Первый шлем виртуальной реальности создали в 1968-м, а первую VR-игру – в 1990-м. Это был аркадный автомат Virtuality Group, который вдохновил Бретта Леонарда на культовый опус «Газонокосильщик». С тех пор минуло больше 30 лет, и сегодня с Oculus Rift в руках мы за обычным ПК достигаем такого уровня виртуальности, о котором романтики типа Леонарда только мечтали.

Half-Life: Alyx

Разработчик: Valve

Год выхода: 2020

Пожалуй, это самый долгожданный из VR-проектов, который хоть и не заполнил собой вакуум в сердцах фанатов серии, но все же порадовал как никогда атмосферным возвращением в Сити 17. Это первая игра по вселенной HL, вышедшая с релиза Half-Life 2: Episode Two в 2007 году. Сюжетно она возвращает нас на 5 лет назад, до событий второй части. Главным героем неожиданно стал не Гордон Фримен, а Аликс Вэнс, которая раньше была второстепенным персонажем.

Игра рассказывает историю о том, как Вэнс и ее отец в составе Сопротивления на протяжении многих лет боролись с «Альянсом», захватившим контроль над миром. Сюжет интересный, с яркими персонажами, изобилует неожиданными поворотами. Все, как умеет Valve. Особенно эпичен послетитровый финал, но обойдемся без спойлеров. Главная фишка игры – ее виртуальность, она предназначена для VR-очков. Можно играть в обычном режиме, но… бессмысленно. Потому что уровень погружения и интерактивности в  Half-Life: Alyx безальтернативный. Именно так виртуальную реальность рисовали фантасты лет 20-30 назад. Что тут говорить, если один американский учитель даже провел в игре урок геометрии для школьников! А на Метакритике пользователи поставили этому шедевре 93 балла. Тут уж точно комментарии излишни.

The Elder Scrolls V: Skyrim VR Edition

Разработчик: Bethesda Softworks

Год выхода: 2018 (для ПК)

Бедолага Скайрим, за 10 лет его перевыпустили уже 4 раза. Но «Беседу» можно понять – почему бы не продолжать доить проект, коммерческий потенциал которого никак не показывает дно? Хотя виртуальный вариант действительно удался – на него уже успели напилить несколько сотен модов, а на Reddit доминирует безапелляционное мнение, что это лучшая VR-игра из когда-либо созданных.

С точки зрения сюжета, это тот самый The Elder Scrolls V: Skyrim 2011 года, плюс три официальные дополнения – Dawnguard, Hearthfire, и Dragonborn. Разница в том, что игра полностью виртуальная, а окружение отличается высокой степенью интерактивности. Графику тоже подкрутили, но тут, как и с оригинальной игрой, рекомендуется погуглить моды – их в достатке, и многие действительно переводят картинку на принципиально иной уровень. При этом нужно понимать, что это целый мир, игра действительно поражает воображение масштабами. Говорят, тут можно часами рассматривать кроны колышущихся на ветру деревьев, до боли в позвонках задрав голову… Единственный нюанс – по опросам это самая «укачивающая» VR-игра. Не стоит ее выбирать для первого знакомства с виртуальными развлечениями.

Fallout 4 VR

Разработчик: Bethesda Game Studios

Год выхода: 2017

Из названия понятно, что это еще один порт, и снова от «Беседы». Тут мнения кардинально разделились, как и в случае с самим четвертым Фоллаутом. Однако многие олдфаги, которые во время оно до дыр затерли легенду от Black Isle Studios и в принципе не признавали детищ Bethesda Game, для этого продукта сделали исключение. И не зря!

Сюжет полностью дублирует исходный Fallout 4. Игрок – выходец из Убежища 111, который, наконец, покидает родные коридорные пенаты с намерением покорить постапокалиптическую Америку, вооруженный желтозубой харизмой и ржавым стволом. А дальше – огромный открытый мир и полная свободна действий. Графика со времен оригинальной игры стала лучше, появилось много новых локаций и агрессивной живности. Боевую систему и крафт тоже модифицировали под VR, чтобы это было действительно удобно. Хотя отзывы в Стиме смешанные, профессиональные обзорщики отмечают массу фич. Например – реальное прицеливание, когда совмещение целика и мушки на стволе заставляет пулю лететь точно в цель. Плюс хвалят «эффект объема» и общую атмосферность, что заставляет порой реально поверить в трехмерные Пустоши.

