоит путешествовать от острова к острову, сталкиваясь с агрессивно настроенной флорой и фауной. С местными народцами можно договариваться, но с некоторыми проще блицкригом. Есть что-то вроде «мировых боссов», вроде кракена, которого без пушек не завалить.
Stonehearth
Разработчик: Radiant Entertainment
Год выхода: 2018
Тоже инди-проект, и к этому нужно привыкнуть – с майнкрафтовыми песочницами (почти) не бывает иначе. В отличие от Cube Life, Stonehearth сразу делалась под ПК и ни в каких чартах не лидировала. Зато два года стабильно получает преимущественно положительные отзывы и в целом стоит своих денег.
Сразу к отличиям – это не просто песочница, здесь явно выделяются дополнительные жанры RPG и RTS. Есть даже подобие сюжета – игрок управляет группой поселенцев, которые бежали с родины в неизведанные земли. Теперь их цель – построить свой новый мир. Дальше начинается Майнкрафт, но в масштабах поселения – игроку предстоит развивать целый город, снабжая его ресурсами, необходимыми для выживания, и попутно отбиваясь от агрессивных аборигенов. Поселенцам можно выбирать специализацию, со временем они повышают свой уровень и начинают трудиться на благо социума куда эффективнее.
PixARK
Разработчик: Snail Games USA
Год издания: 2019
Игра вышла относительно недавно, поэтому делать прогнозы рано. Однако с момента выхода в Стиме PixARK получает по большей части положительные отзывы. Отрицательные такие же, как у любой крафтовой ММО с открытым миром. То есть за ночь клан неспящих китайцев может без труда зарейдить даже самую застроенную базу.
Играть в PixARK можно и соло, но это все равно, что играть соло в Conan Exiles или любой аналог. То есть – долго, нудно и опасно. В целом, это Майнкрафт, заточенный под социальное взаимодействие. Здесь тоже огромный процедурно-генерируемый мир с исследованиями, добычей ресурсов и строительством. Но упор – на возведение базы и защиту нажитого скарба от других игроков. Любопытная фишка – приручение местной живности, среди которой явно доминируют динозаврообразные. То есть ARK в названии не случайно – это упрощенный воксельный клон того самого Арка.
Colony Survival
Разработчик: Pipliz
Год издания: 2017
Эту красоту пилит всего пара человек, и на данный момент у них одна проблема – отсутствие грамотной маркетинговой компании. Потому что игра стабильно развивается уже который год, в ней почти не осталось критических багов, отзывы крайне положительные, но… О ней реально мало знают!
Между тем, Colony Survival – действительно качественная альтернатива Майнкрафту. Основа та же – открытый мир, ресурсы, строительные блоки. Как и в Stonehearth, здесь нужно развивать свою колонию, только RPG элементов вообще нет, а элементы RTS сведены к минимуму. Выживать в разы сложнее, потому что ресурсов меньше, а фауна агрессивнее. Но главная особенность – экспансия. Когда колония развивается до уровня полноценного государства, появляется возможность создавать новые поселения в принципиально иных биомах. Тут смело начинаем ощущать себя Колониальной державой XVI века. Потом XVII, потом XVIII. Ведь прогресс не стоит на месте…
Trove
Разработчик: Trion Worlds
Год выхода: 2015
Глядя на разработчика, вы делаете верные выводы – большинство майнкрафт-клонов выпускается независимыми ребятами, но не все. Этот клон сваяла та же контора, которая создала RIFT (на свое время – прорыв, но ныне закономерно почивший). Причем опыт «Рифта» заметен – игра представляет собой действительно уникальную смесь песочницы и ММО в его традиционном понимании. То есть – с РБ и кланварами.
