Что заставляет нас перезапускать Civilization VI в сотый раз, создавать нового персонажа в Baldur's Gate 3 или снова подниматься по башне в Slay the Spire? Секрет кроется в умении разработчиков создавать системы, способные каждый раз предложить новый опыт, не теряя при этом своей основной привлекательности.

В эпоху, когда игровая индустрия ежегодно выпускает тысячи новых проектов, особую ценность приобретают те редкие произведения, к которым хочется возвращаться снова и снова. В этой подборке собрали именно такие игры.

Civilization VI

  • Разработчик: Firaxis Games
  • Дата выхода: 21 октября 2016
  • Платформы: Windows, macOS, Linux, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS, Android

Шестая по счету часть популярной серии, где игроки управляют цивилизацией с древних времен до космической эры. Геймеры вольны строить города, развивать технологии, вести дипломатию или просто сражаться за господство над миром аки Александр Македонский.

Любая начатая партия предлагает разный игровой опыт, и многое зависит от выбранной цивилизации. Играя за Рим, вы можете сосредоточиться на военной экспансии, а выбрав Корею, сделать ставку на научное развитие.

В игре представлено 50 различных цивилизаций, начиная от древних египтян и шумеров, и заканчивая современными американцами и японцами. Что касается типов стратегий, Civilization VI предлагает несколько веток развития, приводящих к победе.

Типичная партия в Civilization VI
  • Научная: к примеру, запуск колониального корабля на Марс;
  • Культурная: привлечение туристов со всего мира;
  • Религиозная: обращение большинства цивилизаций в свою веру;
  • Военная: завоевание всех столиц;
  • Дипломатическая: получение достаточного количества дипломатических очков.

Каждый тип победы требует своей стратегии развития. Система генерации карт добавляет еще один слой вариативности. Каждая следующая игра проходит на случайно сгенерированной карте. Расположение континентов, ресурсов, природных чудес и городов-государств на них каждый раз получается новым. С такой системой в Civilization VI можно наиграть даже не сотни, а тысячи часов.

Baldur's Gate 3

  • Разработчик: Larian Studios
  • Дата выхода: 3 августа 2023
  • Платформы: Windows, macOS, PS5, Xbox Series

Основанная на правилах Dungeons & Dragons, Baldur's Gate 3 позиционируется как духовный наследник классических RPG от BioWare. Larian Studios проделала серьезную работу по части реиграбельности, поскольку каждая комбинация расы и класса кардинально меняет не только боевые возможности, но и диалоги.

NPC реагируют на внешность и происхождение вашего персонажа. Разные классы открывают уникальные пути решения задачи. Практически каждый диалог предлагает несколько вариантов ответов, многие из которых имеют долгосрочные последствия.

Осторожно, не умрите раньше времени

Один и тот же квест можно решить десятком разных способов, начиная от дипломатии и обмана, и заканчивая грубой силой или скрытностью. Некоторые персонажи могут погибнуть или покинуть группу в зависимости от ваших решений, что полностью меняет развитие сюжета и доступные романтические линии.

Разные концовки, секретные области, скрытые квесты и различные пути прохождения локаций делают каждое новое прохождение открытием. Многие игроки проводят в Baldur's Gate 3 сотни часов, каждый раз обнаруживая новые детали, диалоги и способы решения квестов.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители глубоких ролевых игр
Игра предлагает невероятную свободу выбора и множество способов прохождения с реальными последствиями решений
goodНелюбители пошаговых боев
Все сражения пошаговые, что может показаться медленным, особенно в битвах с большим количеством врагов
Особенности игры

graphicsСюжет и повествование
85
graphicsПерсонажи и спутники
80
graphicsРолевая система (D&D 5e)
75
graphicsСвобода выбора и последствия
70
graphicsГрафика и визуальный стиль
65
graphicsРеиграбельность
60
graphicsБоевая система
55
graphicsОзвучка и музыка
50
Интересные факты

Многие игроки проводят в игре более 500 часов и продолжают находить новый контент и диалоги даже после многократных прохождений
Полное прохождение может занять более 250 часов, если исследовать всё содержимое игры
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О BALDUR'S GATE 3

Slay the Spire

  • Разработчик: Mega Crit Games
  • Дата выхода: 23 января 2019
  • Платформы: Windows, macOS, Linux, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS, Android

Игра представляет собой необычный симбиоз карточных игр и RPG, где игрок поднимается по таинственной башне, сражаясь с монстрами при помощи карт, параллельно улучшая собственную карточную колоду. Реиграбельность Slay the Spire построена на нескольких ключевых принципах. В игре доступны четыре героя.

  • Железный Латник (фокус на защите и силе);
  • Безмолвная (яд и ловкость);
  • Осквернитель (хаос и энергия);
  • Наблюдатель (уникальные орбы и фокус).