The Walking Dead: Saints and Sinners

Разработчик: Skydance Interactive

Год выхода: 2020

Иногда эту часть «Ходячих» сравнивают с Alyx. Насколько это справедливо – сложно сказать, потому что перед нами две совершенно разные игры, у которых лишь одна точка соприкосновения – VR. Saints & Sinners – это не про сюжет, научную фантастику и прочие «смыслы». Это про атмосферную мясорубку, когда кровь от разрубленного пополам зомби брызжет в лицо, и невольно хватаешься за щеку, будто и вправду ощутив на ней что-то теплое и липкое. Играя в такие игры, невольно думаешь, что, быть может, VR технологиям не стоит переступать некоторые границы…

The Walking Dead: Saints and Sinners рассказывает историю простого жителя Нового Орлеана, которому посчастливилось пережить начало зомби-апокалипсиса. Теперь ему предстоит выживать в беспрецедентно жестоком мире, где опасности повсюду – ходячие мертвецы, голод, болезни. Но, как обычно, опаснее всего другие выжившие – с ними никогда не знаешь, чего ждать. Игра реально атмосферная и очень красивая. Звуки и сама VR-технология создают мощный эффект присутствия, чувствуется объем и масштаб мира. В плане геймплея тоже полный набор – хардкорный сурвайвл с продуманным крафтом, реалистичная система ближнего и дальнего боя. Особая фишка игры – колоссальная вариативность прохождения. Тут буквально каждое действие игрока меняет город, так что у каждого без преувеличения свой финал.

Pavlov VR

Разработчик: Vankrupt Games

Год выхода: 2017

Говорят, CS:GO бессмертна, и это правда. Говорят, Escape from Tarkov – лучший симулятор наемника, и тут тоже не поспоришь. А что если взять лучшее из обоих проектов, и завернуть в VR? Получится Pavlov – беспрецедентный виртуальный шутер с сумасшедшим экшном и пугающе реалистичной физикой оружия.

Сразу отметим – игра все еще в раннем доступе, но она активно допиливается – разработчик прислушивается к комьюнити и регулярно выкатывает патчи. На данный момент это просто сессионный шутер, никаких сюжетов. Все модели оружия взяты с настоящих, причем проработка невероятная – от текстур до баллистики снарядов. К лобби нет нареканий – игры находит сразу, катки динамичные и быстрые, потому что карты небольшие, но продуманные. Есть несколько игровых режимов, внутренняя рация между командами, масса других прибабахов. А теперь ключевой момент – вы ведь подумали, что по антуражу это плюс-минус CS, верно? Так вот не совсем, потому что кроме современной эпохи представлено вооружение времен Великой Отечественной – советское, немецкое и американское. К вооружению прилагаются антуражные карты и скины. Проект планируется допиливать и по другим эпохам.

Lone Echo

Разработчик: Ready at Dawn

Год выхода: 2017

А это уже что-то действительно оригинальное. Никакой стрельбы и экшна, но ремонт обшивки космического корабля в открытом космосе накачивает адреналином не хуже, чем тот же Павлов. Геймплей крайне многоплановый с важной особенностью – он симулирует перемещения в условиях отсутствия гравитации. Опыт непередаваемый, что в сочетании с современной графикой дает отличное погружение в мир. Одна проблема – это эксклюзив для очков Oculus RIFT.

Действие разворачивается в 2126 году. Игрок берет под контроль андроида по прозвищу «Джек», выполняющего функции штатного ремонтника на горнодобывающем корабле Кронос 2, который возвращается с Сатурна, завершив очередную вахту. Неопознанная аномалия нарушает работу систем корабля, а потом появляется еще и неопознанный корабль. Дальше сюжет спойлерить мы не будем, ибо он хорош, на уровне качественной научной фантастики. С точки зрения геймплея основной момент мы обозначили – игрок действует в условиях невесомости. Это значит, что для движения по коридорам корабля нужно постоянно за что-то хвататься и от чего-то отталкиваться. Учитывая, что игра отслеживает движение рук с помощью Oculus Touch, игровой процесс получился интригующим и необычным. Аналогов пока нет.

Asgard’s Wrath

Разработчик: Sanzaru Games

Год выхода: 2019

Игру приняли тепло и сразу нарекли эталоном виртуального блокбастера. Вероятно, выбор сеттинга сыграл свою роль, потому что игрока ждут приключения в ожившем мире древнескандинавской мифологии. А это значит, что будет много битв с троллями и драуграми, много пафосных диалогов и эпичных локаций. И всего этого добра – на, как минимум, 35 часов чистого геймплея.

По сюжету игрок – безымянный (пока) младший бог, наставником которого выступает Локи (тот самый). Игроку нужно определить судьбу пяти смертных, за которых ему предстоит пробираться через толпы врагов и невероятно красивые пейзажи. У каждого из смертных – свое оружие и стиль боя, но для всех одна и та же система из нескольких типов атак и парирований. Плюс можно подобрать клинок поверженного врага, но нужно быть готовым к тому, что физика у огромного двуручника будет совсем другой, нежели у короткого одноручного клинка. Еще есть волшебство (дистанционные атаки), для восполнения здоровья смертным необходимо регулярно питаться. Можно поймать какое-нибудь приглянувшееся животное и сделать его фамильяром, превратив в оборотня. В перерывах между битвами придется решать довольно нетривиальные головоломки.