Мир в Trove один на всех, но действительно большой и с ресурсами проблем нет. Тем более, что добыче и строительству уделяется меньше времени, чем у других представителей жанра. Начинается все с индивидуального крафта, а поселения и крепости – уже клановый уровень. Изначально игрок выбирает один из дюжины классов – от рыцаря с мечом до стрелка с пистолетом. А дальше, как в какой-нибудь LA2 времен первых хроник: классическая система подземелий и рейд-боссов, гриндовая прокачка. Есть даже какой-никакой лор! Фишка игры – мобильные базы, что позволяет эффективно защищаться от «зергов». А еще можно создавать внутренние соло и клубные миры, доступ в которые получают только по приглашению.
Voxel Turf
Разработчик: L Twigger
Год выхода: 2017
Самое что ни есть инди – игру делал один человек. Глядя на опыт предшественников, он решил отойти от шаблонов и совместить классический Майнкрафт с… GTA! Причем во всех смыслах – от сеттинга до игровых механик. Но с крафтом и строительством. Получилось свежо и по-настоящему нетривиально.
Voxel Turf позиционируется как «городская песочница». Есть условный лор, воплощенный в биографии главного героя. Сверхцели нет, как и сюжетных цепочек. Задача игрока – построить свою преступную империю. Начинает он с малого – крафтит первую пушку и угоняет первую тачку. С опытом все усложняется – крафтить предстоит дома, а угонять корабли и вертолеты. Причем крафт действительно масштабный – есть 15к разных блоков, а с патчами их число все растет. Недавно разработчик добавил несколько режимов со свободным строительством и режим стратегии, где в процедурно-генерируемом городе у игрока 15 противников ИИ, которые делают то же, что и он.
Total Miner
Разработчик: Studio Forge Ltd
Год выхода: 2017
Изначально ребята планировали просто скопировать Майнкрафт, поставив его на новые графические лыжи. Но в итоге сделали нечто самобытное – сейчас игра позиционируется как среда для разработки RPG и реально может использоваться в этой роли. Хотя в ней довольно много режимов, включая свободное строительство и экшн с элементами выживалки.
Итак, по базе все типично – процедурно-генерируемая карта, воксельная графика, море крафта и никаких ограничений. Отличие от аналогов в том, что можно не просто строить объекты, а «заливать» ими сколь угодно большие территории, задавая определенный алгоритм, по которому игра сама все «достроит». Звучит жутко, но реализовано просто. Например, игрок «заливает» территорию лесом, задавая его густоту, ширину тропинок, их ветвление. Можно выставлять NPC с разными функциями и даже писать квесты. Вот что значит «среда для разработки RPG». А в версии для Xbox 360 еще и ММО-режим есть.
Cube World
Разработчик: Picroma
Год издания: 2019
Смотрите на название и думаете «Ну, тут все понятно!». Не совсем так, потому что клоном Майнкрафта игру можно назвать с большой натяжкой. Схожи они по базовым параметрам – генерируемая песочница, открытый мир, крафт. Но на этом все, потому что Cube World – это приключенческая экшн/RPG, заточенная на исследование фантастического мира с проработанной системой боя, у которой даже среди игр ААА-класса немного аналогов.
Итак, крафтить в Cube World можно и нужно, но это не самоцель. Создавая оружие, снаряжение, всякие зелья, игрок открывает для себя возможность пройти в новые области карты. Есть классовая система, прокачка. Лор большой и проработанный, подается через накопление знаний – нужно собирать артефакты древних цивилизаций, складывая вместе разрозненные сведения. Что касается системы боя с мобами (и другими игроками в онлайновых режимах), то она довольно сложная. Помимо атак и блоков, есть уклонения и комбинации, можно прицеливаться в разные части тела противника. Не совсем уже Майнкрафт, верно? Проблема у игры лишь одна – обновления выходят редко и нерегулярно.
Gnomoria
Разработчик: Robotronic Games
Год выхода: 2016
Маркус Перссон (разработчик Minecraft) неоднократно утверждал, что вдохновлялся Dwarf Fortress. Игру выпустили в 2002 году, она давно признана классикой, а воинство ее поклонников кажется воистину бессмертным. Взглянув на это, ребята из Robotronic Games решили, что опыт Перссона можно переложить на ту самую классику, допилив его до современных стандартов.
