Call of Duty — без преувеличения легендарная франшиза, которую многие по праву считают эталоном шутера от первого лица. Начав с исторического сеттинга по Первой мировой войне, разработчики плавно пришли к альтернативной истории. Сейчас в серии 17 игр, почти все из них получили преимущественно положительные отзывы. Но неужели у Call of Duty нет достойных аналогов? Есть, и сейчас мы кратко рассмотрим лучшие из них!

Серия Brothers in Arms

Разработчик: Gearbox Software

Год выхода: 2005–2015

Франшиза «Братья по оружию» известна не меньше, чем «Зов долга». Это тоже тактический шутер от первого лица, затрагивающий как реальные исторические события, так и сюжеты из области альтернативной истории. В серии три основные игры и восемь ответвлений. Мы остановимся на основных.

Первая часть называется Road to Hill 30. Как нетрудно догадаться, в основе сюжета — историческая Битва за высоту 30, она же — Битва за Кровавое Ущелье. Вторая игра серии, Earned in Blood, частично пересекается с сюжетом первой, но рассказывает историю от лица другого персонажа. Третья часть, Hell’s Highway, тоже выполнена в историческом сеттинге, но здесь в основе лежит Голландская операция. 

Сюжет во всех трех частях на уровне качественного голливудского блокбастера. Персонажам веришь, за них переживаешь. За немцев — не особенно, так как класть их приходится пачками. С точки зрения игровых механик это типичный шутер. Бегаем, стреляем, прячемся за укрытиями, метаем гранаты. Претензия на реализм в деталях. Во-первых, удачный выстрел в голову отправляет игрока на тот свет. 

Во-вторых, носить можно не больше двух видов оружия (в последней части добавляется «обязательный» Colt M1911A1). В-третьих, описываемые события действительно происходили во время Второй мировой войны. Отдельный плюс — красивая графика и детализация локаций, даже Road to Hill 30 в 2021 году выглядит неплохо. Еще в третьей части есть несколько миссий, где можно в умеренно-аркадном режиме порулить Sherman Firefly.

Серия Medal of Honor

Разработчик: DreamWorks Interactive, EA

Год выхода: 1999–2020

Еще одна серия, известная каждому геймеру. В принципе, достаточно сказать, что ее создателем и сценаристом является Стивен Спилберг. Точнее являлся, потому что с 2010 года серию перезапустили, и с этого момента Спилберг уже не имел к ней прямого отношения. Выводы мы делать не будем, но как раз с Medal of Honor образца 2010-го серия пошла по наклонной, и сегодня она официально закрыта.

Остановимся на классике от Спилберга, благо здесь аж 14 проектов, каждый из которых действительно великолепен с точки зрения сюжетной составляющей. Первая часть в 1999 году стала настоящей революцией. Немцы в шутерах внезапно научились прятаться за углами, выбирать позиции для стрельбы и отбрасывать гранаты ногами. 

Дальше ИИ эволюционировал все сильнее, но в последних играх линейки он уже не выделялся на фоне конкурентов. В плане механики перед нами опять тактический шутер от первого лица с претензией на реализм. Умереть довольно просто, хотя с части Pacific Assault в отряде игрока появился медик, который может убрать тяжелые ранения от 2 до 5 раз в зависимости от выбранного уровня сложности. 

Каких-то исключительных фишек в игре нет, это добротная «стрелялка про Вторую мировую». Во всех частях есть мультиплеер с массой режимов — от «Штурма» до «Захвата флага». Последняя на сегодняшний день (и, скорее всего, последняя вообще) часть серии с подзаголовком Above and Beyond разработана для шлемов виртуальной реальности.

Серия Battlefield

Разработчик: DICE

Год выхода: 2002–2018

Серия Battlefield развивалась параллельно с вышеупомянутыми франшизами, но всегда имела одно кардинальное отличие. С самой первой части (Battlefield 1942) упор делался не на сюжет, а на геймплей, причем на его многопользовательскую составляющую. В далеком 2002 году Battlefield был единственным шутером, который позволял столкнуть лбами на одной карте сразу 64 геймера. Держит ли он планку сегодня? Сейчас посмотрим.

Самая свежая часть серии, Battlefield V, вышла в ноябре 2018 года. К декабрю было продано уже 7,3 миллиона копий. Цифры вроде неплохие, но Electronic Arts (издатель) ожидала большего, поэтому судьба серии под вопросом. Что интересно — первый трейлер вызвал волну негатива, в основном из-за исторических неточностей. Но после выхода игру стали массово хвалить, на Metacritic у нее сейчас 81 балл. 

