Популярность сурвайвлов, действие которых разворачивается в лесу, легко объяснима подсознательным страхом перед непроходимыми чащобами, что берет начало в варварском прошлом человеческой цивилизации и на уровне инстинкта остается с нами до сих пор. В этой статье мы рассмотрим лучшие компьютерные игры, в которых главным антагонистом героя выступает природа в своем самом таинственном и пугающем обличье.

Green Hell

Год выхода: 2019

Разработчик: Creepy Jar

Игра позиционируется как симулятор выживания. Место действия — густые леса Амазонки, где не ступала нога цивилизованного человека. Герой по непонятной причине оказывается в джунглях без еды, воды и снаряжения. Он ничего не помнит, но понимает, что ему нужно как можно скорее выбраться отсюда. Вначале он бежит от страха перед неизвестным. Но вскоре герой узнает, что помимо голода, холода и болезней здесь есть кое-что пострашнее…

Сюжет в игре настолько интересный, что касаться его не хочется. Подается он урывками и связан с ключевой стороной геймплея — выживанием. Дело в том, что в «Green Hell» элемент сурвайвла нетипичный, условно его можно разделить на две составляющие — физическое выживание и психологическое. С физическим все довольно просто. У героя есть наручные часы, которые показывают баланс жидкости, белков, жиров и углеводов. Разные виды пищи пополняют разные шкалы, так что на одних бананах персонаж долго не протянет. Также есть особый режим, в котором герой тщательно осматривает свое тело. 

Так можно найти пиявку, червя-паразита или гноящуюся царапину. Без должного внимания все это может быть смертельно. Оборотная сторона выживания — борьба за здравомыслие. Питаясь личинками и сырым мясом, герой начнет терять человечность и сходить с ума. Есть еще механика крафтинга с режимом экспериментирования, кооперативный режим для совместного прохождения и масса других фишек. Все это происходит в огромном открытом мире, который так и кишит разномастной флорой и фауной. А еще аборигенами, которые сложнее, чем кажутся на первый взгляд.

Neverliria

Год выхода: 2018

Разработчик: no.rest

Это самая необычная «лесная выживалка» в нашем топе. Neverliria представляет собой инди-проект с пиксельной графикой, который виртуозно сочетает элементы сурвайвла, стратегии и песочницы.

Главный герой — рыжеволосая безымянная девушка, которая прячется в лесу Неверлирия. Почему — расскажет сюжет. Во вступлении нам лишь говорят, что на месте леса раньше находилось прекрасное королевство, которое захватили и разрушили некие Тени. Единственное оружие против Теней — это Свет, в прямом и переносном смысле. Геймплейно игра делится на две фазы — день и ночь. Днем игроку нужно собирать ресурсы для выживания и строить здания (ферма, ветряная мельница). 

Для защиты потребуются каменные стены и костры. Ночью придут Тени, и если защита окажется недостаточной, они разрушат часть зданий и заберут ресурсы. Со временем Тени становятся сильнее, но и героиня открывает для себя больше возможностей, находя руины древнего королевства и обучаясь магии. Графика хотя и пиксельная, выглядит приятно. Атмосферности добавляет отличное звуковое сопровождение.

The Forest

Год выхода: 2018

Разработчик: Endnight Games

Пожалуй, это самый известный сурвайвл хоррор в лесных реалиях. Проект вышел в открытый альфа-тест в 2014-м году и навел шороху еще на старте. Сегодня это отличный сбалансированный продукт, практически лишенный багов и великолепно оптимизированный. Что касается геймплея, перед нами эталон жанра.

11 лучших игр про Россию и СССР 11 лучших игр про Россию и СССР

Завязка тривиальная — герой попадает на остров в результате авиакатастрофы. Остров кажется необитаемым до первой ночи, пока не придут аборигены, которые, как станет известно позже, украли сына героя. Их копья и дубины — не самое страшное, ведь они каннибалы, а потом оказывается, что еще и мутанты. Сюжет подается неторопливо, со временем, исследуя остров, игрок начинает открывать для себя неочевидные грани этого странного мира. Элемент выживания сосредоточен на добыче пропитания, ресурсов и крафтинге. 

Герою нужно есть и пить, нужна защита от дождя и холода, от диких зверей и аборигенов. В этом плане все стандартно — днем мы строим и крафтим, ночью обороняемся. В 2014-м году геймплейных аналогов у игры не было, но даже сегодня по проработке крафтинговой системы она не имеет себе равных. Особый интерес представляют аборигены — с ними можно сражаться копьями и луками, можно строить высокие стены и ставить ловушки, а можно просто прятаться. Со временем герой все больше узнает о своих врагах и даже может атаковать их днем, пока они спят. Спускаясь глубже в пещеры, где обитают мутанты, игрок раскрывает историю острова, которая пугает гораздо сильнее, чем пресловутые скримеры.