И получилось неплохо! Gnomoria – это воксельная песочница, но с видом от третьего лица и упором на RTS-составляющую. Мир, как мы уже привыкли, генерируется рандомно, а игроку предстоит управлять группой гномов, которые строят себе новый дом. Гринда и крафта действительно много, но он не надоедает, потому что управление непрямое – игрок только раздает приказы. Развитие гномьего города – отдельная тема. Тут все заточено на механику – для развития нужно создавать сложные паровые машины, которые позволят автоматизировать производство ресурсов. Ну а глобально – никаких ограничений. Можно в дипломатию, можно в войну. Агрессоров на карте хватает.
ClassiCube
Разработчик: ClassiCube Team
Год выхода: 2019
Внезапный ремейк Майнкрафта образца 2009 года, когда игра еще не была портирована на большинство платформ и определялась просто – «про строительство». Здесь нет элементов RPG, RTS и прочих новшеств, все максимально просто – есть кубики и желание что-то из них строить. А что именно – определяет фантазия игрока.
ClassiCube предлагает только онлайновые сервера, без соло режимов. Боевки нет, но гриферы есть – никто не мешает одному игроку начать достраивать/перестраивать здание другого игрока. Ключевая особенность игры – возможность заливать собственные текстуры строительных блоков. Можно взять их хоть из оригинального Майнкрафта или нарисовать самому. Создатель сервера может заливать готовые текстурные паки, которые смогут использовать все игроки. То есть в данном случае фраза «никаких ограничений» используется по прямому назначению. Плюс открытые исходники – раздолье для кодеров.
Cubic Castles
Разработчик: Cosmic Cow LLC
Год выхода: 2014
Майнкрафт, которому добавили мимимишности и подкрутили графику. А еще – сменили управление, добавили по щепотке RPG и RTS. В итоге, получилась безумная смесь градостроительной песочницы, стратегии в реальном времени и динамичного платформера.
Cubic Castles заточена под онлайн – здесь один колоссальный мир, в котором игроки взаимодействуют на экономическом уровне. То есть можно производить ресурсы и продавать их другим игрокам – не EVE конечно, но в целом экономика в игре есть, и она работает. Представлены десятки биомов с сотнями ресурсов, из которых можно строить абсолютно любые конструкции. Разнообразная фауна привносит свой колорит. Можно, например, разводить бабочек или жирафов. Еще одна фишка – возможность создавать полосы препятствий, при прохождении которых игра резко становится платформером.
Creativerse
Разработчик: Playful Corp
Год выпуска: 2017
Creativerse не вполне клон Майнкрафта, но определенно его идейный наследник. Здесь тоже среди жанров можно перечислить песочницу с открытым миром, но в целом это скорее приключенческая ММО с динамическим, свободно изменяемым окружением. А еще это единственная бесплатная игра в нашем топе.
Основа социального взаимодействия в Creativerse – PVE рейды по данжам, где можно найти особо ценные ресурсы. Крафт простой и интересный одновременно – игрок при помощи «особой силы» может сходу трансформировать один ресурс в другой, но не в любой, было бы слишком просто. Сейчас в игре 400 разных блоков для строительства, но с каждым патчем их число растет. Важный нюанс – строить можно как в общем мире, так и в локальных закрытых мирах, так что гриферы не опасны. Есть система технологических уровней и даже цепочки квестов. Плюс красивая графика – самая красивая из всех игр в этом рейтинге.
Terraria
Разработчик: Engine Software
Год выхода: 2011 (на ПК)
Это двухмерная игра, похожая на Minecraft. В нее можно играть бесконечно, потому она ставит труднодостижимую цель. Далеко не всем вообще захочется проходить ее до конца. Как и в Майнкрафте, игровой мир генерируется случайно, исходя лишь из размера, заданного игроком. Но в Террарии пользователь может создать собственного персонажа, незначительно поменяв его внешность.