С точки зрения графики проект смотрится здорово, дизайн уровень и детализация — высший класс. Сюжетная кампания довольно короткая, рассказывает об операции «Драгун» на юге Франции. Основной многопользовательский режим — классическая «королевская битва». Максимальное число игроков — по-прежнему 64. 

Фишка в командной работе, игроки могут сформировать до 16 команд, в одиночку выжить невозможно. Есть отдельный режим для кооперативного прохождения с рандомно генерируемыми миссиями. В целом Battlefield значительно больше заточен на взаимодействие игроков, чем любой другой тактический шутер. В офлайн-режимах реальных братьев по оружию заменяет весьма здравый ИИ.

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad

Разработчик: Tripwire Interactive

Год выхода: 2011

С этой серией связана забавная история. Дело в том, что она началась с модификации Red Orchestra: Combined Arms для Unreal Tournament 2004. У энтузиастов получилось настолько хорошо, что они основали собственную контору и выпустили сначала Red Orchestra: Ostfront 41-45, а потом легендарную вторую часть «Герои Сталинграда».

В соответствие со своим названием, этот шутер от первого лица рассказывает нам историю Сталинградской битвы. Причем сражаться можно как за СССР, так и за Рейх. Упор сделан на сетевой режим, который с дополнением Rising Storm предлагает еще две играбельные нации — Японию и США. Основные фишки по геймплею — возможность пользоваться укрытиями и реалистичная баллистика. 

За счет баллистики целиться не так просто, как в большинстве шутеров. Например, нужно выставлять прицел с учетом упреждения в зависимости от дистанции. У большинства видов оружия диапазон по дальности от 50 до 1000 метров. По критическим попаданиям тоже есть свой нюанс — игрок обычно не умирает мгновенно, у него остается 5–10 секунд. Часто этого вполне достаточно, чтобы забрать с собой вражину. 

Еще один любопытный момент — система боевого духа. Когда игроки долго находятся под непрерывным огнем, дух падает и видимость ухудшается. Но если рядом командир — штрафы за мораль не действуют. Также в Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad можно повоевать на танке, но для этого нужно выбрать специальный класс. Убитого члена экипажа нужно заменять живым, чтобы машина продолжала функционировать. Так что с реализмом тут и правда все хорошо.

Sniper Elite 4

Разработчик: Rebellion

Год выхода: 2017

Серия включает девять игр, в том числе один ремейк. Однако мы остановимся конкретно на четвертой части, потому что здесь упор на историчность и никаких зомби.

По жанру это тактический шутер, отличие от вышеперечисленных игр — вид от третьего лица и элемент стелса. Действие разворачивается в Италии в 1943 году. Немцы делают очередное орудие победы, на этот раз — радиоуправляемые противокорабельные ракеты. Британского снайпера засылают на остров, где ведутся секретные разработки. 

Цель — устранить местный генералитет и тем самым положить конец амбициям нацистов. Все пафосно, в духе лучших голливудских опусов про Вторую мировую. Тем не менее игра вышла очень даже. Красивая графика, захватывающий сюжет, оригинальный геймплей. Игроку нужно планомерно устранять цели, просчитывать ходы наперед, не ввязываясь в полноценную перестрелку, где быстро задавят числом. 

Как и в предыдущих частях серии, реализована механика рентгеновской камеры. Когда игрок убивает персонажа пулей или в ближнем бою, крупным планом демонстрируются повреждения костей и мягких тканей, которые получает противник. Выглядит эффектно. Игроку доступна масса ухищрений. Например, можно оставить труп на видном месте и заминировать его. А если с ходу положить офицера, то рядовые, скорее всего, спешно отступят.

Hell Let Loose

Разработчик: Black Matter Pty Ltd

Год выхода: 2019

Свежак из раннего доступа Стим. Один из самых амбициозных проектов последних лет, завоевавший массовую популярность уже в первые дни после выхода. Представляет собой хардкорный тактический шутер в реалиях Второй мировой войны, ориентированный на мультиплеер.

Одиночной кампании в игре нет, тут не про сюжет. Это строго мультиплеерный проект, где две команды игроков по 50 человек сражаются на одной из восьми (на данный момент) карт. Есть 14 ролей-классов — офицер, снайпер, медик и т.д. У каждого класса свои навыки, снаряжение и манера боя. Например, эффективно бороться с танками может лишь инженер, потому что только у него есть противотанковое вооружение типа Панцершрека и мощные мины. 

Как в Батлфилде, возле респауна команды почти на каждой карте можно отыскать тяжелую технику и забраться в нее. Но управлять танками может, конечно, только танкист. Минимум двое — один ведет, второй заряжает и стреляет. Управление сложное: например, если вы остановитесь на четвертой передаче, чтобы начать разгон, нужно переключиться на первую. 