The Long Dark

Год выхода: 2017

Разработчик: Hinterland Studio Inc.

Этот уникальный проект переносит нас в леса Северной Канады. По сюжету персонажи терпят авиакатастрофу в результате непонятных световых вспышек в небе. Главный герой, Уилл Маккензи, придя в себя, понимает, что его напарницы, доктора Астрид Гринвуд, нигде нет. В попытках найти доктора, Маккензи пробирается через заснеженный лес и оказывается в городе Милтон, где ему откроется жестокая правда…

Знакомство с игрой логично начать с сюжетного режима, который на данный момент представлен двумя связанными эпизодами на 15 часов прохождения. Всего разработчик планирует пять эпизодов. Альтернативный режим игры — выживание. В этом режиме игроку в свободное пользование предоставляется внушительный открытый мир на основе сюжетной карты. Здесь нет мутантов и каннибалов, главные враги игрока — голод и холод. Игра не дает никаких подсказок. 

О том, что нужно следить за температурой тела, калорийностью рациона, балансом жидкости, игрок узнает по ходу. И либо находит решение, либо погибает. Причем в режиме выживания смерть окончательная, сохраненные игры автоматически удаляются. В The Long Dark отличная система крафта и более 100 ресурсов, доступных для сбора. Еще один враг помимо сурового климата — время, потому что каждое действие стоит калорий, а ночью всегда холодает. В игре много фишек вроде динамической смены погоды и адаптивного поведения диких животных. В общем, разработчик не соврал, сказав, что 100 часов в режиме выживания — только начало. Игра активно допиливается.

Darkwood

Год выхода: 2017

Разработчик: Acid Wizard Studio

Обычно в сурвайвл-хоррорах больше от выживалки, чем от ужастика. Но в Darkwood эти жанры настолько плотно переплетены, что становится реально страшно. Несмотря на то, что это игра от третьего лица с видом сверху.

Главный герой оказывается в мрачном лесу, который отравлен неизвестной болезнью. Практически все люди, жившие в местных поселениях, погибли. Флора и фауна мутировала до неузнаваемости и стала крайне агрессивной. Игроку предстоит выживать в этом странном мире, постепенно раскрывая его историю, которая подается через сюжетные арки отдельных персонажей. Не всем тут можно доверять и зачастую игроку предстоит делать непростой выбор. Мир большой, бесшовный, процедурно генерируемый. В основе геймплея — сбор ресурсов и крафт. 

Крафтить придется все подряд — еду, оружие, снаряжение для выживания (например, фонарик). Не обошлось без магии, потому что болезнь Дарквуда имеет сверхъестественную природу (точнее об этом игрок узнает позже). Убивая кошмарных созданий, герой собирает эссенцию, из которой можно делать инъекции. Инъекции наделяют персонажа особыми способностями, не всегда положительными, предугадать исход невозможно. Еще одна особенность — причинно-следственные связи. Практически каждое решение игрока отражается на окружающем мире, поэтому есть несколько вариантов финала.

Miasmata

Год выхода: 2012

Разработчик: IonFx

Один из пионеров жанра. К сожалению, в свое время игра не получила распространения в ру-сегменте, а сегодня из-за устаревшего движка выглядит уже не так впечатляюще. Однако мы решили включить ее в наш топ, потому что она действительно захватывающая и по многим аспектам легко даст фору более современным проектам.

Главный герой — Робер Хьюз, ученый, который неизлечимо болен. Он уходит от цивилизации, обустраивает себе домик на берегу таинственного острова Эдем и начинает экспериментировать, ища лекарство от своего недуга. Вскоре он обнаружит на острове других ученых, которые пришли сюда каждый по своей причине, но остались все по одной. По острову разбросаны артефакты и руины от некоей цивилизации, что жила здесь много веков назад. 

Лишь собрав все воедино, герой поймет, что здесь происходит на самом деле. Элемент выживания связан с удовлетворением базовых потребностей в еде, обогреве, сне. Элемент хоррора определяет «страшная тайна» острова и жуткое существо, которое будет преследовать героя всю игру. Мир открытый, составление карты острова — важный геймплейный аспект. Движок в Miasmata оригинальный, в свое время давал беспрецедентный уровень детализации. Сейчас стоит поиграть ради сюжета, механики выживания и отличной мистической атмосферы.