Каждый персонаж имеет совершенно разный набор карт и механик, что требует кардинально различных стратегий. Система построения колоды является ключом к реиграбельности. После каждого боя вы можете выбрать новую карту из трех предложенных, а также улучшать существующие карты или удалять ненужные.

ККИ + RPG + roguelike = конец твоему свободному времени

Даже играя одним персонажем, вы можете создать десятки различных архетипов колод. Карта башни генерируется случайно, предлагая разные пути с разными наградами. Платить приходится непредсказуемым риском. Вы можете выбрать безопасный путь через магазины и места отдыха или попытать удачу, сражаясь с элитными монстрами ради мощных артефактов.

После каждой победы над финальным боссом открывается новый уровень сложности, который добавляет новые правила, усиливает врагов или дает им дополнительные способности. Это означает, что даже освоив базовую игру, вы можете продолжать совершенствовать свои навыки на более высоких уровнях сложности. Достаточно для реиграбельности?

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodВзрослые игроки с ограниченным временем
Возможность прервать игру в любой момент и вернуться позже без потери прогресса
goodИгроки, не любящие RNG и случайность
Игра во многом зависит от случайных карт и событий
Особенности игры

graphicsРеиграбельность/глубина
68
graphicsАддиктивность/затягивающий геймплей
56
graphicsБаланс/сложность
42
graphicsРогалик-механики
34
graphicsКарточная механика/колодостроение
32
graphicsМодификации/поддержка мастерской
24
graphicsДоступность/простота освоения
22
graphicsЦена/Ценность
18
Интересные факты

Игру называют "эталоном" и "матерью" всех колодостроительных рогаликов, с которой сравнивают все другие игры жанра
Некоторые игроки имеют более 6000 часов игрового времени и всё ещё находят новые взаимодействия между картами
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О SLAY THE SPIRE

Risk of Rain 2

  • Разработчик: Hopoo Games
  • Дата выхода: 11 августа 2020
  • Платформы: Windows, Stadia, PS5, Xbox Series, PS4, Xbox One, Nintendo Switch

Трехмерный rogue-like шутер от третьего лица, основой реиграбельности которого служит система выживших. Для первого пласта представлены персонажи с разными наборами способностей. Каждый выживший определяет стиль игры.

  • Коммандо специализируется на стрельбе из автоматического оружия.
  • Хантрес использует лук и ловкость.
  • Инженер полагается на турели и мины, может экипировать два основных оружия одновременно.
  • Мул-Т может экипировать два основных оружия одновременно.

Со временем открываются еще более экзотичные персонажи вроде Акрида с ядовитыми атаками или Капитана с орбитальными ударами. Но ключевой механикой Risk of Rain 2 считается масштабирование сложности со временем. Чем дольше длится забег, тем сильнее становятся враги, но и тем больше предметов вы успеваете собрать.

Типичный поход в Risk of Rain 2

Такая система создает то самое напряжение. Вы можете быстро проходить уровни, оставаясь относительно слабым, или задерживаться, рискуя столкнуться с более опасными противниками, но получив мощные улучшения.

Каждый забег превращается в балансирование между жадностью и осторожностью. А система предметов дает чуть ли не бесконечную вариативность. В игре сотни артефактов. Некоторые представляют собой простые улучшения урона, другие радикально меняют механики игры.

Часть предметов дает синергию при комбинации. Собрав несколько копий одного артефакта, вы можете превратить обычный выстрел в разрушительный. Комбинации очень вариативны, благодаря чему даже одним персонажем можно создать десятки различных билдов.

Steam

Пополнение Steam

ПОПОЛНИТЬ
Деньги поступят в течение 1 минуты

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители рогаликов
Предлагает уникальный 3D-опыт с высокой реиграбельностью и процедурной генерацией
goodИгроки, не любящие багги и недоработанные игры
Множество технических проблем после последних обновлений
Особенности игры

graphicsБагги и глюки после обновления
75
graphicsГеймплей и механики
60
graphicsПривязка к частоте кадров
50
graphicsПроблемы с балансом
45
graphicsРазнообразие персонажей и предметов
40
graphicsСаундтрек
35
graphicsРеиграбельность
30
graphicsСложность
25
Интересные факты

Игра превратилась из 2D в 3D во второй части, что считается редким успешным преобразованием в игровой индустрии
После приобретения игры Gearbox качество игры заметно упало, что привело к массовому негативу от сообщества
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О ROR

Серия Bioshock

  • Разработчик: 2K Boston (позже Irrational Games), 2K Australia
  • Дата выхода: 21 августа 2007
  • Платформы: Windows, macOS, PS3, Xbox 360, iOS

Ключом к реиграбельности является система плазмидов и тоников — генетических модификаций, дающих игроку сверхъестественные способности. В первых двух частях Bioshock можно экспериментировать с десятками различных плазмидов. Есть классические в виде молний и огня, а как насчет способностей вроде роя пчел или телекинеза?