Таких нюансов здесь масса, но все они легко осваиваются после пары каток. Есть зенитки, инженеры могут возводить баррикады. Когда на карте 100 таких вояк и каждый занят своим делом, создается реальное впечатление присутствия на поле боя. Жаль, что из фракций пока только США и Германия.

Heroes & Generals

Разработчик: Reto-Moto

Год выхода: 2016

Еще один тактический шутер, завязанный на мультиплеере. В отличие от абсолютного большинства аналогичных проектов, «Герои и Генералы» — бесплатная игра. За денежку можно приобрести паки оружия и обмундирования, которые не дают критических преимуществ.

В игре два режима — Инсценировка и Война. Инсценировка рандомно набирает игроков примерно одного уровня. Война отличается тем, что составы выбираются офицерами, которые командуют сторонами конфликта. Таких сторон три — СССР, Германия и США. Игра не зря носит двойное название, в главном меню у нее тоже две вкладки — Герои и Генералы. 

Через вкладку Герои игрок попадает в лобби и участвует в классических шутерных баталиях. А вот вкладка Генералы демонстрирует второй аспект игры — стратегический. Здесь офицерам нужно распределять доступные ресурсы, выбирать состав и дислокацию войск, задавать направления атаки на глобальной карте. Есть система уровней. С ростом уровня игрок получает доступ к новому вооружению и дополнительным возможностям. 

Также растут бонусы от частого использования одного и того же оружия. То есть чем чаще вы стреляете из пулемета, тем лучше вы стреляете из пулемета. Помимо обычной пехоты есть и другие классы — десантники, снайперы, танкисты и летчики. В зависимости от типа и размера карты на ней может присутствовать бронетехника и авиация. В общем, тут много всего. И не верьте злым языкам, Enlisted не заменит нам старичка Heroes & Generals. По крайне мере, не сразу…

America's Army: Proving Grounds

Разработчик: U.S. Army

Год выхода: 2015

Насчет разработчика — это не шутка, проект действительно выпущен Армией США. Все началось в 2002 году, когда полковник Кейси Вардынски предложил оригинальный способ рекламы контрактной службы — через компьютерную игру. Сейчас это уже целая линейка, Proving Grounds — самая свежая часть.

Геймплейно это все тот же тактический шутер с упором на командное взаимодействие. Есть несколько городских карт, на которые забрасываются две группы доблестных воинов. Цель простая — зачистить карту от присутствия противника. Внешний вид и оружие кастомизируются, представлены реальные пушки и обмундирование, которые актуально применяются в Вооруженных Силах США. 

Графика качественная, спустя шесть лет выглядит неплохо. Звуковое сопровождение тоже на уровне. Что касается тактических решений, то в одиночку и правда ловить тут нечего, это не Warface. В остальном геймплей типичный, разве что экраны загрузки с агитацией улыбают. Кстати, игра бесплатная, а в американских военкоматах ее до сих пор можно взять на физическом носителе! Интересно, вот если бы у нас так…

Sniper: Ghost Warrior 3

Разработчик: CI Games

Год выхода: 2017

И снова о снайперах. В отличие от большинства других игр в нашем топе, «Воин-призрак» темы Второй мировой не касается. Действие разворачивается в Грузии, куда прибывает снайпер Корпуса морской пехоты США в отставке Джонатан Норт, чтобы разобраться со своим прошлым, а заодно спасти мир от очередного глобального конфликта.

Игра напоминает Sniper Elite, но лишь в общих чертах. Это тоже шутер с упором на стелс. Однако здесь нет фишек с минированием врагов и моральным духом, геймплейно все проще. Есть миссии, связанные воедино сюжетом. В рамках отдельной миссии перед игроком — большая карта, по которой он волен перемещаться в любых направлениях, лишь бы выполнил боевую задачу. 

Задача обычно сводится к устранению офицеров противника. Валить придется почти всех, но можно делать это в лоб, а можно — по-тихому. Второй вариант предпочтительнее с точки зрения ролевого отыгрыша. Сильная сторона игры — поведение оружия. На выбор есть несколько снайперских винтовок,  у каждой свои показатели скорости, меткости, дальности и т.д. На полет пули влияет масса факторов, включая силу ветра и гравитацию. 

В отличие от предыдущих частей серии, в третьей есть паркур, скалолазание и другие варианты перемещения по карте. В наличии динамическая смена суток и погоды. Это первая игра ААА-класса в линейке и самая успешная.

Еще можно вспомнить Homefront, SQUAD, франшизу Delta Force. Operation Flashpoint мы здесь намеренно не рассматривали, потому что уже рассказывали о ней в другом топе. Вообще, таких шутеров много, есть даже интересные отечественные проекты, например, недавний Hired Ops. А если кто-то не по праву забыт — комментарии в вашем полном распоряжении!