Реиграбельность — это параметр видеоигры, который определяет целесообразность повторного прохождения. Захочется ли игроку пройти ее снова, насколько это будет интересно и захватывающе? У большинства продуктов ААА-класса реиграбельность низкая. Например, нашумевший (в печальном контексте) Cyberpunk 2077 проходить во второй раз совсем не хочется. Как и Death Stranding, несмотря на всю гениальность Кодизмы. Но есть игры, которые можно перепроходить бесконечно. Вот наш топ проектов с наивысшей реиграбельностью!
Серия Dark Souls
Разработчик: FromSoftware
Год выхода: 2011–2018
Если честно, у FromSoftware нет неудачных проектов. Со времен King's Field до Sekiro: Shadows Die Twice японцы раз за разом доказывают всему миру, что экшен-РПГ — их вотчина. Серия «Темные Души» давно признана культовой и в ней действительно хороши все части, включая недавний ремейк первой. А главное — каждую из них можно проходить неоднократно. Мир игры от этого не тускнеет, а лор только богаче.
Вряд ли вселенную Dark Souls нужно представлять. В общих чертах это темное фэнтези с элементами готики и гримдарка, где игрок сражается за перерождение мира, который, быть может, и не стоит перерождать. Все игры серии имеют великолепную РПГ-составляющую и продуманную многоплановую систему боя, основанную на сочетании правильной прокачки, реакции игрока и опыта, накопленного за десятки и сотни регулярных смертей.
К повторному прохождению этих игр стимулирует, во-первых, сама механика перепрохождения. Когда вы начинаете игру во второй раз, персонаж из первого прохождения сохраняется со всеми умениями и инвентарем, а враги становятся сильнее. Помимо усложненного прохождения игрок получает возможность добыть уникальные предметы, которые в первой игре получить невозможно. Новые предметы также открывают дополнительные пазлы из лора и тут любителям докапываться до мотивации персонажей будет где развернуться.
Также повторное прохождение любой части «Темных Душ» позволяет иначе разрешить некоторые сюжетные коллизии. Например, если во второй части вы освободили Навлаана, он не даст вам длинный и интересный квест, по итогам которого можно получить массу крутых шмоток. Да и некоторые аспекты его истории окажутся для вас закрыты. Но в следующем прохождении это можно исправить!
Серия The Witcher
Разработчик: CD Projekt RED
Год выхода: 2007–2016
Еще одна франшиза, которая не нуждается в представлении. Но с ней есть нюанс. Большинство ньюфагов, искренне восхищенных третьей частью, пропустили первую и вторую. А ведь в этой серии все игры великолепны, и каждую хочется проходить снова и снова. Причина их высокой реиграбельности проста — сочетание богатого проработанного мира и нелинейности.
Нужно сказать, что к книжной истории Спаковского все три части имеют опосредованное отношение. Они не дублируют сюжеты книг, но подходят к ним вплотную, задействуя тех же персонажей и события. Во главе угла — тот самый Геральт из Ривии, ведьмак Школы Волка. В первой части Геральту предстоит раскрыть коварный план мага-отступника из Зеррикании Азара Яведы, а заодно впервые столкнуться с Дикой Охотой. Во второй чуть больше политики и участие в деятельности темерских партизан под руководством господина Роше. В третьей — спасение Цириллы, наследницы эльфийской крови, и прямое столкновение с Дикой Охотой.
Во всех играх масса основных и побочных квестов с разными вариантами решения поставленной задачи. Именно это — главная причина, почему любую из частей можно проходить по два-три раза минимум, комбинируя различные варианты. При этом порой незначительный побочный квест может в итоге повлиять на квест основной. Например, если в третьей части игрок решил оставить в живых Гаэтана, ведьмака из Школы Кота, это решение неожиданно аукнется спустя много часов прохождения, когда вы о «безумном коте» уже десять раз забудете.
А еще в этих играх действительно непередаваемая атмосфера, с которой не хочется расставаться. Поэтому повторные прохождения «Ведьмаков» всегда как бальзам на душу.
Detroit: Become Human
Разработчик: Quantic Dream
Год выхода: 2019 (ПК)
Очередной шедевр от известной французской конторы, подарившей нам Fahrenheit, Heavy Rain и Beyond: Two Souls. «Детройт» еще до выхода побил много рекордов. В игре впервые использована инновационная технология захвата движения от Quantic Dream и задействовано 250 реальных актеров. И да, игру вы захотите перепройти в том числе из-за «слишком человека» Брайана Декарта, харизматичного бунтаря Джесси Уильямса и несравненной красавицы Вэлори Керри.
