В этой статье мы исследуем 10 культовых серий: Warcraft, Final Fantasy, XCOM, Star Wars, Halo, Resident Evil, Warhammer 40,000, Fallout, Super Mario и The Legend of Zelda. Посмотрим на их вклад в индустрию и на то, как эволюционировали их жанры.
Warcraft
Источник: arstechnica.com / Warcraft III
Серия Warcraft берет начало в 1994 году с выходом Warcraft: Orcs & Humans. Эта игра стала одной из первых стратегий в реальном времени (RTS), заложив основы жанра наряду с Dune II. Warcraft III: Reign of Chaos вышла в 2002 году и стала знаковым проектом, который не только усовершенствовал RTS-механики, но и ввел элементы RPG, например, героев со своими способностями и прокачкой. Это нововведение в дальнейшем вдохновило игроделов на создание жанра MOBA, включая такие игры как Dota, которая, кстати, изначально была картой для Warcraft.
Но настоящий прорыв произошел с запуском World of Warcraft в 2004 году, которая превратила серию в глобальный феномен. WoW переосмыслила жанр MMORPG, предложив огромный открытый мир Азерота и все сопутствующие механики по социальному взаимодействию. Спустя 20 лет игра до сих пор жива.
Потом франшиза снова расширялась, выйдя за пределы стратегий и MMORPG. В 2014 году Blizzard выпустила Hearthstone — цифровую карточную игру, основанную на лоре Warcraft. Вселенная полноценно охватила три жанра. А в 2020 году была выпущена Warcraft III: Reforged, ремастер третьей части.
Final Fantasy
Источник: cbr.com / Герои из разных частей Final Fantasy
Cозданная Square (сейчас Square Enix) франшиза дебютировала в 1987 году с выходом Final Fantasy на NES. Она стала одной из первых популярных японских ролевых игр (JRPG). Проект, разработаный Хиронобу Сакагути, предложил игрокам эпическую историю о четырех воинах света, сражавшихся с силами зла. На тот момент он легко мог конкурировать с серией Dragon Quest.
Прорыв произошел с Final Fantasy VII (1997) на PlayStation, которая переосмыслила жанр благодаря 3D-графике и сложной истории Клауда Страйфа и его борьбы с корпорацией Шинра. Игра не только популяризировала JRPG за пределами Японии, но и установила стандарт для нарративных игр, вдохновив такие проекты, как Xenogears.
Серия продолжила развиваться с Final Fantasy XI (2002), первой MMORPG во франшизе, и Final Fantasy XII (2006), которая предложила новую боевую систему. Final Fantasy XV (2016) уже перешла к action-RPG с открытым миром. Короче, есть где разгуляться.
А фантастически красивая Final Fantasy XVI, может, и не принесла чего-то радикально нового, зато сравняла графику с уровнем SGI роликов. Вы просто не понимаете, где заканчивается катсцена, а где начинается геймплей.
Но вы знали, что также существует Dissidia Final Fantasy — выпущенный для PlayStation Protable файтинг с ключевыми героями серии, и даже ритм-игра Theatrhythm Final Fantasy (2012) для Nintendo 3DS? Теперь знаете
Интересное про игру
Кому подойдет и нет
Особенности игры
Интересные факты
XCOM
Источник: andphilosophy.com / XCOM
XCOM началась в 1994 году с выхода UFO: Enemy Unknown (в Северной Америке — X-COM: UFO Defense), созданной Mythos Games и MicroProse. Пошаговая тактическая стратегия погружала игроков в роль командира секретной организации, противостоящей вторжению инопланетян. Игра выделялась своей сложностью и процедурно генерируемыми миссиями, что сделало ее культовой среди поклонников стратегий.
Cерия пережила возрождение с выходом XCOM: Enemy Unknown (2012) от Firaxis Games. Этот перезапуск модернизировал классическую формулу, сохранив пошаговые бои и управление базой, но добавив улучшенную графику и более понятный интерфейс.
XCOM: Enemy Within (2013) расширила игру новыми механиками, такими как генетические модификации и механоиды. А еще в 2013 году была The Bureau: XCOM Declassified от студии 2K Marin, которая представляет собой ответвление от основной серии, переосмыслившее тактическую стратегию в формате шутера от третьего лица.
Star Wars
Источник: andphilosophy.com / Star Wars
Серия игр Star Wars началась в 1983 году с аркадной Star Wars от Atari, которая позволяла игрокам управлять X-Wing в битве против Звезды Смерти. Но настоящий расцвет начался в 1990-х с выходом игр от LucasArts, таких как Star Wars: X-Wing (1993) и Star Wars: Dark Forces (1995) — одного из первых успешных шутеров от первого лица во вселенной.
