Приключенческая игра (квест или бродилка) – это жанр компьютерных игр, отличительная особенность которого – интерактивное повествование. Упор в квестах делается на сюжет, исследование мира и решение задач, требующих интеллектуальных усилий.

Приключенческие игры родом из 70-х. Первой игрой этого жанра стал текстовый квест Colossal Cave Adventure, где игрок бродил по Мамонтовым пещерам штата Кентукки. Сегодня, спустя полвека, текстовые квесты все еще находят свою аудиторию, но в большинстве своем это инди-проекты. Куда популярнее другие поджанры – панорамные триллеры (Fahrenheit), симуляторы ходьбы (Firewatch), квесты-головоломки (серия Myst), визуальные новеллы (Seers Isle).

Есть, конечно, уникумы вроде Where the Water Tastes Like Wine, которые наряду с квестом сочетают в себе еще с десяток жанров – от ролевой игры до коллекционной карточной. Сегодня мы рассмотрим типичных представителей приключенческих компьютерных игр, лучших из лучших. И начнем с ламповых девяностых…

Myst

Год издания: 1993, 2000, 2015

Разработчик: Cyan (Cyan Worlds)

Одна из первых трехмерных интерактивных игр этого жанра. Живая классика, которая настолько «зашла», что ее уже дважды переиздавали и планируют издать еще раз. Причем ребятам из Cyan удалось сделать то, чем на моей памяти не может похвастаться ни один другой ремейк. Во всех переизданиях Myst меняется только графика. Никаких сюжетных и геймплейных изменений. И это плюс, потому что попытаться сделать шедевр лучше – значит испортить его.

Myst забрасывает игрока на таинственный остров, в библиотеке которого он находит две книги. В книгах заперты некие персонажи – братья Сиррус и Ахенар. Они рассказывают игроку, что их отец (Атрус) владеет Искусством – это умение создавать миры на страницах книг и «оживлять» их. По какой-то причине Атрус запер сыновей в книгах-тюрьмах. В книгах не хватает страниц, что не позволяет игроку воспринять историю целиком. Поиск недостающих страниц – основная цель на начальной стадии игры и сюжетная завязка. Потом все, конечно же, окажется сложнее.

Fahrenheit

Год издания: 2005, 2016

Разработчик: Quantic Dream (Оригинал), Aspyr Media (переиздание)

Первая ласточка овеянной легендами французской конторы Quantic Dream. Именно Fahrenheit ввел принципиально новый жанр приключенческих игр – панорамный триллер (или интерактивное кино). В 2005 году это был без преувеличения прорыв. В дальнейшем французы, не мудрствуя лукаво, продолжили удачную концепцию, выпустив еще целый ряд игр в этом жанре – Heavy Rain, Beyond: Two Souls и… о третьей игре студии мы поговорим чуть позже.

Сюжетная каша заваривается без раскачки – в первой же кат-сцене герой убивает незнакомца в туалете забегаловки, попутно ловя мистические флешбеки из чужой жизни. Потом приходит в себя и передается в управление игроку. В забегаловку как раз входит коп… Завязка нетривиальная, но игрок и близко не представляет, какие его ждут сюжетные коллизии! Кстати, игра переиздана в 2016 году американской компанией Aspyr Media. Сюжет, на удивление, не тронули, улучшили графику и перекроили управление.

Detroit: Become Human

Год издания: 2018 (на ПК 2019)

Разработчик: Quantic Dream

Это тот самый, третий шедевр Quantic Dream. Удивительно удачный идейный наследник Фаренгейта, но в этот раз сеттинг – научная фантастика, а если точнее – эталонный киберпанк. С андроидами, проблемой искусственного интеллекта и полу сумасшедшими гениями. Игра безумно красива (особенно Хлоя, могу признаться в этом, пока жены нет рядом), но топовая графика – далеко не единственный плюс.

