Хороший сюжет нужен не каждой игре. Например, в файтинги и строительные симуляторы мы играем точно не ради сюжета. С другой стороны, интересная и грамотно поданная история будет большим плюсом для RTS или шутера. А в приключенческих играх и визуальных новеллах сюжет зачастую важнее игровых механик.

Интересно, что до понятия «сюжет» игровая индустрия дошла не сразу. Первая компьютерная игра («OXO») появилась в 1952 году, но первая компьютерная игра с сюжетом («Star Trek») выпущена лишь в 1971-м. Потом уже появилось сразу несколько текстовых квестов на основе системы DnD и, что называется, понеслась.

Революция случилась в 1980-м, когда Роберта и Кен Уильямс (будущие основатели «Sierra On-Line») выпустили первую графическую сюжетную игру – «Mystery House». Тогда стало понятно, что компьютерные игры вот-вот перестанут быть просто развлечением. Игроки начали ассоциировать себя с персонажами. Они захотели «проживать» эти истории, а не просто двигаться из пункта А в пункт Б.

С тех пор минуло 40 лет, игрострой шагнул так далеко, что многие игры стали опасно похожи на реальность. Сегодня мы рассмотрим лучшие из них. Игры с действительно интересным сюжетом, «переживательными» героями и атмосферным, запоминающимся миром.

Серия BioShock

Год выхода: 2007, 2010, 2013

Разработчик: 2K Boston, 2K Marin, Irrational Games

Несмотря на разные названия контор, всю трилогию выпускали одни и те же ребята. Причем первые две игры связаны сюжетом, третью сразу позиционировали как «духовного наследника». И все три действительно удались! Во многом благодаря тому, что во всех трех сюжет – не просто фон, а определяющий фактор, основа мотивации героя и игрока. В жанровом плане серия – шутер от первого лица с элементами RPG, а местами даже веет хоррором...

Действие первых двух игр разворачивается в 1960-е годы. Герой в результате авиакатастрофы случайно попадает в подводный город «Восторг», построенный миллионером Эндрю Райаном, который хотел создать на дне океана идеальное общество. Некоторое время у Райана все получалось. Но потом, как это часто бывает, что-то пошло не так… Вторая игра, как уже было сказано, сюжетно продолжает первую, но герой другой (без спойлеров, но это был гениальный ход!). Третья полностью сохраняет стилистику и манеру двух первых, но переносит нас в 1912-й на просторы летающего города «Колумбия». И вроде бы связи между «Колумбией» и «Восторгом нет… Но это пока не пройдешь DLC.

Max Payne

Год выхода: 2001

Разработчик: Remedy Entertainment

На данный момент франшиза включает три игры, но сюжет второй и особенно третьей сильно уступает первой. Причем если с третьей все ясно – ее делали Rockstar Games, то у второй тот же разработчик, что и у первой. Жанрово все части – шутер от третьего лица. Фишкой с точки зрения механики стала возможность замедления времени (эффект «bullet time»), которая в дальнейшем успешно копировалась в десятках других проектов.

Сюжет игры рассказывает историю детектива Макса Пейна (который получил внешность от сценариста и геймдизайнера Сэма Лейка). Пейн был «обычным копом», счастливым семьянином и просто хорошим парнем. Пока в какой-то момент банда обколотых наркоманов не ворвалась к нему в дом и не убила его близких. Дальше в стиле классики американского нуара Пейн начинает играть не по правилам, но сюжет тут совсем нетривиальный и действительно завораживает, заставляет сопереживать. Игра настолько «зашла», что в 2008 году по ней сняли одноименный фильм с Марком Уолбергом и Милой Кунис. И слава богу, снимал не Уве Болл! Так что кино достойное.

Silent Hill 2

Год выхода: 2001

Разработчик: Team Silent

В серии 8 основных игр и 7 ответвлений, плюс два фильма по мотивам и комикс. Но вторую часть олдфаги признают лучшей, без вариантов. Была надежда на девятую, которую делали Кодзима и Дель’Торо, но ее отменили. Жанрово вторая часть сочетает в себе все, что только можно – приключение, экшн, выживание, хоррор и даже психологический хоррор (да, есть и такой). В 2012 году вышел ремастер, но только на PS3 и Xbox 360.