Игра переносит нас в 2038 год. Человечество активно использует андроидов с ИИ, деятельность которых строго ограничена их функциями. Например, есть андроиды-горничные, андроиды-следователи, андроиды-опекуны… Казалось бы, что может пойти не так? Ведь мы с вами смотрели «Я, Робот», знакомы со «Скайнет», читали Каргила.
Но Quantic Dream заставит вас удивиться, не сомневайтесь! В игре три сюжетные линии, которые в итоге переплетаются самым нетривиальным образом. И хотя некоторые эпизоды определенно штампованные, в целом арки персонажей настолько глубоки, интересны и непредсказуемы, что хочется докопаться до каждой детали. По жанру это интерактивный приключенческий триллер с великолепной графикой и непревзойденной проработкой персонажей, каждому слову которых искренне веришь.
Но персонажи — не единственная причина, по которой каждый, кто играл в «Детройт», прошел его несколько раз. Дело в том, что миссии представляют собой разветвленную сеть выборов, и каждое даже самое незначительное решение, влияет на весь сюжет. На весь. Поэтому если вы раза три-четыре перепрошли очередную главу, добившись идеального, на ваш взгляд, результата, это вовсе не значит, что ваши решения приведут к «идеальным» последствиям в финале.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Разработчик: GSC Game World
Год выхода: 2007
Игре 14 лет. На нее сделали десятки крутых модов (та же Anomaly). У нее два сиквела, которые тоже топ. Тем не менее оригинального Сталкера, с которого все началось, проходят снова и снова, выбирая «чистую» версию 1.0006. Почему так? Потому что первый Сталкер — это эпоха. Это игра, которая открыла нам вселенную, где шутер может сочетаться с сурвайвлом и РПГ в рамках яркого динамичного мира, который действительно живет своей жизнью.
Игра рассказывает нам историю Меченого, сталкера, который потерял память и едва не погиб. Но очень скоро сюжет закручивается так, что собственное прошлое становится для героя далеко не основной проблемой. Мир, как обычно, сложнее, чем кажется. Игроку предстоит путешествовать по локациям Зоны, сражаясь с мутантами, бандитами, другими сталкерами, отыскивая уникальные артефакты, пробираясь через смертоносные аномалии.
В игре много оружия и снаряжения, выполнять задачи можно разными способами. Есть основные и побочные квесты. В финале нас ждет семь концовок, причем первые пять определяются не квестовыми решениями. Они зависят от того, как игрок «вел себя» на протяжении всей истории.
В 2007 году такого ни одна игра не могла предложить (разве что Fable, но там другое). Помимо этих пяти, есть еще две «истинные концовки» (так их прозвали фанаты). Если не читать гайды, к «истинным концовкам» почти никто не выходит с первого раза, но только они могут пролить свет на происходящее в Зоне. Это действительно стоит того, чтобы пройти игру еще как минимум один раз, потому что выход к «истинным концовкам» начинается в первых квестах, которые легко упустить, ведь они даже не являются основными. Ну и, само собой, атмосфера! Вторая и третья части тоже хороши в этом плане, но первая милее сердцу олдфага, потому что… потому что была первой.
Серия Mass Effect
Разработчик: BioWare
Год выхода: 2008–2012
Обратите внимание, что «Андромеду» мы не учитываем, ведь она… в общем, кто знаком с оригинальной трилогией, четвертую не считает частью этой уникальной и самобытной вселенной. Кстати, 14 мая вышла Mass Effect: Legendary Edition, которая «спаяла» все три части в одну огромную сюжетную кампанию на обновленном движке. И это отличный повод прожить историю «Нормандии» еще пару раз!
Действие трилогии разворачивается в XXII веке. Сеттинг типичный для космооперы. А значит, помимо человечества, есть и другие расы, не все мирные. В наличии космические перелеты и перестрелки, колонии на далеких мирах, межпланетная торговля и много-много политики, потому что все это нужно как-то регулировать.
Но главного героя серии политика как раз не касается. Это капитан космического корабля «Нормандия» Шепард (может быть как женским, так и мужским персонажем, по желанию игрока). Шепард случайно открывает тайну о том, что скоро в галактику придут Жнецы — древняя раса, которая циклично вычищает этот регион космоса от всякой жизни. Почему? А главное — зачем? Кто дергает за ниточки, с чего вдруг среди разумных рас у Жнецов появились союзники? На эти и другие вопросы Шепард ищет ответы на протяжении всей серии.