Потом пошла жара, потому что появлялись стратегии (Star Wars: Empire at War) и приключенческие игры (Star Wars: Shadows of the Empire). Важным достижением в популяризации игровой франшизы стала Star Wars: Knights of the Old Republic (2003) от BioWare, которая представила глубокую RPG с моральными выборами и новым лором.
Star Wars: Battlefront (2004) от Pandemic Studios популяризировала масштабные многопользовательские сражения, а ее перезапуск от EA DICE в 2015 году стал хитом благодаря кинематографичной графике, хотя и критиковался за микротранзакции. Star Wars: The Force Unleashed (2008) уже предложила экшен с акцентом на использование Силы, расширив лор через нового персонажа, Старкиллера.
Star Wars Jedi: Fallen Order (2019) от Respawn Entertainment вернула веру в одиночные игры, предложив перешагнуть к жанру action-adventure с элементами souls-like и сосредоточенном на истории джедая Кэла Кестиса. Star Wars: Squadrons (2020) возродила жанр космических симуляторов с упором на мультиплеер, а Star Wars: Outlaws (2024) от Ubisoft стала первой игрой с открытым миром во вселенной, рассказав историю жизни контрабандистки Кей Весс.
Halo
Источник: gamerant.com / Halo
Серия Halo родилась в 2001 году вместе с Halo: Combat Evolved на оригинальном Xbox, став определяющей игрой для жанра шутеров от первого лица. В нем геймеров знакомили с Мастером Чифом, который борется с инопланетным Ковенантом.
Halo не только закрепила успех Xbox как платформы, но и популяризировала консольный мультиплеер, установив стандарты для сетевых шутеров с картами, такими как Blood Gulch. Последующие части, Halo 2 (2004) и Halo 3 (2007), усовершенствовали мультиплеер, поправили матчмейкинг и подтянули инструменты для создания карт (Forge).
Но главный эксперимент произошел в 2009 году вместе с выходом Halo Wars —стратегии в реальном времени от Ensemble Studios (создателей Age of Empires). Игра была выпущена эксклюзивно для Xbox 360 и стала первым проектом во вселенной Halo в жанре стратегии, а не шутера.
В 2010-х годах франшиза перешла под управление 343 Industries. Начиная с Halo: Reach (2010), серия приобрела в драматизме и получила новые механики. Halo 4 (2012) углубила историю Чифа и Кортаны, но вызвала споры из-за изменений в мультиплеере, напоминавших Call of Duty.
Современная эра Halo ознаменовалась выходом Halo Infinite (2021), которая вернулась к корням серии с открытым миром в кампании и бесплатным мультиплеером. Игру хвалили за геймплей, но критиковали за медленные обновления контента и технические проблемы на старте.
Resident Evil
Источник: ignbrazil.com / Герои разных частей Resident Evil
Resident Evil от Capcom, начавшаяся в 1996 году, определила жанр survival horror. Позднее в серию внедрили элементы экшена и «киношного» формата повествования. В будущем эти решения повлияют на такие серии, как Dead Space и The Last of Us.
В 2005 году Resident Evil 4 радикально изменила серию, перейдя к экшен-ориентированному геймплею с видом из-за плеча, который во многом вдохновил современные шутеры, включая Gears of War. Resident Evil 5 (2009) и Resident Evil 6 (2012) продолжили это направление, добавив кооператив и масштабные сюжеты, но были встречены критикой за потерю атмосферы хорроров.
Возвращение к корням началось с Resident Evil 7: Biohazard (2017), которая перешла к виду от первого лица и вернула акцент на хоррор, погружая игроков в жуткую атмосферу поместья Бейкеров. Resident Evil Village (2021) продолжила историю Итана Уинтерса, и теперь это один из лучших активов Capcom. В 2023 переиздали культовый Resident Evil 4, срубив еще больше оваций.
Warhammer 40,000
Источник: fandomwire.com / Warhammer 40,000
Серия видеоигр Warhammer 40,000 основана на настолке от Games Workshop. Она дебютировала в 1993 году со Space Hulk — тактической стратегии, где игроки управляли космодесантниками в боях против генокрадов. Мрачный научно-фантастический сеттинг 41-го тысячелетия, полный войн, хаоса и ксеноугроз, очаровал игроков. Ранние игры, такие как Warhammer 40,000: Chaos Gate (1998), предлагали лишь пошаговую тактику.
В 2000-х годах Warhammer 40,000: Dawn of War (2004) от Relic Entertainment стала знаковой RTS, сочетая масштабные битвы с управлением базами. Dawn of War II (2009) добавила RPG-элементы и акцент на тактику, что привлекло новую аудиторию.