Игра начинается с того, что главный герой получает письмо от жены, которая приглашает его в некий городок Сайлент Хилл в штате Мичиган. Все бы ничего, да только жена умерла три года назад. Но это героя не смущает, и он отправляется в туманный Сайлент Хилл, где, как говорит один из ключевых персонажей, «что-то не так». Дальше сюжет заводит героя в дебри самоанализа, предлагая по итогу 6 кардинально различных концовок, пути к которым совершенно неочевидны. С единственным DLC «Born from a Wish» (название-то говорящее…) история начинает играть принципиально новыми красками.

Kingdom Come: Deliverance

Год выхода: 2018

Разработчик: Warhorse Studios

Игру выпустили чехи и она про чехов, только про средневековых. Действие происходит в Богемии 1403 года на фоне конфликта короля Вацлава IV и его брата Сигизмунда. Уникальность игры в том, что это действительно первая игра, где вооружение, доспехи, архитектура и остальные элементы мира реконструированы, а не выдуманы. То есть это реально исторический боевик, а не фэнтезийный.

Главный герой – Индржик, сын кузнеца из Скалицы. Основной сюжет начинается с разграбления деревни наемными половцами из армии Сигизмунда. Герой, естественно, теряет семью и всех близких, но… геройствовать не спешит. Потому что игра все-таки ближе к реальности, чем к эпическому фэнтези. И сын кузнеца, при всем уважении, не ровня в бою профессиональному наемнику, и даже бандиту, который живет убийствами. Так что путь свой Индржик начинает с самых низов, буквально – с народного ополчения. Вот чем этот путь закончится… В общем, не зря в год выхода игра победила на Gamescom в номинации «Best PC Game».

Valiant Hearts: The Great War

Год выхода: 2014

Разработчик: Ubisoft Montpellier

На данный момент Ubisoft принадлежит 48 студий, одна из них – французская Montpellier почти 20 лет выпускала игры для консолей, потом было несколько не шибко удачных платформеров на ПК. И тут в 2014 году неожиданно выходит Valiant Hearts, квест-головоломка в сеттинге Первой Мировой войны. Ребята на Metacritic сразу дали ей 83/100, но не за уникальную рисовку и интересные задачки. За сюжет. Строго за сюжет.

Valiant Hearts: The Great War (жанрово – псевдо-трехмерный платформер) рассказывает четыре истории. Герои игры – немец Карл, француз Эмиль, американец Фредди и бельгийка Анна. Начинается сюжет в 1914 году с убийства Фердинанда и начала войны между Германией и Россией. Каждая история развивается независимо, но затем они невероятным образом пересекаются и сказать, что эти люди в итоге стали друзьями – значит ничего не сказать. Тем более, что в финале общего сюжета все будет уже не так безоблачно. Что ж, это война, без прикрас…

Hellblade: Senua’s Sacrifice

Год выхода: 2017

Разработчик: Ninja Theory

С самого начала ребята из Ninja Theory говорили, что проект инди, то есть бюджет будет минимальный. Поэтому геймеры закономерно не ждали шедевра. Но в итоге история кельтской воительницы Сенуа привлекла внимание прессы на уровне игры AAA-класса. Виной тому не игровые механики (они типичны) и не красивые локации (они интересны, но не поражают воображение). Причина в сюжете и атмосфере, у которых реально нет аналогов.

Главная героиня, потеряв мужа, сходит с ума. А проблема в том, что она – воин, вот прям профессиональный. Поэтому девушка не может просто смириться с потерей и отправляется в Хель, чтобы вернуть душу возлюбленного. С собой она берет его забальзамированную голову, которая нужна для ритуала воскрешения. Завязка кажется чистым безумием? Да, и это только начало! Сюжет Hellblade: Senua’s Sacrifice заходит значительно глубже, чем типичные игры жанров «темное фэнтези» и «психологический хоррор». Игрок раз за разом теряет связь с реальностью, переставая понимать – где настоящий мир, а где лишь грезы Сенуа. Но и это лишь поверхностный пласт истории…

The Path

Год выхода: 2009

Разработчик: Tale of Tales

В год выпуска проекта «Игромания» дала ему звание «Анти-игра года». Но не потому что The Path не удался. Он удался, но получилось нечто большее, чем компьютерная игра. Даже жанр невозможно определить – тут и хоррор, и психологизм, и симулятор ходьбы. Как сказали сами разработчики, «мы лишь создаем ситуацию, а ее сюжетный потенциал – это игровой процесс и воображение игрока». И правда, без воображения этот опус даже не стоит запускать.