Raw Data

Разработчик: Survios

Год выхода: 2017

И снова к научной фантастике! В этот раз не космос, а недалекое киберпанковое будущее с органичным налетом сюрреализма, где опасность роботизированного восстания внезапно оказалась реальнее, чем полагали народные массы. Тривиальная история с нетривиальной развязкой реализована в полноценном виаре с упором на динамичные схватки, где не поймешь, что лучше выбрать – световые мечи или пару лазерных Узи.

Сюжет в наличии, но он здесь не главное. Действие разворачивается в 2271 году, где миром правит Корпорация Эдем. Игрок – агент подпольной группы SyndiK8, которая знает, что цель Эдема – не мир во всем мире, а достижение цифрового бессмертия для элиты. Дальше – яркие открытые уровни с сотнями роботов, которых объединяет одно – желание поскорее прервать жизненный цикл героя. При этом игра ролевая – есть четыре персонажа, которые кардинально отличаются манерой ведения боя. Есть элементы стелса и паркура, но они не подменяют, а эффектно дополняют качественный шутер. Из других особенностей – огромный футуристичный арсенал, враги, которые адаптируются к стилю игрока, и кросс-платформенные PVP-схватки. Важный момент – до последнего обновления перемещаться можно было только телепортированием, но теперь игроку дана полная свобода перемещений, что, конечно, вдохнуло в проект новую жизнь.

Blade & Sorcery

Разработчик: WarpFrog

Год выхода: 2018

Эта VR-игра уникальна тем, что еще никто не предлагал нам действительно реалистичную физику холодного оружия. Как это выглядит на деле – невозможно объяснить, нужно пробовать. Помимо всевозможных мечей и топоров в этой фэнтезийной песочнице есть еще луки, арбалеты и даже магические посохи. На данный момент игра в раннем доступе и активно дорабатывается.

Сюжета нет от слова «совсем». Тут про другое. Игрок выбирает один из трех классов (воин, рейнджер, маг) и отправляется на арену к ботам или таким же как он, удалыми рыцарям виара. Арен много, народа хватает, из режимов пока только типичный deathmatch, но ничто не мешает объединиться с товарищем и урабатывать остальных на пару. С физикой все и правда интересно – чем оружие тяжелее, тем медленнее оно движется. Нужно учитывать траекторию удара, вес, инерцию. А еще из шлема достать топор куда сложнее, чем из голой вражеской спины. При этом можно совершать практически любые финты, например – перехватить полуторник в нижней трети и колоть техникой полумеча по классике средневековых фехтбуков. А еще можно пнуть врага, чтобы он свалился с обрыва, или ударить головой о каменную стену. В качестве резюме по впечатлениям приведем коммент из Стима: «Весьма душевный вышел экспириенс».

SUPERHOT VR

Разработчик: SUPERHOT Team

Год выхода: 2017

В год выхода этот оригинальный проект получил сразу 4 премии «Игра года». Никто и подумать не мог, что можно сделать VR-игру, которая покажет нам, как чувствовал себя Нео в Матрице. При этом нет навороченной графики и вообще нет сюжета. Здесь это и правда было бы лишним.

Итак, проект инди, разработан и издан микро-конторой, которая до того момента игры вообще не делала. Но подошли ребята с душой – это факт. Намеренно упрощенная графика лишь подчеркивает главную фишку геймплея – замедление времени, но не в том контексте, как мы обычно привыкли. Время здесь движется только тогда, когда движется игрок. А чем быстрее он совершает действия – тем больше течение времени приближается к естественному. Это позволяет совершать немыслимые кульбиты, например – уворачиваться от пуль и даже рассекать их ножом. Плюс полностью интерактивное окружение, то есть можно перемахнуть через балюстраду, спасаясь от толпы врагов. Или схватить со стола стальное блюдо, прикрыться им от пули, а потом бросить в голову противника. Звучит интересно? Это только начало! Потому что в любой момент можно броситься оружием в оппонента и перейти к рукопашной. По итогу, вариативность победы ограничивается только двумя факторами – фантазией игрока и размерами игровой комнаты.

О чем еще стоит упомянуть

В последние 5 лет вышло огромное количество VR-игр. Их популярность обусловлена в том числе тем, что очки виртуальной реальности становятся все доступнее. В наш топ не вошли десятки действительно хороших игр, но все их собрать в одной статье просто нереально.

Отдельно хочется отметить порты No Man's Sky VR, Subnautica VR и Hellblade: Senua’s Sacrifice VR, потому что каждый из них открыл оригинальную игру в принципиально новом ракурсе. А совсем под занавес перечислим еще с пяток проектов, заслуживающих внимания: Vader Immortal, Arizona Sunshine, Beat Saber, Edge of Nowhere, Stormland, Sairento, Last Labyrinth.

Каждая из этих игр – уникальный эмоциональный опыт и приключение, которое не забывается. Но VR-технологии не стоят на месте. Так что – то ли еще будет!