Серия расширилась через такие проекты, как Space Marine (2011), экшен от третьего лица, давший игрокам почувствовать себя неудержимым воином Адептус Астартес. Современная эра включает Warhammer 40,000: Space Marine 2 (2024), продолжающую экшен-линию с кооперативом и ордами врагов, и такие проекты, как Darktide (2022), кооперативный шутер в духе Left 4 Dead. Серия также охватывает мобильные игры и RPG, например Dark Heresy. Фигурки и настолки по «вахе» никуда не делись, конечно же.
Fallout
Источник: thegamer.com / Серия Fallout
История Fallout началась в 1997 году с выходом Fallout: A Post-Nuclear Role Playing Game от Interplay Entertainment, разработанной Black Isle Studios. Изометрическая RPG погружала игроков в ретрофутуристический постапокалиптический мир, опустошенный ядерной войной.
2008 году Bethesda Softworks перезапустила серию с Fallout 3, переведя ее в 3D с открытым миром и шутерной механикой, сохранив RPG-элементы. Проект получил признание за атмосферу, хотя некоторые фанаты критиковали упрощение ролевых систем на фоне оригинальной дилогии.
Новая эпоха Fallout включает Fallout 4 (2015), добавившую строительство поселений и улучшенную графику, но критиковавшуюся за упрощенный сюжет, и Fallout 76 (2018), где разработчики попытались в многопользовательское приключение.
Пополнение Steam
Интересное про игру
Кому подойдет и нет
Особенности игры
Интересные факты
Mario
Источник: soranews.com / Mario
Серия Mario стала широко известна в 1985 году с выходом Super Mario Bros на Nintendo Entertainment System. Созданная Сигэру Миямото игра фактически превратила скромного водопроводчика Марио в икону геймдева.
Когда 1990-е подбросили 3D, Super Mario 64 (1996) для Nintendo 64 вновь наделала шуму. Открытый мир замка Пич, где Марио прыгал по картинам, собирая звезды, стал эталоном 3D-платформеров, вдохновив Banjo-Kazooie и Spyro. Super Mario Sunshine (2002) дала Марио водяной ранец FLUDD для акробатических трюков на тропическом острове, а Super Mario Galaxy (2007) опять повысила планку платформеров.
Super Mario Maker (2015) отдал игрокам ключи от Грибного королевства, позволяя создавать уровни самостоятельно. А Super Mario Odyssey (2017) — это просто самый лучший 3D-платформер. Теперь же мы можем насладиться Mario Kart World — гоночками в открытом мире за много долларов. А еще надеемся, что Nintendo выпустит что-то крайне интересное по этой франшизе.
The Legend of Zelda
Источник: aipt.com / The Legend of Zelda
Отличаясь от линейных платформеров эпохи, Zelda дала свободу выбора пути, заложив основы жанра action-adventure. Link to the Past (1991) усовершенствовала формулу, добавив параллельные миры и культовый лор о Трифорсе, вдохновляя такие игры, как Okami и Alundra, и превратив Линка, Зельду и Ганона в игровых икон.
Серия продолжила экспериментировать. Majora’s Mask (2000) добавила мрачную атмосферу и цикл трех дней, а The Wind Waker (2002) очаровала мультяшной эстетикой и морскими приключениями. Эти игры показали, что Zelda умеет балансировать между традициями и смелыми новшествами, каждый раз переосмысливая Хайрул.
Настоящий взрыв случился с выходом Breath of the Wild (2017), которая разбила рамки серии, да и жанра adventure тоже. Открытый мир, физическая система и свобода исследования вдохновили Genshin Impact и Horizon Zero Dawn, а Tears of the Kingdom (2023) добавила строительство и вертикальный геймплей, превратив Хайрул в песочницу с несколькими уровнями. А еще были спин-оффы, такие как Hyrule Warriors, и ремастеры, вроде Link’s Awakening (2019). И Echoes of Wisdom (2024), вновь переосмыслившая жанр изометрических приключений. Так что, Nintendo, мы все ждем новую Зельду.
Многие из этих серий — столпы, на которых строится современная игровая индустрия. Warcraft породила MMORPG и популярные цифровые карточные игры, Final Fantasy возвысила JRPG до искусства, а XCOM оживила тактические стратегии. Star Wars доказала, что эпические саги могут процветать в интерактивном формате, Resident Evil дала жизнь survival horror, а Warhammer 40,000 показала мощь мрачного лора в разных жанрах. А Fallout..... Нам точно нужно продолжать, или вы сами все поняли?
Заглавное фото: eloutput.com
Читайте также:
- Корейский киберпанк — как Stellar Blade переосмысливает постапокалипсис в играх
- 15 самых требовательных игр в 2025 году
- Minecraft, GTA V и еще 8 самых прибыльных игр в истории игровой индустрии
- Luna Abyss, Deviated и еще 7 шутеров в стиле DOOM, выходящие в 2024 и 2025 годах
- Fallout 4, Persona 5 и еще восемь проектов, где можно проиграть в самом начале
6 комментариев