Фабула проста и знакома каждому – это история Красной Шапочки. Тут есть героиня, точнее – шесть героинь, и каждая – Красная Шапочка, одна из ее версий. Тут есть тропинка к домику бабушки, Темный Лес и Серый Волк. Но история происходит в нашем времени. Главный нюанс с точки зрения сюжета – эту игру невозможно пройти, победа в ней невозможна. Игрок лишь может выбрать вариант поражения, но даже гибель героинь здесь не ведет к завершению сюжета. Потому что каждый их шаг, каждый их вздох – это символ. Задача игрока – расшифровать эти символы. Ну, хотя бы попытаться…

Horizon Zero Dawn

Год выхода: 2017 (2020 на ПК)

Разработчик: Guerrilla Games

Учитывая, что нидерландская контора Guerrilla Games до этого своего шедевра была известна лишь серией неплохих шутеров Killzone для PS, к проекту изначально не было доверия. Уж слишком амбициозным он казался. Но 10 миллионов проданных копий за 2 года заставили разработчика адаптировать игру под ПК, а потом и сиквел анонсировать, запланировав выпуск на 2021 год.

Horizon Zero Dawn представляет собой экшн-РПГ с открытым миром в сеттинге постапокалипсиса. В Золотой Век технологий что-то произошло, люди деградировали до костяных копий и первобытнообщинного строя, а по земле бродят динозавры. Огромные механические динозавры с продвинутым ИИ в своих исполинских головах. Играть нам предстоит за девочку по имени Элой, которую воспитывает племенной изгнанник Раст. В детстве Элой находит «Визор», артефакт прошлого, который оказывается устройством дополненной реальности. Дальше девушка взрослеет под бдительным управлением игрока и раскрывает историю таинственного мира, где Аполлон, Аид и Гея – это вовсе не имена древнегреческих богов.

Disco Elysium

Год выхода: 2019

Разработчик: ZA/UM

Эта история уже стала легендой – как инди-проект никому не известной эстонской конторы неожиданно получил награду «Игра года 2019», покорив миллионы сердец настолько нетривиальным сюжетом и настолько уникальной атмосферой, что ее даже не с чем сравнить. Игра обрела бешеную популярность, так что меньше чем через полгода ее выпустили под Mac, а в 2021-м адаптируют под PS4 и Xbox One.

Жанрово игра представляет собой РПГ с открытым миром и интерфейсом типа «point and click». Главный герой – полицейский-алкоголик, расследующий дело об убийстве в вымышленном городе Ревашоль. Город когда-то был центром коммунистической революции, но его слава давно померкла. Как и слава нашего героя, который, внезапно выйдя из очередного запоя, забыл вообще все – кто он, где он, зачем он. Это игроку и предстоит выяснить, а попутно – все-таки попытаться расследовать убийство, за которым, естественно, кроется нечто большее, чем нищета и хаотичная преступность, давно ставшие в Ревашоле нормой.

Мор (Утопия)

Год выхода: 2005 (2006 в мире)

Разработчик: Ice-Pick Lodge

За пределами СНГ игру знают как Pathologic. Ее выпустила российская компания, также известная без преувеличения легендарным шедевром «Тургор» (и его упрощенной версией «Тургор: Голос Цвета»). «Мор» представляет собой нетипичную смесь приключения, РПГ и экшна, которую разработчики определили как «симулятор поведения человека в условиях эпидемии, ориентированный на механизм принятия правильных решений». И с этим сложно поспорить, потому что в сюжете «Мора» решения определяют все – от глобальной реакции мира до доступных игровых механик. 

Место действия – безымянный город на краю пустошей, охваченный эпидемией смертельной инфекции. В игре три главных персонажа – бакалавр медицинских наук, гаруспик (читай – некромант, но без мистики) и девушка, потерявшая память. Игрок проходит истории героев последовательно, они развиваются параллельно, но напрямую не пересекаются. Каждый персонаж преследует собственные цели, причем они не обязательно совпадают с целями игрока, а порой – намеренно отличаются. Тут и приходится выбирать, причем выбор в игре всегда между плохим и очень плохим вариантом. Что касается переиздания 2019 года, то… лучше бы его не было.

О чем мы забыли сказать в этом обзоре?

О многом, и это правда. Потому что в настоящий момент есть масса игр с умопомрачительными сюжетами на уровне классики мировой фантастики. Detroit: Become Human, Dragon Age: Inquisition, Control, The Complex, Heavy Rain, франшизы Witcher, Mafia и Metro… Продолжать этот список можно очень долго. Причем действительно крутой сюжет реально встретить в играх всех жанров – от платформера (Limbo) до чистокровного шутера (а-ля история Блажковича). Так что единого мнения о топе быть не может.