Корейская игровая индустрия в последние годы увереннее заявляет о себе на международной арене. Одним из ярких примеров этого тренда стала Stellar Blade от студии Shift Up — футуристический боевик, сочетающий в себе элементы киберпанка и постапокалипсиса.
Эта игра не использует привычные клише жанра, а предлагает чуть более свежий, азиатский взгляд на разрушенный мир будущего. Разработчики уже выпустили демо-версию Stellar Blade в Steam, ПК-версия выйдет 11 июня. Так что пора возродить хайп, крутившийся вокруг игры год назад.
Когда зародился тренд
Источник: giantbomb / Wasteland
Мода на постапокалипсис в видеоиграх начала формироваться с выходом Wasteland (1988) — одной из первых игр, представивших мрачный мир после ядерной катастрофы. Но именно серия Fallout задала устойчивые направления и популяризировала жанр как таковой. С тех пор постапокалипсис стал узнаваемым.
Выпущенная в 1997 году Fallout стала новым трендом благодаря авторскому взгляду на феномен. Серия построена на ироничной деконструкции американской мечты. Здесь есть место ретрофутуризму, черному юмору и абсурду, а игрок наблюдает, как человечество, пережившее катастрофу, снова совершает те же ошибки.
Интересный, но неидеальный
В играх в сеттинге постапокалипсиса геймеры ищут пограничные эмоции. Например, страх, надежду, ярость или жажду жизни. Но у этого него есть и обратная сторона, из-за которой страдает пользовательский опыт.
Источник: gematsu.com / Life of Delta
Во-первых, жанр страдает от самоповторов. Ржавчина, обломки цивилизации, мутанты и мародеры превратились в визуальные и сюжетные штампы. Мир после катастрофы редко удивляет, если только разработчики не решаются пойти против шаблонов.
Во-вторых, постапокалиптические игры часто изнуряют игрока эмоционально. Гнетущая атмосфера, безысходность, однотипный ландшафт — все это может вызывать усталость от игры. Третье — ограниченность игрового опыта. Пустой мир, бедный на разнообразные активности, и геймплей, сводящийся к поиску лута и микроменеджменту ресурсов, быстро теряют новизну.
Источник: reddit.com / Мусор в Fallout 4
Сюжетные ходы часто повторяются. Главные герои блуждают в руинах прошлого, сталкиваются с моральными дилеммами и борются не столько за победу, сколько за выживание. Ловушка кроется в самой идее жанра.
Он показывает мир, где люди быстро теряют человечность. В таких условиях сложно отыгрывать настоящих героев — не тех, кто просто убивает лучше, а тех, кто сохраняет ценности, даже если находится в аду. Когда игра не дает даже шанса на такую роль, она ограничивает игрока в выборе, кем быть.
Как жанр попал в ловушку
В постапокалипсисе всегда делалась ставка на драматизм и тяжелые моральные выборы, но в погоне за реалистичностью и глубиной девелоперы неосознанно пересаживали персонажей в узкие рамки шаблонов. Если присмотреться к большинству игр про конец света, их герои делятся на три категории, и каждая из них давно требует переосмысления.
Первая — персонажи с тяжелым прошлым. К примеру, Крейг из Days Gone. Его трагедия обычно подается через призму «потерял семью/друзей/веру в людей», а характер сводится к бесконечному сарказму и недоверию ко всем вокруг. Проблема не в том, что такие персонажи плохи сами по себе. Но когда каждый второй протагонист копирует эту формулу, это перестает работать.
Вторая категория — сильные, но ранимые женщины, которые должны были добавить разнообразия, но быстро превратились в новый штамп, например Элли из The Last of Us Part II, Элой из дилогии Horizon, Фрей из Forspoken.
По задумке это сложные героини, но их сложность сводится к одному и тому же набору черт. Они физически сильны, эмоционально закрыты, периодически говорят о несправедливости мира и в ключевые моменты показывают уязвимость (обычно через внезапные слезы или крики ярости). Сами по себе такие персонажи могут быть хорошими, но когда их становится много, различия стираются.
Третья группа — немые протагонисты вроде Артема из серии Metro или героя из серии S.T.A.L.K.E.R. Обычно так делают, чтобы игрок примерял на себя роль героя, но чаще всего из них получаются пустые оболочки без характера, которые лишь молча выполняют квесты.
Проблема не в самих архетипах, а в том, как их используют. Разработчики уверены, что если герой хмурый и много страдал, его можно назвать глубоким. Если героиня может дать отпор, но иногда плачет, это делает ее сложной. На деле большинство таких персонажей используют одни и те же штампы в духе «Мы не можем позволить себе надеяться на лучшее» или «Я просто выживаю», а их развитие либо предсказуемо, либо его нет вовсе.
Кризис идей
Последнее по-настоящему серьезное переосмысление постапокалипсиса случилось чуть больше десяти лет назад. В 2013 году The Last of Us перевернул представление о жанре, сделав ставку на гиперреализм, психологическую драму и кинематографичную подачу. Через два года Fallout 4 довел до ума формулу «открытый мир + крафт + поселения», и с тех пор разработчики словно боятся отойти от этих проверенных шаблонов.
Проблема не в том, что эти игры были плохи — напротив, они стали классикой именно благодаря своему новаторству. Но когда каждый новый проект пытается повторить их успех, не предлагая ничего принципиально нового, жанр начинает задыхаться в собственных клише.