Don’t Starve

Год выхода: 2013

Разработчик: Klei Entertainment

Во многом уникальный приключенческий боевик с элементами рогалика и выживания в процедурно-генерируемом лесу от независимой канадской конторы. На данный момент франшиза включает еще пять частей, но мы остановимся на первой, потому что с нее все началось. И потому что геймплейно между играми серии нет концептуальных отличий.

Главный герой — некий ученый Уилсон, который пойман злобным демоном и отправлен в параллельный мир. Этот мир одновременно существует по законам науки и магии, что делает его весьма колоритным. Задача игрока — сначала просто выживать, а потом подчинить законы этого мира силой своего невероятного интеллекта. Помимо режима приключения, есть режим выживания, который считается основным. Финала три — гибель героя, переход в новый мир или спасение персонажа по имени Максвелл. Каждый день делится на три фазы — днем игрок собирает ресурсы, ест, крафтит предметы. 

Вечером он должен готовиться к ночи, но геймплейно от дня вечер не отличается. Ночью ничего не видно и на игрока нападает монстр Чарли. У персонажа есть три параметра — здоровье, сытость и рассудок. Здоровье снижается в битвах с монстрами, при охлаждении и перегреве. Рассудок снижается постепенно сам по себе, ночью быстрее. Сытость также уменьшается постоянно. Снижение здоровья до нуля ведет к гибели, снижение сытости приводит к снижению здоровья. Самый интересный механизм — потеря рассудка, в результате чего персонаж начинает страдать галлюцинациями, которые со временем наносят ему физический урон. Все это — меньше половины игровых механик и возможностей.

Shelter

Год выхода: 2019

Разработчик: Might and Delight

На данный момент это единственная «лесная выживалка» в своем роде. Играть нам придется за барсучиху, которая не просто выживает в большом и полном опасностей лесу. У барсучихи целый выводок детей, которые пока не готовы к самостоятельной жизни, и это существенно осложняет жизнь игроку.

Выживание в Shelter действительно нетривиальное. Играя за барсучиху, нам предстоит искать обходные пути через различные препятствия (например, через бурные реки), сражаться с хищниками или отгонять их. Само собой, в наличии механика голода, но вы ведь помните, что у нас тут с пяток ртов, которые пока сами о себе позаботиться не могут? В дождь и ночью обязательно нужно найти убежище для себя и детей. 

А еще есть стихийные опасности вроде лесных пожаров. Причем барсучатам далеко не всегда получается с первого раза объяснить, что играть на поляне — не лучшая идея, потому что рядом на дереве засел коршун. Один из вариантов — завести детей в глубокую траву, чтобы птица их не увидела. И таких фишек в игре масса. Геймплей великолепно дополняется атмосферным звуком и необычной графикой. Финал истории спойлерить не будем. На данный момент выпущено несколько продолжений, где можно побегать за рысей, медведей и прочую лесную живность. Основные механики сурвайвла успешно кочуют из одной части в другую.

Far Cry Primal

Год выхода: 2016

Разработчик: Ubisoft Montreal

Это ролевой боевик с открытым миром, который нельзя обойти вниманием, если речь идет о выживании в лесу. На самом деле, от классического сурвайвла здесь почти ничего нет, ведь это все-таки Фар Край, у которого основные механики переходят из одной части в другую почти без изменений. Но как симулятор жизни первобытного племени в лесах доисторической Европы Primal не имеет себе равных.

Игра переносит нас на 10 тысяч лет назад, в начало мезолита. Главный герой — Таккар, единственный выживший из группы охотников, которые напоролись не на тех мамонтов. Сначала герой выживает в одиночку, затем создает собственное племя. Сюжет интересный и динамичный, с этой точки зрения многие считают Primal лучшей частью франшизы. Благодаря яркой детализованной графике доисторический лес выглядит потрясающе. Помимо схваток с животными и враждебными племенами есть неплохая механика крафта, основанная на сборе всевозможных ресурсов — от палок и камней до звериных шкур. 

Есть ролевой элемент, воплощенный в прокачке различных веток навыков. Определенная ветка позволяет приручать местную живность, вплоть до саблезубых тигров, что очень помогает в бою. Опасностей масса — хищники, уже упомянутые враждебные племена, болота. Есть масса интересных фишек, например, одно из DLC через шаманское зелье позволяет игроку перевоплотиться в мамонта и пройти короткую, но эпичную ветку за лидера местной пищевой цепочки.

Это далеко не все «лесные выживалки» на ПК. Мы постарались собрать самых лучших представителей сегмента. Возможно, что-то забыли и есть опусы, о которых обязательно нужно упомянуть. Будем рады вашему мнению в комментариях к статье!