Каждый плазмид можно комбинировать с другими, создавая уникальные тактические решения. Например, заморозить врага льдом, а затем разбить его гаечным ключом, или использовать телекинез для метания взрывчатых предметов. Можно перенастроить турель и взломать разум врага, чтобы потом прибежать в зону видимости и....

Как это играется

Фактически вы можете стать кем-то вроде местного мага, сделав ставку на генетические способности, а оружие использовать лишь как дополнение. Еще здесь много секретов, спрятанных в каждой из частей франшизы.

Аудиодневники, скрытые комнаты, отсылки и подтексты открываются только при внимательном исследовании. Многие игроки проходят серию несколько раз, каждый раз обнаруживая новые детали повествования или экспериментируя с новыми комбинациями способностей.

Серия Path of Exile

  • Разработчик: Grinding Gear Games
  • Дата выхода: 23 октября 2013
  • Платформы: Windows, macOS, PS5, PS4, Xbox Series, Xbox One

Реиграбельность Path of Exile построена на невероятно сложной и глубокой системе прокачки персонажа. Главной особенностью является гигантское Древо Пассивных Навыков — сетка из более чем 1300 узлов, общая для всех классов.

Каждый класс начинает в разной части древа, но теоретически персонаж может достичь любого узла. Это означает практически бесконечное количество вариантов развития персонажа. Один и тот же класс можно превратить в танка, мага, лучника или гибридного бойца. Все зависит от выбранного пути в древе.

Первые шаги в PoE 2

Уникальна здесь и система навыков. Вместо изучения заклинаний персонажи используют гемы, которые вставляются в экипировку. Их можно модифицировать, создавая комбинации. Например, простой огненный шар можно превратить в мультиснаряд, добавить проникновение сопротивлений, критический урон или даже заставить его вызывать других существ. Количество возможных комбинаций исчисляется тысячами.

Система лиг добавляет реиграбельности. Каждые три-четыре месяца новая лига привносит уникальные механики, новых боссов, предметы и челленджи. Лиги могут кардинально менять геймплей. Одна может фокусироваться на крафте предметов, другая — на сражениях, третья — на исследовании подземелий. После окончания лиги персонажи переносятся в стандартный режим. Закладывайте сюда пару-тройку тысяч часов.

The Stanley Parable

  • Разработчик: Galactic Cafe
  • Дата выхода: 17 октября 2013
  • Платформы: Windows, macOS, Linux

The Stanley Parable использует совершенно иные принципы, нежели традиционные игры. Вместо прокачки персонажа или сбора предметов здесь каждое новое прохождение открывает альтернативные пути развития сюжета.

Игра начинается одинаково. Стэнли, офисный работник, обнаруживает, что все его коллеги исчезли. Рассказчик с британским акцентом начинает направлять его действия, но игрок может выбирать — следовать инструкциям или игнорировать их. Каждое решение ведет к совершенно разным концовкам и ситуациям.

Основой реиграбельности можно назвать конфликт между игроком и рассказчиком. Последний ожидает, что вы будете следовать его истории, но игра постоянно предлагает возможности для неповиновения. Можно пойти в другую сторону, нажать красную кнопку вопреки предупреждениям, или просто стоять на месте, игнорируя все указания.

Как это выглядит

Рассказчик реагирует на каждое действие — от разочарования до ярости, от попыток вернуть контроль до философских размышлений о природе выбора. Игра содержит множество концовок от трагичных и абсурдных, до метафизических комедийных.

Некоторые пути открываются только после определенных действий в предыдущих прохождениях, что заставляет игроков экспериментировать и искать новые варианты. При этом сам факт повторного прохождения становится частью повествования.

Интересное про игру

Кому подойдет и нет

goodЛюбители нестандартных повествовательных игр
Игра предлагает уникальный опыт взаимодействия с рассказчиком и историей
goodИгроки, ищущие экшн и традиционный геймплей
Это в основном 'симулятор ходьбы' без боевой системы и сложных механик
Особенности игры

graphicsУникальный нарратор/повествование
85
graphicsМножество концовок и выборов
70
graphicsЧерный юмор и сатира
65
graphicsМета-комментарии и четвертая стена
60
graphicsПростой геймплей (ходьба)
55
graphicsФилософский подтекст
45
graphicsНеобычные достижения
40
graphicsКороткая продолжительность
35
Интересные факты

Игра имеет достижение, которое можно получить только не играя в нее в течение 5 лет, а затем вернувшись
Существует концовка, в которой нужно просидеть в чулане для швабр около 15 минут
ЕЩЕ БОЛЬШЕ О THE STANLEY PARABLE