Days Gone — это The Last of Us на мотоциклах, а Metro Exodus напоминает S.T.A.L.K.E.R. в постсоветских реалиях. Даже Atomic Heart, которая изначально задумывалась как безумный микс советского ретрофутуризма и философской sci-fi, в итоге превратилась в довольно предсказуемый шутер с элементами от BioShock.
Ряд игр лишь подчеркивают общую тенденцию. Death Stranding рискнула сделать постапокалипсис не мрачным, а меланхоличым, превратив выживание в странную медитативную логистику. NieR: Automata смешала апокалипсис с философской притчей и стилизованным экшеном. Но таких игр единицы, и они скорее исключение, чем правило.
Почему так происходит
Во-первых, страх издателей перед рисками. Постапокалипсис стал безопасным жанром. Игроки знают, чего ожидать, а значит, можно не экспериментировать. Нет смысла изобретать велосипед, если проверенная формула «собирай ресурсы, улучшай оружие, выживай» гарантированно продается.
Источник: rockpapershotgun.com / Fallout 4
Во-вторых, нежелание выходить за рамки реализма. После успеха The Last of Us многие разработчики уверовали, что апокалипсис должен быть только мрачным, грязным и гипердраматичным. Но где безумие Mad Max, где черная комедия Borderlands? Жанр мог развиваться в любом направлении — от абсурдного до романтичного, но вместо этого десятилетиями эксплуатирует одни и те же идеи.
В-третьих, технический консерватизм. Большинство постапокалиптических игр последних лет — это либо шутеры, либо стелс-экшены, либо survival-песочницы. Почти никто не пробует совместить жанр, например, с полноценным RPG-миром в духе Disco Elysium или стратегией вроде Frostpunk.
Stellar Blade говорит о другом
Источник: tarreo.com / Ким Хён Тэ слева и Ли Дон Ги справа
Вдохновением для создания идеологии Stellar Blade послужил реальный эпизод. Руководитель Shift Up Ким Хён Тэ стал свидетелем массовой забастовки водителей такси, встревоженных ростом автономных технологий. С развитием беспилотных автомобилей у многих возник страх потерять работу и быть вытесненными искусственным интеллектом.
Не выживание, а возвращение
Источник: techsport.com / Ева
Классический постапокалипсис часто показывает людей как выживших, погрязших в отчаянии. В Stellar Blade же остатки цивилизации не борются за существование, а пытаются вернуть утраченное. Главная героиня Ева — часть элитного отряда, отправленного на Землю, чтобы отбить планету у загадочных инопланетных существ NA:tives.
Игра отходит от заезженных клише вроде зомби или вирусов. Вместо этого здесь загадочные Найтивы, которые нарушают баланс привычного мира. Этот выбор делает угрозу более чуждой, усиливая ощущение странного мира.
Грациозно и красиво
Большинство постапокалиптических игр делают ставку на хардкорный, грязный экшен. Stellar Blade идет другим путем. Сражения здесь напоминают танец. Механика уклонений, парирований и комбо заимствует лучшее из Sekiro: Shadows Die Twice и Bayonetta. Даже в мире на грани гибели сражения выглядят красиво.
Shift Up уделила особое внимание анимациям и зрелищности. Ева перекатывается, делает пируэты в воздухе, уходит от атак с такой легкостью, будто заранее знает, куда ударит противник. И все это без рывков и топорной анимации. Удары перетекают один в другой, а финальные движения часто сопровождаются эффектными slow-mo.
В катсценах многие кадры напоминают артхаусные sci-fi фильмы, где в пепле цивилизации все еще просвечивает красота. Этот постапокалипсис не «грязный», а почти философский и визуально выверенный.
Схожесть с японским взглядом на постапокалипсис
В японской анимации постапокалипсис — частая тема. Neon Genesis Evangelion, Blame!, Akira и «Навсикая из Долины ветров» — все они рассматривают разрушение мира не как фон, а как следствие человеческой гордыни, технологического прогресса или экзистенциального кризиса. В этих произведениях герои часто страдают от внутреннего конфликта и вынуждены переосмысливать свое место в мире.
Stellar Blade наследует именно эту традицию. Мир игры наполнен намеками на катастрофу, вызванную не только внешними силами, но и внутренним моральным крахом человечества. Это делает ее ближе к аниме вроде Evangelion, чем к западным играм о выживании.
Заключение
Stellar Blade — не совсем обычный экшен в декорациях вымершего мира. Порой игра подается как большое интерактивное кино, где разрушение цивилизации становится фоном для вопросов и рефлексии о том, за что борется человечество.
Проект Shift Up немного смещает фокус внимания в традиционных играх про постапокалипсис, добавляя восточную философию, внимание к визуальной драматургии и акцент на внутреннюю трансформацию героев. При этом в сюжете прослеживаются экзистенциальные темы, роднящие игру с NieR: Automata или Blade Runner.
Но история о поиске смысла в обломках цивилизации подана через призму корейского подхода к художественной реализации. Кому-то это пришлось не по нраву, другие получили качественный и грациозный слешер с механиками парирования, в который по-настоящему интересно играть.
Заглавное фото: gamesradar.com
Читайте также:
- Ева из Stellar Blade — кибербогиня нового поколения или просто часть фансервиса?
- Раскрыты полные системные требования Stellar Blade на ПК
- Stellar Blade получила новый патч с откровенными купальниками и летней локацией
- Stellar Blade получит набор откровенных нарядов для Евы в грядущем обновлении
- Топ игр, похожих на Stellar Blade
2 комментария
Ощущение, что мировые СМИ и блогеры как-то однобоко подошли к теме с точки зрения сексуализации главной героини, а тут вот какая глубина на самом деле!