В мире игры предстоит собирать материалы и создавать из них различные предметы, а также исследовать новые локации и сражаться с монстрами.
Starbound
Разработчик: Chucklefish
Год выхода: 2016
Эту игру часто называют клоном Terraria, хотя по сути обе они похожи на Майнкрафт. Starbound тоже двухмерная и посвящена исследованию процедурно-генерируемого мира, сбору материалов и крафту, только в этот раз все происходит в далеком будущем и на разных планетах, а не на одном острове или бесконечной земле.
При этом в Starbound, в отличие от других клонов Майнкрафта, есть еще и сюжет. В игре масса квестов, прохождение которых обеспечивает продвижение по местной истории. Главный герой — единственный, кто смог спастись с уничтоженной Земли, и теперь ему предстоит не только создавать новое снаряжение и оружие, улучшать свой космический корабль и строить базы на поверхностях планет, но и помогать другим землянам, разбросанным по галактике.
Block n Load
Разработчик: Toadman Interactive
Год выхода: 2015
Если вы устали от обычных песочниц в духе Minecraft, то Block n Load сможет приятно освежить восприятие застоявшегося жанра. Это не просто игра про строительство с возможностью стрелять из пушек, это именно шутер с обилием юмора и продвинутыми возможностями строительства.
В первую очередь это командный шутер, где игрокам нужно сражаться с другими пользователями и разрушать их постройки, чтобы выиграть раунд. А самое приятное, что попробовать эту необычную смесь шутера и песочницы можно совершенно бесплатно.
Также недавно вышла вторая часть, в которой разработчики заметно прокачали графику и ушли от кубического стиля, типичного для Minecraft. Хотя обладателям маломощных компьютеров стоит обратить внимание и на первую часть.
Lego Worlds
Разработчик: Traveller's Tales
Год выхода: 2017
Реализовать знаменитый датский конструктор в виртуальном виде кажется настолько очевидной идеей, что даже удивляет, что для этого игре понадобилось стать клоном Майнкрафта. Вместо привычных кубиков, здесь, в качестве строительных материалов, используются детальки Lego, из них игрок может собирать различные строения, механизмы и другие изделия.
Название игры в полной мере отражает ее суть. Игроки вольны строить целые миры из Лего, чтобы потом делиться ими с друзьями. При этом ресурсы для строительства предстоит по-прежнему искать на огромной сгенерированной случайным образом карте, состоящей из разных зон и биомов.
Blockstorm
Разработчик: GhostShark
Год выхода: 2015
Еще один-онлайн шутер, в котором кубики нужны для самых понятных и практических целей: строить из них укрытия. Это отличный вариант для тех, кому остальные игры в стиле Minecraft кажутся слишком спокойными, медленными и неторопливыми.
В Blockstorm же скучать не придется. За время одного раунда предстоит построить как кучу собственных укреплений, так и разрушить аналогичные строения противника. Благодаря системе разрушаемости, по итогам матча вся карта будет усыпана следами от взрывов и перестрелок.
Scrap Mechanic
Разработчик: Axolot Games
Год выхода: 2016
В каком-то смысле Scrap Mechanic — пародия на Minecraft. Здесь тоже большой генерируемый открытый мир, населенный различными существами и наполненный ресурсами, нужными для строительства. Только в отличие от Майнкрафт мы изначально играем за космических механиков, которые были отправлены на эту планету с целью чинить сельскохозяйственных роботов.
По прибытию становится ясно, что все идет не по плану. Корабль героев терпит крушение, а роботы, которых изначально планировалось ремонтировать, стали агрессивными и теперь хотят убить самих ремонтников. Благодаря проработанной системе крафта и хорошей реализации кооператива, игра может увлечь на долгие часы.
Roblox
Разработчик: Roblox Corporation
Год выхода: 2006 (на ПК)
Наверное, это единственная игра типа Майнкрафта, которая может посоревноваться в популярности с ним самим. Огромная песочница, которая, по мнению некоторых, даже переросла этот жанр и превратилась в отдельную метавселенную.