По жанру перед нами экшен-РПГ и шутер от третьего лица. Есть классовая система и много интересных фишек типа биотики («научно обоснованная магия») и эффекта массы, на котором тут базируются почти все технологии. В играх серии масса ярких персонажей, основных и побочных квестов, а в ключевых сюжетных моментах игроку приходится делать непростой выбор, влияющий на развитие всей истории. Причем некоторые варианты выбора влияют даже на события в следующей части (игрок либо портирует сейвы, либо моделирует выбор в стартовом комиксе). И это одна из причин, почему «Эффект Массы» на ура проходится несколько раз. А еще потому, что это большой красивый мир, в который хочется возвращаться.
Max Payne
Разработчик: Remedy Entertainment
Год выхода: 2001
Только представьте, игру анонсировали аж в 1997 году! Это сегодня комьюнити привыкло ждать без преувеличения десятилетиями. Но на границе тысячелетий геймеры были куда более требовательны и шведы реально рисковали. Однако игра настолько удалась, что даже спустя 20 лет ее проходят снова и снова. Потому что это классика, поднимающая идеи, которым есть место в жизни каждого.
В начале нулевых игра стала культовой благодаря трагическому глубокому сюжету и уникальной механике замедления времени. Перед нами разворачивается история обычного Нью-Йоркского копа, который, однажды вернувшись домой с работы, обнаруживает тела своих жены и ребенка. Это ломает героя, который решает, что, играя по правилам, правды не добиться. Дальше нас ждут мафиозные разборки, предательство и коррупция в высших эшелонах власти, новый наркотик на основании военных разработок и безумцы, повернутые на скандинавской мифологии.
История довольно длинная и настолько интересная, что легко не заметить, как за окном уже встало солнце. Проработка локаций, озвучка, геймплей — все на уровне, который сегодня даже для многих ААА-проектов выглядит как далекая мечта. Это мотивирует проходит игру заново, что, кстати, предусмотрено разработчиком. Есть четыре уровня сложности, которые открываются поочередно, плюс режим «Время не ждет», когда миссии нужно заканчивать за строго лимитированный интервал.
В итоге игрок раз за разом бросает вызов своим навыком, а кат-сцены совсем не надоедают, потому что герои крайне «сопереживательные». Что касается графики, то умельцами наделана масса HD-модов, так что любителям картинки тоже зайдет.
Half-Life 2
Разработчик: Valve
Год выхода: 2004
Еще одна нестареющая классика, знакомство с которой «маст хэв» для любого уважающего себя геймера. Вообще, ребята из Valve подарили нам много шедевров, включая CS, Team Fortress, Left 4 Dead, Portal, Dota 2. Но «вторая халва» — самая душевная из игр, выпущенных компанией.
Это научно-фантастический шутер от первого лица, выступающий прямым продолжением Half-Life. Гордон Фримен пробуждается от стазиса и оказывается в Сити-17. Это город в Восточной Европе, контролируемый неким Альянсом, могущественной тоталитарной империей из другой реальности. Вскоре Фриман узнает, что это проблема не одного города, а всей планеты — человечество покорено. Дальше начинается лютая партизанщина и попытки сместить узурпаторов.
Игра сюжетная и в целом линейная, никаких вариантов выбора, открытого мира и всего того, что любят современные геймеры. Тем не менее очень мало игроков, которые прошли HL2 один раз и на этом успокоились. Почему же ее перепроходят даже спустя 17 лет? По той же причине, по которой Матрицу пересматривают спустя два десятилетия после релиза. Потому что каждый раз открываешь что-то новое, хотя кажется, что и так знаешь этот мир до мелочей. Потому что здесь яркие герои, непередаваемая атмосфера и динамичный зубодробительный экшен.
Само собой, играть стоит в полную версию с дополнениями Episode One и Episode Two. К сожалению, третий эпизод был отменен в пользу Half-Life: Alyx, которая хоть и получилась неплохой, но популярности предшественника не достигла даже близко.
Что еще можно перепройти без риска заскучать? The Elder Scrolls: Morrowind и Skyrim, Fallout 2 и Fallout: New Vegas, Dragon Age: Origins, Star Wars: Knights of the Old Republic, Resident Evil 4. Все эти опусы, как хорошее вино, с годами становятся лучше. А вы какие игры проходили по несколько раз?
1 комментарий