Под руководством игрока три персонажа – андроид-детектив Коннор, андроид-универсал Маркус и андроид-домашний помощник Кэра. У каждого из них – своя история, причем игроку буквально каждую минуту придется делать выбор, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО меняющий течение сюжета. В итоге, сюжетные линии могут пересечься. А могут НЕ пересечься. Зачастую у одной миссии может быть больше десяти развязок, каждая из которых открывает или закрывает доступ к определенным событиям в последующих миссиях. Как вы понимаете, игра не для перфекционистов…

Серия Penumbra

Год издания: 2007, 2008

Разработчик: Frictional Games

В отличие от Myst, где кроме первой части достойных представителей в серии не нашлось (хотя всего их к настоящему моменту пять), франшиза Penumbra от независимой шведской конторы оказалась хороша в целом. Первая игра серии вышла в 2007-м, вторая и третья – в 2008-м. К жанру приключения здесь добавляется survival horror, то есть выживание с элементами «ужастика».

Сюжет первой части подается в виде флешбеков некоего физика Филиппа Лафрекса (само собой, созвучье с именем Лавкрафта не случайно). В 2000-м году после смерти матери герой (кстати, Лафрекс не главный герой игры) получает письмо от давно умершего отца и по его указаниям отправляется в заброшенную шахту на территории Гренландии. А дальше… дальше как в популярном меме: «Ничего не понятно, но очень интересно». Понятно станет потом, когда уже будет поздно. И для Лафрекса, и для главного героя.

Amnesia: The Dark Descent

Год издания: 2010

Разработчик: Frictional Games

Да, это снова шведы. И они снова сработали на пять баллов. На данный момент в серии две сюжетно независимые игры, но вторая (A Machine for Pigs) разработана другой студией и в целом… другая. В The Dark Descent, как и в Пенумбре, есть элементы хоррора и выживалки, но механики принципиально иные. Вместо борьбы с монстрами – борьба с подступающим безумием, вместо кирки в роли импровизированного оружия – трепещущий огонек свечи.

Игра начинается с пробуждения в старом замке. Герой тут же находит записку от самого себя, в которой говорится, что он намеренно выпил эликсир, стирающий память, и теперь ему нужно спуститься в подвалы замка, чтобы убить барона Александра. Но главная проблема – за героем охотится некая Тень, от которой можно только убегать, да и то недолго. Дальше по крупицам игрок собирает сведения о прошлом героя и о том, что вообще происходит вокруг. Попутно очень желательно не оставаться долго в темноте, чтобы не сойти с ума от страха. Хотя… это еще не самое ужасное из того, что может произойти…

Firewatch

Год издания: 2016

Разработчик: Campo Santo

Широко известный опус от американской конторы, получивший целую серию наград, включая Золотой Джойстик. Это приключенческая бродилка, подкупающая действительно глубоким сюжетом и беспрецедентной атмосферностью. Еще в глаза бросается оригинальный визуал, воплощенный известным художником Олли Моссом, который рисовал постеры для Тора, Мандалорца, Гарри Поттера и множества других франшиз.

Firewatch рассказывает историю персонажа по имени Генри. У его жены диагностировали Болезнь Альцгеймера и родители забрали ее к себе. Находясь на жизненном перепутье, Генри устраивается наблюдателем пожарной вышки в Национальном лесу Шошони. Дальше игроку предстоит осваивать живописные просторы национального парка, гонять студентов, устраивающих «несанкционированные пикники», общаться по рации с другими наблюдателями и… столкнуться с чем-то, что, возможно, выходит за рамки рационального понимания.

SOMA

Год издания: 2016

Разработчик: Frictional Games

И опять шведы, и опять хоррор. В этот раз – без мистики. Сугубая научная фантастика на стыке постапокалипсиса и киберпанка. Игра получилась крайне атмосферной, а сюжет тянет на шедевральный, без преувеличения. Отдельно критики отметили «скрытый геймплей», при котором на экране игрока нет никаких показателей героя (хотя они, как тот суслик, на самом деле есть).

В 2014 году главный герой Саймон Джаретт попадает в автокатастрофу, но выживает, получив необратимые повреждения мозга. Он соглашается на экспериментальное сканирование в передовой медицинской лаборатории, но во время сканирования теряет сознание и приходит в себя… в 2104 году. Оказывается, что он глубоко под водой, на исследовательской станции PATHOS-2, а все живое на земле уничтожено ударом кометы. Каково, а? И это только начало, буквально спустя полчаса геймплея завязка уже кажется откровенной банальностью на фоне основного сюжета…

Death Stranding

Год издания: 2019 (на ПК 2020)

Разработчик: Kojima Productions

Про Кодзиму-гения сегодня не слышал только человек, живущий в глубокой тайге без «благ цивилизации» в виде беспроводного Интернета. А если серьезно – почему японский геймдизайнер стал вдруг так популярен? Death Stranding – его первый, скажем так, сольный проект, который дает на выше означенный вопрос самый исчерпывающий ответ.