Помимо того, что тут можно строить все, что угодно, от невообразимых архитектурных конструкций работающих механизмов, многие любят создавать специальные миры, работающие по собственным правилам. Таким образом, Roblox открывает возможность делать игры. Именно этим большинство игроков в эту песочницу и занимается — исследует чужие миры, в которых иногда происходят странные вещи.
Craft the World
Разработчик: Dekovie Entertainment
Год выхода: 2014
Craft the World — совершенно уникальная игра, которая на первый взгляд кажется очередной смесью Terraria и Minecraft, однако на проверку оказывается куда более сложным и многогранным проектом.
В основе игрового процесса лежит управление племенем гномов, которым можно отдавать приказы по исследованию мира и строительству. Особенность заключается в том, что прямого контроля над ними у игрока нет — он лишь ставит задачи, а гномы сами решают, когда и как их выполнять. Впрочем, развивать поселение это не мешает, и из небольшой деревушки населенный пункт быстро превращается в город, управлять которым еще интереснее.
Dragon Quest Builders
Разработчик: Square Enix
Год выхода: 2016
Этот клон Майнкрафта сочетает в себе не только элементы песочницы и выживача, но и настоящей японской ролевой игры. Dragon Quest Builders — ответвление знаменитой серии Dragon Quest, которая уже много десятков лет радует поклонников волшебными приключениями.
На данный момент в подсерии Builders вышло две игры, которые к формуле приключений в магическом мире добавили кубическую графику и возможность строительства. Вся игра разбита на несколько глав, в которых для продвижения по сюжету игроку нужно выполнять различные задания, от постройки чего-то до сражениям с монстрами.
Planet Explorers
Разработчик: Pathea Games
Год выхода: 2016
Еще одна игра про исследование далеких недружелюбных планет, где игроку предстоит выживать в суровых условиях. Она напоминает Майнкрафт, только вместо криперов здесь мутанты и гигантские насекомые, а геймплей проходит от третьего лица. Также доступны разные виды транспорта, начиная со стандартных вроде мотоцикла и заканчивая джетпаками и другой летающей техникой.
Впрочем, как и в Minecraft, можно забить на исследование мира и заняться мирными делами вроде торговли, крафта и строительства собственной укрепленной базы. Хотя конкретно Planet Explorers заточена под исследование мира и частые сражения.
Voxel Turf
Разработчик: L Twigger
Год выхода: 2017
Очередная песочница, в которой нужно исследовать мир, строить здания и крафтить предметы из ресурсов. Важное отличие от других похожих игр: тут все происходит в обычном современном городе, а не на необитаемом острове или далекой планете.
В качестве основных особенностей игры стоит выделить продвинутую разрушаемость объектов и возможность опробовать на себе разные роли — от грабителя и уличного гонщика до архитектора или полицейского.
Castle Story
Разработчик: Saurpod
Год выхода: 2017
Игра сочетает в себе геймплей в духе Майнкрафта и непрямое управление подчиненными. Castle Story сосредоточена не просто на строительстве, а именно на возведении замков и том, чтобы разрушить чужие замки. Игра предлагает в локальном кооперативе или по сети сразиться с противником, который также будет управлять своими человечками и пытаться заставить их построить толковый замок.
Cube World
Разработчик: Picroma
Год выхода: 2013
Эта многопользовательская игра смешивает игровой процесс Майнкрафта с RPG. Например, перед началом игры пользователь должен выбрать класс персонажа. Выбор классический: воин, маг, вор и лучник. Помимо схожих черт с Minecraft, здесь полно и отличий.
Роднит игры огромный процедурно генерируемый мир с кучей ресурсов и системой крафта, которая со временем позволит обеспечить персонажа лучшим снаряжением и оружием. На фоне знаменитой песочницы Cube World выделяется продвинутой боевой системой с различными комбо, блоками и уклонениями.
0 комментариев