Deus Ex: Human Revolution / Mankind Divided

  • Разработчик: Eidos‑Montrеal
  • Дата выхода: 23 августа 2011
  • Платформы: Windows, macOS, PS3, Xbox 360, Wii U

Киберпанк до того, как СD Projekt Red выпустила Cyberpunk 2077. Ключом к реиграбельности здесь можно назвать систему «четырех столпов» геймплея, которая предлагает множественные подходы к решению любой задачи. Каждую ситуацию можно пройти как минимум четырьмя способами:

  • Боевым (прямое столкновение);
  • С помощью стелса (скрытное проникновение);
  • Хакингом (взлом систем безопасности);
  • Социальным (убеждение и манипуляции).

Например, чтобы попасть в здание, можно взломать дверь, пробраться через вентиляцию, убедить охранника пропустить вас или просто ворваться с оружием наперевес. Система аугментаций (аналог имплантов) также дает бонусы в развитии персонажа.

Дженсен может прокачивать собственное тело достаточно гибко, начиная от невидимости и бесшумного передвижения, и заканчивая мощными боевыми аугментациями и укрепленными руками для пробивания стен.

Уровни спроектированы «многослойно», каждый с множественными путями решения. На локации содержатся секретные проходы, альтернативные маршруты и скрытые комнаты. Система выборов и последствий добавляет нарративную реиграбельность.

Dishonored 1/2

  • Разработчик: Arkane Studios
  • Дата выхода: 9 октября 2012
  • Платформы: Windows, macOS, Linux, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One

Dishonored построена на уникальной системе хаоса, которая отслеживает, насколько жестоко игрок проходит миссии. Каждое убийство увеличивает уровень хаоса в мире, что влияет на количество крыс, агрессивность стражей, диалоги персонажей и концовку игры.

Такая система создает два кардинально разных подхода к прохождению — постоянный хаос с активным использованием летальных способностей и более умеренный, с акцентом на скрытность и нелетальные решения. Каждый подход требует разных навыков.

Система сверхъестественных способностей предлагает приличную творческую свободу. Протагонист может телепортироваться через короткие расстояния, останавливать время, вселяться в крыс и рыб, призывать стаи хвостатых или создавать ветровые порывы.

Уровни спроектированы как вертикальные лабиринты с множественными путями прохождения. Каждая миссия предлагает десятки различных маршрутов: можно пробираться по крышам, через канализацию, маскироваться среди гостей на вечеринке или использовать служебные проходы.

Dishonored также известна своими чисто техническими челленджами. Многие игроки пытаются пройти игру без единого убийства, обнаружения, использования способностей или даже комбинируя все эти ограничения.

The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom

  • Разработчик: Nintendo EPD
  • Дата выхода: 12 мая 2023
  • Платформы: Nintendo Switch, Nintendo Switch  2

Песочница всех песочниц для самых занимательных инженерных умов. Заложенная еще в The Legend of Zelda: Breath of the Wild философия исследования мира поощряет эксперименты. При выходе сиквела Nintendo намеренно создала так называемый emergent gameplay — систему, где взаимодействие различных механик порождает неожиданные результаты.

К примеру, способность Fuse позволяет соединять любые предметы для создания уникального оружия и инструментов. А Ultrahand вообще меняет подход к решению головоломок и исследованию мира. Эта сила позволяет соединять объекты в сложные конструкции. Каждая задача может быть решена десятками различных способов, ограниченных только воображением игрока.

Как хотите, так и проходите

Храмы-головоломки часто имеют «правильное» решение, но игроки регулярно находят совершенно неожиданные обходные пути. Recall дает возможность обращать время для отдельных объектов — можно заставить упавший камень подняться обратно, использовать движущуюся платформу в обратном направлении, или даже отправить снаряд врага обратно к нему.

Каждый регион можно проходить в любом порядке. Добавляем сюда систему погоды, физику, возможность строить роботов, машины, летательные аппараты, надземный и подземный мир... и получаем сотни часов геймплея на одно прохождение. А второе будет совершено не похоже на первое. Потому что вы поняли, почему.


В мире, где время становится все более ценным ресурсом, умение создать по-настоящему реиграбельный проект становится одним из важнейших навыков разработчика. И величайшим подарком для игрока. Парадокс реиграбельности заключается в том, что чем больше мы играем в такие игры, тем лучше понимаем их глубину, и тем сильнее хотим играть еще.

Каждая из рассмотренных игр по-своему решает задачу создания бесконечного контента из конечных ресурсов, будь то через процедурную генерацию или сложные геймдизайнерские (и левел-дизайнерские) решения. Возможно, именно в этом кроется формула. Надеемся, эта статья помогла вам найти именно такой проект.

Заглавное фото: pcgamer.com