Death Stranding – смесь из множества жанров. И все же в основе здесь – приключения главного героя (воплощенного на экране несравненным Норманом Ридусом), путешествующего по просторам постапокалиптической Америки. Огромный открытый мир невероятной красоты, рельеф – как главный оппонент игрока, пересечение реальностей в духе «Темной башни» Кинга… В этой игре действительно много всего. Особенно много в ней смыслов. Поэтому Кодзиму и считают гением – он опередил время, рядовой геймер реально не готов к квестам такого уровня. Поэтому сейчас про Death Stranding говорят все, но мало кто в нее играет. И, создается ощущение, еще меньше людей понимает, зачем вообще это было сделано.

Life is Strange

Год издания: 2015

Разработчик: Dontnod Entertainment

У игры есть приквел и сиквел, но субъективно по сюжетной глубине и накалу с первой частью они несравнимы. По жанру это интерактивное кино, чем-то напоминающее уже упомянутый Фаренгейт. Главная героиня бродит по линейным локациям с тоннами диалогов и массой необязательных взаимодействий. Сюжет действительно хорош, моральный выбор на уровне андроидовского Детройта. Но главная фишка игры – способность героини поворачивать время вспять, чтобы изменить свой выбор или открыть новый вариант событий.

Максин Колфилд возвращается в родной город после пятилетнего отсутствия. Встречает старую подругу, узнает местные новости, главная из которых – внезапная пропажа некоей Рэйчел Эмбер. Дальше игра делится на пять независимых, но сюжетно связанных эпизодов. В ходе их прохождения игроку предстоит узнать историю маленького городка, которая в духе американских молодежных сериалов оказывается значительно сложнее и интереснее, чем кажется. И, конечно, моральный выбор на каждом шагу. Сюжет и правда нетипичный, да и главная механика игры позволяет тасовать события, точно карты в колоде.

Dear Esther

Год издания: 2012

Разработчик: The Chinese Room

Этого уникума разработала группа студентов из Университета Портсмута как оригинальную модификацию к Half-Life 2 на средства неожиданно полученного гранта. Игра удалась настолько, что в 2012 году перестала быть модификацией и вышла как полноценный продукт в Steam и GOG. Хотя… на самом деле игрой Dear Esther назвать сложно. Это определенно приключение, но скорее не в игровом мире, созданном на движке Unity, а в подсознании игрока.

Игрок без какой-либо предыстории оказывается на необитаемом острове. Интерфейса нет, целей и подсказок тоже. Бродя по острову, он слушает закадровый голос, который читает отрывки из каких-то писем. В итоге, эти отрывки складываются в цельную картину, а вот идентификация героя размывается. Игрок понимает, что здесь несколько персонажей, но за кого именно он играет – сказать сложно. Тем более, проходя локацию разными путями, игрок получает разные сведения в разном порядке, что позволяет собирать пересекающиеся, но независимые сюжетные пазлы. Что ждет в финале – спойлерить нет смысла. Тем более, что у каждого здесь свой финал.

Почему именно эти игры попали в ТОП-10?

Вопрос справедливый. К лидерам жанра можно причислить немало имен – уже упомянутые Heavy Rain, Beyond: Two Souls, а также What Remains of Edith Finch, The Stanley Parable, The Wolf Among Us и даже Agony (почему, собственно, нет?). И если рассказывать о каждой из этих игр – не останется времени поиграть в них!

Но есть еще одна сложность. Сегодня жанр компьютерных игр становится максимально расплывчатым понятием. Например, что мешает отнести к приключениям The Elder Scrolls V: Skyrim, серию Dark Soul или франшизу Devil May Cry? Да, это экшены, РПГ, «соулслайки», но вместе с тем это – приключения. Так что, наверное, определение игрового жанра – это и правда архаика. С приведенными выше шедеврами мы все же рекомендуем ознакомиться. Лично мы за последние 20 лет ни во что более увлекательное не играли.